Каким запомнится Америке президент Форд

Опубликовано: 15 января 2007 г.
Рубрики:

Последние 29 лет жизни Джеральд Форд провёл на своём калифорнийском ранчо “Мираж”. Нельзя сказать, что он был так же политически активен, как другой экс-президент — Джимми Картер. После ухода из Белого Дома Форд скромно играл роль бывшего президента, старшего из всех бывших. Он представлял США на похоронах государственных деятелей, выступал в поддержку республиканских кандидатов на выборные должности, выступал с платными лекциями, преподавал в Мичиганском университете. Относительно успешно занялся бизнесом: был совладельцем двух радиостанций в Колорадо и состоял в совете директоров восьми корпораций, даже попробовал себя в качестве актёра, сыграв самого себя в одном эпизоде телесериала “Династия”.

Каким он останется в памяти американцев? Вот что сказал американский политический обозреватель Роберт Новак:

— Первое, что вспоминается из сказанного им, когда он стал президентом, это: “Долгому общенациональному кошмару — конец”. Это было смело сказано, ибо автор кошмара — президент Никсон — привёл Форда в Белый Дом. Но потом Форд помиловал Никсона — это был ещё один смелый шаг, который, можно сказать, стоил Форду президентского кресла. Хотя история показала, что в этом он был прав. В целом, Форд был слабым президентом, он мало что мог сделать, поскольку подавляющее большинство в обеих палатах Конгресса составляли его оппоненты — демократы. Надо отдать ему должное, он попытался вытянуть страну из затяжного конституционного кризиса, из кризиса недоверия исполнительной власти, общего разочарования и пессимизма. Самой большой ошибкой Форда, на мой взгляд, было то, что он, послушав совета Генри Киссинджера, не принял Александра Солженицына, приехавшего в Америку.

Тем не менее, историки отмечают, что одним из важнейших исторических шагов Форда было подписанное им в 1975 году Хельсинкское соглашение. Хотя Форда критиковали за это и президент Картер, и президент Рейган, считавшие, что этим соглашением Америка согласилась с установленными Советским Союзом после Второй Мировой войны границами в Восточной и центральной Европе. На самом деле, Хельсинкское соглашение открыло путь правозащитному движению внутри СССР и в странах социалистического лагеря и, в конце концов, к распаду коммунистической системы.

Вот что говорит о Форде профессор Кливлендского университета Дэвид Форте:

— Джеральд Форд был, преимущественно, президентом внутренней политики. Но некоторые его внешнеполитические шаги были значительными. Это и Хельсинкское соглашение, и приказ американским войскам спасти пассажиров судна, захваченного пиратами в Юго-Восточной Азии. Эта интервенция с гуманитарными целями стала юридическим прецедентом в международном праве. При Форде престиж США был очень низким: это было следствием поражения США в войне во Вьетнаме, Уотергейтского скандала с Никсоном... Форд и в большей степени Картер не смогли предотвратить исламскую революцию в Иране. Захват американских заложников был ещё одним позором для Америки. Только при Рейгане американцы избавились от так называемого “вьетнамского синдрома”. 70-е годы были годами отступления США. А 80-е стали периодом морального, военного и экономического возрождения Америки. Форд не войдёт в историю как значительный президент XX века. Он не встанет в один ряд с Рузвельтом, Трумэном, Эйзенхауэром и Рейганом. Но он был честным человеком и честным президентом, для которого главным было стабилизировать положение в стране. И он справился с этой задачей.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки