Семейство Гетти известно не только музеем

Опубликовано: 16 мая 2003 г.
Рубрики:

      Недавно в лондонской больнице скончался 70-летний человек по имени Джон Пол Гетти-младший. Наследник нефтяного магната Гетти-старшего, он обладал огромным состоянием. Как считают, за всю жизнь больше половины своего богатства он пожертвовал на благотворительные цели.

      В Англию Гетти переселился около тридцати лет назад. В своем обширном поместье Уормсли Лодж он вел спокойную, уединенную жизнь. Играл в крикет, собирал старые фильмы, музыкальные записи, редкие книги, в числе которых — библия Гуттенберга.

      В 1997 году Гетти с удовольствием принял подданство Англии, которую любил, по его словам, со школьных лет. После этого его стало можно называть «сэр Пол». Королева Елизавета II возвела его в рыцарское звание еще в 1986 году, но в то время он не мог его носить, будучи американцем.

      Чего только он не подарил Англии! Жертвовал на обновление стадиона для крикета в Лондоне, на лестницу к собору Св. Павла и на Имперский Военный музей (тут его адвокат и друг Тривз поспешил заверить публику, что Гетти не милитарист). Каждый год миллион из его фонда распределяется между множеством небольших организаций, помогающих душевнобольным, наркоманам, женщинам — иммигранткам, которых бьют мужья, и другим страдальцам.

      Гетти не был мультимиллионером-идеалистом, финансирующим левых политиков. В 2001 году он внес 5 миллионов фунтов в фонд консервативной партии тори, у руля которой в годы ее славы стояла добрая приятельница Гетти — Маргарет Тэтчер. Но ни в какие публичные дебаты он не пускался, журналистов избегал, а своими политическими взглядами делился только с друзьями.

      Гетти осыпал золотым дождем Национальную галерею в Лондоне (50 миллионов фунтов) и Британский институт кино (20 миллионов).

      С особым удовольствием он помогал британским музеям в их борьбе за сокровища искусства с заокеанскими соперниками. Особенно если таким соперником был лос-анджелесский Центр Гетти, основанный его отцом. Трижды за 12 лет музей имени Гетти-старшего оставался с носом благодаря вмешательству Младшего.

      В 1984 году галерея Манчестера хотела приобрести «Распятие» — полотно художника XIV века Дуччо. Со своей стороны, музей Гетти уже договорился с продавцом и приготовил 2,4 миллиона, но тут Младший «подкинул» манчестерцам 500 тысяч, остальное добавил британский фонд национального наследия, и «Распятие» осталось в Европе. 10 лет спустя Англия собралась купить «Трех граций» (1815), неоклассическую скульптуру Кановы. Центр Гетти давал за нее 11,6 миллионов, но дело затормозилось из-за экспортных законов. В пятилетней тяжбе американцы изнемогли, и в конце-концов «Граций» совместно купили за ту же цену два английских музея. Полтора миллиона им дал Гетти-младший. Наконец, в 1996 году сравнительно небольшое пожертвование Гетти — 155 тысяч — помогло Национальной галерее Шотландии перебежать дорогу Центру Гетти и приобрести за 5 миллионов картину XVII века кисти Гуэрчино.

      Конечно, эти поступки Младшего не были случайны.

      В семействе Гетти отношения между отцами и сыновьями оставляли желать лучшего.

      Отец Гетти-младшего был в молодости легкомысленным плэйбоем. Его родитель, основатель нефтяной династии, был очень им недоволен и оставил ему в наследство лишь небольшую часть своего бизнеса. Но после смерти отца Гетти — теперь уже старший — вдруг проявил такое деловое рвение, что вскоре стал хозяином «Гетти-ойл» — конгломерата из 200 нефтяных компаний. В 1984 году компания «Тексако» купила у семьи Гетти этот конгломерат за 4 миллиарда долларов. Гетти-старший был одержим страстью к обогащению и говорил, что по-настоящему богат только тот, кто не может сосчитать свои деньги.

      Жил он в Англии. (Именно во время визитов туда к отцу, Гетти-младший полюбил эту страну). У него было пять сыновей, к которым он не питал нежных чувств.

      Один брат Гетти-младшего умер от опухоли в мозгу, другой покончил с собой.

      Когда в 1956 году Гетти-младший собрался жениться на своей однокурснице Гейл, отец даже не приехал на свадьбу.

      Годы не притупили у сына боли от этой черствости. В 1998 году, после принятия Младшим английского подданства, его спросили, как бы отнесся к этому его отец. «Наверно, никак, — ответил сын. — Он вообще мало думал о других».

      Ни разу в жизни он не посетил Центр Гетти в Лос-Анджелесе.

      Но и сам почтенный филантроп сэр Пол в молодости заставил свою семью пролить немало слез.

      Поначалу все шло хорошо. Гетти-младший окончил университет в Сан-Франциско, отслужил в армии. Работал в семейном бизнесе. Женился. В 1959 году отец попросил его переехать в Италию для управления местным филиалом фирмы.

      И тут началось. Римские соблазны лишили Джона Пола рассудка. Он пустился во все тяжкие. Стал вращаться в богемных кругах. Начал колоться героином.

      В 1966 году Младший развелся с Гейл, хотя у них было уже четверо детей, и женился на женщине по имени Талита, уроженке острова Бали. Они купили мавританский дворец в Марокко, часто туда ездили и устраивали там загулы с друзьями. Говорят, что там бывали Биттлы. Сдружился с Гетти и Мик Джаггер из знаменитой рок-группы «Роллинг Стоунз». Он научил Гетти играть в крикет, а позже помогал ему выбраться из героиновой трясины.

      У Гетти и Талиты родился сын, которого наименовали — хотите верьте, хотите, нет — Тара Габриэль Галактика Граммофон. Мать несчастного ребенка скончалась в 1971 году от отравления наркотиками. Только тут Младший опомнился, уехал из Рима в Лондон и, пребывая в глубокой депрессии, начал лечиться там от наркомании.

      Депрессию углубило то, что два года спустя его сына от первого брака,16-летнего Пола III-го, похитили преступники, потребовавшие выкуп в 17 миллионов. Дедушка отказался платить, заявив, что если пойти на уступки, начнут похищать остальных внуков. Тогда похитители отрезали бедняге Полу ухо и послали его — нет, не семье, а в редакцию одной итальянской газеты. Какова вера в могущество прессы?

      В конце-концов, несмотря на сопротивление Старшего, семья выкупила Пола III-го. Но пристрастие к наркотикам сгубило и его. Ему еще не было 25 лет, когда на почве наркомании у него случился инсульт. С тех пор он парализованный, почти полностью слепой инвалид. Его сестра Эйлин тоже несколько раз проходила лечение от наркотиков.

      Только в 80-ые годы, когда Младшему было уже за 50, ему удалось победить зависимость от героина. Счастливым оказался третий брак — Гетти женился на бывшей манекенщице Виктории Холдуорт. Постепенно, как птица феникс, из пепла разгула и наркотиков стал возрождаться респектабельный филантроп, обитатель английского поместья. Деньги, которые поначалу чуть было не сгубили Гетти, помогли и его спасению. Британия чтила его благородную деятельность на поприще благотворительности и проводила в последний путь с почетом.

      Богатые, конечно, тоже плачут. Но деньги помогают осушать слезы — хотя и не способны продлевать жизнь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки