Небо над Аустерлицем

Опубликовано: 1 июня 2021 г.
Рубрики:

Я выиграл сорок сражений, но именно аустерлицкое было самым главным и выдающимся.

Наполеон 

Война такое несправедливое и дурное дело, что те, которые воюют, стараются заглушить в себе голос совести.

 Л.Н. Толстой

 

 

 20... год. Лето. Экскурсионный тур «Три дня в Праге» 

Ехать с короткими техническими остановками двенадцать часов кряду в стареньком автобусе — то ещё удовольствие. Не знаю, у кого как, но ноги затекли так, что казалось я их не разомну никогда. Экскурсовод Ирина старалась изо всех сил. Рассказывала о каждом населённом пункте, мимо которого, выжимая всё возможное из знававшего лучшие времена мотора, проезжал наш «Solaris»[1]. Её голос и гудение двигателя давали обратный эффект. Разношёрстная масса туристов спала, а отдельные её представители даже позволяли себе непроизвольно похрапывать.

Первым, кто отправился в царство Морфея,[2] были сын Егорка и доченька Алька. Набегавшись и напрыгавшись, а затем плотно пообедав в придорожной корчме во время часовой стоянки, они уподобились удавам, свернулись калачиками и рассматривали себя изнутри.

***

Просыпаемся. Через полчаса прибываем. Тяжёлые вещи можно оставить в автобусе. Он будет ночевать на стоянке рядом с отелем с красивым названием «Брно». Жаль, что самого города не увидим, так как утром отправляемся в Злату Прагу.

«Славков-у-Брна - это же бывший Аустерлиц! Всего-то минут двадцать ехать! — пронеслось в голове. — Быть совсем рядом и не увидеть? Не показать детям?». - я наклонился к уху Ирины и зашептал:

Можно уговорить нашего шофёра Пётрика, чтобы он хоть на полчасика завернул к месту великой битвы?

У него утверждённый маршрут. И вообще, наши же потерпели сокрушительное поражение. Фирма туристов туда не возит. Неприлично, что ли.

- Водителя беру на себя, — парировал я. — А с вас — остальное.

***

За пять евро с туристического носа Пётрик, он же и владелец автобуса, согласился выехать на час раньше и доставить нас к точке, зафиксированной мною на карте.

***

Товарищи туристы, тут поступило предложение посмотреть ещё одну достопримечательность вблизи Брно. Кто за, поднимите руки. Против. Воздержался. Принято единогласно.

Тогда встаём на час раньше. Ресторан при отеле будет открыт. Я договорюсь. Быстренько завтракаем - и вперёд. Уверяю, не пожалеете. Увидите то, что на других маршрутах не показывают.

По автобусу прокатился недовольный гул. Не из-за небольших трат[3], а из-за того, что не получится подремать лишний часок.

Ничего, в автобусе отоспитесь. У вас это неплохо получается, — подавила зарождающийся бунт Ирина. - Потом ещё экскурсовода, то бишь меня, благодарить будете.

Всё. Приехали. Выгружаемся. Чистить зубы и спать. А кто желает побыстрее расстаться с кровно заработанными — казино рядом. Вон огнями манит. 

 

 Раннее утро следующего дня 

Туристы, откровенно позёвывая и дожёвывая прихваченные из ресторана бутерброды, в пол-уха слушали Ирину, оживлённо рассказывающую о битве, произошедшей на этом месте два века назад.

Я же быстренько расстелил на земле куртку и скомандовал:

Алька, Егорка лечь на неё и в четыре глаза смотреть в небо! Запоминать!

Дети пожали плечами, но команду исполнили. Странную игру папа придумал, но как всегда, интересную.

Экскурсовод с округлившимися от удивления глазами уставилась на моих отпрысков, хотела что-то сказать, и даже открыла рот, но не успела, ибо «руссо туристо» дружно последовали за детьми. Легли на землю и уставились в бездонное небо.

Пройдёт несколько лет - и вы будете изучать на уроках литературы знаменитое произведение нашего классика Льва Николаевича Толстого. Там есть эпизод, когда тяжело раненный...

«Князь Андрей понял, что только небо вечно, всё остальное преходяще. Он благодарил Бога за тишину и успокоение, которые он испытал»,[4] — перебила меня, Ирина, и в уголках её глаз заблестели слезинки. Захлюпали носами и лежащие на спинах экскурсантки. 

 

 Час спустя 

Коллега, не поделитесь ли методикой преподавания? — обратилась ко мне туристка из Пензы-школьная учительница русского языка и литературы. — А то вдалбливаешь им в голову, вколачиваешь, а они всё норовят на дискотеку сгонять, вместо того, чтобы бессмертный роман штудировать!

Не педагог я, а простой мельник. Зерно перемалываю с утра до вечера... — хотел ещё что-то добавить, но в нашу беседу бесцеремонно вмешались Алька с Егоркой. — Папа, а Толстой это небо тоже видел или так просто сочинил? А князь Андрей выжил? А почему наших разбили? А кто тогда русскими командовал? А Наполеон...

Все в автобус. Нас ждёт Прага! — Ирина стояла на ступеньке Solarisа и размахивала платком.

Учительница погладила детей по головкам и поспешила к автобусу, шепча себе под нос:

Везёт же некоторым классным руководителям. Мне бы таких родителей, да побольше.

 А неугомонные потомки продолжали засыпать вопросами:

Папа, правда, что в Праге стоит медный памятник Яну Гусу? Кто он такой и за что ему...? А Карлов мост кто построил? А мы туда пойдём?



[1]— Автобус выпускаемый компанией Solaris Bus & Coach, расположенной недалеко от Познани.

[2]— Царство снов, то есть человек уснув, оказывается в мире, где правит добродушный бог Морфей, это его вотчина, и он там главный. Изначально, Морфей отправлял в своё царство не только простых смертных, но даже богов с Олимпа.

[3]     — В тот год курс составлял 33.68 рубля за 1 евро

[4]     — Цитата из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки