Как в кино

Опубликовано: 1 октября 2001 г.
Рубрики:

Терроризм в Голливуде

На днях на экран должна была выйти комедия "Большие неприятности" (Big Trouble). Но студия "Дисней" отложила выпуск до будущего года. Дело в том, что там показано, как в аэропорту Майами в чемодане проносят на самолет ядерную бомбу. Невинная лирическая лента "Тротуары Нью-Йорка" (Sidewalks of New York) тоже пока что не увидит экрана - кадры прежнего, еще не изуродованного Манхэттена могут вызвать у зрителей слишком сильные чувства. В октябре нам не покажут, как обещали, нового фильма "Косвенные потери" (Collateral Damage). Арнольд Шварценеггер играет в нем пожарного, который мстит за гибель жены и ребенка колумбийским террористам.

Нелишне напомнить, что семь лет назад другой фильм - тоже про терроризм, и тоже с Арнольдом - оказался в некотором роде этапным для Голливуда.

До этого экранные террористы, исправно захватывавшие самолеты и военные суда, были довольно разношерстной компанией. В фильме "Черное воскресенье" (Black Sunday) 1977 года безумец, собиравшийся разбомбить с дирижабля переполненный стадион, был американцем, травмированным войной во Вьетнаме. Негодяи из фильма "В осаде" (Under Siege, 1992), угрожавшие применить против США атомную бомбу, вели родословную от доморощенных американских революционеров 60-х годов. На захваченном корабле их укрощал бравый кок (Стивен Сигал). Борьба за власть в России вызвала к жизни картины "Багровый накат" (Crimson Tide,1995) и "Самолет номер один" (Air Force One,1997), где русские террористы были бунтовщиками против своего законного правительства, за что и несли заслуженное наказание. В других фильмах гремели взрывы и мелькали нарко-террористы разнообразных национальностей, от немцев до китайцев.

Но вот в 1994 году появился фильм "Правдивое вранье" (True Lies) - приключенческая комедия с роскошными спецэффектами, поставленная тем самым Джеймсом Камероном, что позже сделает "Титаник". Сюжет был фарсовый, почти цирковой. Спецагент Гарри (Шварцнеггер) так засекречен, что даже его жена думает, что он торгует компьютерами. На самом деле у него работа, как у Джеймса Бонда. Когда за женой Гарри начинает приударять какой-то тип, ревнивый муж теряет рассудок. В результате оба супруга втянуты в грандиозную интригу с полетами, перестрелками и погонями за преступной группой, укравшей ядерную бомбу. Обычная развлекательная стряпня. Необычно было лишь одно. Впервые в Голливуде экранные террористы отчетливо заговорили по-арабски, а их банда называлась "Багровый джихад".

В Америке живет три миллиона мусульман, из них 900 тысяч арабов и миллион иранцев. Они строят новые мечети, открывают исламские центры, мусульманским учащимся отводят в школах и университетах специальные места для молитвы. Картина "Правдивое вранье" кое-кому из них не понравилась. Раздались протесты. Их охотно поддержали и некоторые "левые" американцы, со своим излюбленным криком: "Стереотипы!" (что равносильно нашему - "Клевета!")

Но к тому времени Саддам Хусейн уже показал личико, попытавшись проглотить Кувейт. Уже прогремел взрыв Торгового Центра в Нью-Йорке. Обвинять кино в клевете на мусульман становилось все труднее.

Два года спустя, в фильме "Решено ликвидировать" (Executive Decision,1996) режиссер Стюарт Бэрд снова не побоялся дать главарю террористов, захватывавших Боинг-747 с американским президентом на борту, мусульманское имя Наджи Хассан.

Но дело было не только в именах. Народ США еще не осознавал, что на свете есть силы, мечтающие уничтожить Америку не за какие-то ее проступки, а просто за то, чем она является.

Фильмом, попытавшимся открыть на это глаза зрителю - пусть в фантастической, иносказательной форме - стал "День Независимости" (Independence Day) режиссера Роланда Эммериха. Он вышел в том же 1996 году именно в День Независимости, 4 июля. К 220-й годовщине американского государства кинематографисты сочли своим долгом не возносить очередные хвалы своей стране, а поделиться опасениями за ее судьбу.

Хотя в кинословарях этот фильм проходит по ведомству научной фантастики, это, несомненно, фантастика политическая. И то, что враги землян - чуждые существа, инопланетяне, это метафора политической реальности в мире. В противовес благостным космическим пришельцам Стивена Спилберга, воплощавшим идею дружбы самых разных культур, Эммерих показал такие культуры, которые вовсе не мечтают с нами дружить. В фильме есть жестокая сцена, когда прекраснодушные американцы встречают инопланетян "хлебом-солью" - и, конечно, первыми отправлены на тот свет. Гости прямо и понятно объясняют, чего они хотят от хозяев - чтобы те перестали существовать. Безо всяких там компромиссов, переговоров и взаимных уступок.

Сцены нападения с воздуха на Америку и превращение Нью-Йорка в руины вызывают сегодня содрогание - так они похожи на то, что случилось 11 сентября. Поистине, жизнь имитирует искусство...

В то время среди афро-американского населения США, под влиянием лидера черных расистов Луиса Фаррахана, стал нередко проявляться грубый антисемитизм. Фильм "День независимости" призвал американцев опомниться и объединиться перед лицом угрозы. В космической схватке врага побеждают вместе пилот-негр и ученый-еврей. Кстати, обаятельного, но до той поры никому не известного чернокожего актера Уилла Смита превратил в звезду первой величины именно "День независимости". (Сейчас Смит снимается у Майкла Мэнна в роли Мухаммеда Али, в кинобиографии знаменитого боксера.)

Критики-леваки отреагировали на "День независимости" нервно. Один из них написал, что это "ура-патриотическая собачья чушь правого толка", превращающая мозги зрителей "в вареную репу". Интересно, повторил ли бы он эту оценку сегодня?

Через два года Голливуд выпустил фильм "Осада" (The Siege,1998), где впервые мусульманские террористы представлены "в полный рост", и где они действуют уже в Нью-Йорке. Агент ФБР, которого играет суперзвезда, афро-американец Дензел Вашингтон, сперва надеется, что с ними можно договориться. Террористы быстро демонстрируют ему, чего стоят эти надежды, взрывая автобус с пассажирами, школу и театр. Эти эпизоды поставлены мастерски, и от них мороз пробегает по коже. Известный критик Кеннет Теран пророчески писал: "на просмотре "Осады" вдруг с беспокойством сознаешь, что сообщение о роковых взрывах может появиться в завтрашней газете".

Но тут сюжет уходит в сторону и обнаруживает свой подлинный смысл. Конфликт с террористами, оказывается, не главное. Самый опасный враг - это американский генерал Деверо (Брюс Уиллис). Во-первых, он похитил заграницей шейха, как две капли воды похожего на бин Ладена, и держит его в плену. Именно поэтому возмущенные террористы и являются в Нью-Йорк. Во-вторых, в Америке генерал пытает и убивает арестованного пособника террористов, тем самым доказывая, что он, генерал, ничем не лучше их. В-третьих, он устраивает в Нью-Йорке "лагеря задержания", куда сгоняет всех безвинных мусульман. Их никто не трогает и не мучит, но им очень обидно. Сердце демократа-фэбээровца разрывается от сочувствия. Он вынужден быстренько поймать и убить негодяя-взрывателя, после чего угроза терроризма исчезает, реакционный генерал посрамлен, а мусульмане с радостью выбегают на свободу. В терроризме, таким образом, повинна американская военщина, обузданием которой и следует заняться в первую очередь. А главная угроза для страны - нарушение гражданских прав иммигрантов.

Между прочим, "демократическая общественность" США последние 30 лет так усердно обуздывала безнравственность ЦРУ, что привела его в полное ничтожество. Добродетельные активисты добились не только категорического запрещения организовывать убийства опасных для США лиц заграницей, но и лишили ЦРУ права вербовать осведомителей и агентов из числа иностранцев "с дурной репутацией". Активисты обязательно хотят умереть с чистой совестью и в венке из роз. Немалую лепту в их борьбу внес либеральный Голливуд. Вспомним такие фильмы о "преступной деятельности" ЦРУ как "Три дня кондора" (Three Days of the Condor,1975), которые с удовольствием покупало ЦК КПСС для показа в Советском Союзе.

Три года назад, когда шла "Осада", никто еще не осмеливался произнести то, что позавчера признал на страницах "Лос Анджелес Таймс" американский араб, профессор юридического факультета Халед Абу Эль Фадл. Разумеется, он пишет, что терроризм не представляет весь ислам, и предостерегает против огульной ненависти к мусульманам. Он также повторяет дежурные и не очень убедительные слова осуждения американской политики на Ближнем Востоке. Но честный Эль Фадл говорит о том, что корни терроризма лежат в идеологии современного ислама - такого, каким его проповедуют в бесчисленных мечетях и медрессе. Что у терроризма есть широкая база - массы людей, воспитанных "в нездоровой обстановке крайне предвзятой и воинственной риторики", и что даже в Америке исламские центры ведут "безответственную и аморальную" пропаганду. Я восхищена мужеством профессора и опасаюсь за его судьбу.

Но вернемся к кино. Одним из самых интересных и серьезных фильмов, размышляющих о реальной ситуации в мире, была, на мой взгляд, скромная лента 1999 года "Сдерживание" (Deterrence) - режиссерский дебют известного голливудского критика Рода Лури. Картина вовсе не зрелищная, она снята в одной декорации. К тому же, она чрезмерно интеллектуальна - другими словами, рассчитана на взрослого зрителя. Да и содержание должно было шокировать левых либералов. Поэтому "Сдерживание" шло в очень немногих кинотеатрах и очень недолго. Два дня назад его впервые показали по телевизору.

Действие происходит, видимо, в 2007 году, накануне президентских выборов. Превосходный актер Кевин Поллак играет Уолтера Эмерсона, вице-президента США. После внезапной смерти президента Эмерсон оказался на его посту, но теперь должен пройти через выборы, чтобы этот пост сохранить. Эмерсон человек умный и способный, но не слишком представительный внешне - невысокого роста, с редеющей шевелюрой. В нашу телевизионную эпоху это имеет значение. К тому же, он президент-еврей, первый в истории страны.

Разъезжая по стране в ходе предвыборной кампании, Эмерсон и его команда попадают в штате Колорадо в сильный снегопад и оказываются отрезанными от мира в придорожном ресторанчике. Когда кое-как налаживают связь, выясняется, что случилась беда: Ирак (теперь уже под руководством сына Саддама) снова напал на Кувейт. Силы ООН смяты, много погибших, в том числе и американских солдат. Президент ставит Ираку ультиматум: если через полтора часа вторжение не прекратится, он прикажет сбросить на Багдад атомную бомбу. Двое его советников (одна из них - молодая афро-американка, вылитая Кондолиза Райс! А фильм снимался задолго до ее назначения!) приходят в ужас. Жена президента по телефону умоляет его отменить решение и даже в сердцах говорит, что не хочет быть Евой Браун. Посетители ресторанчика, представляющие как бы народ Америки в разрезе, относятся к ультиматуму Эмерсона по-разному. Увы, стопроцентно поддерживает его лишь тупой и злобный хам... Но Ирак ведет себя оскорбительно: посол этой страны в США прямо по телевизору заявляет, что ему не о чем говорить с еврейским президентом. Арабы сообщают, что 23 их ракеты направлены на США, и могут ударить по целям в любую минуту.

В фильме прекрасно передан кошмар ситуации, когда нельзя действовать, но и невозможно уступить грубой, наглой силе. Как бороться с чудовищами, не превращаясь самому в чудовище?

Фильм не дает на этот вопрос успокоительного, приятного ответа. Потому что в реальности такого ответа не существует. И Эмерсон отдает приказ стереть Багдад с лица земли. Этот приказ выполнен - на город сбрасывают атомную бомбу.

Потом, чтобы как-то придти к финалу, сюжет делает резкий и неправдоподобный поворот. В ответ на бомбежку Багдада Ирак выпускает свои 23 ракеты, купленные во Франции. Но хитроумный Эмерсон все время знал: эти ракеты - американского производства, с секретом. Америка может обезвредить их на расстоянии в воздухе, что она и делает. Агрессор наказан. США уцелели. Неизвестно, останется ли Эмерсон в Белом Доме или он обрек себя на политическую смерть (зато спас страну). И вообще неизвестно, что будет дальше...

Этот голливудский "хэппи-энд" не будет повторен в нашей безумной, безумной, безумной действительности. Но вопросы, поставленные в фильме "Сдерживание", оказались именно теми, на которые мучительно пытается найти ответы весь мир. Вряд ли они разрешимы.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки