В межпланетном пространстве. На гастролях театра ГЕШЕР

Опубликовано: 6 ноября 2025 г.
Рубрики:

Театральный сезон 2025 -26 годов в Америке начат с гастролей российских актеров, прилетающих не из России. Такой тяжелейшей ситуации, пожалуй, еще не было в истории. Целый ряд – не больше и не меньше, выдающихся российских актеров, оказались вынуждены покинуть свою страну. В 2022 году Россия объявила войну Украине, назвав её “Спецоперацией”.

В 21веке президент страны Владимир Путин конфликт, начатый им в 2014 году, перевел в военные действия. Основная масса населения страны его поддержала. Это известно. Война продолжается уже три года.

Люди, несогласные с применением оружия, несущего гибель мирному населению, стали покидать страну. Уезжали люди самых разных профессий, но были и представители творческих. Писатели, художники, музыканты могут реализовать свой творческий потенциал, живя в других странах. В самом тяжелом положении оказываются драматические артисты. И вовсе не потому, что не могут выучить иностранный язык страны, в которой они обрели пристанище.

Актерская тренированная память эту преграду преодолевает. Препятствие в другом. У актера со зрителем должен быть общий социум, общая судьба, общие исторические обстоятельства, вызывающие единую реакцию, единую боль, единый смех. Актеров любят за то, что они умеют это выразить. Они – это могут. Это знал еще Шекспир, оставивший великое определение: “Актеры - обзор и краткая летопись нашего времени”. У нашего времени, увы, возникли черты, повторю, каких еще не было в истории. 

Для наиболее остро чувствующих усиление режима тоталитаризма актеров стала ощутимой разобщенность с публикой, с залом, который она заполняет ежевечерне. Телевизионная пропаганда внедрила в большую часть российского народа убежденность, что война ведется для освобождения Украины от зародившегося в ней фашизма. Между тем, разбомбив страну, никаких штабов с фашистами там не обнаружили. Кровь продолжает литься. Молодое поколение воюет, защищая Украину, и число погибших вызывает содрогание. Люди пожилого возраста умирают до срока в условиях лишений военного времени. Гибнут и оказываются искалеченными дети. И еще упомяну о безвинных жертвах: это домашние животные. 

Отправляясь в эвакуацию с детьми, не все могут брать с собой в неизвестность домашних питомцев. Это тоже душераздирающая картина жизни, оскал войны, не щадящий никого. Примириться с этой жестокостью, очевидной и трагической невозможно.

 Многие российские актеры оставляют свои ведущие позиции, достигнутые в театрах, и решаются отдать себя на милость провидения. Больше нет участия в постоянном репертуаре, своих зрителей, регулярной зарплаты, творческого процесса, работы с одним режиссером. Нет никакой стабильности. Есть отдельные проекты, гастрольные переезды-перелеты, зависимость от продюсеров, незнакомые залы подчас с плохой акустикой, бессонные ночи скитальческой жизни. 

Какое уважение вызывают эти артисты! 

Я не хочу писать традиционные слова об их гражданственной позиции, о том, что именно они являются нравственными ориентирами, я хочу выразить свою благодарность им за прекрасные сердца, за противостояние преступлениям, свершающимся на глазах всего мира.

“На твой безумный мир Ответ один – отказ!”

Но и этого мало. Покинув отечество, они навлекают на себя шельмование общества, неся клеймо, - “иноагенты”. А это уже ставит их в ситуацию опасности. Кого еще в России не арестовали? В тюрьме забит насмерть пианист Павел Кушнир. Жертвами режима стали режиссер Женя Беркович и драматург Светлана Петрийчук, осужденные на шесть лет. Пьеса “Финист- ясный сокол” была создана с темой предупреждения об опасности терроризма. Но после получения вышей театральной награды России “Золотая маска” была внезапно перетолкована властями как призыв к терроризму. Абсурдный вердикт суда на глазах всего мира губит жизни молодых женщин. Написать или сказать правду о действиях военных по отношению к украинскому населению, это означает дискредитовать российскую армию. Значит, быть судимым. Выйти с плакатом “Нет войне” – это обречь себя на арест и тюрьму. Идеологический режим в стране откуда мы родом, всегда был тяжелый. Но происходящего ныне не ожидал никто.

Я сейчас понимаю, что 60–70 годы прошлого века были временем духовного возрождения. Страх в такой степени, в какой он имел место в 30- 40-е годы, отступил. Сейчас он вернулся. Белое называют черным, черное – белым.

Мне понадобилось это вступление, чтобы осмыслить и воздать должное спектаклю “Не тот свет”, в котором играли двое актеров израильского театра Гешер: Ксения Раппопорт и Генри Давид. Уточню: фактически весь спектакль — это монолог героини, которую играет Ксения Раппопорт, бывшая всю жизнь актрисой петербургского Малого драматического театра под руководством Льва Додина. В этом коллективе она занимала достойную ведущую позицию, переиграла множество ролей, последняя, которую могли видеть зрители в Америке, это роль Маши в “Трех сестрах”- постановке Л. Додина, привозимой на гастроли...

Актриса особого таланта - она получила множество чрезвычайно значимых театральных наград: “Кубок Вольпи”, премия “Белый слон”, премия “Триумф”, премия “Золотой софит”, международная премия имени Станиславского, премия “Золотая маска”, наиболее почитаемая самими актерами. В 2015 году Ксения Раппопорт получила звание народной артистки Российской Федерации. А в 2022 году она выступила с протестом против военных действий России в Украине. И поставила себя в позицию риска. Конечно, международную известность она получила, снимаясь в фильмах, совсем молодую её пригласили сниматься в Италии, впоследствии она играла у лучших режиссеров современности на Западе и в отечестве, назову имя Кирилла Серебренникова, создавшего фильм “Юрьев день”, в котором она сыграла, по сути, трагического масштаба роль. Я называю имя актрисы, имя режиссера родом из России, и мне кажется, что какое бы имя я сейчас ни назвала, обнаружится, что его обладатели оказались в ближнем и дальнем зарубежье.

 Новый спектакль с Ксенией Раппопорт ждали. В Бостоне её видели в моноспектакле “Неизвестный друг” по рассказу И.Бунина, в котором наравне с актрисой участвовала талантливая пианистка Полина Осетинская. Её видели в гастрольном спектакле “Мастер и Маргарита”, где она играла Маргариту Коненкову, а Алексей Серебряков – Эйнштейна. В нынешнем гастрольном спектакле равноправным участником стал актер Генри Давид.

 “НЕ ТОТ СВЕТ” - пьеса двух авторов Марины Степновой и Авдотьи Смирновой.

В ней очевидна попытка передать нынешнее время с разрывом связей, с потерей места на земле, с бездомностью, с утратой – гибелью самых родных близких, с выхолощенностью души от перенесенных страданий, с одиночеством, с ужасом войны... Первое, что предстает перед глазами, когда начинается спектакль, это во всю длину сцены колоссальная конструкция - с металлическими трубами, поднимаемыми вверх, с какой-то сигнальной системой, со вспышками света, с пустотой между ними, и все это означает нежилое пространство, над которым властна только неизвестно кем управляемая технократия (сценография Ксении Перетрухиной, свет- Глеб Фильштинский, видеоинсталляции- Виктор Сорокин).

Что это за нежилое холодное помещение, где не на что сесть, не к чему прислониться? Оно подвальное, или оно где-то наверху как обсерватория?

Только в финале выяснится, что это какая-то летающая в космосе станция, где оказалась женщина, не вынесшая катастрофы, происходящей на земле.

 Сначала на сцене никого не видно. Приглядевшись, обнаруживаешь, что на переднем плане под какими-то стропилами лежит что-то... Мешок? Из его бесформенной массы на полу показывается нежная женская рука...  И она перебирает в воздухе пальцами, подрагивает, трепещет... К этой руке, подающей признаки жизни, устремляются глаза зрителей. Далее мешок и сам начинает оживать, но как-то странно, нарочито некрасиво, изломанно. Наконец, мешок приподнимается, и оказывается, что он не мешок, а что-то вроде скафандра, и в нем кто-то, кто приподнимается по-клоунски, задом, чтобы, наконец, выпрямиться, и встать во весь рост. И тогда перед нами обнаруживается спрятанная в этой широченной одежде тоненькая женщина со взбитыми в кудряшках седыми волосами. К традиционной в завитках прическе Ксении Раппопорт пришпилен подобный её собственным волосам парик. Задача режиссера Авдотьи Смирновой была представить героиню как персонаж, несущий трагический клоунский смысл? Возможно. 

Героиня – это существо поначалу словно без плоти, без имени, взявшееся ниоткуда. Кому и что она рассказывает о себе? Почему отрывочно? Почему она измучена, ожесточена, саркастична? Почему она так долго говорит, правда с внезапными и долгими умолчаниями? Почему перебегает от одной огромной металлической трубы к другой? Почему она непрестанно движется, то взбираясь на какую-то поверхность, то спрыгивая с неё? Словно мечется...Почему у неё нет места? И почему она в одиночестве в этом нежилом пространстве? И, наконец, почему зрителям так неуютно и холодно оставаться с неизвестной, но и оторваться от неё уже невозможно?

 А она все-таки говорит, а иногда вздымает руки. И руки её образуют круг над головой, словно она одна из лебедей, случайно занесенных сюда из далекого прекрасного балетного озера... Несомненно она не родилась в этой выморочной обстановке.

Но какой злой ветер судьбы занес её сюда? 

По сути, действие спектакля уже идет, хотя зависает, атмосфера выхолощенности создана, но все еще непонятно...

А происходит то, что описать еще не удалось ни одному драматургу нашего времени: происходит огромная беда, катастрофа, переживаемая людьми, внезапно ставшими беженцами, изгнанниками, имеющими при себе в качестве багажа только ворох воспоминаний. 

Но как высказываться, если нет ниоткуда отклика? В какой-то момент, когда душевное состояние героини прорывается приступом сильной боли, у неё появляется собеседник, точнее, слушатель, именуемый Голос. Он звучит поначалу откуда-то сверху, с высоты. Звучит призрачно, и немного гулко, словно из пустоты. Но Голос – этот становится опорой для той, что произносит свой нескончаемый монолог... Это только Голос, тот, кому он принадлежит, появится лишь к финалу.... Роль персонажа, именуемого Голос, исполняет Генри Давид. Он молод, и от него исходит позитив, желание жить, вера в то, что земля не может быть выжжена. Так создается баланс между двумя героями, но победа Голоса произойдет только в финале, а пока от эпизода к эпизоду слышится нарастание страдания героини.

След войны... О том, как разрушает женскую природу война, написаны выдающиеся художественные произведения. Авторы нынешней пьесы не уточняют с какой стороны пришла сюда героиня, да это и неважно. Ключевой монолог героини наполнен пафосом и сарказмом. В нем, наконец, все высказано сполна. Да, у неё погиб на войне сын. Что может быть страшнее и горше для матери? И в этом великом горе с беспощадностью к реалиям, от которых можно отшатнуться, она упоминает вошедшие в обиход награждения. На чаше весов траурное известие: умер и присвоение звания герой, умер и награждение матери машиной Nissan.

Сопоставимо?

Нет! Но приложимо к трагедии двух стран и двух войн: И в Украине, и в Израиле погибают молодые люди. Правда, награды столь цинично - словно замещение живого бесценного человека предметом, имеющим какую-то стоимость, предлагаются только в России.

Да, от этого можно сойти с ума. А разве мир не сошел с ума ныне? 

Пьеса не охватывает все политические ситуации в мире, весь ужас перевернутых верх дном понятий добра и зла, она сконцентрирована на женской душе, которая ранена одной из них, и это война России в Украине. Это попытка бегства души от творящегося абсурда в космос, в межпланетное пространство, туда, где нет ни человеческих отношений, ни разрывов, ни утрат... Попытка иллюзии...

Но разве можно существовать в пустоте? Без надежд, любви, счастья? 

Поэтому Она - Ксения Раппопорт после кульминации со взрывом эмоций говорит и говорит своим нежным мелодичным голосом, и на него откликается тот, кто значится как Голос, и он-Генри Давид спускается к ней откуда-то, перестав прятаться за трубами, устремленными к высоте, и это молодой человек, и тогда на сцене оказываются двое: женщина и мужчина, и им дано право жить и любить. И неожиданно Она сбрасывает свой клоунский скафандр, и оказывается худенькой стройной полуодетой девочкой, и под ворвавшуюся победную мелодию движется в танце со своим партнером-Голосом, и они танцуют, и танцуют, и танцуют, и их танец вселяет надежду, что не все погибло, и жизнь продолжается!

Спектакль, в котором были абсурд и горечь, безнадежность и боль, внезапно отстранил все пережитое, и подарил героям тот свет, который они заслужили!

Не тот страшный свет, в котором они жили, а тот, в котором они должны, и будут жить.

Кажется, финал невозможно было видеть без слез облегчения.

К сожалению, у меня не было возможности прочитать пьесу, и мой рассказ о спектакле основан лишь на живом впечатлении от него. Впечатление оказалось сильным, острым, волнующим. В русском зарубежье со всей силой сострадания выражен протест против войны. И это личная позиция всех участников и создателей сценического творения под названием “ Не тот свет”. 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки