Что идет в кино

Опубликовано: 16 марта 2008 г.
Рубрики:

ВЫГОДНАЯ ПОЗИЦИЯ
Vantage Point

Идет везде
Режиссер Пит Трэвис

Очередной приключенческий триллер с выстрелами, взрывами и погонями.

Действие происходит в Испании (которую снимали в Мексике). В университетском городе Саламанка открывается международная конференция на высшем уровне по борьбе с терроризмом. Сюда прибывает президент США. При нем находится суровый и мужественный агент Барнз, который однажды был ранен, прикрывая собой президента. Таким образом, можно ожидать, что, если в охране президента и найдется предатель (а как же иначе?), то уж это будет никак не верный Барнз.

Фильм начинается с выступления президента перед ликующей толпой, которую почему-то загнали на квадратную площадь, обнесенную стенами со всех сторон. Очевидно, для красоты, потому что сверху это выглядит очень впечатляюще. Это странная мизансцена, особенно, если учитывать, что по ту сторону стен находится другая толпа - не ликующая, а проклинающая Америку. Если что случится, то на площади разразится хаос.

Как вы догадываетесь, кое-что, конечно, случается ровно в полдень. После этого действие начинает несколько раз возвращаться к этому моменту, и воспроизводить происшедшее с точки зрения разных персонажей. Это и сотрудники американского телевидения, и честный Барнз, и подозрительный бородатый юноша с горящими глазами, и сам президент, и еще один подозрительный юноша восточной внешности, и добродушный американский турист-афроамериканец. Это прекрасный прием. Его впервые использовал великий японский режиссер Куросава в фильме "Расёмон" (1951), за что потрясенные американцы дали ему "Оскара". В "Расёмоне" об убийстве путника по очереди рассказывают свидетель-дровосек, жена путника, бандит-убийца и даже дух убитого.

Однако один американский рецензент сварливо заметил, что "Выгодную позицию" лучше сравнивать не с шедевром Куросавы, а с притчей про слепых, которые ощупывают слона и докладывают, что слон - это хобот, или толстая нога, или хвост, но не могут охватить целого.

По-моему, он слишком уж придирается. Поначалу фильм довольно увлекательный. Правда, к сожалению, предателя вычисляешь через пять минут. Зато в сюжете есть резкий и совершенно неожиданный поворот, о котором невозможно догадаться заранее. Уже хорошо.

Я заскучала как раз к финалу, когда развернулась длиннющая погоня с выстрелами, рычанием моторов и визгом шин. И мысли пошли в не предусмотренном авторами направлении.

Голливуд не может вообразить себе ничего более страшного, чем если на пути погони возникает ребенок. Сколько раз мы видели на экране, как дорогу перед мчащейся машиной переходит женщина с коляской - и каждый раз герои автоматически совершают чудеса самопожертвования, чтобы избежать катастрофы. Разумеется, в такой ситуации отражаются общепринятые моральные принципы общества. Раньше в американской жизни они считались нормой.

Вот и в "Выгодной позиции" есть маленькая испанская девочка, которая теряет маму и зачем-то мечется по проезжей части с жалобными криками. Ни у террористов, ни у героя-преследователя не хватает духу ее раздавить. И, конечно, в финале тот самый добрый чернокожий турист ее оттуда выдергивает и прижимает к груди, обливаясь слезами.

Но наблюдая эту благостную сцену, я думала про три газетных сообщения, которые прочла накануне. Дедушка-латино "преклонного" 36-летнего возраста шел в полдень по улице Лос-Анджелеса (возле начальной школы), держа на руках двухлетнюю внучку. Из проезжающей машины в него выпустили 17 пуль. Каким чудом девочка уцелела, непонятно. Кажется, дедушка прикрыл ее собой. Убийцы, видимо, мстили погибшему за то, что он отошел от их банды. На следующий день в южном Лос-Анджелесе чернокожий стрелок, член банды Crips, подъехал к другой школе, где как раз кончились занятия. Ему срочно нужно было прикончить каких-то двух людей. Для этого он выпустил несколько очередей по толпе, стоявшей у автобусной остановки. Пятеро детей и трое взрослых были ранены,12-летняя девочка - тяжело. Еще через день меткие латино обстреляли машину с негритянской семьей и попали в голову 6-летнему мальчику (он в больнице в критическом состоянии).

Все эти происшествия случились в районах, где живут латино и черные. Американское ханжество запрещает людям под угрозой обвинения в расизме открыто назвать вещи своими именами. Хотя все знают, что американская преступность окрашена в черный и коричневый цвета. Чернокожие банды творят в городах, что хотят. Через нашу несуществующую границу с необыкновенной легкостью перетекает и образ жизни латиноамериканцев. Часть этого образа жизни - дикое насилие. И, конечно, ни о каких старомодных предрассудках вроде неприкосновенности детей речи не идет. Это отсталая итальянская мафия соблюдала подобные правила. Теперь в войне между черными и латино детей убивают почем зря - иногда случайно, а иногда и намеренно, для устрашения.

И вместо того, чтобы объявить уличные банды преступными организациями, а за членство в них судить как за терроризм, наши власти просят денег, чтобы поставить побольше полицейских возле школ.

Вот на какие размышления неожиданно навела сентиментальная сцена со спасением ребенка из-под колес во время погони с перестрелкой. Боюсь, что такие сцены постепенно начнут исчезать из голливудских фильмов по причине их жизненного неправдоподобия.

* * * *

ХРОНИКИ СПАЙДЕРВИКА
The Spiderwick Chronicles

Режиссер Марк Уотерс

Это экранизация известной детской книги, которую написали неведомые мне Холли Блэк и Тони ДиТирлицци. Фильм пользуется большим успехом, занимает одно из первых мест по кассовым сборам. Не могу сказать, что это очень талантливое произведение, но оно хотя бы более или менее безобидное.

Мама с тремя детьми - взрослой девушкой Мэллори и братьями-близнецами Джаредом и Саймоном - развелась с мужем и вынуждена переехать в старый дом под Нью-Йорком, принадлежавший дядюшке Спайдервику. Близнецов играет один и тот же мальчик. К сожалению, в его скучноватом исполнении я их различала только по рубашкам, хотя один из них должен быть воинственным, а другой, по его собственным словам, пацифистом. Но характеры здесь не играют особой роли. В доме обнаруживается таинственная книга, составленная дядюшкой и описывающая волшебный мир. Книгой зачем-то стремится завладеть злой людоед, предстающий по очереди в облике актера Ника Нолте, чешуйчатого чудовища, большой змеи и ворона. Дети защищают книгу. Им помогает существо вроде домового и еще один монстр по имени Хогскуил, то есть, Свиновизг. Людоед насылает на них гоблинов, похожих на огромных жаб. Дети борются с ними при помощи томатного соуса.

Выясняется, что дядюшку в свое время спасли от людоеда и унесли в свое царство сильфиды, похожие на рой моли. Дети летят в это царство на гриффоне и находят дядюшку. В этом им помогает дядюшкина дочь Люсинда. Ее играет Джоан Плоурайт. Она также баронесса Оливье, потому что ее покойный муж - это Лоренс Оливье (покинувший ради нее Вивьен Ли.) Плоурайт 78 лет, она в хорошей форме.

Некоторые детские фильмы бывают интересны и взрослым. На мой взгляд, это не тот случай. Вся эта возня вокруг волшебной книги - слишком искусственная выдумка. Но детям фильм нравится, и спецэффекты вполне профессиональные.

* * *

В БРЮГГЕ
In Bruges

В некоторых кинотеатрах
Сценарист и режиссер Мартин Макдонаг

Автор этого фильма - 37-летний драматург ирландского происхождения, живущий в Англии. Сын уборщицы и строительного рабочего. Написал семь пьес, за которые буквально осыпан премиями. В 27 лет был единственным драматургом со времен Шекспира, четыре пьесы которого одновременно шли в театрах лондонского Вест-энда. Считается представителем театрального направления под названием In Your Face, которое я бы перевела как "Прямо в морду". Это пьесы вульгарного, шокирующего и вызывающего содержания.

В позапрошлом году Макдонаг получил "Оскара" за игровую короткометражку Six Shooter - его первый опыт в кино.

"В Брюгге" - очень черная комедия про уголовников. Два киллера, Кен и Рэй, завалили задание в Лондоне, и по приказу своего босса Гарри приезжают отсидеться в бельгийский город Брюгге. Кен, который постарше и поумней, с удовольствием знакомится с красотами средневекового Брюгге. Молодому балбесу Рэю Брюгге кажется "дерьмовой дырой", потому что ему здесь скучно. Но вскоре он знакомится с девушкой, а Кен получает от босса по телефону тайный приказ в отношении Рэя, и сюжет начинает развиваться. Кроме того, мы узнаем, что Рэй случайно убил в Лондоне ребенка, и его терзает совесть.

Любопытно, что актер Коллин Фэррел второй раз подряд играет убийцу в муках совести. Только что мы видели его в этом амплуа в фильме Вуди Аллена "Мечта Кассандры".

Не могу сказать, что фильм Макдонага произвел на меня большое впечатление. Сделан он вполне умело, профессионально, но не более того. Я даже с удивлением узнала, что автор, в первую очередь, драматург, потому что как раз сценарий показался мне не слишком оригинальным.

Но, в общем, фильм довольно занимательный и даже местами слегка смешной. Очень хорошо играет Кена актер Брендон Глисон. А, главное, автор не скупится на показ Брюгге, который здесь предстает во всем своем средневековом очаровании.

* * * *

ДЕТСКИЙ ПРИЮТ
The Orphanage / El Orfanato

В некоторых кинотеатрах

Это испанская картина, продюсером которой является Гийермо Дель Торо. Он сам также и режиссер, поставивший фантастический фильм "Лабиринт Фавна". В прошлом году "Лабиринт" имел в США шумный успех, а у меня вызвал резкое неприятие. Поэтому я не торопилась идти смотреть "Приют", хотя поставил его не Дель Торо, а другой испанский режиссер - Хуан Антонио Байона.

Кроме того, я как-то разлюбила фильмы ужасов.

Но выяснилось, что, во-первых, это не типичный фильм ужасов. В нем ничего ни в кого не вонзают, не пытают, не вопят диким голосом, ни у кого не вспыхивают глаза красным светом и не отваливаются куски мяса. Во-вторых, мне Байона как режиссер понравился гораздо больше, чем Дель Торо. Он строит картину на намеках, на недосказанностях, на ожидании страшного, хотя несколько пугающих моментов, конечно, имеется. И допущен некоторый перебор с таинственно открывающимися дверями.

Это не ужастик, а, скорее, такая мистическая детективная драма про привидения и искупление грехов.

Лаура и ее муж, врач Карлос, покупают старый дом, где когда-то был детский приют. Там росла и сама Лаура, пока ее кто-то не удочерил. Теперь героиня хочет снова открыть здесь приют для больных детей. У супругов есть шестилетний сынишка Симон, которого они обожают. Сюжет начинается с того, что им неожиданно наносит визит пожилая и несколько странная "социальная сотрудница". После этого посещения мы узнаем, что Симон, во-первых, приемыш, а во-вторых, заражен СПИДом. С такими, как говорится, исходными данными ждать в кинематографическом сюжете добра для ребенка не приходится.

Симон заводит себе воображаемых друзей, которые живут в пещере возле маяка. Предсказывает свою смерть. Тут еще выясняется, что "социальная сотрудница" - самозванка. И, наконец, мальчик бесследно исчезает. Полиция бессильна.

Несчастная Лаура не желает смириться с мыслью, что Симон погиб. Она обращается за помощью к экстрасенсам. Они проводят в приюте спиритический сеанс.

Медиума играет 63-летняя Джеральдина Чаплин - старшая дочь Чарльза Чаплина и Уны О'Нил. Она двенадцать лет жила в Испании со своим гражданским мужем, режиссером Карлосом Саура, и в 70-е годы снялась в девяти его фильмах. Так что ее появление в испанской картине неудивительно. Сейчас Джеральдина замужем за кинооператором из Чили и живет во Флориде.

Экстрасенсы помогают распутать тайну исчезновения Симона, которая связана с тем, что произошло в приюте много лет назад. Правда, эта тайна все равно не раскроется во всех подробностях, что, по-моему, даже интереснее. Но она приведет к странному и грустному финалу.

В общем, этот фильм не будет вас грубо пугать, но будет держать в напряжении.

* * * *


    ***** - замечательный фильм
    **** - хороший фильм
    *** - так себе
    ** - плохой фильм
    * - кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки