Второй номер

Опубликовано: 1 мая 2011 г.
Рубрики:

В последний месяц Владимир Путин, как в боксе говорят, "работает вторым номером". То есть защищается, огрызается, иногда даже оправдывается. Более того — подвергается цензуре, что вообще немыслимо.


21 марта на ракетном заводе в Воткинске, на встрече с коллективом, рабочие почему-то часто спрашивали Владимира Владимировича о ситуации в Ливии. (Россия на заседании Совета безопасности ООН не наложила "вето", воздержалась, то есть фактически поддержала резолюцию о санкциях против режима Каддафи.)

"Резолюция ООН является неполноценной и ущербной, — рубанул Путин — Фактически она... напоминает средневековые призывы к крестовым походам. Меня беспокоит та легкость, с которой принимаются решения о применении силы. Бомбили Белград, Буш ввел войска в Афганистан, потом под совершенно лживым предлогом ввели войска в Ирак... теперь стали бомбить Ливию — под предлогом защиты мирного населения. А от этих ударов гибнет как раз мирное население! Где же логика и совесть?! Нету ни того, ни другого!"

Наверно, не случайно Путин практически повторил обращение Каддафи к ливийцам: "Это крестовый поход колониалистов. Это нападение крестоносцев приведет к развязыванию полномасштабной войны".

Мировые информационные агентства разнесли слова российского премьера как шокирующую новость. А для нас ничего необычного в них не было: отношение Путина к Западу известно, также нам известно, кто в тандеме главный. Мы бы и не обратили особого внимания, если бы не президент Медведев. Он отреагировал моментально.

В тот же понедельник, через 3 часа после демарша Путина, глава государства выступил со специальным заявлением. Причем, находясь не в кабинете, а в резиденции в Горках. Причем, появился на экранах телевизоров не в штатском, цивильном костюме, а в некоем бойцовском виде — в куртке с золотой вышивкой на груди: "Верховный главнокомандующий". Поскольку ничего случайного при таких обстоятельствах не бывает, то очевидно, что преследовалась цель — показать народу, кто в стране командир.

"Я не считаю эту резолюцию неправильной, она в целом отражает наше понимание происходящего, — сказал президент. — Резолюция была сознательно пропущена РФ через Совбез, поскольку отдельные ее положения направлены на предотвращение преступлений режима нынешнего ливийского руководства... Нам нужно всем быть максимально аккуратными в оценках, ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций, типа "крестовых походов" и так далее. Это неприемлемо".


Шокирующий поступок Владимира Путина (открыто выступил против президента, против международной политики президента!) предположительно можно объяснить: внутри у него накипело так, что он начал публичную борьбу за власть в 2012 году. Накануне вышел доклад "Обретение будущего. Стратегия-2012. Конспект", подготовленный Институтом современного развития, символическим главой которого является президент Медведев. Цифра, вынесенная в заголовок, недвусмысленно указывает: речь даже не о близком будущем, а о горячем настоящем — о выборах президента. О программе действий.

Вначале дается оценка предыдущему периоду: "После напряженных 90-х мы получили передышку. Но в политэкономике это привело к регрессу: привстав с колен, страна попятилась назад".

Иначе говоря, богатое нефтедолларами путинское десятилетие объявляется провалом, а его достижения — фикцией: "Реальная политика такова, будто для выхода из тупика достаточно косметики... Политическую систему необходимо привести в соответствие с духом и буквой Конституции".

Фамилии, разумеется, не называются, но делается прогноз — что случится, если у руля высшей власти снова встанет тот, кто привел страну к нынешнему положению: "Следующее президентство может стать временем углубления застоя, реставрации худших черт нашей общественно-политической архаики. Отставание России может стать необратимым".

И вывод: России надо выбирать "не между направлениями движения, а между будущим страны и его отсутствием".

Не обошлось, впрочем, и без личных характеристик. Отдельная глава доклада — о необходимости глубокой десталинизации. Население до сих пор живет в убеждении и в условиях безусловного приоритета государства над личностью. Отсюда неумолимо проистекают и внушаемые мифы о сакральности существующей власти, в реальности — диктат чиновников, и огосударствление идеологии, и имперские притязания, и ксенофобия, и поиск врага. Эти метастазы равно губительны и для общественного сознания, и для экономики. Однако система не избавляется от них, а пытается культивировать в других формах: "Необходимо открыто признать, что новая схема конструкции "вождь — масса" по идеологии и социальной психологии близка к неототалитарной (что характеризует любые неформальные верховные статусы)".

Кто у нас имеет "неформальный верховный статус", нетрудно догадаться.

И далее: "Национальный лидер" — это еще не "отец народов", но уже пародия — и уже опасная".

Представим, КАК читал эти строки Владимир Владимирович. Мало того, что ученые из президентского Института современного развития открыто сказали о пагубности его власти для будущего страны, так еще и назвали его статус "нацлидера" опасной пародией.

Возможно, отсюда и резкость высказываний Путина. Хотя вполне вероятно, что эмоций здесь нет. А есть рассчитанный сигнал к борьбе.

Президент принял вызов и резко осадил премьера.

В тот день, 21 марта, в информационных телевыпусках в 15 и в 16 часов на всех каналах выступление Путина на заводе подавалось как главная новость — 2 минуты премьер в пух и в прах разносил ООН и Запад. Но, начиная с 18 часов и далее, эту часть сюжета вырезали. И получилось, что премьер на заводе беседует с рабочими исключительно о делах производственных.

Народ не обратил внимания, потому как не очень прислушивается к зомби-ящику, а вот в государственно-политических кругах прошел шорох: это что же, речи Самого кастрируют цензурными ножницами?!

Через несколько дней, после встречи с премьер-министром Словении, отвечая на вопросы журналистов, наш премьер выговорил-таки: "У нас президент руководит внешней политикой и там не может быть раздвоения позиций". Вынужден был сказать.

Тем временем два российских парламентско-партийных деятеля четвертого-пятого рядов то ли не сориентировались в ситуации, то ли очертя голову ринулись в бой за вождя, то ли бросились уже в атаку на Медведева, расценив слова Путина как сигнал. Первый заместитель председателя комитета делам Госдумы по делам СНГ Константин Затулин на пленарном заседании парламента оценил международную политику, проводимую президентом, язвительной пословицей: "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник", а руководитель политического департамента "Единой России" Алексей Чадаев ничтоже сумняшеся предупредил, что решения по Ливии будут "стоить Медведеву политического будущего".

Оба тут же лишились постов.


Сюжет показывает: во-первых, сложные отношения в тандеме перешли на нижние уровни, там уже кипят страсти. И обстановка раскалились до такой степени, что приближенные Путина потеряли осторожность, представления о субординации, перешли к хамской, агрессивно-наступательной тактике. Во-вторых, Медведев дал понять, что не потерпит с путинской стороны действий, роняющих его авторитет. Тем более — не намерен спускать хамские выходки "путинских холуев" — как их окрестила пресса. В-третьих же, многочисленная партийно-государственная массовка призадумалась: как же так получается, люди изъявили верность "лидеру нации" — и тут же лишились голов?! Понятно, зарвались ребята, слова надо подбирать, но ведь думали же, что за излишнее рвение не накажут, думали же, что как за каменной стеной... Оказывается, нет.

Путин реагирует с заметным раздражением. Возможно, с рассчитанным раздражением. Так, принимая в своей резиденции членов правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, он вышел к журналистам, показал им новую российскую машину с глупым, неостроумным названием "ё-мобиль" и сказал: "Название, конечно, непонятно откуда взяли, но внимание привлекает. Хочу доехать на нем до заседания Совета безопасности и показать Дмитрию Анатольевичу. Недалеко, не развалится ваш ё-мобиль"?

Офицер, впитавший субординацию с младых ногтей, номенклатурщик высшего ранга, он не мог не понимать двусмысленности. Видно было, работает на камеру, на огласку. Так и вышло в эфир — ё-мобиль для президента. Доехав до президентской резиденции "Горки", он показал машину Медведеву и катал его на ней. Рулил. Все камеры всех телеканалов снимали. К счастью, бдительные головы в администрации успели сообразить — и сюжет с катанием зарубили на подступах к эфиру.

Чистка рядов государственного аппарата не так заметна, как скандалы с политическим намеком и личной подоплекой. Между тем, за годы президентства Медведева уволены десятки губернаторов, генералов министерства обороны и министерства внутренних дел — назначенцев Путина. Принято принципиальное решение о ликвидации госкорпораций — непонятных образований, пожирающих народные деньги, убыточных и к тому же не подотчетных (?) государству. Наконец, совсем недавно Медведев ликвидировал личные кормушки больших чиновников — приказал вывести вице-премьеров и министров из советов директоров компаний. Тут многое завязано. По итогам года председатель и члены советов директоров получают от компаний бонусы в сотни тысяч долларов, в миллион долларов и более. То есть узаконенная коррупция, сращивание государства с бизнесом. На том система стоит — железобетонная верность вассалов сюзерену гарантирована тем, что должность официально подкреплена большими деньгами. Кстати, первой жертвой приказа стал вице-премьер, председатель совета директоров "Роснефти" Игорь Сечин, серый кардинал путинского окружения.


Объективно, идет демонтаж прежней системы. О чем Дмитрий Медведев и сказал в интервью китайскому телевидению: "Изменения назрели. Тот, кто не меняется, тот остается в прошлом. То, что хорошо было десять лет назад, уже нехорошо сегодня, мы должны приспосабливаться под меняющийся мир, приспосабливать этот мир под себя".

Кто и что в прошлом — можно догадаться, особенно когда указан точный строк — десять лет назад.

Во время интервью возник и вопрос об отношениях в тандеме, на что Медведев ответил: "У нас единая задача. Нет ни одной здоровой политической силы в стране, которая не желает стране процветания. Мы просто, может быть, по-разному видим методы и способы достижения этого процветания. Я президент страны, глава государства. Президент формирует правительство... Это, естественно, наложило свой отпечаток и на мои отношения с моим коллегой...".

То есть указал место. Отметив "разные способы". И, наконец, откровенно заговорил о главном: "Я не исключаю того, что я буду баллотироваться на новый срок, на должность президента. Решение будет принято, причём в достаточно уже короткой перспективе, потому что уже меньше года остаётся".

Конечно, многие россияне и даже заграничные граждане заинтересовались. Трудно забыть, как Путин ошеломил мир откровением, что насчет президентства они "договорятся".

Снова Путин попал во "второй номер". По ходу событий и по масштабам трибуны, гласности. Интервью Медведева транслировалось на весь мир, накануне встречи лидеров Бразилии, России, Индии и Китая. А Путин встречался с журналистами — после съезда медицинских работников страны. Когда его спросили о выборах 2012 года, он проявил снисходительность: "Это... неоригинальный вопрос... Конечно, когда-то это решение должно быть принято. Но до выборов еще почти год. И эта суета вокруг выборов не способствует нормальной организации работы".

Вообще-то президентские выборы в цивилизованном мире — событие огромной важности, борьба идей, всенародное определение пути. Однако Путин нарочно или вполне чистосердечно низвел предстоящие выборы главы государства до пустяка, о котором и спрашивать-то глупо, "неоригинально". Но раз уж спросили, приходится вразумлять: времени "еще почти год... решение должно быть принято".

За нас примут, а мы должны его принять и "не суетиться"?

Мы-то — ладно. Мы — привычные. Но если Медведев не согласен и хочет самостоятельно идти на выборы, это предвещает сюжетную интригу в российской политической жизни. Той самой, которую Медведев определил как "застойную".

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки