Что идет в кино

Опубликовано: 21 января 2005 г.
Рубрики:

ВЕРА ДРЭЙК
Vera Drake

Art houses
Сценарист и режиссер Майк Ли

Слов нет, англичанин Майк Ли — один из самых талантливых режиссеров в мире. Он также неутомимый социальный критик порядков в своей стране. Ли продолжает традицию Диккенса — его симпатии отданы бедным и честным труженикам.

Такова семья Дрэйков, с которой мы знакомимся в 1950 году. Отец — автомеханик, владелец скромной мастерской. Сын и дочь уже взрослые, оба работают. Мать, Вера, ходит убирать квартиры к богатым. Они ютятся в крошечной квартирке (где, впрочем, у каждого есть свой закуток), любят друг друга и вполне счастливы. Вера — добрейшая женщина, она всегда весела и приветлива. Ухаживает за своей, живущей отдельно, престарелой матерью. Каждый день навещает больного соседа, кипятит ему чай. Муж, с которым они вместе уже 27 лет, не может ею нахвалиться.

Кроме того, Вера делает подпольные аборты — вливания мыльной воды, от которых происходит выкидыш. Эти процедуры показаны в фильме неоднократно и подробно. Причем занимается она этим уже лет двадцать совершенно бесплатно, просто от доброты душевной. Она понятия не имеет, что хищная посредница, поставляющая ей клиенток, тайком от Веры берет с них по два фунта. “Я просто помогаю девушкам”, — говорит Вера. И никто в ее семье об этом не знает.

В конце-концов одна из этих клиенток попадет в больницу, и Веру арестуют. Последняя треть 2-часового фильма изображает муки Веры и ее семьи. Безжалостный судья отправляет несчастную в тюрьму на два с половиной года.

Это мрачное и гневное произведение получило Золотого Льва — главную премию кинофестиваля в Венеции, а также шесть премий Британского Независимого фильма у себя на родине.

У меня фильм как-то не вызвал эмоционального отклика. Майк Ли изо всех сил старается нас убедить, что Вера — жертва несправедливости. Но какой? Ее судят за подпольную операцию с самодельным оборудованием, едва не приведшую к смерти пациентки. Конечно, Ли прав, когда предлагает нам винить не Веру, а причины, заставляющие женщин прибегать к ее услугам. Поскольку аборты, видимо, не были запрещены, то остается главная причина — бедность. В фильм вставлен эпизод с девушкой из богатой (и, конечно, бездушной) семьи, которая платит врачу за аборт 150 фунтов, и уж ей-то предоставляют услуги по высшему классу. А неимущим остается добрая, бескорыстная Вера со своей мыльной водой.

Я восприняла “Веру Дрэйк” как довольно прямолинейный агитпроп про ужасы классового неравенства и добродетели английских трудящихся. Критика очень хвалит Имельду Стонтон за исполнение заглавной роли. Актриса играет хорошо. Замечательно найдена внешность Веры. Трудно поверить, что это профессиональная актриса, а не бедная уборщица. Но задачи, поставленные перед ней режиссером, не так уж сложны. Сначала она должна все время улыбаться, напевать и быстро двигаться. Потом — все время плакать и двигаться замедленно.

В общем, как мне кажется, это не самый лучший фильм превосходного режиссера.

* * * *


  • ***** - замечательный фильм
  • **** - хороший фильм
  • *** - так себе
  • ** - плохой фильм
  • * - кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки