ХОТЕЛИ - КАК ЛУЧШЕ

Опубликовано: 8 августа 2015 г.
Рубрики:

Кое-что об Африке

Для "затравки" несколько цитат из речей президента Барака Обамы во время его последней поездки на Черный континент.

"Мир должен признать необычайный прогресс, достигнутый Африкой. Африка движется вперед. Рождается новая Африка".

"Миллионы африканцев смогли покончить с бедностью. Все больше мужчин, женщин и детей в состоянии жить с достоинством".

"Этот континент - один из наиболее динамично развивающихся и перспективных регионов мира".

Даже самый наивный и преданный сторонник Обамы наверняка задастся крамольным вопросом. Если у них там, в Африке, все так замечательно – прогресс, динамика, процветание, радужные перспективы, – что ж тогда сотни тысяч африканцев, ценой собственных жизней, так ломятся в Европу? 

Из 55 стран континента у США к двум особое отношение. Для Кении - временное, пока Обама в Белом доме и его бабушка жива-здорова в своей кенийской деревне. К Либерии - глубокое, почти родственное. Не было бы США, не было бы Либерии.  

Естественно, президент США понятия не имеет о какой-то Дорис Харрис. Она прилетела в США в статусе беженки из Либерии накануне африканского визита Обамы. Черная леди с типичной американской  фамилией выезжала из либерийского района Клэй в американский штат Кентукки. Больше того, из одной исторической родины в другую. Полтора века назад ее прапрадед был репатриирован в Африку из  кентуккийского Лексингтона.

Чтобы разобраться в этой казуистике, надо вернуться в начало XIX-го века. В среде «продвинутой» американской интеллигенции были в моде идеи французских просветителей о всеобщем равенстве, счастье и братстве. Естественно, рабство считалось пережитком британского колониального прошлого и самым безболезненным способом разрешения этой проблемы казалась добровольная репатриация рабов в Африку. Для ее реализации в 1815 году было основано Американское колониальное общество. 

После долгих дебатов было определено место будущих поселений –  на берегу Атлантики, между нынешними Кот-д’Ивуаром и Сьерра-Леоне. Местные вожди  не поскупились и отдали колонии "свободных цветных людей" 13.000 квадратных километров земли в обмен на заморские товары общей стоимостью пятьдесят долларов. В 1822 году там возникло первое поселение репатриантов. Его назвали Монровией в честь президента США Джеймса Монро. Как и европейские эмигранты в Америке, так и освобожденные рабы в Африке, стали называть новые места на привычный лад. Только вместо Парижей и Лондонов в Либерии появились Гринвиллы и Эшланды.

В 1833-м году кентуккийский филиал Американского колониального общества прикупил рядом с уже освоенными территориями сорок квадратных миль земли и отправил туда первую сотню черных «целинников». Переселенцы назвали свой форпост Клэй-Эшландом. Опять же во славу знаменитого в те времена политика Генри Клэя и его поместья Эшланд под Лексингтоном. 

Поначалу новая африканская колония управлялась белыми назначенцами из метрополии, но в 1841-м году был избран первый черный губернатор. До полной самостоятельности оставался один шаг, и колонисты его сделали. Через шесть лет территория была объявлена независимым государством Либерией (от liberty – свобода), первой республикой на африканском континенте. Колонисты умственно не напрягались и слямзили у США конституцию и систему государственного устройства. Попутно скопировали флаг, гимн, государственный язык и название валюты. Так что поговорка о том, что доллар и в Африке доллар, стопроцентно верна. Несмотря на такую исключительную верноподданость, обиженная метрополия признала независимость своего африканского «клона» лишь пятнадцать лет спустя.

И самое парадоксальное. Черные гринго стали превращать в рабов менее цивилизованных собратьев, туземцы считались у них варварами. Система рабства просуществовала в «республике Свободы» до тридцатых годов XX-го века и была отменена лишь после сильнейшего нажима Лиги наций. Однако до сих пор коренные племена негласно второго сорта. Полноценными считаются лишь потомки первых репатриантов из Соединенных Штатов. Составляя всего пять процентов от общего населения, "американцы" занимают ключевые посты в государственном аппарате и силовых структурах.

С учетом столь «близкого родства» Либерия была всегда в зоне особого внимания могущественной мировой державы. США постоянно оказывали Либерии политическую, экономическую, дипломатическую и военную помощь. Однако форпост западной демократии на Черном континенте в семидесятых годах прошлого века показал дяде Сэму большой кукиш и переметнулся в соцлагерь. Путь к социализму для европейцев обычно заканчивается тупиком, для африканцев – хаосом. Либерия не была исключением. Больше того, потеря идеологических ориентиров усугубилась типичными для Африки межплеменными раздраями, всеобщей коррупцией, диктатурой и тиранией. 

Каков итог «американского эксперимента» на африканской земле?

Так называемая либерийская промышленность держится на трех хилых китах – деревообработка, пальмовое масло, алмазы. У кого есть работа, заняты в сельском хозяйстве, большей частью примитивном. 80% живут за чертой бедности. Безработица – 85%. Два процента населения ВИЧ-носители. В результате 12-летней гражданской войны из 3,5-миллионного населения погибли несколько сот тысяч человек, полмиллиона бежали из страны. Ко всем напастям недавно добавилась эпидемия Эболы.

Разумеется, Африка неоднородна. В каких-то странах, по меркам Черного континента, жизнь более-менее сносная, но, в основном, везде плохо. И одни и те же беды. 70% населения континента живут в нищете. Ужасающие антисанитария, экология, здравоохранение. Примитивный тип экономики – основная занятость в горнодобывающей промышленности, скотоводстве, выращивании кофе и какао. Не находя работы, люди уходят в теневую, деструктивную экономику – наркотики, нелегальная добыча золота и алмазов, банды, проституция и торговля людьми. Огромный бюрократический аппарат. Бесконечные военные перевороты. Главные задачи любого диктатора – как можно больше наворовать и как можно дольше удержаться у власти. С новым путчем - все сначала. Неутихающие межгосударственные, межплеменные и религиозные войны. За постколониальный период (с 1960 года) в вооруженных конфликтах в Африке погибли 10 миллионов человек, в основном, гражданское население. Десятки миллионов перемещенных лиц и беженцев. Голод, бесправие, нищета, не в диковинку каннибализм.

И всю эту лепоту наш президент-оптимист, на «карем глазу», называет "наиболее динамичным и перспективным регионом мира". На дессерт своего визита Обама посетил специально приуроченный к его приезду Глобальный саммит предпринимателей США - в Найроби. Американские толстосумы торжественно обещали инвестировать в экономику Африки миллиард долларов. За шестьдесят лет свободы африканская черная дыра проглотила не один триллион долларов западной помощи. Разворовать какой-то несчастный миллиард – плевое дело. 

История часто преподносит наглядные уроки. В 1804-м году карибская Гаити освободилась от французской короны и стала первой черной республикой на планете. Результат двухвекового самоуправления впечатляет – первые места в мире по уровню бедности и преступности. Далеко неидеальные страны Карибского бассейна, как чумы, боятся гаитянских беженцев. Тотальная экологическая катастрофа, в тропическом климате практически не осталось лесов – все вырублены на дрова. После каждого сезона ураганов и стихийных бедствий  10 миллионов гаитянцев выживают лишь благодаря помощи ООН и США. 

Многие из южных штатов США – бывшие мексиканские территории. В XIX веке американцы брали их военной силой. Сегодня силой отбрыкиваются от полчищ гордых мексиканцев, пытающихся любыми способами попасть «под пяту» завоевателей. Уровень жизни по обе стороны границы несравним. Казалось бы, кто не дает гаитянцам, мексиканцам, колумбийцам жить как их северный сосед? Ан нет, не получается. Кто не давал черным репатриантам построить разумное государство? Увы, «хотели как лучше, а вышло как всегда». Флага, гимна, конституции и доллара оказалось недостаточным, чтобы жить по-американски. Но полутора веков  хватило, чтобы клон США стал стопроцентным африканцем.

Сказка ложь... Чтобы никого не обидеть из расовых меньшинств – черных, желтых и латинос – в Америке всех вместе зовут "коричневыми". По данным демографической статистики наша страна стремительно "коричневеет". За 15 лет нынешнего века в четырех штатах плюс округ Колумбия (на правах штата) белые стали расовым меньшинством. В Техасе белых осталось 45%, в Нью-Мексико и Калифорнии – 40%, в округе Колумбия – 35%, на Гавайях – 23%. За этот же срок 78 округов страны в 19 штатах стали "коричневыми" и только два неожиданно "побелели". На сегодня белые составляют 65% населения. Демографы однозначно обещают к 2040-50 годам преобладание в США нынешних расовых меньшинств. Знаменитый американский "плавильный котел" взбесился и, вместо иммигрантов, стал плавить своих хозяев. Browning America не за горами. Готовьтесь жить в новых условиях, господа, – во многом это будет другая страна.

... Дорис Харрис вернулась из «страны предков» в «страну прадедов». Круг замкнулся. 

***

Комментарии

Аватар пользователя Albert

Блестящая статья, Виктор.
Многие факты я знал, но в таком систематическом и легком виде читаю впервые.
Вы не делаете напрашивющийся вывод, но любому здравомыслящему человеку он и так очевиден.
Казалось бы. Но увы! Американские школы не учат мыслить, детям впаривают такую муть, избавится от которой для подавляющего большинства будет невозможно. Опасность я вижу не в очернении тела, а в очернении мозгов.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки