Хранитель национальных ценностей

Опубликовано: 16 мая 2001 г.
Рубрики:
Валерий Сафошкин

Его скромная квартира в Москве - квартира подлинного коллекционера. Из угла комнаты смотрит на меня красная труба граммофона, вся стена напротив увешана фотографиями знаменитых певцов, многие - с автографами хозяину квартиры. И - шкафы, уставленные бесчисленными папками с широкими корешками. В них хранятся... 17 тысяч пластинок!

Привожу краткий пересказ беседы c владельцем уникальной коллекции граммофонных пластинок Валерием Дмитриевичем Сафошкиным.



ПЛАСТИНКИ СТОЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

Да-да, именно столетней! Производство граммофонных пластинок началось в России в самом конце XIX века. Дело, которым занималось большое число фирм, бурно пошло. Из-за отсутствия у большинства фирм каталогов назвать общее число выпущенных до революции дисков трудно. Однако же известно, что за 10 лет (с 1901 по 1911 год) одно только акционерное общество "Граммофон" сделало около 20 тысяч записей, а в каталоге этой фирмы значится около двухсот лучших исполнителей. На Апрелевской фабрике "Метрополь-Рекорд", построенной Готлибом Моллем в 1910 году (ныне - Апрелевский завод грампластинок фирмы "Мелодия"), ежемесячно производилось около 50 тысяч пластинок. Масштабы дореволюционного производства становятся ясными, если сказать, что Надежда Плевицкая только в России сделала около 170 записей (это 85 пластинок или 8-9 современных компактных дисков). Даже при современной технике почти нет сегодня певцов с таким числом дисков. Другой пример - Варя Панина. Она записывалась всего шесть лет, но напела больше, чем корифей цыганской песни Николай Сличенко!

Увы, в 1917-ом и последующих годах все разбили, все уничтожили, многих арестовали. Цвет творческой интеллигенции оказался за границей. Фирмы прекратили производство пластинок. Разрушили, как это у нас водится, "до основанья". А затем последовала инициатива Луначарского. Выпуск пластинок начали с речей Ленина. Однако интересного для простых людей записано было мало. И только с 1929 года, после создания Музтреста, а с 1933 года - Грампласттреста, репертуар стал расширяться, в том числе за счет эстрадных записей.

А НАЧИНАЛОСЬ ЭТО ТАК...

Родители Валерия привезли с фронта патефон и десять пластинок. Для мальчика это было великое удовольствие - крутить пластинки, слушать Русланову, Утесова. Валерий очень полюбил эти песни, особенно Утесова. К началу шестидесятых (Валерий родился в 1945 году в кубанской станице) коллекция состояла приблизительно из тысячи пластинок, что по местным масштабам было очень много. Уже тогда кое-кто называл Валерия сумасшедшим. Слово - Валерию Дмитриевичу:

- В 1961 году я поехал учиться в Ленинград и там получил стимул, толчок, который коллекционеру совершенно необходим. Потому что из-за трудностей всякого рода многие бросают коллекционирование. Я познакомился с Утесовым, рассказал о своем увлечении, отметив, что собрал много и утесовских пластинок. Леонид Осипович тут же поинтересовался, есть ли у меня наиболее редкие записи: "Гоп со смыком", "С одесского кичмана", "Барон фон дер Пшик". Услышав утвердительный ответ, знаменитый артист похвалил: "Вы посмотрите, такой молодой, а знает больше музыкантов моего оркестра!".

Позже я вернулся в родное училище [Сафошкин был курсантом военного училища, стал офицером-железнодорожником, теперь - военный пенсионер. - А.Л.] помощником начальника политотдела по комсомольской работе. Тогда последовал еще один толчок, способствовавший росту моего собрания. Коллекционеры города создали так называемую Секцию любителей эстрады. Ее возглавлял Райкин, а заместителем был Василий Васильевич Меркурьев. В 1971 году секция поручила мне и моему другу, коллекционеру Николаю Калмыкову, сделать вечер звукозаписи, посвященный Александру Николаевичу Вертинскому. Вечер прошел в ДК им. Ленсовета... Коля вел первое отделение, о творчестве Вертинского в России и эмиграции, я - о 14-летнем периоде после возвращения в СССР. В зале сидела вся живая театральная энциклопедия. Когда я вышел во втором отделении, у меня ноги подкашивались. Но был большой успех. Рассказ о Вертинском мы иллюстрировали записями. В конце на сцену поднялся Райкин, сказал слова благодарности и подарил ведущим свои книжки. После этого вечера я получил еще одно ускорение, стал много выступать по радио, делать концерты, рассказывать о забытых мастерах эстрады.

КОЛЛЕКЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ!

Это - принцип, если хотите, стиль жизни Валерия Сафошкина. Коллекционер в его представлении - не скупой рыцарь, а хранитель и популяризатор национальных ценностей.

Его коллекция стала основой уже выпущенных семидесяти лазерных дисков, среди которых - весь Петр Лещенко. Выпущена половина из запланированных 25-ти компактных дисков Леонида Утесова. Причем, не просто дисков. К каждому диску приложена брошюра с творческой биографией певца, редкими фотографиями и дискографией, то есть перечнем когда-либо выпущенных пластинок.

К 850-летию Москвы выпущено раритетное издание: церковные песнопения, записанные в... храме Христа Спасителя в 1906-1916 годах.

Два диска возвращают слушателям неизвестных ранее Александра Вертинского и Вадима Козина.

Валерий Дмитриевич гордится тем, что при его активном участии имя Утесова присвоено одной из улиц Одессы, что открыт туристический маршрут "Утесов в Одессе" (первым экскурсоводом которого был Сафошкин).

Записями коллекции постоянно пользуются многие театральные деятели (записи звучат в спектаклях Театра на Таганке, Театра сатиры, Большого театра и др.), деятели кино, радио и телевидения.

Валерий Дмитриевич помог Александре Стрельченко сделать программу, посвященную Надежде Плевицкой. Премьера программы состоялась несколько лет назад в Колонном зале, записана на радио и телевидении.

Многие из радиослушателей, наверное, помнят передачи "Старый граммофон" на радиостанции "Маяк", радиопередачи "Душа тебе по-прежнему верна" и "Диапазон", прямой эфир радиопередач "Москва и москвичи". Все это - при участии Валерия Сафошкина и на основе его коллекции.

А на телевидении Валерий Дмитриевич был автором и ведущим передач "Звезды на 78" (столько оборотов в минуту делали старые пластинки).

До сих пор по многу раз в году Валерий Сафошкин проводит тематические вечера в ЦДРИ, сам же их и готовит (пишет сценарии, приглашает актеров). Прошли вечера, посвященные Вадиму Козину, Изабелле Юрьевой, Леониду Утесову, Клавдии Шульженко, Александру Вертинскому, Тамаре Церетели.

Валерий Дмитриевич очень рад, что один из таких вечеров открыл театральной публике талант молодого певца из Санкт-Петербурга Олега Погудина, а другие - помогли пробиться трио "Реликт" и "Грант".

Словом, коллекция работает, еще как работает!

ЧУДАКИ И ЭНТУЗИАСТЫ

Но могла бы работать еще больше, если бы коллекционирование на Руси не было уделом чудаков и энтузиастов.

- Нас, филофонистов, - говорит Валерий Дмитриевич, - на всю страну осталось не более ста. Наши коллекции гибнут, бесследно распыляются. О невнимании к нам, коллекционерам фонодокументов, свидетельствует такой факт. Будучи членом Международной ассоциации музыкальных собраний (кажется, единственным в России), я был приглашен летом 1998 года в Сиракузы на съезд ведущих коллекционеров мира. Но поехать не смог, так как такая поездка за свой счет мне, пенсионеру, не по карману. А больше это никому не нужно.

А ведь коллекционирование грампластинок имеет у нас в России особое значение. Этим сегодня занимаются чудаки и энтузиасты. И не случайно, что наши государственные архивы звукозаписи зачастую беднее личных собраний. Центральный архив фонодокументов не имеет полного собрания ни одного дореволюционного исполнителя. Там нет полного собрания Вяльцевой, Паниной, Плевицкой и других выдающихся исполнителей. Да и кто будет заниматься этой непростой поисковой работой за нищенскую зарплату? К тому же этим, на мой взгляд, должны заниматься люди одержимые, а не случайные госслужащие. Коллекционеры же - люди упрямые. Уж если я знаю, к примеру, что до революции кумир эстрадных подмостков Юрий Морфесси записал 38 пластинок, то я в доску разобьюсь, но они будут у меня в собрании, чего бы мне это ни стоило. И они у меня есть!

К этому надо добавить, что государственные архивы периодически подвергались чистке. Во времена Сталина "вычищали врагов народа", во времена Хрущева изымали то, что было связано со Сталиным, и так далее, а на коллекционеров эти черные списки не действовали. Естественно, что при таком подходе наши государственные архивы оскудели. И сейчас, когда есть возможность восстановить многие незаслуженно забытые голоса корифеев отечественной эстрады, госархивам надо больше контактировать с коллекционерами в работе по пополнению своих фондов..

Я упомянул о международной ассоциации музыкальных собраний. Так вот, членом этой ассоциации стать совсем непросто. Сначала ко мне в гости приехал руководитель этой организации Майкл Билл. Приехал, согласно расписанному по минутам дню, в 11 часов на 40 минут, а проводили мы его с женой на электричку в... 23 часа. Он отменил все свои запланированные визиты и целый день снимал своей видеокамерой кинофильм о моей коллекции [фильм, сделавший Сафошкина популярным в США - А. Л.].

Да, на Западе коллекционеры - в большом почете, к ним относятся как к хранителям национальных ценностей. Едет, к примеру, коллекционер на аукцион, покупает вещь, имеющую национальную ценность, привозит к себе в страну, и ему все оплачивают. Потому что он способствует сохранению культурных ценностей своей страны. У нас же, даже в Москве, не говоря уж о России, нет торговли старыми пластинками. В других странах - пожалуйста. В Германии, Франции, Австрии, Польше такие магазины есть, и немало. У нас же как-то не сложилось. У людей лежат горы пластинок. Бабушка, которой сейчас трудно живется, с удовольствием отнесла бы пластинки в магазин. Вместо этого они летят в мусоропровод.

О СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДЕ

Конечно же, беседуя с таким знатоком эстрады, я не преминул воспользоваться случаем и спросил Валерия Дмитриевича об его отношении к современной эстраде. С удовольствием привожу его мнение, ибо полностью с ним согласен.

Валерий Дмитриевич делит современную эстраду на две части: попсово-фонерную и собственно эстраду. К первой части относятся дрыгающиеся под фонограмму безголосые псевдо-певцы. Их голоса созданы искусством звукооператоров и компьютерщиков, без фонограммы они - ничто. Да и поют они (если это можно назвать пением) на музыку псевдо-композиторов, которые сами толком не понимают, что сочиняют. И эта якобы-музыка вполне соответствует бессмысленному тексту.

Вторая часть эстрады - это эстрада певцов Иосифа Кобзона, Владимира Трошина, Леонида Серебрянникова, Эдиты Пьехи, Галины Ненашевой, Валентины Толкуновой, Александра Малинина, эстрада композиторов Никиты Богословского, Оскара Фельцмана, Андрея Петрова и др.

Очень грустно, что на смену идейной цензуры пришла цензура финансовая: даже талантливый человек, но без финансовой поддержки, пробиться не может. Зато деньги делают чудеса - "раскручивают" бесталанных неумех, приучая к ним непритязательную публику.

Кстати говоря, в некоторых странах Запада исполнение под фонограмму запрещено как профанация. Пора бы и нашей Думе подумать о подобном законе.

ВОЗРАСТ И ТИРАЖ

Я прошу Валерия Дмитриевича сказать несколько слов о самых любимых записях, самых редких. Центральной темой коллекции он считает все записи Утесова вместе с записями Шульженко, Козина, Вертинского. Вообще же, у коллекционеров, помимо личных пристрастий, есть еще два критерия: возраст пластинки и тираж.

Следует также сказать и о магнитофонных записях, дополняющих коллекцию.

- Вот, например, у меня коробки с пометками "На концертах Утесова". Я же бывал на многих его концертах и всячески стремился сделать записи. Договаривался со звукооператором, платил ему, давал на бутылку или две, затем после концерта забирал пленку.

Капитолина Лазаренко рассказала, что была как-то с Леонидом Осиповичем Утесовым в одной компании - и вроде кто-то записал этот вечер на пленку. Пленка нашлась, и оказалось, что под гитарный аккомпанемент Николая Волшанинова Утесов поет романсы, чего не было на пластинках. Теперь мы включили это в компактный диск.

Я дружил с замечательным артистом-чтецом Сергеем Михайловичем Балашовым. Он тоже увлекался записями, и, в частности, только им был записан на магнитофон Борис Пастернак. Теперь оригинал этой записи хранится у меня. Он многое передал мне. Как-то Балашову удалось встретиться с личным шофером царя Николая II и записать его воспоминания. И эта запись теперь в моей коллекции...

Несмотря на полувековую разницу в возрасте, Леонида Утесова и Валерия Сафошкина связывали теплые, человеческие отношения. Я попросил Валерия Дмитриевича вспомнить какой-нибудь эпизод из общения с Леонидом Осиповичем.

Юмор, считает мой собеседник, всегда сопровождал Утесова, был философией жизни этого мудрого человека. Однажды, еще в те годы, когда проводились смотры-конкурсы армейских талантов, Сафошкин был членом жюри, а Утесов - его председателем и, тем самым, начальником Сафошкина на время двух недель конкурса. И надо же, что именно в эти дни Сафошкин получил распоряжение прибыть на плановую диспансеризацию. Естественно, он пошел за разрешением к Утесову. Выслушав Сафошкина, Утесов сказал: - Вы же - кровь с молоком! Это у меня - кровь с сахаром! - И на диспансеризацию не отпустил.

ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

В ответ на стандартный, но весьма логичный вопрос о творческих планах, Валерий Дмитриевич показал мне вышедшую из печати в декабре 1998 года свою первую книжку "Гори, гори, моя звезда", о русском романсе и его лучших исполнителях, об Анастасии Вяльцевой, Варе Паниной, Нине Дулькевич, Надежде Плевицкой, Юрии Морфесси, Саше Давыдове, Вадиме Козине, Изабелле Юрьевой, Тамаре Церетели, Екатерине Юровской и других, всего - 15 исполнителей. О каждом исполнителе в книге дается очерк, затем - 10-15 романсов, ставших популярными благодаря исполнителю, и полная дискография его записей. Столь подробный перечень пластинок дан впервые.

Готовится к изданию книга о звездах музыкальной эстрады "Дающие крылья песне". Это книга о Леониде Утесове, Лидии Руслановой, Константине Сокольском, Марке Бернесе, Георге Отсе, Сергее Лемешеве, Ружене Сикоре, Георгии Виноградове, Бунчикове, Нечаеве, и Клавдии Шульженко.

Задуманы книги о композиторах, энциклопедия русского романса, книга о дореволюционных и послереволюционных куплетистах.

Наша беседа подходит к концу. Я от души желаю моему приветливому собеседнику здоровья и творческого горения и кончаю свои записи, выключив настольную лампу, при свете которой... написал своих "Трех толстяков" Юрий Олеша. Такой уж это народ - коллекционеры!

Послесловие. Прежде чем этот материал увидел свет, прошло некоторое время, и мне доставляет удовольствие сообщить читателям, что книга "Гори, гори, моя звезда" моментально разошлась и уже переиздана под названием "Не уходи, побудь со мною", вышли из печати книги "Любовь нечаянно нагрянет" (второе ее издание называется "Сердце, тебе не хочется покоя") и "Я песне отдал все сполна". Выходит из печати книга о жизни и творчестве Анастасии Вяльцевой и книга об истории русского застолья.

А сравнительно недавно на телеканале "Культура" пошла уверенно набирающая популярность серия передач "Романтика русского романса", в которой принимают участие современные исполнители. Валерий Сафошкин - ведущий этой передачи, рассказывающий об истории романсов, жизни и творчестве их исполнителей, своих встречах с некоторыми из них. В передаче используются старые фонограммы. Словом, коллекция Валерия Сафошкина работает!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки