Орфей Мистерии Диониса

Опубликовано: 1 декабря 2009 г.
Рубрики:

Продолжение. Начало в N22 [153].

В эту эпоху Фракия была охвачена ожесточенной борьбой. Солнечные культы и культы лунные оспаривали главенство.

Эта борьба между поклонниками солнца и луны не была — как можно бы подумать — пустой распрей двух суеверий; эти два культа представляли две теологии, две космогонии и две общественные организации совершенно противоположного характера. Культы Урана и солнечный имели храмы на возвышенностях и горах со своими жрецами и строгими законами. Лунные культы царили в лесах и долинах и имели жрицами женщин; они отличались сладострастными обрядами, беспорядочным применением оккультных искусств и наклонностью к возбуждению, порождаемому оргиями. Между жрецами солнца и жрицами луны шла борьба не на жизнь, а на смерть. То была борьба полов, идущая испокон веков, открытая или замаскированная, никогда не прекращавшаяся, между началом мужским и началом женским. Так же, как совершенное соединение мужского и женского начала образует самую суть и тайну божественности, так и равновесие этих двух начал одно лишь может порождать великие цивилизации.

Всюду, во Фракии и Греции, боги мужского начала, космогонические и солнечные, — принуждены были удалиться в высокие горы и пустынные места. Народ предпочитал им тревожный характер божеств женского начала, которые вызывали к жизни опасные страсти и слепые силы природы. Эти культы приписывали высшему божеству женское начало.

Следствием этого стали страшные злоупотребления. У фракийцев жрицы луны, или тройной Гекаты, захватили верховную власть, овладев древним культом Вакха и придав ему страшный и кровавый характер. Как признак своей победы, они приняли имя вакханок, чтобы подчеркнуть свое главенство, верховное царство женщины, её господство над мужчиной.

Маги, совратительницы и кровавые и жрицы кровавых человеческих жертвоприношений, они устраивали свои алтари в уединенных равнинах. В чем же состояло их мрачное очарование, которое притягивало одинаково и мужчин и женщин в эти места, заросшие роскошной растительностью?

Обнаженные формы, похотливые танцы в лесных чащах... Крики, хохот, и сотни вакханок бросалось на любопытного чужеземца, чтобы повергнуть его на землю. Он должен был либо подчиниться и подвергнуться их церемониям и обрядам, либо погибнуть. Вакханки приручали пантер и львов, которые должны были участвовать в их празднествах. По ночам они поклонялись перед тройной Гекатой; затем, в бешеных круговых плясках вызывали подземного Вакха, двуполого и с лицом быка. Но горе чужеземцу, горе жрецу Юпитера или Аполлона, приблизившемуся, чтобы подсматривать за ними: его беспощадно растерзывали в куски.

Первые вакханки были, таким образом, друидессами Греции. Многие из лидеров Фракии оставались верными древнему мужскому культу. Но вакханки сумели проникнуть к некоторым из фракийских царей, которые соединяли в своей жизни варварские нравы с азиатской роскошью и утонченностью. Они их соблазнили сладострастием и укротили страхом.

Таким образом, Боги разделили Фракию на два враждебных лагеря. Жрецы Юпитера и Аполлона, уединившиеся на пустынных, озаряемых молниями вершинах, были бессильны перед Гекатой, которая приобретала все больше влияния в долинах, и оттуда начинала угрожать алтарям сынов Света.

В эту эпоху во Фракии появился молодой человек из царского рода, обладавший удивительным обаянием. Его считали сыном одной из жриц Аполлона. Его музыкальный голос был очаровательным. Он говорил о Богах с особым, ему одному свойственным ритмом и вдохновением. Его белокурые волосы, гордость Дорийцев, падали золотистыми волнами на плечи, а музыка его речей проникала до глубины души. Его темно-голубые глаза сияли нежно и проникновенно и взгляд их был полон магической силы. Свирепые фракийцы боялись его взгляда, но женщины, всегда чувствовали более тонко, говорили, что в его глазах соединялся могучий свет солнца с нежным сиянием луны. Даже вакханки, привлеченные его красотой, бродили вокруг него, жадно впитывая его непонятные речи.

Внезапно этот молодой человек, которого звали сыном Аполлона, исчез. Говорили, что он умер и спустился в ад. В действительности, он удалился втайне на остров Самотраки, азатем в Египет, где и попросил убежища у жрецов Мемфиса. Приобщившись к их мистериям, он через двадцать лет возвратился на родину под новым именем, которое получил при посвящении от своих учителей. В этом имени выражалась его миссия; он назывался теперь Орфей Арфы, что означает исцеляющий светом.

Самое древнее святилище Юпитера возвышалось тогда на горе Каукаион. В древние времена его иерофанты считались великими первосвященниками. С вершин этой горы они господствовали над всей Фракией, но с тех пор как божества долин достигли превосходства, их приверженцы сохранились лишь в небольшом числе, и храм их был почти заброшен. Жрецы горы Каукаион приняли посвященного египетского храма как спасителя. Своими знаниями и своим энтузиазмом, Орфей увлек большую часть Фракии, совершенно преобразил культ Вакха и укротил вакханок.

Скоро его влияние проникло во все святилища Греции. Он установил первенствующее значение Зевса во Фракии и Аполлона в Дельфах, где и положил основу для трибунала Амфиктионии, который стал общественным органом Греции. И, наконец, основанием мистерий он сформировал религиозную душу своей родины. Ибо с высоты своего посвящения он соединил религии Зевса Диониса в универсальную идею. В его учении посвященные получали чистый свет духовных истин, и этот же свет достигал народа в более смягченной, но не менее благоприятной для них форме поэзии и очаровательных празднеств.

Так Орфей стал первосвященником Фракии, великим жрецом Олимпийского Зевса, а для посвященных — Учителем, дающим понимание небесного Диониса.


Храм Юпитера

Вблизи источников Эбра возвышается гора Каукаион. Густые дубовые леса опоясывают ее со всех сторон. Дикие скалы и циклопические камни венчают ее. В течение тысячелетий это место считалось священным. Пеласги, кельты, скифы и геты, изгоняя друг друга, старясь овладеть священной горой, чтобы поклониться на её вершине своим богам. Поднимаясь на такую высоту и строя с таким упорством в царстве молний свой храм, не ищет ли человек все того же единого Бога, каким бы именем он его не называл?

Теперь в самом центре священной ограды возвышался Храм Юпитера, прочной и недоступной подобно крепости. Перистиль из дорических колонн вел в темный входной портик...

Настает час жертвоприношения. Жрецы Каукаиона не приносят иной жертвы, кроме жертвы огню. Они спускаются по ступеням храма и зажигают принесенным из святилища факелом костер, сложенный из ароматического дерева. Затем, из храма выходит первосвященник. Одетый в белые льняные ткани, как и другие жрецы, он отличается от них венком из мирта и кипариса, священным скипетром и золотым поясом, который сверкает темными огнями драгоценных камней, символами таинственной власти. Это — Орфей.

Он ведет за руку ученика, молодого жреца Дельфийского храма, который, побледнев и дрожа от восторга, ожидает слов великого посвященного. Орфей, видя его дрожь, чтобы успокоить избранного ученика, нежно обнимает его плечи рукой. Его глаза полны глубокой нежности и в то же время сверкают силой. И пока внизу, у их ног, жрецы обходят вокруг зажженного жертвенника и поют гимн огню, Орфей торжественно произносит молодому мистику слова посвящения, которые льются и глубины его сердца, подобно божественной жидкости.

Вот слова Орфея, окрыляющие молодого ученика:

"Погрузись в свою собственную глубину, прежде чем подниматься к Началу всех вещей, к великой Триаде, которая пылает в непорочном Эфире. Сожги свою плоть огнем своей мысли; отделись от материи, как отделяется пламя от дерева, когда сжигает его. Тогда твой дух устремится в чистый эфир предвечных Причин, подобно орлу, как стрела летящему к трону Юпитера.

Я раскрою перед тобой тайну миров, душу природы, сущность Бога. Прежде всего узнай великую мистерию: единая Сущность господствует и в глубине небес, и в бездне земли, Зевс — громовержец, Зевс — небожитель. В нем одновременно и глубина указаний, и мощная ненависть, и восторг любви. Дыхание всех вещей, неугасимый Огонь, мужское и женское Начало; Он и Царь, и Бог, и великий Учитель.

Юпитер — и божественный Супруг, и Супруга, Отец и Мать. От Их священного брака исходят непрерывно огонь и вода, земля и эфир, ночь и день, гордые титаны и неизменные боги, и разносятся семена человеческого рода.

Любовный союз неба и земли чужд для непосвященных. Мистерии Супруга и Супруги раскрыты только перед людьми, достигшими божественности. Но я хочу провозгласить истину. Только что гром потрясал эти скалы; молнии падали на них с неба подобно живому огню, подобно катящемуся пламени, а эхо гор разносило вдаль радостные раскаты грозы. Но ты дрожал, не зная, откуда этот огонь и куда он упадет. Это — огонь мужского Начала, семя Зевса, творческое пламя, оно исходить из сердца и ума Юпитера; оно проникает все существа. Когда падает молния, она вырывается из Его правой руки; но нам, Его жрецам, известна Его Сущность; мы можем отстранять, а иногда и направлять Его стрелы.

А теперь взгляни на небесный свод. Взгляни на этот блестящий круг созвездий, на который наброшено легкое покрывало Млечного Пути, сверкающая пыль миров и солнц. Взгляни, как пылает Орион, как переливаются Близнецы и как сияет Лира. Это тело божественной Супруги, которая вращается в гармоническом круговороте под пение Супруга. Взирай очами духа, и ты увидишь её склоненную голову, её простертые руки — ты поднимешь покрывало, усеянное звездами. Юпитер одновременно и Супруг и Божественная Супруга. Вот — первая тайна.


продолжение следует

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки