Герой на все времена:  Иоахим Реннеберг

Опубликовано: 12 ноября 2018 г.
Рубрики:

Печальная новость пришла из Норвегии. На днях на сотом году жизни там скончался кавалер множества орденов таких стран, как Франция, Англия, США, и, конечно, Норвегия. Прижизненный памятник был поставлен в его родном городе, напротив городской ратуши, когда ему исполнилось 95 лет.

Интересно, что поводом для такой чести стал телевизионный минисериал из шести серий, к которому сам герой отнесся очень хорошо. Он считал, что такого рода фильмы способствуют не только воспитанию молодого поколения, но и знакомят с историей страны. Сериал стал национальной сенсацией. Его название «Heavy water war» можно перевести как «Война за тяжелую воду». А вот американский блокбастер «Герои Телемарка» с Кирком Дугласом в главной роли ему не понравился за вольное обращение с фактами. «Они взяли реальный сюжет и накрутили вокруг него свои идеи. Такого никогда нельзя допускать», - говорил он. 

 Иоахим Реннеберг родился в августе 1919 года в Алезунде, Норвегия. В 1940 году вместе с братом оказался в Англии. А где еще в это время могли оказаться участники Сопротивления? Англия была единственной страной Европы, сражавшейся в Гитлером. Там он вступил в норвежское спецподразделение. Как подавляющее большинство соотечественников,  Иохим был прекрасным лыжником, что впоследствии ему очень пригодилось. Вскоре он получил звание лейтенанта. 

 

В октябре 1942 года он вместе со своей группой оказался в Норвегии. Они прошли через сосновый лес Телемарка, задержались у крутого речного ущелья и по нему вышли к намеченной цели. Это был завод по производству тяжелой воды. Тогда это было сверхсекретное предприятие, где нацистские ученые разрабатывали свой проект. Все десять диверсантов имели при себе капсулы с цианистым калием на случай провала. Англичане сказали им, что на этом заводе вырабатывается вещество, называемое тяжелой водой и что этот проект является жизненно важным для победы немцев в войне. Они проникли на этот завод, обойдя охрану и немецкие казармы, установили взрывные устройства и взорвали все надежды Гитлера на получение критического количества плутония для первой атомной бомбы. Теперь уже школьник знает, что без тяжелой воды плутоний получить практически невозможно. Но норвежцы этого не знали. У них было задание, они его выполнили, не задавая вопросов. Их миссия считалась самоубийственной. Это потом, после войны, они были осыпаны дождем международных наград, о них были созданы фильмы и написаны книги. Но все это было потом. И сам Реннеберг осознал значение своего рейда после того, как американцы сбросили бомбы на Хиросиму и Нагасаки. В одном из интервью он так и сказал: «Не сумей мы выполнить эту задачу, Лондон был бы похож на Хиросиму после бомбежки». 

Диверсанты не знали, какое значение имеет этот завод. Черчилль знал! Он приказал во что бы то ни стало уничтожить предприятие. От бомбежки отказались сразу. Вода хранилась в подвалах, покрытых сверху тяжелыми плитами. В 1942 году была послана большая группа английских коммандос. Из тридцати пяти диверсантов ни один не вернулся. Англичане сделали правильные выводы из этой катастрофы. Они поняли, что в Норвегию надо посылать только местных жителей, знакомых с суровыми условиями полярной зимы. Добровольцев.

Британцы давно наблюдали за этим заводом, который производил тяжелую воду еще в 1934 году. Тогда она использовалась для производства удобрений. Захватив Норвегию, немцы сразу же приспособили этот завод для своих нужд. 

На минуту отвлечемся от деталей операции – мы к ней вернемся. Сейчас предлагаю читателю рассмотреть ситуацию с диверсантами во время войны. Вторая мировая дала их огромное количество. Одни только партизанские отряды чего стоят. Спокойной жизни у оккупантов в покоренных ими странах не было. Но среди огромного количества безымянных героев выделяются отдельные личности, навсегда вошедшие в анналы той страшной войны. 

К таким людям можно отнести Николая Кузнецова, офицера НКВД, работавшего под личиной немецкого офицера в Ровно. В этом городе расположился Рейхскомиссариат Украины, в Виннице была организована ставка Гитлера, и потому этот район был особенно интересен разведорганам СССР. Кузнецова часто называют разведчиком, приводя в пример его предупреждение о том, что готовится покушение на всю Тройку в Тегеране. Да, это было, он предупредил. Но думаю, что охрана, организованная для защиты лидеров антигитлеровской коалиции, была на таком высоком уровне, что немецким диверсантам ничего не светило. Кстати, операция немцев была сорвана, даже не успев начаться. Руководил этим Геворк Вартанян, прирожденный разведчик. После этого он всю жизнь работал на СССР в разных странах (вместе с женой) и ни разу не был разоблачен. Но тогда ему было 19 (!) лет. Читатель, вдумайся в эту цифру! Пацан. 

Однако Кузнецов вошел в историю больше как диверсант. На его счету 11 ликвидаций генералов и высокопоставленных чиновников Третьего рейха. Помогало ему великолепное знание немецкого. Этот язык он выучил самоучкой и освоил шесть (!) диалектов. Помимо немецкого он знал и другие языки. Надо отметить, что Кузнецов был советским человеком в прямом смысле этого слова. Он участвовал к рейдах по раскулачиванию, сражался с крестьянами, восстававшими против коллективизации. Его смелость, умение ориентироваться в сложной обстановке и привлекли к нему внимание органов. Но в 1938 году не миновала его общая «чаша». Был арестован и провел несколько месяцев в тюрьме. 

Перед войной он уже активно работал в секретном политическом отделе НКВД как особо ценный сотрудник. Принимал участие во взломе сейфа немецкого атташе, перехвате диппочты, прослушке немецких дипломатов. Ему выдали советский паспорт на имя немца. Во время войны его готовили, как и многих других, для работы в тылу врага. По результатам испытаний присвоили группу «Т». Террор! Кузнецов должен был убивать. Это сейчас слово «террор» получило резко отрицательное значение, ибо в основном террор направлен против мирного населения. А в годы войны террор был, как сейчас бы сказали, легитимным средством войны. Врагов надо было убивать. И Кузнецов отлично справился с этой задачей. Честь ему и хвала!

К сожалению, практически все памятники этому герою на Украине уничтожены. У украинцев своя история ВОВ, и Н. Кузнецов в нее как герой не вписывается. Но какое это имеет значение! Он был настоящим героем, одним из выдающихся диверсантов того времени. 

Но и у немцев были свои герои. Всемирно известный штурмбанфюрер СС Отто Скорцени был диверсантом. На его счету много операций. Самая известная из них освобождение из заключения Муссолини. Интересно, что только в апреле 1943 года он получил место в частях особого назначения СС. До этого никаких диверсий за ним не наблюдалось. Только политические убийства. Но после успеха в альпийских горах он занимался только диверсионной работой с переменным успехом. Была удача в Венгрии, когда он похитил сына регента М. Хорти, а потом и его самого. Хорти вел сепаратные переговоры о мире с Советским Союзом по примеру Финляндии. Это похищение привело к уходу самого Хорти с политической арены. Он передал власть нацисту Ф. Салаши, и Венгрия оставалась союзником Германии до конца войны. Неудачей закончилась и попытка убить И. Тито. Знаменитый партизан ушел от него через горные тоннели. Но потери у югославов были огромны. Полным провалом была попытка убить или похитить Эйзенхауэра. Группа Скорцени была почти полностью перебита. По этому поводу рассказывали следующую историю. Немцы спалились на заправочной станции, когда один из них обратился к заправщику с просьбой залить бензин, сказав: «Petrol, please». А американцы говорят: «Gas». Этого оказалось достаточным, чтобы заправщик поделился своими подозрениями с американской контрразведкой. Все остальное даже пересказа не требует.

Обратите внимание: каждый успех нацистского диверсанта приводил к многочисленным жертвам как среди гражданского населения, так и среди военных. Сколько погибло тех же венгров и советских солдат из-за того, что страна осталась союзницей Германии! А сколько итальянцев было убито после освобождения Муссолини! И сколько было жертв среди венгерских евреев! Многих из них после свержения Хорти погнали «маршем смерти» через всю страну. 

 Скорцени продолжал быть диверсантом и после войны. В услугах профессионала такого уровня всегда есть нужда. На счету этого диверсанта и убийцы есть одно «хорошее» дело. В 1962 году он в сотрудничестве с Моссадом убил египетского инженера-ракетчика. Умер он, по нынешним меркам, сравнительно молодым в 67 лет. Его имя вошло в историю как имя злого демона, способного на любое преступление во имя человеконенавистнических нацистских идей. 

Вернемся в Норвегию 1943 года. Первая группа диверсантов спарашютировалась в октябре 1942 года, вторая из шести человек присоединилась к ним в феврале 43-го. Они встретились в хижине, расположенной в сорока милях (64 км) от объекта будущей атаки, и провели в ней неделю из-за непрерывной пурги. Когда двинулись к цели, один из них отстал от группы. Он обеспечивал связь с Лондоном. У остальных был пятидневный рацион, взрывчатка, запалы, автоматы, гранаты, компасы, пара металлических ножниц. Реннеберг купил их в лавке хозтоваров как раз перед вылетом на задание. Они оказались критически важным элементом успеха. Двигались ночью, отдыхали днем. Потом был крутой спуск к реке в лощину, где расположился завод, длиной более трехсот метров. Охраняемый мост через реку вел к центральному входу. Позади были бараки с охраной и железнодорожная ветка. Задний вход был окружен проволочной сеткой и тоже охранялся. Попасть внутрь было практически невозможно. 

По словам самого Реннеберга, им сопутствовали удача и случайность. Плана не было. Оставалась надежда на лучший исход. Они решили проникнуть внутрь сзади. После полуночи, изучив порядок сменяемости часовых и рабочих смен, они спустились по крутому обрыву, цепляясь за ветки и кустарники, чтобы не полететь в водопад, пересекли реку по ледяному мосту и затем через сугробы по пояс вскарабкались по дальнему склону к заднему входу завода. Охранники находились совсем рядом, норвежцы видели их, но рев водопада и заводской шум, заглушили их движение. 

Пятеро залегли за забором, чтобы прикрыть своих товарищей. Четверо разрезали проволоку, пробежали к воротам и, вырезав замки - вот где пригодились ножницы, проникли в здание. Они сделали это во время смены караула. В этот момент часовые отошли от забора. Но внутри все двери были заперты. Реннеберг и его товарищ использовали узкий канал, предназначенный для кабелей и труб. Вдвоем они протащили с собой рюкзаки со взрывчаткой. Канал привел их в зал. 18 стальных цилиндров, каждый высотой в пятьдесят дюймов и 10 дюймов в диаметре. Там были не только контейнеры с водой, трубы, провода, приборы… Это был центр по производству и хранению вожделенной тяжелой воды. Был там и оператор. Его не убили, но заставили молчать под дулом пистолета. К ним присоединились еще двое, разбив окно в зал. Все что можно было заминировать, они заминировали, поставили запалы, подожгли шнуры и рванули наружу. 

Когда пробегали мимо бараков, услышали приглушенный звук взрыва. Завыли сирены, охранники выскочили из помещений, но диверсанты были уже вне их досягаемости. Конечно, началась охота на них по всей стране, привлекли 2800 солдат, но уже к восходу солнца диверсанты были далеко от места диверсии и начали свой 450-километровый поход через леса в сторону нейтральной Швеции. 

Не было даже ранений, и ни одного выстрела не было сделано. Уничтожено было 500 литров тяжелой воды – она ушла в пол, и подорвана сама возможность ее производства. Немцы четыре месяца только восстанавливали завод, который англичане сразу же разбомбили. Когда Гитлер понял, что «тихая» Норвегия не место для такого рода экспериментов, он приказал перенести все оставшееся оборудование в Германию. Часть его утопили члены норвежского Сопротивления, остальное доделали англичане. На этом мечты Гитлера о чудо-оружии были окончательно похоронены. 

Это был не последний подвиг Реннеберга. Он проделывал «обычную» работу диверсанта, как и его коллеги по сопротивлению в странах оккупированной Европы. После войны на него полился целый дождь наград, он женился, родил детей, работал журналистом на государственной радиостанции, дорос до программного директора и вышел на пенсию в 1988 году. Одним словом, прожил достойную жизнь. 

Что в заключение? Кто из названных мною диверсантов оказался выше всех? Ведь военные историки самых разных направлений и взглядов ставят Скорцени на первое место среди людей этой профессии. Но Кузнецов, сражающийся за свою родину, для меня выше. А скромный норвежец просто стоит на недосягаемой высоте. Если от действий нациста народы только страдали, то норвежец спас ВСЕ человечество от мрака, в который мог погрузиться весь мир, создай нацисты это страшное оружие. Реннеберг не дал этого сделать. Слава ему в веках!  

 

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки