Закон театра

Опубликовано: 16 октября 2008 г.
Рубрики:

Народная примета: если в России арестовывают — значит, это кому-то очень нужно.

Причем связи бывают самые неожиданные.

В конце 90-х годов страна узнала фамилию Мамут. Ее упомянул по телевидению не кто-нибудь, а сам Евгений Примаков — бывший глава Внешней разведки, премьер-министр, главный кандидат в президенты России, то есть — могущественнейший человек, политический тяжеловес. Авторитетный во всех слоях населения.

Телевидение дало несколько отрывочных слов Примакова. Никто ничего не понял, кроме посвященных. Остальные лишь догадывались, что речь об интригах на самом верху, в которых большую роль играет, по словам Примакова, "какой-то Мамут". Потом заговорили, что Александр Мамут — молодой (1960 года рождения) бизнесмен, чуть ли не доверенное лицо Бориса Березовского, порученец "Семьи", внештатный советник главы ельцинской администрации. Пользуясь своей внештатностью, Мамут будто бы выполнял деликатные политические поручения, а именно — разрушал изнутри избирательный блок "Отечество — Вся Россия", элементарно подкупая его членов. Сам Александр Леонидович слухи опроверг: никого он не подкупал, а совсем наоборот, один депутат ОВР просил денег у его знакомого банкира, тот отказал, и тогда на "гусинском" НТВ придумали подкуп, а также придумали "Семью" и его роль в "Семье". Хотя с Березовским он знаком шапочно, с Абрамовичем — более или менее, а "Ельцина видел один раз в жизни, в театре".

Напомню, то было время борьбы блока Примакова-Лужкова против Путина за президентский пост. Как известно, победил назначенец Ельцина — Владимир Путин, при решающей информационной поддержке Первого телеканала, принадлежавшего Березовскому. Три года главой путинской администрации был Александр Волошин. А Мамут...

"Советником я стал при Валентине Юмашеве, когда еще он руководил администрацией президента, — рассказывал Александр Леонидович в 2000 году. — Тогда я чаще бывал в Кремле, но остался работать и при Волошине (во время президентства Путина — С.Б.). Видимся мы где-то раз в месяц, общаемся скорее неформально. Он интересуется, что происходит в банковской сфере, спрашивает о моих экономических и политических оценках. Я бесплатно отвечаю. У чиновника такого ранга, как Волошин, — у человека, формирующего в том числе ежедневные планы президента — должна быть очень полная информация о происходящем в стране".

Волошина нет при власти уже пять лет. Но тот мир — система хорошо сообщающихся сосудов. Например, в 2000 году Игорь Шувалов был главой аппарата правительства. Когда спросили Мамута, не влияет ли он на премьера Касьянова, на правительство через "своего человека" Шувалова, Александр Леонидович ответил: "Ни Касьянов, ни Шувалов не могут быть чьими-то людьми по определению. Надо совершенно их не знать, чтобы допустить возможность чьего-то манипулирования. Шувалов — классический, очень одаренный бюрократ новой волны, закрытый для влияний извне. Делать вид, что мы незнакомы, я не собираюсь. Знакомы, очень даже. Он возглавлял адвокатскую контору, которую я организовал в девяностом году".

Сейчас Шувалов — первый вице-премьер правительства. Его даже прочили в премьеры или в главу администрации президента Медведева. А перечислять должности и фирмы Мамута — страницы не хватит. Достаточно сказать, что он с состоянием в 1,2 миллиарда долларов входит в тысячу самых богатых людей планеты.


К чему экскурсы в прошлое? Времена такие бурные, что события 10-летней давности — чуть ли не древняя история. В двери стучится жгучая современность. Например, в начале сентября арестовали вице-президента и заместителя начальника службы безопасности "Евросети" — крупнейшей в России фирмы, торгующей сотовыми телефонами и услугами операторов мобильной связи. Их обвинили в "похищении человека и самоуправстве". Пять лет назад там, в фирме, выявили жулика. Занимая ответственную должность экспедитора, он воровал телефоны, нанес кампании ущерб в несколько миллионов рублей. Его поймали, убытки он возместил, при помощи милиции, кстати, то есть по закону.

Через пять (?!) лет жулик вспомнил, что вице-президент и заместитель начальника службы безопасности его "похитили и выбивали долги". И написал заявление в органы.

Мы живем в правовом государстве, самоуправство непозволительно никому, даже богатым фирмачам и их прислужникам. Виновников моментально взяли под стражу, а заодно провели обыски в головном офисе, вынесли документацию и жесткие диски компьютеров. Из-за чего пострадали абоненты — в первые же дни около 150 тысяч человек не получили подтверждения оплаты своих счетов.

"Евросеть" — это 34 тысячи служащих, более 5 тысяч магазинов, прошлогодняя прибыль — 3,5 миллиарда долларов.

Уже через 18 дней после ареста, обысков, изъятия документов владельцы "Евросети" продали свое детище. Все 100 процентов акций. Покупатель — Александр Мамут. Очень мобильная связь событий.

Как и в борьбе за чистоту правоохранительных органов. Памятен августовский скандал с начальником Главного следственного управления Дмитрием Довгием. Один из его подчиненных, Чернышев, подал рапорт, в котором информировал высшее руководство, что Дмитрий Довгий берет взятки от крупных бизнесменов за развал уголовных дел. Кстати, незадолго до того Довгий публично обвинил Бориса Березовского в организации убийства Анны Политковской. Но даже такой верноподданнический жест не остановил блюстителей закона. Главного следователя страны уволили и арестовали.

Чуть больше месяца прошло после ареста Довгия, и аналогичный рапорт — о взятках от бизнесменов "Томскнефти" за развал уголовного дела — поступил на самого разоблачителя Чернышева. Его уже уволили, но пока не арестовали. Фамилия нового разоблачителя не упоминается.

Сообщающиеся сосуды, однако.


Жесткое единство времени, единство места и единство действия — непреложный театральный закон. Благодаря ему возникает объем, масштаб и правда жизни.

В рабочей поездке по Дальнему Востоку президент Дмитрий Медведев посетил атомную подводную лодку "Святой Георгий Победоносец", беседовал с матросами и старшинами. И попросил задать вопрос, который заранее не готовили. Один из матросов пожаловался: "У нас в году семь месяцев зима. Ребята хотят в хоккей поиграть, а площадки нет".

Спрашиваю себя: правда? Правда, вся пресса сообщает. Вроде бы даже по телевизору дали сюжет. Все равно отказываюсь верить. Я родился и вырос в крае, где пять месяцев зима. В небольшом городе, в районе частных домов, с огородами, пустырями на задворках, одной водопроводной колонкой на квартал. Мы, мальчишки, выбирали зимой самый хороший пустырь и заливали его водой. Воду возили на санках. В каждом доме были большие санки с деревянными рамами для установки большой цинковой бочки — ведрами ведь не наносишься от колонок, возили бочками. Хоккейные ворота делали из старых кроватей — из железных рам и сеток. И гоняли шайбу дни напролет.

Теперь представим базу атомных подводных лодок в Вилючинске. Грозная боевая сила, огромные деньги, мощнейшая хозяйственно-производственно-ремонтная структура. Наконец, дивизион здоровых 19-летних парней во главе со здоровыми лейтенантами и капитанами.

И все они сидели и ждали президента России, чтобы попросить хоккейную площадку? Президент не удивился, посоветовался с министром обороны. Министр обороны подумал и сказал: надо не меньше полугода. После этого президент пообещал офицерам, матросам и старшинам подводного ракетного крейсера: "К весне будет. Приедем открывать".

Ребята, может вам подарить большие санки и бочку для воды?

Кстати, пресса тоже не удивилась, написала вполне серьезно: "Хоккейная площадка оказалась лишь первым подарком Камчатке... Президент подарил Камчатскому краю свободную экономическую зону". Правда, перед этим сказал:

"Практически каждый четвертый житель края за чертой бедности... Живут в нищете... Мы вроде все говорим абсолютно правильные вещи, адекватно принимаем решения на собственных должностях, но как только речь идёт о какой-то координации — всё буксует, ничего не работает... У нас нет системы управления, просто не умеем работать... Такой очень яркий контраст: уникальные природные возможности, с одной стороны, и депрессивная, тяжёлая — как угодно называйте, крайне неразвитая экономическая система. Очень сложное ощущение: с одной стороны, красота (он имел в виду природу — С.Б.), с другой стороны — убожество".

С третьей стороны, президенту можно возразить: Камчатская экономическая система очень даже развита! Работают флотилии, гигантскими масштабами идет отлов и продажа дальневосточных рыб, краба, прибыль исчисляется в миллиардах долларов. Камчатка — край несметных богатств, дарованных природой, великим океаном. Каждый человек там должен не в нищете жить, а в золоте купаться. Наверно, другой вопрос надо ставить: куда уходит богатство, почему простые люди и само государство отстранены от работы и денег?


Тут опять возвращаемся к надоевшему разговору — о коррупции. Но закон театра — единство времени, места и действия — неумолим. В тот же день главный помощник президента, руководитель его администрации Сергей Нарышкин проводил совещание по дальнейшей борьбе с коррупцией. Выступал министр внутренних дел, информировал, что ущерб от коррупции равен 20 миллиардам долларов в год. Наметили решительные меры, вплоть до декларирования доходов и имущества жен и детей государственных чиновников, вплоть до конфискации имущества за рубежом. Генеральный прокурор заверил, что к этой работе подключат Внешнюю разведку РФ. Только осталось непонятным: если вилла в Ницце записана не на жену и не на сына, а на тещу или на племянника — как быть? Проклятый вопрос, на него вся государственно-политическая система России не может ответить уже второй десяток лет.

А надо ли его решать? И вообще — надо ли бороться? Не будет ли хуже?

В тот же день Общественный антикоррупционный комитет подвел итоги опроса среди бизнесменов. Они, вроде, сильнее всего страдают от мздоимства. Некоторые недавно даже обратились с письмом к президенту, жалуясь на произвол милиции и судов. Однако анонимный опрос обнаружил потрясающую картину — 70 процентов предпринимателей против борьбы с коррупцией. По сути — за коррупцию.

"Коррупция — это условие пребывания и в бизнесе, и на государственной службе. Единственное понятное правило игры в России", — объяснили они.

Про государственную службу сказано не всуе. Из результатов опроса, проведенного в Российской академии госслужбы, следует: 85 процентов ее слушателей рассчитывают не на официальную зарплату, а на побочные доходы.

Кто ж тогда будет бороться?

Ведь отдельные представители народа всерьез принимают слова руководителей. Владимир Владимирович Путин, будучи еще президентом, на всю страну сказал о жадной лапе взяточника: "Хорошо бы эту лапу отрубать, как было в средневековые времена. Стоит только начать, сразу лапа перестанет высовываться за соответствующей мздой". И сразу же кузнецы из Владимира, отец и сын Бородины, выковали четырехкилограммовый топор. На одной стороне выгравировали: "Во благо Отечества нещадно рубить лапы воровской коррупции". На другой — "Президентам России с верой и надеждой".

Теперь не знают, что с ним делать. Просили губернатора передать в Кремль, Медведеву и Путину, но губернатор под всяческими предлогами отлынивает.


В тот же день, когда президент Медведев на Камчатке обещал построить хоккейную площадку военным и свободную экономическую зону штатским, заместитель председателя Государственной Думы Любовь Константиновна Слиска стала академиком. Российский народ ее неплохо знает. Больше всего запомнился так называемый "Список Слиски" — перечень украденных у нее денег и драгоценностей. В нем 90 пунктов — 85000 евро наличными; векселя на 4 миллиона рублей; а далее — золото и брильянты, в том числе от всемирно известных фирм вроде "Тиффани", которые изготавливают штучный товар со штучными ценами на него.

Любовь Слиска никогда не была кооператором, коммерсантом, бизнесменом, олигархом. Всю жизнь до избрания в Думу — конторская служащая, инспектор по кадрам, профсоюзный работник. "Это накопления, которые были сделаны за последние годы, — объяснила она происхождение богатств. — За семь лет работы в Москве можно было накопить такую сумму. У нас с мужем (он судья Мособлсуда) у обоих приличная зарплата. И в командировки мы часто ездили, я получала приличные командировочные".

И уж точно госпожа Слиска ни дня не проработала в адвокатуре. Тем не менее, ей вручили диплом действительного члена Российской академии адвокатуры и нотариата. Правоведы из ученого совета сказали, что деятельность Любовь Константиновны Слиски в партии "Единая Россия" и в Государственной думе РФ "всегда была связана с защитой прав и законных интересов граждан России".

Почему-то стала общим местом шекспировская фраза "Жизнь — театр". Да ничего подобного. Жизнь есть жизнь, театр есть театр. Нельзя даже сравнивать. Потому и ждешь, что опустится занавес, выйдут к авансцене актеры во главе с режиссером и раскланяются: это был театр, всего лишь драма и комедия, господа. А теперь идите домой, пейте чай, ложитесь спать и завтра приступайте к работе.

Но занавес не опускается.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки