Что идет в кино

Опубликовано: 16 декабря 2009 г.
Рубрики:

МАЛЬЧИК И ЛОШАДИ
The Horse Boy

Art houses
Режиссер Мишел О.Скотт

Это документальная лента про то, как родители стараются помочь маленькому сыну, больному аутизмом. Вроде бы, благородная тема. Однако, чем дальше я это смотрела, тем мне становилось неприятнее.

У Руперта Айзексона из Техаса и его жены есть маленький сын Роуэн, страдающий аутизмом. Нам сообщают, что болезнь передалась с материнской стороны — там бабушка страдала психическим заболеванием. Я сразу подумала, что докладывать об этом зрителям вообще-то не обязательно. Но потом поняла, что это не случайно. В центре фильма — Руперт, который успел уже выпустить книгу о болезни своего ребенка. (И, вероятно, заработать на ней). Руперт — рослый блондин с чеканным профилем и распущенными волосами до лопаток — появляется в каждом кадре, и явно собой любуется. Он человек очень прогрессивный — что-то такое работал с африканскими бушменами, потом занимался чьими-то гражданскими правами, сейчас вот посвятил себя больному сыну. Зрителю дают понять, что такой молодец психически абсолютно здоров и в болезни сына не виноват. Все свалено на жену.

Главное проявление болезни Роуэна — дикие, яростные, длинные истерики с жуткими воплями. Я не знала, что это бывает при аутизме. Те трое детей, которых я видела в трех знакомых семьях, были, наоборот, тихие, совершенно не доступные для общения. Но в фильме показаны несколько врачей (один из них — англичанин, кузен комика Саши Барон-Коэна, и очень на него похож). Все они говорят что-то авторитетное о том, что аутизм проявляется в различных формах, и из фильма становится ясно, что помочь они ничем не могут.

Куда в таком случае обращаются прогрессивные, молодые американские родители — атеисты, поклонники течения New Age? Это движение охватило Америку в знаменитые бунтарские 60-ые годы и противопоставило себя, с одной стороны, иудео-христианской религии, а с другой — рационализму, вере в силу разума. Называя себя также Космическим Гуманизмом, оно вместило в себя астрологию, язычество, альтернативную медицину, коллективизм, поклонение природе, медитацию, йогу и много чего еще. Супруги Айзексон не ссылаются на свою веру, но выбор лечения Роуэна говорит сам за себя. Они пожелали лечить ребенка у шамана. И не какого-нибудь там захудалого из местных индейцев или эскимосов, а обязательно монгольского.

Такое решение пришло потому, что у соседа Айзексонов было ранчо, ребенка как-то посадили на лошадь, и ему понравилось. А в Монголии как раз много лошадей и много шаманов.

И вот в далекую экзотическую страну отправляется целая экспедиция в сопровождении кинооператора. Хотя Руперт делает вид, что поехали как бы лишь родители с мальчиком, но ясно, что там много обслуги, которая никогда не попадает в кадр. Это рекламная поездка богатеньких американцев.

В Монголии нанимают микроавтобусы, переводчика-монгола и прочих сопровождающих, включая повара. Я уверена, что был и парикмахер, который укладывал фэном для съемки роскошные волосы самоотверженного отца. У переводчика есть маленький сын, которого тоже берут. Он служит как бы игрушкой для Роуэна.

У меня было впечатление, что монголы все прекрасно понимают и просто пользуются возможностью заработать, в чем их нельзя упрекнуть. Первый шаман назначает родителям испытание. Их почем зря лупят веревками по рукам и ногам, оставляя красные рубцы. Кроме того, мать мальчика должна при всех раздеться ниже пояса и совершить омовение — то есть, попросту, подмыться у всех на глазах. Все это подтвердило мое мнение, что шаман раскусил, с кем имеет дело, и на ходу изобрел этот экзотический ритуал специально для приезжих, не слишком ему симпатичных. Хотя, конечно, я могу ошибаться.

Экспедиция колесит по стране от шамана к шаману, заканчивая путь на севере, где разводят уже не лошадей, а оленей. Там очередной шаман возлагает руки на Роуэна. Когда этот путевой дневник исчерпывается, нам говорят, что мальчику стало лучше. Вполне возможно, учитывая массу новых впечатлений, свежий воздух, общение с животными и игры с монгольским мальчиком. Да и от шаманов, вероятно, исходили какие-то благотворные токи. Роуэн, вероятно, чувствовал, что с ними истерик закатывать не стоит.

Более простодушные критики хвалят фильм. Но есть и скептики. Один из них пишет, что от картины "так и разит самолюбованием". Второй спрашивает: стали бы хвалить картину, если бы родители отправились к христианским, католическим экзорсистам, а не к их монгольским коллегам? Третий называет фильм "сплошным тщеславием". Я присоединяюсь к скептикам. Мне, человеку старомодному, претит вываливание своих семейных горестей на площадь перед любопытствующими массами. Особенно, когда речь идет о болезни ребенка. И когда мотивируют это вываливание тем, что ужасно хотят помочь другим страдальцам, а на самом деле самоутверждаются, гарцуя перед камерой.

С точки зрения географически-антропологической фильм может представлять скромный интерес, но не более того.

**


СЕРЬЕЗНЫЙ СВЕТ ЛУНЫ
Serious Moonshine

Art houses
Режиссер Черил Хайнз

Это насквозь искусственный фильм, сделанный по хорошо "закрученному" сценарию. Два прекрасных актера — Мег Райан и Тимоти Хаттон — бодро разыгрывают эту неправдоподобную и вполне занимательную историю с неожиданным поворотом.

После тринадцати лет брака Иэн не то что разлюбил, а даже возненавидел Луизу и хочет жениться на молоденькой. Узнав об этом, Луиза оглушает и связывает мужа, а затем объявляет, что к утру он непременно передумает и вернется к ней. Зрителям это кажется абсолютно невозможным, но автор сценария Адриенн Шелли другого мнения.

В 2006 году 40-летняя актриса Шелли получила известность как автор удачного фильма "Официантка", где сама сыграла главную роль. Вместе с ней там снялась актриса Черил Хайнз, которая теперь в "Серьезном свете луны" выступила как режиссер-дебютант.

Есть в "Свете луны" эпизод, от которого мне стало не по себе. Это когда связанный Иэн видит сверху из окна незнакомого рабочего, подстригающего траву у него на лужайке, и пытается привлечь его внимание. Дело в том, что в 2006 году, за несколько недель до выхода на экраны уже готового фильма "Официантка", Адриенн Шелли работала в своем нью-йоркском офисе. В окно влез молодой рабочий, нелегальный иммигрант из Латинской Америки. Адриенн не пришлось увидеть свою премьеру — она была убита. Сценарий "Света луны" — одна из нескольких работ, которые остались после нее.

****


    ***** — замечательный фильм
    **** — хороший фильм
    *** — так себе
    ** — плохой фильм
    * — кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки