По следам антиамериканизма 

Опубликовано: 3 июля 2021 г.
Рубрики:

«Любовь слепа к недостаткам, а ненависть к достоинствам». 

Моисей ибн Эзра (1055 – после 1135) 

 

 «Порою кажется, что никто не может ненавидеть Америку больше, чем коренные американцы. Америке нужны новые иммигранты, которые любили бы ее и гордились ею»

 Эрик Хоффер

 Американский философ и писатель ХХ века

 

Исполнилось немногим более 30 лет с тех пор, как я впервые ступил на американскую землю. Это была банальная по тем временам командировка с целью налаживания экономических связей по созданию совместных предприятий. И хотя по ряду причин результат вояжа больших надежд не внушал, мое открытие Америки все-таки состоялось. После привычно пустых магазинов на родине, меня не столько поразило изобилие американских супермаркетов, сколько доброжелательность и открытость совсем незнакомых мне людей. Все вокруг улыбались, и у меня даже закралась неадекватная мысль : все идущие навстречу люди ужасно рады моему приезду. Случайно оказавшись свидетелем дорожного происшествия, я был поражен рациональной технической оснащенностью и слаженной работой высочайшего класса профессионалов бригад скорой медицинской помощи.

Это была сказка, не имеющая ничего общего с советской, а тем более - с сегодняшней российской скорой медицинской помощью. Тогда же я открыл для себя ещё одну, весьма привлекательную и характерную для практически всех американцев особенность : готовность к взаимовыручке. По пути в Вашингтон у нас заглох двигатель автомобиля и не было отбоя от желающих оказать нам безвозмездную помощь. Короче говоря, первый мой вояж в Америку оставил массу самых неожиданных и прекрасных впечатлений, которыми я по приезде охотно делился со своими друзьями и сослуживцами.

Несколько лет спустя судьба распорядилась таким образом, что я стал американским иммигрантом, а вскоре и гражданином этой великой страны. Я не страдал от ностальгии, и меня никогда не посещало сомнение в правильности выбора, хотя инициаторами его были мои дети, несколькими годами ранее покинувшие нашу родину. И чем дольше я живу в Америке, тем больше утверждаюсь в мысли, что мои первые обрывочные впечатления об этой великой стране меня не обманули, и, спустя годы, пытаясь её познать (это не так просто в моем возрасте), я вижу, что она, как драгоценный камень, начинает сиять все новыми и новыми гранями.

Когда заезжие друзья и знакомые начинают интересоваться жизнью Америки, у меня готов убедительный довод: кроме целого ряда очень важных политических, экономических и культурных достоинств, Америка – это единственная в мире страна, где общество с необыкновенным вниманием бережно относится к инвалидам, старикам и детям. Убежден, что только такая страна может рассчитывать на достойную жизнь настоящих и будующих поколений. 

Это не квасной (по определению князя Вяземского) патриотизм, который я категорически не приемлю, а непреодолимое желание выступить в защиту нашей страны от беспрецедентного глобального нашествия европейского и, в особенности, российского антиамериканизма. Истокам этого позорного явления посвящена книга Барри Рубина и Джудит Колл-Рубин «Ненавидя Америку» (Hating America), о которой в свое время очень интересно рассказал читателям В. Вольский в журнале «Вестник».

Оказывается, современный антиамериканизм - не только плод досужего вымысла современных политологов, а достаточно большой набор псевдонаучных сведений о Новом Свете. Величайший французский натуралист XVIII века граф Бюффон, никогда не бывавший в Новом Свете, утверждал, что из-за ужасного климата любая жизнь здесь обречена на деградацию, что животный мир Америки и американские аборигены в значительной степени уступают европейцам. Отсюда его суровый приговор американцам: «Их сердце-камень, их общество-мертво, их империя-царство жестокости».

Эти утверждения полностью разделял выдающийся французский мыслитель Вольтер, а великий немецкий философ Иммануил Кант был убежден, что американцы «слишком слабосильны, чтобы выполнять тяжелую работу». Австрийский поэт Х1Х века Николаус Ленау обвинил Америку в бездуховности на том лишь оснавании, что в Новом Свете не водятся соловьи. Не стесняясь в выражениях, этот служитель духовной словесности утверждал: «Американцы – низменные лавочники, их души смердят до небес. Все проявления духовной жизни им совершенно чужды...Тысячу раз прав соловей, что не желает селиться среди этих скотов». Кстати, в одной из российских телепередач эту парадоксальную глупость повторил, с обычно присущим ему пафосом, «сын юриста» Жириновский.

Кроме надуманных климатических и биологических причин для объяснения феномена американской «неполноценности» начались изыскания демографические. По утверждению «исследователей», переселенцы из - за низкого качества образования, переселенцы, состоявшие в основном из изгоев общества, ссыльных преступников и религиозных фанатиков, не смогут адекватно управлять своим демократическим государством, бросившим привычный вызов европейской монархии. 

Этим недальновидным горе-теоретикам не дано было понять, что в общем потоке эмигрантов за океан уезжали самые энергичные и предприимчивые люди, которым было тесно и душно в Старом Свете. В этом легко убедиться на примере нашей эмиграции из бывшего Советского Союза. Для этого нет никакой необходимости обращаться к официальной статистике. Вполне достаточно будет осмотреться вокруг, чтобы понять, что подавляющее большинство наших детей и внуков прекрасно адаптировались к новым условиям жизни, разумно воспользовавшись предоставленными возможностями, стали достойными гражданами этой великой страны. 

Чванливое европейское сообщество не могло даже вообразить, что простолюдины, заселившие Америку, будут когда-нибуь способны осуществить в своей стране демократический эксперимент и напрочь отвергнуть приписываемую им неполноценность и превосходство европейской интеллигенции. Эта историческая зашоренность стала хроническим недугом, метастазы которого охватили все ведущие страны Европы, но особо разрушительными они стали для нестабильного российского общества. 

 Сегодня во всех средствах массовой информации России непременно присутствует тематика антиамериканизма, тем более, когда для этого жизнь подбрасывает хоть мало-мальский повод. Ни одна страна мира не вылила столько грязи на Америку, как это сделала и продолжает делать Россия. Беспрестанный поиск врагов внешних и внутренних, беспринципная интеллектуальная и культурная самооценка российского общества лишает его возможности разобраться, почему в их стране больше миллиона беспризорных детей. Популярный телеканал «Совершенно секретно» привел потрясающую статистику: 3,5 миллиона российских детей регулярно подвергаются издевательствам в семье, десятки тысяч детей увозят приемные родители в разные страны (только в Испании каждый третий усыновленный ребенок - из России). 

К сожалению, наши дважды соотечественники в Америке тоже не прочь при случае похвалиться своим культурным прошлым и высокомерно противопоставить себя американскому обществу. Как правило, это выглядит очень смешно: мы никак не можем осознать, что подобное откровенное самомнение и есть высшая степень бескультурья, которую насаждала пресловутая «советская культурная революция».

Несколько лет назад многотиражный русскоязычный журнал «Теленеделя» опубликовал интервью с известным российским режисером, членом Госдумы четырех созывов С.Говорухиным, который, констатируя факт абсолютной деградации российского общества (с чем нельзя не согласиться), не преминул заметить: «Теперь наша молодежь ничем не отличается от тупых американцев (?!) или обкуренных голландцев». Кстати, не случайно именно единоверца Говорухина назначил Путин руководителем своего штаба на прошедших президентских выборах. Следует отметить, что все «претенденты» российской президентской гонки, за исключением лишь М. Прохорова, не стеснялись в выражениях, когда речь заходила о нашей стране. 

В неменьшей степени удивляет тенденция крайней озлобленности и антиамериканской направленности выступлений на русскоязычных телеканалах, когда комментаторы высказывают свою «точку зрения» на происходящие в стране события. Это не что иное, как образец примитивного, крайне радикального антиамериканизма, культивируемого российскими (и не только) политическими наставниками.

К счастью, таких доморощенных профессиональных хулителей Америки не так много. Недавно меня буквально растрогала газета «Washington Times», опубликовавшая исповедь американского гражданина Берта Прелюцки о своих бабушках и дедушках, бежавших в свое время из России и давших ему возможность быть рожденным в благословенной Америке. И как ритуал в их честь, на его доме постоянно висит американский флаг – символ отваги и жертвенности. Дай Бог каждому из нас удостоиться такого признания потомков. В этой связи уместно будет вспомнить слова турецкого султана, который в 1492 году, узнав, что из Испании выгоняют евреев, тут же радушно пригласил беженцев свободно селиться в пределах своей империи, а об испанском короле Фердинанде, по преданию, презрительно заметил: «Как можно избавляться от самых продуктивных и предприимчивых?! Он разорил свою страну, а мою – обогатил. А еще слывет умным человеком!» 

Настоящее демократическое общество Америки, его массовая культура, относительно высокая религиозность представителей разных конфессий, всеобщая индустриализация производства, - все это не дает покоя завистникам Америки. Холодящий душу страх охватил европейских властителей после двух мировых войн, из которых Америка вышла мировым лидером. А после бескровной победы в «холодной войне» страх перед американизацией достиг уровня истерии.

Отвечая на вопрос об основной причине нынешнего разгула антиамериканизма, Барри Рубин и Джудит Колл-Рубин заявили, что основой этого явления следует считать сложившееся представление о США как об особой цивилизации - обществе и образе жизни, которые грозят подмять под себя весь свет: либо путем прямой агрессии, либо силой своей экономической мощи. При этом не следует забывать ешё об одном чрезвычайно важном факте: одной из главных движущих сил антиамериканизма все-таки служит своекорыстный интерес. Достаточно вспомнить, как бывший канцлер Шрёдер (друг и сподвижник Путина) на повторных выборах в Германии одержал победу, подкупая свой неразборчивый электорат оголтелым антиамериканизмом.

45 лет «холодной войны» западноевропейцы пользовались защитой от советской угрозы, которую всему миру гарантировали США. Теперь, когда перестал существовать Советский Союз, страх перед единственной в мире «супердержавой» стал очевидным. Только ленивый политик не обвиняет сегодняшнюю Америку в имперских амбициях. Даже любимец американского политического бомонда экс – президент СССР М. Горбачев с экранов российского телевидения призывал российских властителей не обольщаться дружбой с Америкой, а выступая в ООН, как всегда в своей манере вашим и нашим, советовал американскому президенту поскорее излечиться от комплекса победителя.

Сегодня Америка - единственная страна в мире, которая не всегда удачно, но всегда последовательно, старается помочь дальнейшему становлению государства Израиль в его перманентной борьбе с исламо-нацизмом на Ближнем Востоке. Без каких-либо преувеличений следует признать, что сегодня на переднем крае борьбы с арабским терроризмом находятся США и Израиль. Ситуацию усугубляет откровенно проарабская позиция ООН, её антиамериканизм, который достиг такой силы, что противостоять ему становится все сложнее. Особо агрессивна «команда» ООН, когда США выступают в защиту государства Израиль против попыток ущемления его прав в борьбе с арабским террором. И хотя радикальная леволиберальная Америка в неменьшей степени помогает так называемым палестинцам, это воинство исламского джихада в религиозном дурмане с одинаковым остервенением жжет и американский, и израильский флаг.

 При всей своей несоизмеримости, у Америки и Израиля очень много общего. В конце прошлого века эти родственные по своей сути страны распахнули двери перед беженцами из Советского Союза, спасавшими своих детей и внуков от генетического российского юдофобства. Поэтому в оценке позиции исходящих ненавистью правителей, ищущих «козлов отпущения» среди евреев, параллель между антиамериканизмом и антисемитизмом совершенно очевидна. И если антисемитизм – это яростная реакция язычников против евреев, придумавших моральные нормы и сковавших вольных дикарей цепями десяти заповедей, то и антиамериканизм – это страх перед необузданной рыночной стихией, перед модернизацией и «созидательным разрушением» (как называл капитализм американский экономист первой половины ХХ века Иозеф Шумпетер).

Остается верить, что разум и здравый смысл восторжествуют и свободный цивилизованный мир оценит вклад в его созидание народов Америки и Израиля.