Это утверждение я адресую в первую очередь террористам, не знающим истинного значения джихада, но взявшим его на вооружение и совершающим под этим девизом убийства, в том числе детей, женщин и стариков, как это было 7 октября 2023 года в Израиле: поджоги, взрывы, насилие. Во вторую очередь я адресую его тем, кто является целью этих экстремистов.
Джиха́д (от араб. الجهاد [dʒɪˈhɑːd] — «усердие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьбу за веру. Не убийства и насилие — а усердие. Джихад означает усилие, направленное на достижение благой цели.
Основоположник ислама, пророк Мухаммед, призывал к единобожию, социальной справедливости, праведному образу жизни и Судному дню. Он ввёл строгий кодекс ведения боевых действий, запрещающий убийства мирных жителей, уничтожение посевов и разрушение домов без крайней необходимости, глумление над телами павших врагов и пытки пленных. Интересно, что он называл ветхозаветного еврейского пророка и лидера Мусу (Моисея), библейского пророка Йусуфа (Иосифа), священника Закарию (Захарию), Ису (Иисуса) своими предшественниками. Особое место в проповедях Мухаммеда отводилось Ибрахиму (Аврааму): он назвал его праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Миссию свою Мухаммед видел в восстановлении веры Ибрахима (Авраама).
В Коране библейские имена упоминаются следующим образом: Моисея — 136 раз, Авраама — 69 раз, Иосифа — 17 раз, Захария — 6 раз, Иакова — 16 раз, Лота — 17 раз, Иисуса — 23 раза и т.д.
Согласно Корану, еврейские пророки считаются посланниками Бога человечеству и являются неотъемлемой частью исламского вероучения.
Неприятие евреев исламскими экстремистами и антисемитизм возникли после того, как евреи отвергли пророчества Мухаммеда. Антисемитизм особенно обострился после распада Османской империи и появления сионизма.
С арабского слово «джихад» переводится как «борьба со злом и несправедливостью на пути Аллаха».
Пророк Мухаммад разделял джихад на две категории — малый джихад и большой джихад.
Малый джихад — это борьба с оружием в руках против тех врагов, которые нападают на твою страну, притесняют людей, выгоняют их из домов и делают их рабами. В этом случае каждый мусульманин обязан защищать себя, свою семью и свою страну от врагов. Обратите внимание: малый джихад носит исключительно оборонительный характер.
Большой джихад — это борьба со своим внутренним «я»: борьба против невежества, алчности, жадности, высокомерия, зависти и против наущений дьявола, иными словами — борьба против своих слабостей и отрицательных внутренних качеств. Джихад — это воспитание своего внутреннего духовного мира.
Захваты заложников, поджоги синагог, воинствующий экстремизм — это джихад? Нет. Многие арабские богословы считают, что это не джихад на пути Аллаха, а джихад на пути сатаны. «Мы не можем называть таких людей мусульманами. Мусульмане не подрывают себя и не убивают невинных людей. Самоубийство — смертный грех перед Аллахом. Самоубийство, повлекшее гибель невинных людей, — ужасное и жестокое преступление против государства, против народа и, конечно же, против ислама. Можем ли мы называть таких людей шахидами? Ведь шахид — это не смертник, а мученик за веру. Шахид не убивает себя, а умирает за веру, защищая религию, семью и страну».
В статьях толкователей ислама можно прочесть: пророк Мухаммед считал, что мусульманин — это человек, который «не вредит остальным ни своим языком, ни своими руками». Если человек убивает себя, привязав к себе бомбу, и тем самым убивает невинных людей, — это двойное преступление и ему нет оправдания. Всевышний Аллах в Священном Коране призывает нас не убивать себя и не убивать невинных людей. «Если кто-нибудь прольёт кровь одного невинного человека, то его грех приравняется к убийству всех людей на свете; а если сохранит жизнь одного человека, то это будет принято Всевышним так, как если бы он сохранил жизни всех людей на земле».
Иногда слово «джихад» понимают как «священная война». Однако теологи утверждают, что такое понятие было введено крестоносцами. Толкователи Корана подчёркивают, что в проповедях Мухаммеда на первое место всегда ставился джихад сердца — борьба со своими страстями и недостатками. На второе место он ставил джихад «языка», что трактуется как «овладение знаниями»; Мухаммед говорил, что, обучая людей тому, чего они не знают, выполняешь акт милосердия. На третье место он ставил джихад «руки» — наказание тех, кто преступил общественные законы (уголовный кодекс) на территории того или иного государства. На последнее место Мухаммед ставил джихад «меча» — вооружённую борьбу с агрессорами или нарушителями мирных соглашений.
Тем не менее, в мусульманском праве (фикхе) и в нормах поведения, охватывающих правила, регулирующие жизнь мусульманина от рождения до смерти, даётся иное определение джихада как битвы мусульман против кяфиров (неверных, не признающих Аллаха) на полях сражений с применением обычных средств ведения боя — меча, копья, стрел, камней или палки («Маджму‘у-ль-фатава»).
Для мусульманина джихад — это святой долг или наивысшее поклонение Аллаху. Существует два вида джихада — оборонительный и наступательный. Оба вида оговариваются в Коране; про оборонительный джихад сказано: «Верующим, на которых нападают многобожники, Аллах дозволил вести сражение, чтобы отразить нападение».
Про наступательный джихад в ряде источников приводятся тексты, где говорится о действиях против нарушающих договор и многобожников после срока безопасности (так называемых «запретных месяцев»). Существует ещё третий вид джихада — освободительный. Он должен реализовываться, когда «неверные» оккупировали исламские земли и фактически носит наступательный характер. В случае призыва к джихаду человек становится обязанным и не может отказаться от его выполнения. В ходе выполнения джихада воинам разрешается использовать методы устрашения и подавления боевого духа противника, всё, что может способствовать достижению победы и торжеству ислама.
Существуют категории лиц, которых в обычных условиях запрещается убивать во время джихада: беззащитные и неспособные к войне — женщины, дети, старики, инвалиды, тяжело больные (кроме тех, кто пострадал в результате войны против мусульман), а также монахи-отшельники, не участвующие в агрессии против мусульман. Однако в ситуации тотальных боевых действий, когда нет возможности контролировать направление огня, запрет может быть снят. Даже если «неверные» держат в заложниках кого-либо из перечисленных лиц или кого-то из самих моджахедов и при этом существует опасность для лагеря мусульман, моджахедам разрешается убивать даже заложников, чтобы добраться до врагов. Разрешается добивать раненых противников, способных после выздоровления вновь вести войну против «правоверных».
Кроме военных методов, мечети, дипломатические и торгово экономические миссии исламских стран, радио и телевидение, газеты и журналы занимаются идеологической пропагандой. Проповедническая работа ведётся на африканском континенте, а также в регионах Западной Европы, США, Канады, Японии и Латинской Америки. Обычно центрами подобной формы джихада являются мечети, при которых функционируют исламские библиотеки, школы, музеи, кинозалы, иногда медпункты. Там организуются месячники исламской культуры, читаются лекции по исламу; для этого приглашаются богословы из стран мусульманского мира.
Новым явлением, а точнее, проявлением ещё одного вида джихада, является миграция мусульман в страны Европы. При современных демографических тенденциях население европейских стран может существенно измениться в долгосрочной перспективе. Европа нуждается в иммигрантах: при наблюдаемых тенденциях и прекращении иммиграции сегодняшнее количество населения Европы (примерно 378 млн человек) к 2075 году сократится на значительную величину. Чтобы поддерживать число работающих на одном уровне, Европейскому союзу ежегодно требуется несколько миллионов иммигрантов; чтобы сохранять нынешнее соотношение между работающими и пенсионерами, потребовалось бы ещё больше. Лидеры ислама проповедуют единоверцам, что через одно два поколения мусульмане «унаследуют Европу». У цивилизованных европейцев мало детей, тогда как в некоторых исламских семьях их бывает по шесть–восемь. Например, через 20 лет большую часть школьников в отдельных странах может составлять дети мусульман; в Италии при тех же темпах рождаемости и правилах иммиграции мусульмане через несколько десятилетий могут составить значительную долю населения. Прогнозы на эту тему весьма противоречивы.
Канадский публицист Марк Стайн в своей книге «Америка в одиночестве: Конец мира, каким мы его знаем» предсказывает, что значительная часть западного мира и большинство европейских стран могут столкнуться с серьёзными демографическими и культурными изменениями в XXI веке. Автор призывает американцев не повторять европейских ошибок и выражает надежду на Америку. В Европе слышны призывы остановить исламизацию.
SIOE — датская группа, провозгласившая целью предотвращение роста доминирования ислама в Европе, насчитывающая около 16 тысяч человек, объединилась с английскими антиисламистами и провела акции протеста в Дании и Великобритании. Организация призывает к бойкоту мусульманских стран и бойкотировать компании, производящие продукцию для мусульман. В ряде европейских стран и в США возникли аналогичные организации.
Президент Франции Эммануэль Макрон вынужден был созвать Совет безопасности и обратиться к правительству с требованием принять конкретные меры ввиду «особой тяжести происходящего» — по данным французской разведки, существовали опасения относительно намерений некоторых организаций через исламские гетто создавать территории, где будут жить исключительно по законам шариата.
Подобные зоны негласно существуют не только на окраинах некоторых французских городов (Париж, Марсель), но и за пределами страны. Например, британские Бирмингем и Лестер часто воспринимаются как пакистанские или бенгальские поселения мусульман. В отдельных кварталах Амстердама, Роттердама, Брюсселя (Моленбек), Страсбурга, Дуйсбурга, Кёльна, Берлина (Кройцберг и Нойкельн), Манчестера, Блэкберна, Брэдфорда, Дьюсбери, Восточного Лондона, Стокгольма и Мальмё законы шариата во многом переплелись с национальным законодательством, иногда подменяя его. По оценкам Pew Research Center, к 2050 году мусульманское население в ряде европейских стран может приблизиться к 20 %, а в отдельных случаях — и выше. «Такой высокий процент мусульман может спровоцировать социальные и политические конфликты», — считает профессор Университета штата Оклахома Субхаш Как.
В Европе существуют движения и политические партии, созданные принявшими ислам европейцами. Суннитская Исламская партия Британии (ИПБ) была создана во время дела Рушди в сентябре 1989 года. Ассоциация британских мусульман (AOBM), основанная в 1974 году, утверждает, что представляет интересы новообращённых британцев и пропагандирует «британский ислам», считая совместимыми британские традиции и ислам. Ассоциация сосредоточилась на общественной деятельности: конференциях, публичных лекциях и благотворительности. Финская исламская партия, основанная в 2007 году финскими новообращёнными, насчитывает несколько сотен членов и оказывает влияние среди мусульман Финляндии. Партия выступает за запрет продажи алкоголя и за гендерную сегрегацию в некоторых сферах, а также за выход Финляндии из Европейского союза. Исламский совет Испании (IBS) был одной из активных исламских организаций в Европе; хотя он открыт для всех мусульман, его руководство в значительной мере составляли новообращённые испанцы. Ассоциация мусульман Греции (АМГ), созданная в 2003 году для защиты прав мусульман, управляется в основном новообращёнными греками, хотя её нынешний президент Наим эль Гандур — натурализованный гражданин Греции египетского происхождения.
«Таблиги Джамаат», признанная в ряде стран вне закона, за последние десятилетия в ряде оценок подверглась критике за радикализацию и за роль в вербовке исламистских экстремистов. По некоторым оценкам, значительная часть исламистских экстремистов во Франции имела прошлое, связанное с этой организацией, что побудило специалистов по безопасности внимательно следить за её деятельностью.
Мусульмане избраны мэрами во многих европейских городах, включая Лондон (Садик Хан), Бирмингем (Осман Хьюз) и Шеффилд (Али Раза). В некоторых городах мусульманские представители играют важную роль в муниципальной власти. Европа продолжает полагать, что можно ужиться с радикальным исламом; нынешняя слабость Европы, по мнению многих, опасна.
Призывы запретить ислам звучат в разных городах Европы. Паранджу (сокрытие лица) запретили в ряде государств, включая Австрию, Данию, Францию, Бельгию, Нидерланды, Швейцарию и другие. В ряде индийских штатов закрыты все религиозные исламские школы; в Швейцарии был принят запрет на строительство минаретов, который позже стал предметом юридических споров. Либеральная политика в Европе не всегда приводит к интеграции — некоторые мусульмане предпочитают жить в рамках своей общины, соблюдая собственные правила и зачастую ощущая себя частью всемирной уммы (исламского религиозного сообщества).
Закрывая глаза на процессы, связанные с исламом в Европе, правительства создают себе трудности при принятии действенных мер. Увы, история ничему не научила Европу!
Добавить комментарий