Как каялись шестеро из Шин-Бет

Опубликовано: 16 апреля 2013 г.
Рубрики:

4 shalom w.jpg

Авраам Шалом
Авраам Шалом сегодня (вверху) и в молодости, когда он был главой секретной службы Шин-Бет (1981-1986). Photo Courtesy: Avraham Shalom/ Sony Pictures Classics
Авраам Шалом сегодня (вверху) и в молодости, когда он был главой секретной службы Шин-Бет (1981-1986). Photo Courtesy: Avraham Shalom/ Sony Pictures Classics
Стража у ворот

The Gatekeepers

Режиссер Дрор Морех

В начале 60-х годов на закрытом учебном просмотре для Высших режиссерских курсов в Москве я увидела французский фильм «Манон». Это была экранизация романа «Манон Леско», написанного аббатом Прево в восемнадцатом веке, но знаменитый французский режиссер Клузо снимал свой фильм в 1949 году и решил осовременить роман. Действие фильма происходило в послевоенной Франции. Манон и ее возлюбленный бежали не в Америку, как в романе (где героиня погибала в лесах Луизианы), а на Ближний Восток. Они попадали на корабль, который вез семьи еврейских переселенцев в Палестину.

Меня несколько удивило, что прибывших встречали на берегу израильские вооруженные солдаты. Но скоро становилось ясно, почему. В пустыне на колонну беженцев налетали арабские всадники и начинали ее расстреливать. От выстрела гибла и Манон, и Дегрие хоронил ее в песках.

Я была так сильно и неприятно озадачена, что именно этим фильм навсегда врезался мне в память. Нам в СССР никто не говорил, что еврейских женщин и детей, спасшихся от холокоста, на их новой родине местные жители встречали пулями. Во Франции же, очевидно, это знали все — иначе Клузо не стал бы такое снимать.

Сейчас в Америке большинство зрителей, если бы им показали «Манон», тоже были бы изумлены. Молодежь учат, что евреи — агрессоры и оккупанты, выгнавшие палестинских арабов с их земель. Только что студенческий совет калифорнийского университета в Риверсайде вынес решение — требовать, чтобы университет не смел вкладывать деньги в акции компаний (например, «Дженерал электрик»), производящие оружие, которое закупает Израиль. Ведь его используют против угнетенных палестинцев! Правда, вскоре студенты пришли в сознание и подавляющим большинством проголосовали против собственного решения. Видимо, кто-то им что-то объяснил так понятно, что до них дошло.

Как известно любому, кто хочет знать факты, в 1947 году согласно резолюции ООН номер 181 территория Палестины (бывший британский мандат) была разделена между евреями и арабами с тем, чтобы они построили там два государства. Арабы этот план отвергли и начали войну с евреями. В 1948 году было создано государство Израиль. Арабы своего государства не создали, предпочитая направить силы на истребление евреев. Поскольку им стали помогать страны Арабской Лиги, гражданская война быстро превратилась в международную. Население арабских территорий бежало, боясь войны, не желая сосуществовать с евреями и надеясь на скорую победу. А из некоторых деревень, где базировался противник, израильтяне выселяли людей. Так сложилось странное образование — так называемые палестинские беженцы. За 60 лет психология их потомков практически не изменилась, целью осталось уничтожение Израиля, а методом борьбы стал терроризм, то есть, убийство мирных жителей.

В 1948 году была создана служба безопасности Израиля — «Шин Бет», по первым буквам слов «Невидимый щит». Сейчас ее возглавляет 13-ый по счету начальник. Пять руководителей «Шин Бета» скончались. «Щит» теперь уже далеко не «невидимый» и практически утратил свою секретность.. Руководителей службы знают по именам, они выступают публично, некоторые стали политическими деятелями. Четверо из них участвовали в демонстрациях, призывавших к уходу из Газы.

У шести этих здравствующих отставников взял интервью израильский документалист Дрор Морех и сложил из их высказываний фильм. Он вызвал бурные восторги американской критики, осыпавшей его наградами, и был номинирован на «Оскара», но, к чести Академии кино, премии не получил.

Я шла это смотреть с большим интересом, ожидая услышать рассказы тех, кто находился на переднем крае борьбы, о том, как они защищали свою наконец-то обретенную независимость. Я предвкушала драматичные, глубокие истории.

Однако, чем дальше я смотрела, тем больше недоумевала. То, что происходило на экране, напоминало советские партсобрания по персональным делам. Отважные начальники службы безопасности в основном каялись и били себя в грудь.

Авраам Шалом (руководил «Шин-Бетом» с 1981 по 1986 год) говорил только об истории с автобусом. В 1984 году этот автобус с 41 пассажиром захватили и собирались взорвать четверо террористов. Погибла женщина, несколько человек было ранено. Двоих террористов в ходе спасательной операции застрелили солдаты, а двоих разъяренная толпа израильтян забила до полусмерти. Шалом дал разрешение их пристрелить. Разразился страшный скандал, «Нью-Йорк таймс» поместила разоблачительную статью, со всех сторон раздавались требования расследовать, кто санкционировал расправу. В результате генерального прокурора Израиля и Шалома выгнали в отставку, нескольких военных судили, создали комиссию для надзора за «Шин-Бетом».

Вот тут бы в фильме Мореха и поговорить о неразрешимом противоречии, когда две противоборствующие стороны играют по совершенно разным правилам. Одна сторона желает убить все население Израиля. Другая отвечает, убивая тех, кто этим руководит. Но так называемое мировое общественное мнение — то есть, левая западная пропаганда — обеспокоена исключительно моральной чистотой оборонительных действий Израиля. Наша «Лос Анджелес таймс», без шуток, превратилась в газету «Правда». Недавно там, например, появилась заметка под заголовком «Новая вспышка израильско-палестинского насилия». Опять, значит, зашебуршилась израильская военщина. На самом деле заголовок должен бы был гласить: «Палестинцы вновь обстреляли ракетами Израиль, а он ответил», потому что именно это и произошло.

Шестеро «шин-бетовцев» в фильме каются изо всех сил. «Есть что-то неестественное в том, чтобы иметь такую власть убивать», — говорит один из них. Конечно, в убийстве нет ничего хорошего и естественного. Но если довести эту мысль до логического конца, то выйдет, что сопротивляться насилию аморально и безнадежно. В фильме наперебой рассказывают о том, как при ликвидации террориста плохо рассчитали и убили нескольких членов его семьи. О том, как ужасная группа евреев хотела взорвать (но не взорвала) главную иерусалимскую мечеть. О том, как «Шин-Бет» прозевал убийство Ицхака Рабина правым израильским экстремистом. Как пытают террористов в израильских тюрьмах (трясут за плечи, держат связанными в неудобном положении и не дают спать). Один заключенный скончался от тряски, повредившей мозг.

Нам сообщают, что в борьбе Израиля «стратегии нет, только тактика» и что эта борьба вообще не имеет смысла. Что Израиль «забыл о морали». Ювал Дискин (начальник «Шин-Бет» с 2005 по 2011 год) повторяет вслед за покойным философом, профессором Лейбовицем, что психология израильтян — это «иудео-нацизм», а также говорит, что «кто для одних террорист, тот для других борец за свободу».

Итог фильму подводит Ами Аялон (начальник «Шин-Бет» с 1996 по 2000 год), который сообщает, что, покинув службу, «становишься левым», и который в интервью с Чарли Роузом однажды сказал, что Израиль «движется к апартеиду». По его мнению, в противостоянии террористам «мы выигрываем каждое сражение, но проигрываем войну».

Этим загадочным заявлением и завершается произведение Дрора Мореха.

Yuval Diskin, Avi Dicther and Ehud Olmert w.jpg

Руководители Шин-Бет
Слева направо: Юваль Дискин, глава Шин-Бет с 2005 по 2011 год, Ави Дитчер, руководил Шин-Бет в 2012 г. и Эхуд Ольмерт — премьер-министр Израиля с 2006 по 2009 гг. Photo courtesy of Yuval Diskin/Sony Pictures Classics
Слева направо: Юваль Дискин, глава Шин-Бет с 2005 по 2011 год, Ави Дитчер, руководил Шин-Бет в 2012 г. и Эхуд Ольмерт — премьер-министр Израиля с 2006 по 2009 гг. Photo courtesy of Yuval Diskin/Sony Pictures Classics
Как рассказал сам Морех, из 50 часов интервью в фильм вошел только один час. Это нормальный процесс монтажа, но он предполагает жесткий отбор материала под определенным углом зрения. А этот угол вызвал у меня мысль, что с такими защитниками безопасности Израилю и врагов не надо.

Беньямина Нетаньяху сразу после выборов спросили, видел ли он «Стражу у ворот». Он сказал, что не видел. Поздравление Мореху с номинацией на «Оскара» направлять не стал. Вице-премьер Моше Яаалон заметил, что фильм смонтирован так, «чтобы служить взглядам палестинцев. То, что там показано — односторонне и потому предвзято». Министр обороны Эхуд Барак назвал фильм «свидетельством того, что в Израиле можно говорить свободнее, чем где бы то ни было».

Агентство «Рейтер» в Иерусалиме дало «объективную» оценку содержанию фильма: «Он изображает 46-летнюю оккупацию Западного Берега и еврейский ультра-национализм как угрозу выживания Израиля». Вот что, оказывается, на самом-то деле грозит стране. Это не открытая ненависть и агрессивность ее врагов, а «ультра-национализм» ее народа.

Кинокритик Шломо Шварцберг из Канады написал, что «зашоренный, близорукий и крайне предвзятый взгляд автора превратил фильм в простую пропаганду. Его персонажи, подобно большинству критиков еврейского государства, не могут заставить себя признать, что все эти годы израильская сторона всегда хотела идти на компромиссы ради мира. Один из лидеров «Шин-Бет» советует Израилю вступить в переговоры с Ираном, другой цитирует некоего Ешаяху Лейбовица с его «иудео-нацизмом». «Стража у ворот» — очередной пример поношения Израиля».

Выражаю полное согласие с этими словами и глубокое разочарование поверхностным фильмом Дрора Мореха. Пребываю почти в одиночестве, потому что на сайте «Гнилые помидоры» 92 процента критиков и 83 процента зрителей фильм хвалят.

*

 


***** — замечательный фильм

**** — хороший фильм

*** — так себе

** — плохой фильм

*— кошмарный

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки