Что идет в кино

Опубликовано: 16 марта 2009 г.
Рубрики:

МЕДЕЯ САДИТСЯ В ТЮРЬМУ
Madea Goes to Jail

Идет везде
Режиссер Тайлер Перри

Как известно, Великий Освободитель Авраам Линкольн придерживался пессимистических взглядов на "мульти-культурное" будущее Америки. Он не верил, что афроамериканцы ассимилируются в общество белых, и полагал, что им лучше всего было бы уехать обратно в Африку. "Физические различия, — писал он, — никогда не позволят обеим расам жить вместе на основе социального и политического равенства". Не знаю, что он имел в виду под физическими различиями. Вряд ли просто цвет кожи. Возможно, нечто более глубокое.

Лично я со своей невысокой колокольни вижу следующее. Большинство черных американцев, освобожденных из рабства тогда же, когда и русские крепостные, живут в своей, отдельной Америке. Не из-за мифического расизма, который в стране практически побежден. Трудно говорить о расизме, когда некоторые мэры крупнейших городов, члены Верховного суда, руководитель Республиканской партии, министры кабинета, а теперь и президент страны принадлежат к черной расе. Когда межрасовые браки узаконены. Когда афроамериканцы имеют не равный, а преимущественный доступ к образованию (affirmative action). Когда из класса слуг они давно поднялись в хорошо оплачиваемый класс государственных служащих. Когда негритянские спортсмены, музыканты и киноактеры получают многомиллионные гонорары. Когда чернокожая телеведущая является предметом поклонения и властительницей народных дум.

А живут все равно отдельно. Конечно, этому очень способствует политика демократической партии, которая воспитывает в афроамериканцах постоянную подозрительность на предмет "расизма", расчесывает раны былых обид и ежедневно напоминает о рабстве. Это верный способ представить себя как единственных защитников чернокожих "жертв" общества и обеспечить себе их голоса на выборах. Редкие разумные голоса негритянских интеллектуалов и просто поборников здравого смысла вроде замечательного актера Билла Косби вопиют в пустыне. Может быть, когда-нибудь и наступит время счастливого братания между черными и белыми американцами и соединения в единую семью.

Если это стало возможным для евреев, которые, как известно, тоже слегка пострадали на своем историческом пути, но в Америке не являются отдельным анклавом, то почему бы и не для африканцев?

Однако, черное население живет отдельно — и я не имею в виду только территориальность.

Фильм про Медею очень ясно дает это почувствовать.

Его создатель, 40-летний Тайлер Перри — довольно одаренный, очень богатый и могущественный человек. Он сценарист, режиссер, актер и продюсер. В Атланте у него на 30 акрах собственная студия с пятью павильонами, где он снимает свои кино- и телефильмы. Он находится в той же категории, что Джордж Лукас ("Звездные войны") или Опра Уинфри. "Медея" в первый же уик-энд заработала огромную сумму — 45 миллионов. Но зрителями были черные, а также латиноамериканцы. Белых зрителей, включая меня, оказалось всего 5 процентов. Даже обозреватель "Лос-Анджелес таймс" Патрик Голдстин признает, что Перри проживает в "параллельной вселенной". А один рецензент замечает, что в мире Перри практически не существует белых.

Сценарий "Медеи" склеен из двух сюжетных линий. Одна — мелодрама про молодого заместителя прокурора, который спасает свою подругу детства Кэндис, ставшую проституткой и наркоманкой, и в конце-концов женится на ней, отвергнув свою благополучную, но нечестную невесту. (Невеста тоже работает в прокуратуре и подтасовывает дела). Другая линия — комедийная. Здесь сам Перри выступает в своей любимой роли, изображая боевую бабку-разбойницу Медею. Старушка — драчунья и ругательница, имеет при себе пистолет и обожает дразнить полицию, но ей все сходит с рук. Однако, однажды на автостоянке нахальная дамочка (белая) занимает у Медеи под носом ее место. Не долго думая, Медея превращает ее машину в металлолом. Дамочка верещит, что у нее муж полисмен. Медею сажают в тюрьму. Здесь она знакомится с той самой бедной проституткой Кэндис, и успешно защищает ее от посягательств нахальной лесбиянки (белой). Вскоре всех выпускают из тюрьмы ко всеобщему удовольствию. Психиатр (его изображает популярный доктор-шоумен Фил Мак-Гро, имеющий свою телепередачу "Доктор Фил") пытается провести с Медеей курс утихомиривания (anger management), но безуспешно.

Из актеров неплох сам Перри, и мне запомнилась актриса, играющая священника (священницу?) местной церкви, помогающую проституткам. Это Виола Дэвис, которая в этом году была очень заслуженно выдвинута на "Оскара" за фильм "Сомнение". У нее поразительное "присутствие" на экране.

Все это сделано на уровне обычной поп-культуры, предназначенной для не слишком взыскательного зрителя. На сайте "Гнилые помидоры" из 38 рецензий 28 отрицательных. Но что Тайлеру Перри до критики! У него есть своя аудитория. Отдельная.

***


РОЗОВАЯ ПАНТЕРА 2
The Pink Panther 2

Идет везде
Режиссер Харальд Цварт

Первые две комедии из этой серии о нескладном полицейском инспекторе Жаке Клузо вышли в 1963 и 1964 году. Клузо разыскивал пропавший бриллиант под названием "Розовая пантера" и имел у зрителей большой успех. Играл его замечательный британский актер Питер Селлерз.

Теперь роль перешла к известному американскому комику Стиву Мартину.

Фильм принадлежит к жанру эксцентрической комедии. Под названием "слэпстик" этот жанр прославил американское кино во всем мире и подарил нам несравненные шедевры. Слэпстик — это английское название "хлопальной" палки "батаккио" (не отсюда ли и русское "батог"?), которой с шумом и треском лупили друг друга итальянцы в комедиа дель арте. Кино в жанре "слэпстик" предписывает невероятные изобразительные трюки, потасовки и погони. В немом кино гениальные Бастер Китон и Чарли Чаплин возвели его в ранг большого искусства. В Голливуде работали многие талантливые мастера "слэпстика" — Лорел и Харди, Гарольд Ллойд, братья Маркс, и их подражатели. Хотя звук не слишком показан этому жанру, "слэпстик" прижился и в звуковом кино. Это доказал, например, 82-летний комик Джерри Льюис, который только что получил почетного "Оскара" за работу всей своей жизни. Работает в этом жанре чернокожая звезда Эдди Мерфи. Даже не слишком замеченный в комиковании режиссер Стэнли Креймер однажды поставил фильм в этом духе — "Этот безумный, безумный, безумный мир".

В Советском Союзе известный режиссер Леонид Трауберг, (постановщик "Трилогии о Максиме" вместе с Г.Козинцевым), которого изничтожали как "космополита" за его познания в американском кино, успел, когда ему было уже за 80 лет, написать книгу "Мир наизнанку" (1984) — объяснение в любви этому жанру.

В свое время были опасения, что "слэпстик" будет убит мультипликацией, но этого не случилось. В современном кино этому веселому и безумному жанру только бы жить да жить. Погубить его может лишь бездарность.

"Розовая пантера 2" служит этому грустным примером.

Загадочный преступник по имени "Торнадо" похищает из музеев мира такие сокровища, как туринская плащаница, британская "Магна Карта", меч японского императора — и, конечно, бриллиант "Розовая пантера". На поиски злодея брошена международная группа сыщиков. Клузо, как обычно, путается под ногами и все портит, но выходит из дела победителем. По этой незатейливой канве, вероятно, вполне можно было расшить что-нибудь смешное. Увы, несмотря на звездную группу актеров (Энди Гарсиа играет итальянца, Альфред Молина англичанина, присутствуют также Джон Клис, Лили Томлин и многие другие) фильм на редкость скучен. Ни один комический эпизод не завершен, трюки однообразны — Клузо беспрестанно то падает, то что-нибудь поджигает, акцент Стива Мартина надоедливый и не смешной... Как обычно, вся беда в очень, очень плохом сценарии.

Маленькую роль Папы римского играет Евгений Лазарев (он преподает актерское мастерство в университете Южной Калифорнии), который выглядит удивленным — как и зачем он попал в эту компанию.

На сайте "Гнилые помидоры" из 116 рецензий девяносто процентов отрицательные.

*


КОРАЛАЙН
Coraline

Идет везде
Режиссер Генри Селик

Это мультипликация с куклами, которую делали два с половиной года. Один из ведущих художников-аниматоров, Трэвис Найт, рассказал, что в удачный день группа снимала по две-три секунды экранного действия! (Найт — сын миллиардера Фила Найта, совладельца компании "Найк" — не пошел в бизнес, а выбрал себе такое мучительное, но восхитительное занятие). По словам Трэвиса, работа просто высасывает жизнь из аниматоров, иногда доводя их до слез.

Но зато какие потрясающие результаты!

Фильм — экранизация весьма неглупой сказки, придуманной Нилом Гейманом. Довольно противная и капризная девочка Коралайн недовольна своими занятыми родителями. Мама вечно работает, папа плохо готовит обед. Через таинственную дверку Коралайн попадает в зеркальный мир. Там ее встречают Другие Мама и Папа, точь-в-точь похожие на ее собственных. Но они намного лучше — веселые, ласковые, и кормят вкусно. Разница только в том, что у Других Родителей вместо глаз вшиты пуговицы...

Фильм так упоительно придуман и выполнен, изображение на таком высоком уровне, у авторов такая богатая фантазия и безупречный вкус, что следить за злоключениями глупышки Коралайн — просто наслаждение.

А какие у Коралайн соседи — в мире Других Родителей появятся и они в преображенном виде! Две пожилые подружки, бывшие артистки — ну очень эксцентричные дамы! И мистер Бобинский, русский директор мышиного цирка, который даже вставляет в свои речи русские слова "До свидания", "Всегда" и "Голубушка". Правда, ему не объяснили, что не стоит называть мышек "мушками", но авторам и не то можно простить.

Мне захотелось почитать книжки Нила Геймана, который, конечно, англичанин, и, конечно, семья его имеет польско-еврейское происхождение. Кто же еще нынче и всегда умеет писать сказки, как не англичане? Увенчанный многими наградами и довольно молодой Гейман очень популярен. В "Коралайн" чувствуется влияние братьев Гримм и Алисы в стране чудес. Замечательные предки.

На сайте "Гнилые помидоры" из 157 рецензий — 140 положительных. Фильм очень годится и для детей, и для взрослых.

*****


СКАЗКА ПРО ДЕСПЕРО
The Tale of Desperaux

Во многих кинотеатрах
Режиссеры Сэм Фелл и Роберт Стивенхейген

Это мультипликация про мышей и крыс. Сегодня Голливуд одержим страстью к этим животным. Один из режиссеров, Сэм Фелл, уже ставил мультипликацию Flushed Away, где герои — грызуны, которые живут в канализации и изящно сообщаются с внешним миром при помощи унитаза. Недавно получил "Оскара" фильм "Рататуй" про крысу, которая живет в ресторане и готовит еду для людей. В фильме Enchanted полчища мышей наводят для принцессы чистоту в доме. Создается впечатление, что голливудское подсознание настоятельно требует реабилитации этих неаппетитных разносчиков инфекции. Видимо, с тех пор, как Щелкунчик повоевал с Мышиным Королем, глобальные перемены в общественном сознании "Первого Мира" (по крайней мере, в большой его части) постепенно заставили многих качнуться в сторону подданных Мышиного Короля. В чем тут причина, не знаю, но думаю, что она классовая — серые и черные массы, проживающие в подполье, вызывают симпатию.

"Десперо" — экранизация детской книги Кейт ДиКамилло, вышедшей в 2003 году и получившей премию. Американские детские книги обычно изготовлены на сиропе политкорректности из чистого сахарина. Вероятно, поэтому ни одна из них, со времен "Волшебника Изумрудного города", не стала необходима человечеству. И поэтому американские дети так жадно набросились на британского "Гарри Поттера", который политкорректностью не заражен.

Насколько хороша книга ДиКамилло, не знаю. Прочла на интернете подробный синопсис, который не вызвал у меня восторга. Все показалось высосанным из пальца.

Фильм очень плох. Он неинтересно нарисован. В сюжете пытаются, и никак не могут, сплестись несколько линий. Крыса бежит с корабля и попадает в королевство, где любят есть суп. Повар-француз варит его с помощью волшебной фигуры, составленной из овощей и фруктов. У большинства критиков этот персонаж вызвал недоумение. А он попросту заимствован у замечательного художника 16-го века Джузеппе Арчимбольдо, придворного портретиста Габсбургов. Крыса падает в суп, королева от страха умирает, король изгоняет крыс с мышами и заодно зачем-то запрещает дождь. Ушастая мышь Десперо живет в мышином царстве и отличается от собратьев своей рыцарской храбростью. За это Десперо изгоняют жить к крысам. Толстая уродливая служанка живет со свиньями и хочет быть принцессой. Настоящую принцессу крысы похищают и вроде бы хотят слопать. Все кончается благополучно, и Эмма Уотсон за кадром читает унылую мораль о том, что все должны жить дружно и никого не обижать. Добавлю — в том числе и детей-зрителей, которых не обязательно подвергать этому испытанию.

На сайте "Гнилые помидоры" 54 рецензии — за, и 44 — против.

**


Приношу извинения читателям за то, что невольно ввела их в заблуждение. Поверив сообщению "Лос Анджелес таймс", что на вручении "Оскаров" ожидается очень большой сюрприз, я решила, что этим сюрпризом будет появление в театре "Кодак" президента США Барака Обамы. Этого не произошло. Надеюсь, что не отняла ни у кого времени, заинтересовав их своим пророчеством и побудив смотреть церемонию. В чем состоял сюрприз, мне так и не известно. Обещаю впредь, читая "ЛА Таймс", делить ее сообщения на 84.

Марианна Шатерникова


    ***** — замечательный фильм
    **** — хороший фильм
    *** — так себе
    ** — плохой фильм
    * — кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки