“52 дня” - это новый израильский документальный фильм (режиссер Циппи Байдер), премьера которого на днях состоялась на первом канале израильского телевидения. 52 дня - это время, которое два мальчика Ори и Ягил Яков провели в плену. В фильме всё правда. В основном это рассказы мальчиков и их мамы Ренаны, чуть-чуть высказывания других людей, членов того же кибуца, добавлено только немножко компьютерной мультипликации знаменитого израильского аниматора Йони Гудмана, но скромно - совсем без ужасов. Перескажу историю, так как не знаю, кому удастся посмотреть, хотя говорят, что сделают версию по-английски.
В личную жизнь родителей нас толком не посвящают, но понятно, что родители разошлись. У Яира была новая спутница жизни - Мирав, к которой дети очень хорошо относились, а у мамы - новый друг. Папа с Мирав и ее детьми от первого брака, как и Ренана с мальчиками и старшей девочкой Шир жили в кибуце Нир-Оз. Все в хороших отношениях.
Этот кибуц был моделью маловодного ландшафтного дизайна: для полива там использовали вдвое меньше воды, чем в других сельских хозяйствах страны. Там изучали виды растений, подходящих для выращивания в пустыне. И выводили новые сорта, в частности, потрясающе вкусный сорт картофеля “Дод Моше” (по имени его создателя) - мы других больше есть не можем. Правда, кибуц из-за близости к Газе часто обстреливали, так что картофель, по просьбе армии, еще с 2008 года собирали обычно ночью. Ну а после 7 октября 2023 года как название этого кибуца услышишь, так понимаешь, что речь идет не о хозяйственных успехах, а о зверствах Хамаса. В Нир-Озе жили 450 человек, в живых и не угнанных в плен осталось 190. Дода (Давида) Моше убили сразу же - 7 октября. Жена Моше Адина была в плену, она уговаривала хамасовцев, что Ори не солдат, что он младше, он просто много занимался спортом, поэтому таким здоровым выглядит, а уж почему он, когда в дом рвались, сопротивлялся, дверь держал, хотел брата защитить - не спрашивали.
Ренана рассказывает, что 6 октября она уехала к своему другу, а мальчики и Шир ужинали у отца с Мирав. Утром 7 октября ей позвонил Ори и сказал: тут повсюду арабы. Она сочла, что он придумывает. Но когда он сказал, что его увозят (мультипликацией показано, как его сажают на электровелосипед и везут), она впала в шок. Через несколько минут раздался звонок от двенадцатилетнего Ягила, но он уже не говорил с мамой, ей только было слышно, как он обращается к террористам: “Не увозите меня, я еще маленький.” У Шир, которая уже отслужила в армии, была своя квартирка, каким-то образом к ней хамасовцы не зашли. Потом выяснилось, что Яир и Мирав тоже в плену. Мирав вернулась живая, о Яире долго ничего не было известно, в начале июня 2025 в ходе военной операции израильской армии и разведки было возвращено его тело - похоронили в кибуце.
Ягиль рассказывает, как страшно, как одиноко ему было в плену. А когда его привезли в Газу, как пока его везли, все, газиаты (то есть жители Газы), кто попадался на улице, обязательно били его, бросали камни и кричали что-то ругательное вслед. (Мне очень важно, чтобы эта последняя фраза - это свидетельство мальчика - была прочитана. Я много слышу от тех, кого раньше считала “своими”, что мы - израильтяне - несправедливы к “простым” палестинцам. Вы считаете этих, камнями детей закидывающих, “простыми? Нуждающимися в справедливости?)
Ягила и Ори, из плена вернувшихся, многие называют героями, но они себя совсем такими не считают. Ягил много плакал. Он страдал от одиночества, просил, чтобы ему хоть кого-то привели - никто, его просьбы, естественно, не выполнял. Он понимал, что нужно соблюдать какой-то режим. Нашел какую-то использованную зубную щетку, отмыл ее и каждый день чистил зубы. Книг у него не было, но были бумага и карандаш. Он писал письма: один день маме, другой - папе, чтобы никто не обиделся. Много разговаривал сам с собой. Ори больше времени проводил с другими заложниками, это было легче. Но они не знали о судьбе друг друга. Не знали, что с родителями. Думали, что мама их забыла, а она сражалась за них как лев.
Ренана поехала к Шир в Эйлат, куда перевезли выживших в Нир-Озе, где оставаться было невозможно - дома разрушены, сожжены и удушающий запах гари. Она сразу начала думать, что ей нужно делать для освобождения мальчиков. Делала всё возможное: со всеми встречалась, всех просила. Кто его знает, что именно помогло. Главное, как она считает, было оставить Ори в группе детей, хотя в плену ему исполнилось 17.
Их должны были освободить по сделке в конце ноября. Но тут выяснилось, что Ори в плену у Хамаса, а Ягил в плену у Исламского джихада, и Хамас не знает, где он, а так как по сделке было решено не разлучать семьи (благодаря этому решению вместе с детьми были тогда отпущены две мамы), то одного Ори - без брата - Хамас отказался выпускать. Нет, нельзя представить себе состояние Ренаны. То ли помог президент Германии, то ли президент США - не знаем. Хамасовцы нашли, где скрывали Ягила. 27 ноября 2023 мальчики вернулись домой. Они невероятно повзрослели.
Ягил считает, что когда-нибудь они еще будут жить в Нир-Оз. Ренана в этом далеко не уверена.
Не знаю, насколько символично, что мальчики вернулись через 52 дня. В Библии сказано, что 52 дня понадобилось, чтобы закончить строительство Иерусалимской стены. “Когда об этом услышали все наши враги, все окрестные народы испугались и потеряли свою самоуверенность…” Пока почему-то не получается. Мы помним, что из плена вернулись не все.
Добавить комментарий