Что идет в кино

Опубликовано: 1 июля 2009 г.
Рубрики:

ПОХМЕЛЬЕ
The Hangover

Идет везде
Режиссер Тодд Филлипс

Нет слов, чтобы описать ликование студии "Братья Уорнер", выпустившей эту комедию. За три первых дня она заработала 43 миллиона, идет по всему миру, от Южной Африки до Малайзии, и всюду имеет огромный успех. В Португалии она называется "А Рессака", в Хорватии — "Мамурлюк", а в Финляндии — "Каухеа Канккунен". Надо думать, что все это обозначает "Похмелье".

Не помешало кассовым сборам даже то, что Американская Ассоциация продюсеров настояла, чтобы дать фильму рейтинг R — Restricted — по причине его непристойности. Это значит, что зрители моложе 17 лет могут его смотреть лишь в сопровождении старших. Я все жду, когда мне понятно объяснят, как именно взрослый, сидящий в соседнем кресле, снижает коэффициент похабности.

Сюжет придуман неплохо. Нам он знаком — завязка такая же, как в рязановской "Иронии судьбы". Показано, что бывает, когда перепьешь и перестанешь соображать, что происходит. Некий Даг собирается жениться, но перед этим обязательно надо устроить мальчишник. В сопровождении двух своих друзей и брата невесты он закатывается в "город греха" Лас-Вегас. Там компания чокается вечером на крыше отеля, а затем мы сразу переносимся в следующее утро. Номер разгромлен. Никто не понимает, почему по нему ходит курица, в шкафу лежит младенец, а в ванной сидит тигр. И куда пропал жених. И почему, когда герои выходят из гостиницы, им к подъезду подают полицейскую машину.

Кутилы, у которых начисто отшибло память, начинают восстанавливать ночные события. Это могло бы быть очень смешно. Собственно, весь мир и считает, что это дико смешно — даже многие маститые критики.

Я очень воодушевилась, узнав, про что картина. И предвкушала, как буду хохотать. Но улыбнулась на ней один (прописью — один) раз. На сайте "Гнилые помидоры" из 178 критиков только 38 страдают таким же, как у меня, отсутствием чувства юмора.

Дело в том, что есть разница между замыслом (здесь он удачный) и его воплощением (которым можно убить любой замысел).

Когда голую мужскую задницу мне спешат продемонстрировать, без всякой особой надобности, на третьей минуте просмотра, то это специальный знак качества. Чтобы зритель настроился на соответственную волну и радостно понял — будет, будет и рвота, и писание в бассейн, и много матерщины, не сомневайтесь. Но главное, что отбило у меня охоту смеяться — исключительная несимпатичность персонажей, которых вполне профессионально играют малоизвестные актеры. Вот обладатель задницы Алан. Он слегка чокнутый, и ему запрещено приближаться к школам. Значит, педофил. Именно он будет таскать младенца, что создает особую пикантность, и отпускать в его адрес похабные шуточки. Учитель Фил тоже симпатяга — он ненавидит свою работу, учеников и семью со всей силой страсти. А вот дантист Стю. Он запуган гадкой бабой, своей сожительницей. Но собирается на ней жениться и возит с собой фамильное кольцо, которое называет "холокостным кольцом моей бабушки". Когда Стю в ужасе признается, что в пьяном виде отдал "холокостное кольцо" чужой женщине, Алан мило шутит: "А я и не знал, что во время холокоста раздавали кольца". Обхохочешься.

В казино герои мошенничают, им необходимо выиграть. Идет такой диалог.

— Ты знаешь, что считать карты во время игры запрещено законом?

— Это не запрещено. Просто не положено — как мастурбировать в салоне самолета.

— Я уверен, что это тоже запретили.

— Ну, может быть, после 9/11, когда все стали такие нервные. Нечего говорить, спасибо Бин Ладену!

И ведь авторы смеялись, когда это писали.

Поминутно кому-то бьют морду. Гнусная полиция учит детишек забавной игре — применять против арестованных тазер. Появляется китайский гангстер. Его играет актер-любитель, по профессии врач, который любит сниматься в кино. Не знаю, что уж там у него с психикой, но, оказывается, он потребовал, чтобы в сцене, когда он лупит героев монтировкой, его снимали абсолютно голым. Режиссер с удовольствием согласился.

В больнице герои врываются в кабинет врача — злобного грубияна. Он осматривает пожилого пациента. Камера с наслаждением скользит по голому, жалкому стариковскому телу. Вот потеха-то — и зад сморщен, и кожа обвисла!

Известно, какому именно библейскому персонажу казалось жутко смешным созерцание своего голого старика-отца. Герои "Похмелья" — это не братья Хама (как мы помним, как раз Сим и Иафет были люди нормальные). Это его клоны.

Думаю, что Голливуд прочно ими завоеван. Американские комедиографы просто обожают хамье и не могут им налюбоваться.

Как я прочла в "Лос Анджелес таймс", прогресс идет вперед. Некая женщина-режиссер уже соорудила фильм про двух мужчин, которые решили снять порнографический гейский фильм. Газета захлебывается от предвкушения этой новации.

Оценивать "Похмелье" я не могу, потому что оно находится по ту сторону чего бы то ни было.


ЗАХВАТ "ПЕЛХЭМА 123"
The Taking of Pelham 123

Идет везде
Режиссер Тони Скотт

Это мог бы быть обычный, довольно занимательный триллер, вроде тех, что 65-летний Тони Скотт ставил и раньше (Man On Fire, D?j? Vu) со своим любимым актером Дензелом Вашингтоном. Но режиссура "Захвата" ужасающе плоха. Непонятно, какой недуг поразил опытного профессионала Скотта, загубившего собственный фильм.

Многие критики ностальгически вспоминают фильм 1974 года, экранизацию того же самого романа, снятую Дж. Сарджентом. Сравнение выходит не в пользу Скотта. Один рецензент написал, что новый римейк свидетельствует об упадке современного Голливуда, с чем трудно не согласиться.

Сюжет состоит в том, что шайка бандитов захватывает поезд нью-йоркской подземки. Отцепив один вагон, они требуют 10-миллионный выкуп, который должен быть уплачен через час. После этого они начнут убивать пассажиров.

Главаря играет Джон Траволта, почти не узнаваемый в длинных усах. Лавров ему эта роль не принесет. На его месте мог быть любой актер. Но поскольку в cамой главной роли Дензел Вашингтон, его партнером должна быть тоже звезда.

Вашингтон изображает диспетчера метро, которому приходится волей-неволей вести переговоры с бандитом. Он почему-то делает это лучше профессионала-полицейского, и всех выручает. В фильме Сарджента героем был охранник, но милитаризованные персонажи нынче не в моде.

Политическая корректность в фильме соблюдена неукоснительно. Злодей белый, герой чернокожий. Когда бандит собирается убить белую пассажирку, ее прикрывает своей грудью и отдает за нее жизнь пассажир-афроамериканец.

Чтобы поддержать драматическое напряжение, пришлось прибегнуть к прямому идиотизму. Время истекает, а выкуп бандитам везут через весь забитый машинами город, вместо того, чтобы просто отправить его на вертолете. Не забыт и юмор. Жена героя — он, конечно, прекрасный семьянин — следит по телевизору за опасными событиями. Но главное, чего она требует по телефону от мужа — чтобы он купил молока, и они спорят, сколько — галлон или полгаллона. Тут ожидается, что зритель разразится хохотом. Но смеялась я не в этом месте, а в финальной сцене встречи героя и злодея на мосту. У обоих в руках пистолеты. "Убей меня!" — истерически взывает Траволта. "Не буду!" — отвечает замечательный, миролюбивый Вашингтон. "Тогда я тебя убью!" — обещает Траволта. "Не надо!" — отзывается Вашингтон. Они долго переругиваются, кому кого убивать, пока это дело не решает deus ex machina — подоспевшая полиция.

Но главная беда картины не в сценарии, а, как было сказано выше, в режиссуре. Фильм начинается с видов города, его мостов, небоскребов, линий метро. И с самого начала все это зачем-то дергается, мелькает, кувыркается, кадры нарублены в мелкое крошево, приправленное зловещей музыкой. Камера переводит дух и останавливается только тогда, когда снимает звезд. С второстепенными же персонажами Скотт настолько не церемонится, что, например, трудно даже сказать, сколько бандитов под началом у Траволты, и ни один из них не запоминается. Когда снимают проезд полиции сквозь траффик, то и здесь камера скачет и вертится так, что пропадает весь эффект стремительного движения машин. Эта ничем не оправданная, безумная и бесконечная пляска святого Витта вскоре начинает вызывать и чисто физические неприятные ощущения. Один рецензент пожаловался на головную боль. Все время хочется закрыть глаза, чтобы хоть немного передохнуть от этих монтажных изысков.

На сайте "Гнилые помидоры" из 130 рецензий 64 (почти 50%) отрицательные. Но половина положительные! Их, очевидно, писали люди, не подверженные головокружениям и взращенные на видеоиграх.

**


ЛЕТНИЕ ЧАСЫ
Summer Hours

Art houses
Сценарист и режиссер Оливье Ассайяс

Это один из тех редких фильмов, где глубина чувств не скомпрометирована сентиментальностью, а глубина мысли рождена трезвостью и бесстрашием галльского ума. Как многие французские картины, он начинается с семейной трапезы в прекрасном загородном доме поблизости от Парижа. Зелень пронизана солнцем, словно на полотнах Ренуара, шумят дети, лают собаки, ворчит старая верная экономка. Здесь празднуют 75-летие Элен, владелицы дома. Для нее все здесь освящено памятью ее дяди, знаменитого художника Поля Бертье, который (как мы, вместе с ее детьми, узнаем позже) питал к ней не только родственные чувства.

Элен тревожит: что будет после ее смерти с домом и собранными в нем сокровищами искусства — мебелью в стиле "ар нуво", полотнами Коро, работами самого Бертье. В беседе со старшим сыном Фредериком она дает распоряжения, которые — увы — оказываются последними.

После кончины Элен дети снова собираются в доме. Эта встреча окрашена не только их скорбью, но и более сложным чувством, которое режиссер тонко и сильно передает зрителю. С уходом человека разрушается его жизненное пространство, исчезает его дух и аура, умирают предметы. Дому Элен никогда больше не быть самим собой, потому что его некому унаследовать. Сын Жереми с семьей надолго, если не навсегда уезжает в Шанхай, где он заведует фабрикой кроссовок. Дочь Адриенна, дизайнер (очень хорошо сыгранная французской звездой Жюльетт Бинош), живет в Нью-Йорке, где, видимо, и останется, так как выходит замуж за американца. Только Фредерик, профессор-экономист, остается в Париже, но ему одному не по силам выкупить и сохранить дом. Коллекция уйдет в музей Д'Орсэ, дом — чужим людям.

Многие критики (а фильм нравится практически всем, на сайте "Гнилые помидоры" из 60 рецензий 56, то есть 93 процента положительные) — пишут, что речь здесь идет о судьбе не просто одного дома. Она идет о судьбе самой Франции и ее культуры в меняющемся мире. Фильм удивительно современен, взгляд его автора зоркий и точный, и щемящее чувство грусти не искажает этой зоркости.

*****


ВВЕРХ
Up

Идет везде
Режиссеры Пит Доктер и Боб Питерсон

Вот уже десятый фильм предлагает нам знаменитая мультипликационная студия "Пиксар" (которая недавно объединилась с "Диснеем", но, будем надеяться, не утратит своего симпатичного лица). Почти все работы "Пиксара" — особенно "Чудовища, Инк.", "В поисках Немо", "Уолл-И" — вызывали у меня восхищение. И вдруг произошла осечка. Фильм "Вверх", один из чемпионов кассы, от которого просто заходятся почти все критики, оставил меня равнодушной.

Дело в том, что, как мне показалось, он сделан по неудачному сценарию, написанному самими режиссерами.

Сюжет начинается в 30-х годах. Мальчик Карл с восторгом смотрит кинохронику про Мунца, отважного путешественника по Южной Америке. Правда, с Мунцем, как мы мельком узнаем, вышла неприятность. Он привез скелет какой-то небывалой птицы, а его обвиняют в том, что это подделка. Его репутация разрушена.

Карл знакомится с бойкой девочкой Элли, которая так же, как он, мечтает о путешествиях и приключениях. Но вместо приключений, когда они вырастают, приходит любовь и мирная семейная жизнь (омраченная тем, что у супругов нет детей). Они старятся вместе. Элли умирает. Пятиминутный монтажный эпизод, рассказывающий их историю, трогателен. Но все-таки трудно согласиться с критиком "Лос-Анджелес таймс" Кеннетом Тераном, что этот эпизод — явление искусства из тех, что "останется с вами на всю жизнь".

После смерти Элли Карл превращается в угрюмого одинокого старика. Его домик теснят стремительно растущие вокруг небоскребы. И вот, привязав к домику тысячи воздушных шаров, Карл взмывает в небо. Он хочет достичь Райского Водопада, о котором они мечтали с Элли. У Карла обнаруживается попутчик — вежливый пухленький мальчик Рассел, спрятавшийся в доме. Это такой американский тимуровец-бойскаут. Ему дозарезу надо получить очередной значок, которым награждают "за помощь престарелым". Тогда его, может быть, полюбит его папа. Как вы понимаете, по ходу путешествия старик перевоспитывается, и они с юнцом обретают родство душ.

Приключения в Южной Америке вызвали у меня недоумение. Там все эти 70 лет почему-то летает в дирижабле Мунц, превратившийся в злодея и охраняемый злобными псами. Он все еще охотится за вожделенной птицей. Герои легко находят птицу, кормят ее шоколадом и спасают от Мунца. Один из псов тоже перевоспитывается и проникается любовью к путешественникам. Все это показалось мне натужным и мало интересным. Конечно, изобразительная сторона выполнена очень хорошо, но смотреть это было скучновато.

Чтение рецензий повергло меня в ужас. Критики объявили "Вверх" едва ли не лучшим фильмом всех времен и народов, и поскольку я не в силах с этим согласиться, то собственное несовершенство меня пугает.

По-настоящему мне понравился в картине только очень славный пролог с живыми облаками, которые снабжают аистов разнообразными младенцами, и те несут их на землю. К сюжету он не имеет никакого отношения.

****


О. ХОРТЕН
O'Horten

Art houses
Режиссер и сценарист Берт Хамер

Фильм этого норвежского режиссера "Рассказы с кухни" (2003), про дружбу двух одиноких людей, шел в Америке и пользовался успехом. "О. Хортен" был выдвинут на "Оскара".

Его герой — пожилой железнодорожный машинист. Он живет один, в чистенькой и неуютной квартире. Навещает маму в доме для престарелых. Когда-то она прыгала на лыжах с трамплина. В те годы это было не принято, и девушки на это отваживались редко. Теперь она молчит и смотрит в пространство.

Хортена зовут Одд. Говорят, что в Норвегии это распространенное имя. Но по-английски оно значит "странный", "чудной". Это слово вполне применимо к самому фильму Хамера.

Сперва он кажется обычной реалистической картиной. Мы видим, как Хортен ведет поезд, который ныряет в бесконечно сменяющие друг друга короткие туннели. Это крытые мосты, лепящиеся к заснеженным склонам. На конечной станции он ночует в маленькой гостинице. Ее немолодая хозяйка Свеа давно знает Хортена и, кажется, питает к нему симпатию.

Переломным моментом фильма является эпизод проводов Хортена на пенсию. Он сделан с юмором и показывает профессиональные чудачества железнодорожников. После него тональность фильма слегка меняется. Каждая сцена — Хортен в чужой квартире, в баре, в табачной лавке, в сауне — могла бы произойти в реальности. Но это реальность со сдвигом, словно Хамер снимал научную фантастику. Она все больше приближается к абсурду. Наконец, Хортен нагибается к человеку, почему-то лежащему на земле, возле трамвайных путей, и это ведет к весьма странному знакомству.

Мир Хортена мы видим почти все время вечером и ночью. Голубой снег и черное небо, мокрый асфальт, унылые фонари дышат грустью. Только в самом конце последний туннель выводит нас в солнечный свет, серо-синяя гамма сменяется теплыми тонами, а Хортен обретает покой и, может быть, счастье. Но к этому времени мы не уверены, что он еще пребывает среди живых.

Американские рецензенты, которым фильм очень нравится, называют его комедией. Я склоняюсь к определению "абсурдистская драма". Фильм талантливый, и в Норвегии был выдвинут на семь премий "Аманда", но получил лишь две: за звук и за исполнение Эспеном Шонбергом роли второго плана.

****


    ***** — замечательный фильм
    **** — хороший фильм
    *** — так себе
    ** — плохой фильм
    * — кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки