Легендарному джазмену Алексею Козлову стукнуло аж 90!
Ого, даже не верится, что Козёл на саксе может иметь возраст. Конечно же, Козёл - это любя, с подачи актёра Александра Филиппенко, который в спектакле «Взрослая дочь молодого человека» Виктора Славкина так окрестил легендарного музыканта.
Алексей Козлов на протяжении всей своей долгой творческой жизни, можно сказать, демонстративно опережал своё время. Словно сказочный Колобок, укатился сначала из классики в джаз, затем, помахав ручкой набриолиненным стилягам, - в джаз-рок, а дольше пошло и поехало: рок-опера, фьюжн, брейк, прогрессив-рок… В 65 Алексей Семёнович, облачившись в кожу и надев узкие чёрные очки, вместе с виртуозами-музыкантами своего детища, которому дал несколько необычное для мирной музыки военное название «Арсенал», показывал обалдевшей публике шедевры Майлза Дэвиса и «Оркестра Махавишну» Джона Маклафлина, канадской прогрессив-рок-группы «Раш» и британской команды «Кинг Кримсон»…
Годы спустя он увлечённо рассказывал на одной из радиостанций об уже о совсем «другой опере» - о направлении эмбиент немецкого коллектива «Танжерин Дрим», одного из ярких представителей Берлинской школы электронной музыки.
Каждый приезд Алексея Козлова и его ансамбля в Киев становился настоящим событием. Битком набивался полный зал, причём, без всякой на то раскрутки: афиш, рекламы по радио или в газетах и т.д.
Именно Козлов открывал отгороженным годами от всего цивилизованного мира железным занавесом меломанам, что, кроме (не будем называть, чтобы никого не обидеть, имён официальных звёзд тогдашней эстрадной сцены, за небольшим исключением: Алла Пугачёва, «Песняры», «Автограф» и ещё не очень длинный список ярких исполнителей) тех, кого мы ежедневно видели на своих унылых, как узкоколейка, телеэкранах, параллельно существуют совершенно другие планеты - с иной мелодикой, ритмикой, саундом, тематикой, короче, с иным всем!
…На личной машине времени переношусь в такой уже далёкий 1981-й год.
Командировка в Черновцы. Заснеженный сказочный город с удивительным университетом из красного кирпича…
Оказываюсь в одной гостинице с музыкантами из «Арсенала».
Вот они заходят в фойе прямо с автобуса, сосредоточенные, аскетичные, в тёмных вязаных шапочках: гитарист-виртуоз Виктор Зинчук, клавишник Вячеслав Горский (ныне, к сожалению, уже покойный), басист Анатолий Куликов (будущий автор пугачёвских хитов), сам мэтр… Горничные удивляются: ни алкоголя, ни мата, монахи какие-то!..
Вечером концерт в местном музыкально-драматическом театре. Сразу поражают по крайней мере две вещи: идеально отстроенный звук, когда слышна каждая нота даже на пианиссимо, и продвинутая публика, поддерживающая аплодисментами трудно уловимые для неискушённого уха изысканные пассажи…
Через много лет прославленный музыкант признается с болью в сердце: «Мне очень жаль расставаться с замечательной украинской публикой, которая в течение полувека посещала мои концерты...»
В октябре 2001 года мне посчастливилось встретится с Алексеем Семёновичем после концерта «Арсенала» в оперной студии Киевской консерватории имени Петра Чайковского. Я подарил великому музыкальному новатору свой поэтический сборник «Снег» с предисловием знаменитого киевского поэта Юрия Каплана и вот этими строчками, которые завершают данные заметки. Козёл (уже без сакса) устало улыбнулся и тихо проговорил: «Стихи - люблю!»…
Есть магия имени
и имя без масти -
есть личности-мини
и личности-макси.
Касательно мини
промолчу мимом...
Пожалуйста, макси -
Козёл на саксе!
***
Алексей Козлов и ансамбль "Арсенал" - "Сильвер-блюз" (1988)




Добавить комментарий