Аромат цветов на пути

Опубликовано: 16 октября 2008 г.
Рубрики:

Вы заметили, в какое благословенное время мы живем? Никогда, никогда, никогда в истории человечества жизнь не была такой безопасной, как сейчас. Некоторые из вас скажут, что я чепуху говорю, приведут множество фактов и аргументов, безусловно свидетельствующих, что наша сегодняшняя жизнь полна катаклизмов. Достаточно посмотреть любую новостную программу телевидения, чтобы в этом убедиться.

И все же я настаиваю на своем. У нас, правда, тоже существование небезоблачно, но все же мы живем в век массового благополучия. Никогда еще личность не была так защищена от превратностей судьбы, как в наши времена. Представьте себе, что вы родились в Спарте, Древней Греции, в Риме в эпоху нескончаемой борьбы за власть, или в средние века. Тогда у вас была бы не очень-то приятная вероятность пасть вместе с тремястами спартанцами у Фермопил, принять яд вместе с Сократом, быть распятым на кресте или остаться без головы, как это случилось с Цицероном, а то и погибнуть под мечом какого-то невежественного и немытого крестоносца. Красивых женщин считали ведьмами и вытворяли с ними черт-те что, вплоть до сожжения на кострах, а сильных мужчин брали в рабство, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не только женщин сжигали. Как бы вам понравилась перспектива быть сожженным на костре вместе с Джордано Бруно?

Согласитесь, что в наше время у каждого из нас больше шансов дожить до счастливой старости, чем у наших предков.

Так будем же радоваться, что у нас такие гуманные законы, и в обозримом будущем нам ничего существенного не угрожает, кроме террористов, которых мы обязательно победим. Пока они, конечно, то там, то здесь устраивают взрывы, но в целом в год от рук террористов гибнет значительно меньше людей, чем в автомобильных авариях или от фармацевтических компаний, которые уговаривают нас принимать тонны ненужных лекарств.

Правда, одна реальная и масштабная опасность нам угрожает. Это ученые, которые пока что не додумались, как нас всех уничтожить... Но обязательно додумаются, рано или поздно, и изведут род человеческий своими идиотскими опытами с клонированием и с изобретением разных орудий. Их, то есть любознательных ученых, мы не победим, они еще покажут нам кузькину мать. Но, надеюсь, это еще будет нескоро.

Почему же мы, вопреки вышесказанному, ходим часто с такими кислыми физиономиями и совершаем разные нехорошие поступки, за которые, сами понимаете, не будет нам никакой награды? Почему многие из нас лишены того замечательного таланта, который я назвал бы талантом радости жизни. Это когда проснешься утром, и сердце радуется. Просто так. Потому что солнце заглядывает в окно, или дождь идет, и вокруг свежо и прохладно. Потому что можешь встать и без посторонней помощи выйти на улицу. Потому что сегодня, завтра или через месяц ждет тебя встреча, которая освещает жизнь впереди. А если и не ждет, то рано или поздно, но все равно что-нибудь хорошее произойдет, потому что как ни крути, а жизнь — чертовски привлекательная штука, и альтернативы ей еще никто не придумал.

Так почему же так много недовольных вокруг? И особенно среди наших, русскоязычных. У меня, признаться, ответа нет. А у вас?

Не знаю, как вы, но я многих наших узнаю даже по походке. Такая у меня сверпроницательность. У них даже в походке чувствуется тяжелая печать обуревающих их проблем. Никто не может снять с их плеч этот неимоверный груз. И ничто такого человека не успокоит. Давать ему совет, что осла учить играть на мандолине.

Помните рассказ Шолом-Алейхема, когда пришел к нему человек за советом, разводиться с женой или нет. Разговор был нескончаемый, что бы ему ни советовали, причем, порой и самое противоположное, сомневающийся муж соглашался, говорил, что да, это разумно, но... находил аргументы против. И так до бесконечности. Это же ему надо было решать, а он хотел свое решение взвалить на другого. В конце концов, писатель запустил в него чернильницу (а может, пепельницу, за детали не ручаюсь).

Наверное, у многих из нас бывали в жизни такие ситуации. И мы были сдержаннее, чем известный писатель. Я, например, чернильниц и пепельниц не бросал, потому что чернильниц в Америке нет, а пепельницей не пользуюсь, потому что некурящий.

Но в последнее время я стал избегать некоторых своих знакомых. Я их просто боюсь. Каждая встреча с ними — это тяжелое испытание. Они обрушивают на меня такое количество своих бед, такое количество жалоб на окружающий мир, что мне становится не по себе под тяжестью этого бремени. Есть такие сборнички, они в любом книжном магазине продаются, с примерно таким названием: "В мире позитивных мыслей". Так вот, некоторые люди никаких позитивных мыслей не воспринимают, а живут только в ауре разных реальных и придуманных забот, тревог, сомнений, и все для них не так.

Если у тебя есть такие знакомые, дорогой читатель, обходи их стороной, и, как встретишь, беги от них подальше.

Этот мир, конечно, несовершенен, но поскольку у любого из нас нет никаких шансов переделать его, то приходится как-то распределять груз этого несовершенства. Можно и нужно, конечно, помогать ближнему, но когда он ничего не хочет делать сам и только жалуется, — что с ним поделаешь? Не запускать ведь в него пепельницей.

Недавно попалось мне высказывание, которое при всей своей простоте и непритязательности запомнилось: "Ты приходишь в этот мир на короткое время. Не торопись. Не беспокойся. И будь уверен, что ты вдыхаешь аромат цветов на своем пути".

Прочитав эту не ахти какую оригинальную мысль (кстати, она принадлежит не философу или писателю, а американскому игроку в гольф Уолтеру Хагену), я неожиданно проникся ею. Ведь, черт подери, я всегда был так занят, что не обращал внимания на цветы. Осознав сей прискорбный факт, я стал с подозрением приглядываться к знакомым и к незнакомым людям и с огорчением пришел к выводу, что я не исключение, что они (знакомые-то точно, а вот относительно незнакомых я мог и ошибиться) никогда, никогда, никогда не вдыхают аромат цветов. Разве, может быть, только время от времени, когда дарят жене букет на день рождения. Раз в год. Но это не в счет. Да и тот ли аромат у цветов, купленных в лавке и прошедших через чужие руки. А так, в повседневности люди с цветами дела не имеют. Потому что у них нет времени, да и жизненные пути их с теми местами, где растут цветы, расходятся. Те, кто ездят на машине, смотрят не на цветы, а на дорожные знаки, а те, кто ходят пешком, и вовсе не думают о таких пустяках, как цветы, а больше о том, как заработать побольше денег и купить самую роскошную машину.

И вообще до цветов почти никому нет дела. Чему люди предаются от всей души, так это тому, чтобы нарушать заповеди Хагена. Помните — не торопитесь, не беспокойтесь...

Они беспокоятся. Они непрестанно волнуются. Они переживают, какой будет завтра погода, как у них складываются отношения на работе, какой очередной фортель выкинут их дети, как починить кран на кухне, как падают их акции на бирже, как они обеднеют сразу на 700 миллиардов долларов, как пройдет отпуск, как... Если бы я продолжил все эти как, то мне не хватило бы всей печатной бумаги в мире, потому что шире океана и выше Эвереста весь огромный груз забот, который лежит на человеке и человечестве.

Даже если человеку очень хорошо, все равно он не доволен. Увы, в своей прозорливости я не оригинален. Это замечал до меня еще Экклезиаст. А после него много других людей. В том числе и Достоевский: "Чего же можно ожидать от человека как от существа, одаренного такими странными качествами? Да осыпьте его всеми земными благами, утопите в счастье совсем с головой, так, чтобы только пузырьки вскакивали на поверхности счастья, как на воде; дайте ему такое экономическое довольство, чтоб ему совсем уж ничего больше не оставалось делать, кроме как спать, кушать пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории, — так он вам и тут, человек-то, и тут, из одной неблагодарности, из одного пасквиля мерзость сделает".

Вы заметили, что по уровню жалоб и недовольства жизнью наши в Америке несомненно впереди всех. Не хочу сказать, что у американцев, чьи предки приехали сюда столетия назад, нет уж совсем этой занудной привычки низвергать потоки слов по поводу своих личных проблем. Недаром ведь именно в Америке появилась в свое время книга Карнеги, которая учила, как избавляться от беспокойства и начинать жить. Но ведь все познается в сравнении. С нашими жалобщиками никто не может сравниться.

Читайте полную версию статьи в бумажном варианте журнала. Информация о подписке в разделе Подписка

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки