К выпуску сотого номера журнала «Семь искусств»

Опубликовано: 17 июля 2018 г.
Рубрики:

Слово Главному редактору журнала "Семь искусств" Евгению Берковичу

 

Редактор - профессия вредная. Скольких друзей-приятелей из редакторской братии на долгом пути существования нашего портала я растерял. Ревность присуща человеку, а редактору - вдвойне.

Поэтому так редки поздравления с юбилеем издания от собратьев по профессии.

Тем приятнее было получить приветствие от главного редактора «Чайки» Ирины Чайковской.

Я хорошо знал Геннадия Крочика, основателя первого в США журнала «Чайка». Познакомились мы сначала заочно, когда он был редактором «Вестника», а я печатал там свои первые статьи.

А в 1998 году Геннадий был нашим добрым гидом по Балтимору во время моей первой поездки в Америку.

Я считаю и «Вестник», и «Чайку», и наши журналы – родственными по духу изданиями.

Чтобы читатели «Чайки» лучше узнали журнал «Семь искусств», предлагаю их вниманию подборку приветствий и поздравлений, полученных редакцией по случаю выхода сотого номера. Более полная информация содержится в самом юбилейном выпуске. 

 

 ***

Журнал ЧАЙКА поздравляет брата по духу - журнал "Семь искусств"

 

Дорогой Евгений, 

Приятно поздравить Вас с выходом сотого номера журнала «Семь искусств»!

Вы облюбовали для журнала завидное название. Оно ассоциируется и с ученым Средневековьем с его семью свободными искуссвами – гуманитарным тривиумом и точным квадривиумом, и с восточными «Семью красавицами», и с псевдобиблейским «Танцем семи покрывал», но самое главное – с американской «Великолепной семеркой».

Все эти ассоциации делают восприятие названия, а вместе с ним, и самого журнала богаче и ярче.

Мне жаль, что дебютировала я не у Вас. Когда в 2000 году, уже в солидном возрасте, я приехала в Америку, не напечатав на родине ни единой строчки, «Семи искусств» еще не было. Журнал родился спустя девять лет. В дальнейшем, правда, я наверстала упущенное, напечатав у Вас довольно много своих вещей.

Нельзя не восхититься, дорогой Евгений, Вашими качествами редактора. Вы не тянете с ответом, точно знаете, что журналу нужно и что нет, привлекаете к себе лучших авторов.

И еще: кто начал с Вами сотрудничать, от Вас уже не уходит, - и не в этом ли секрет стабильности и долголетия всех Ваших изданий?

Размышляя о Вашем прекрасном журнале, нельзя не заговорить стихами:

 

С древних пор шлифуют ум

Тривиум – квадривиум.

Но свободные искусства

Также утончают чувства.

Очищают наши нравы

И спасают от отравы:

Будешь ты не новичок,

Повстречавши НОВИЧОК.

 

И вывод:

 

«Семь искусств Берковича» -

Не журнал, сокровище! 

 

Еще раз примите поздравления – лично от меня и от  ЧАЙКИ, Вашей подруги и соратницы на тернистом пути к читателю. 

Ирина Чайковская,

Главный редактор американского русскозычного журнала ЧАЙКА 

Июль 2018 г.

Б. Вашингтон, США

 

 ***

 

БУКЕТ ПОЗДРАВЛЕНИЙ 

 

Владимир Алейников

поэт, прозаик, переводчик, художник

Журнал «Семь искусств» — явление уникальное. Это единственное в мире издание, в котором, как в настоящей поэзии, присутствует синтез. Нет у него аналогов — и конкурентов нет. Есть — своя собственная, полноценная жизнь, своё свободное дыхание, свой — как в музыке — строй, своя полифония, своя выразительная документальность, свой лиризм и своя собственная, особенная, со временем разрастающаяся и утверждающаяся в нашей непростой действительности, очевидная и необходимейшая эпичность. Всё незаёмное, достоверное, убедительное, значительное, важное — словно сфокусировано здесь. И широчайший круг авторов, несмотря на несомненную оригинальность каждого из них, — тоже воспринимается, как единое целое, удивительным образом сформировавшееся и существующее на страницах журнала, создавшего возможность для самого главного — для сохранения и продолжения речи. Этот журнал — спасительное пристанище для творчества, добрый дом, где живы человечность, внимание и понимание, явь и память, дух и свет.

Честь и хвала Евгению Берковичу, создателю этого небывалого журнала. Говорю это искренне, от всей души. Для меня огромная радость — печататься именно в этом журнале. Ведь он — не просто надолго. Он — уже навсегда.

***

Владимир Бабицкий

доктор технических наук, профессор университета Лафборо, Великобритания

Журнал «Семь искусств», первоначально задуманный как интернет-эксперимент, твёрдо утвердил себя среди мировой русскоязычной аудитории, обретя своё независимое лицо, богатый набор оригинально мыслящих авторов и разнообразную многопрофильную тематику.

Характерной и уникальной особенностью журнала является то, что наряду с талантливыми литераторами в нём активно печатаются профессионалы всех областей знаний, обогащая интеллигентную читающую публику новейшими сведениями и неожиданными глубокими наблюдениями и точками зрения. Эффективное компьютерное обеспечение и взаимодействие с другими оригинальными изданиями портала делают его уникальным литературным объектом интернета.
Постоянный приток свежих авторских сил позволяет сохранять журналу непрерывно обновляющуюся молодость и здоровый задор в широкомасштабном продвижении многочисленных интеллектуальных ценностей и новых проектов.
Поздравляя редакцию с юбилейным выпуском, желаю им и их детищу дальнейшего пополнения и умножения силы созданного ими яркого культурного источника на благо образованных русскоязычных читателей всего мира.

***

Леонид Гиршович

писатель

LAUDATIO

Дорогой Евгений,

адресуясь к Вам, то есть поднося Вам поздравительный адрес, я в первую очередь поздравляю самого себя с этим прекрасным юбилеем – 100-м выпуском журнала «Семь искусств». Не рискну говорить о других авторах или читателях, что в случае «Семи искусств», заметим, не одно и то же, – скажу о себе: кто бы и где дал мне такой карт-бланш на публикации в самом разнообразном формате? Ну и мариновались бы мои тексты невесть сколько времени, обреченные цензуре чужого вкуса – наихудшей из всех видов цензуры. Так что я – не сочтите за нескромность – чувствую себя наряду с Вами стороной, принимающей поздравления: да, мне повезло.

«Семь искусств» – флагман Вашей журнальной флотилии. И хотя он идет под бело-голубым флагом, к нему приложимо «Все флаги в гости будут к нам». Эта печать благородной терпимости (чтобы не прятаться за странным словом «толерантность»), установка на открытость – Ваша личная заслуга, отражение той независимости суждений, которая столь выгодно отличает написанное Вами от клишированных писаний втянувшего голову в плечи большинства: шаг вправо, шаг влево… Прежде всего я имею в виду представленную Вами картину еврейско-немецкого притяжения, неодолимого и яростно этому противящегося, на примере Альфреда Прингсхайма и Томаса Манна – тестя и зятя. Никаких компромиссов с читательской косностью. Правда хлещет по глазам – правда, которую мало кто себе позволяет, как по причине заискивания перед «группой поддержки», так и вследствие элементарной слепоты, благо одно с другим успешно идет рука об руку.

Автор и издатель в одном лице не исключение. Обыкновенно издатель здесь наступает на горло автору, отвлекая его от главного – написания собственных текстов. Чествуя в Вас издателя, я поступаю эгоистически, но оговорюсь: именно Вашей авторской позицией обусловлен успех Вашего издательского детища. В основу созданной Вами журнальной «тетралогии» положен принцип, точнее всего сформулированный в знаменитой студенческой песне «Die Gedanken sind frei» – «Мысли свободны». И эта свобода превыше любой сиюминутной коньюнктуры, оглядки на постоянно меняющуюся политкорректность.

Сотый номер «Семи искусств», журнала, заинтересованно читаемого в самых неожиданных кругах, о чем сужу по своему опыту, я мысленно приветствую под стреляющую пробку лучшего шампанского – но говорю при этом не «прозит», не «сантэ»… Лехаим!

***

Дмитрий Бобышев

поэт

СОТЫЙ НОМЕР

Интернетский журнал «7 искусств» выпускает свой сотый номер. Я заглянул в справочную часть портала, нашёл там своё имя и обнаружил, что связан с журналом крепкими узами. В бумажном виде совместные публикации заняли бы целую полку: в 31 (тридцати одном) номере напечатаны мои стихи, эссе и воспоминания. Такую издательскую щедрость я не помню со времён парижского «Континента», когда Наталья Горбаневская и Владимир Максимов давали мне «зелёную улицу»!

Но вот лет пять назад Евгений Беркович радушно предложил мне страницы своего детища и я, конечно, с удовольствием согласился. У журнала оказалась отлично налаженная обратная связь, и я тут же получил первый читательский отзыв от неизвестной мне Маши Кац:

«Он из легендарной «ахматовской четверки» — Бродский, Рейн, Найман, Бобышев. Одно имя этого автора — уже история, оно бросает свет и на его стихи. Очень интересно было бы почитать его литературные воспоминания. В любом случае его участие в «Семи искусствах» — большая удача для нас, читателей. Спасибо!»

Нет, это Вам спасибо, Маша! С Вашей лёгкой руки началась «марафонская публикация» моей трилогии «Человекотекст» — всех трёх томов с продолжением из номера в номер. Для меня это было как нельзя кстати! Дело в том, что главы из первой книги с названьем «Я здесь» были первоначально напечатаны в журнале «Октябрь», и эта публикация вызвала бурные прения. Некоторым критикам не понравился слишком живой образ Иосифа Бродского, отличающийся от памятника ему, который в то время воздвигался в Москве. Это затормозило дальнейшее продвижение трилогии к читателю, — издатели осторожничали, побаивались печатать её целиком.

Надо отдать должное смелости и прозорливости редактора «7 искусств» Евгения Берковича. Он решился печатать «Человекотекст» полностью и, как мне кажется, не прогадал. Это подтвердилось многочисленными читательскими отзывами на каждую публикацию текста. Были споры, были упрёки, мне самому приходилось вступать в дискуссию, но были и драгоценные, тёплые слова признательности. Это в конечном счёте спасло трилогию. Такой же эксперимент с печатанием её из номера в номер проделал и московский журнал «Юность», а затем нашёлся и издатель всего трёхтомника, который можно теперь заказать в сетевом магазине Amazon или читать на моём сайте.

 А пока суть да дело, я принялся за четвёртый том воспоминаний. Когда продвинусь достаточно, собираюсь его предложить Евгению Берковичу для будущих сотых номеров «7 искусств».

Шампейн, Иллинойс
июль 2018

***

Александр Журбин

композитор

100-й номер? Не может быть!

Как же быстро летит время! Казалось бы, совсем недавно я впервые наткнулся, по наводке приятеля, в Интернете, на журнал «7 искусств», а вот поди же – уже 100 выпусков и почти 9 лет журнал существует.

И не просто существует, а растет, развивается, становится сильнее, мудрее и мощнее, как и положено живому организму, а не механизму.

Сейчас, когда утром на каждого образованного человека буквально набрасываются десятки разных источников информации, прежде всего конечно Интернет в разных видах, разные мессенджеры (Телеграм, Фейсбук, Инстаграм), не забудем про все более уходящие в прошлое радио и телевидение, и совсем уже допотопные бумажные газеты и журналы (про книги просто умолчу!); так вот во всей этой информационной вакханалии очень трудно удержать высокую планку настоящего русскоязычного литературно-художественного издания, регулярно являющегося читателю.

Причем журнал этот приходит по волнам Интернета абсолютно бесплатно, всегда вовремя, и всегда уместно.

В нем всегда есть что-то актуальное, сегодняшнее ( ну не буквально сегодняшнее, это же не ежедневная газета!) что-то связанное с политикой, экономикой, международными отношениями.

Но гораздо больше времени и места здесь уделяется науке, причем науке серьезной, высоколобой, не всем понятной. Хотя написаны тексты всегда прекрасным русским языком, о чем бы они не говорили, о квантовой физике, или о физических принципах биологической эволюции. Их читать интересно, и часто ты с сожалением откладываешь журнал (то бишь закрываешь монитор,) и думаешь: «как интересно! Дочитаю потом…»

Перечислять рубрики журнала можно долго , но каждый может ознакомиться с ними сам. Скажу лишь то, что интересует лично меня.

Это конечно искусство, и в первую очередь музыка, а также литература, история и философия.

И здесь в «7 искусствах» огромное количество текстов, которые прочитать просто обязательно и необходимо. Здесь есть и разумная критика, и обзоры, и портреты разных творцов, и что самое интересное – разного рода «перекрестки», «пересечения», некоторые «intersections” разных наук, искусств, философских течений, невероятных исторических открытий и немыслимых футурологических прозрений.

 А еще тут и прекрасная поэзия, и статьи о живописи и о художниках, и бесчисленное количество бесценных мемуаров, написанных людьми, прожившими интересную жизнь, и повстречавших в жизни много удивительных персонажей, порою гениев, а иногда и злодеев.

Такого наполнения журнала в доинтернетскую эпоху невозможно было представить. И даже лучшие мировые журналы интеллектуалов – THE NEW YORKER, PARIS REVIEW, NEW REPUBLIC, или какой-нибудь CAIERS DU CINEMA не дотянут до нашего «юбиляра».

Жаль, я не смогу перечислить всех авторов которые мне нравятся в «7 искусствах», это займет слишком много места…

Но несколько назову.

Это литературный критик из Израиля Михаил Юдсон. Он пишет о том, что мне интересно, и мне всегда интересна его точка зрения.

Это писатель Игорь Ефимов из Нью-Йорка, настоящий глубокий философ, мудрец, подлинный pundit, если использовать американский термин для гуру или наставника человечества. Его книги, я думаю, только придут к людям, лет через 40-50, и уверен, его тексты будут проходить в школах, и российских, и американских, и вообще всюду.

Это писатель Леонид Гиршович, один из моих любимых русскоязычных писателей во всем мире. Он появляется в журнале довольно регулярно, и я всегда радуюсь, видя его тексты, о чем бы они не были написаны, он очень остроумен и едок, но при этом бывает необыкновенно глубок и астрален ….

И наконец, четвертым, но возможно первым по смыслу я назову писателя Евгения Берковича. Его писания мне очень интересны, особенно когда он пишет о Томасе Манне и его семье (Томас Манн был и остается для меня писателем номер один), но и когда он пишет об Эйнштейне и Гейзенберге, о международной политике или сионизме, да и вообще о чем угодно. У него острое перо, и критический ум, при этом в нем соединяется ясность взгляда и понимание устройства мира (ведь он же физик-математик,) и все это удивительно сочетается с глубоким проникновением в самые таинственные и непознанные пока законы творчества, литературы и искусства. Помню несколько лет назад не отрываясь читал его очерки про историю отношений братьев Генриха и Томаса Маннов, полные не только неизвестных подробностей, но и тонкого анализа обоих творцов. А также про одиссею Петера Принсхайма…

Ну и в заключении несколько слов о главном юбиляре – создателе и основателе журнала «7 искусств», его главном редакторе и фактически единственном Антее, на плечах которого держится все это невероятное сооружение.

Это, как уже догадались читатели, все тот же единственный и неповторимый Евгений Беркович.

Как один человек заменил собою целые институции, как ему удалось из месяца в месяц выполнять сложнейшую работу, а именно – читать тысячи страниц присылаемых рукописей, делать отбор, редактировать их, успевать всем авторам написать хвалебные (или критические) слова, все это отформатировать, и к «дедлайну» выпустить очередной номер, которого с нетерпением ждут русскоязычные люди во всем мире.

А ведь еще существуют «Еврейская старина», «Заметки по еврейской истории», журнал «Беркович Мастерская» десятки выпущенных книг на самые разные темы, лекции, преподавание, все это – на высшем научном литературном уровне, все это прекрасно во всех смыслах, сделано честно и достойно.

Одним словом я от всей души поздравляю нас, читателей, что есть такой уникальный человек – Евгений Беркович, благодаря которому мы имеем возможность читать его замечательные издания.

Евреи желают – до 120! И это пока абсолютно нереально. А мы пожелаем – до 1000 номера «7 искусств»! И пока есть Беркович – это вполне реально. А там родится что-то новое, еще более захватывающее. Поздравляю!

***

Владимир Тихомиров

доктор физико-математических наук, профессор Московского университета им. М.В. Ломоносова

Главному редактору журнала «Семь искусств» Е. БЕРКОВИЧУ

Дорогой Евгений Михайлович!

Разрешите мне выразить Вам свою благодарность за само существование журнала и своё восхищение его юбилейной датой. Журналу выпала честь сыграть особую роль в жизни моего поколения и, несомненно, он был живо воспринят поколениями, идущими вслед за нами. Те грандиозные, воистину космические явления — вихри, смерчи, катастрофы и разрушения, свидетелями и участниками которых были наши прародители и родители, а мы застали в ранние годы жизни, во многом не имеют аналогов в прошлом и в очень неполной мере ещё превращены в тексты, которые можно прочесть. Мы всё ещё «не наговорились», и Ваш журнал даёт счастливую возможность сказать и быть услышанным.

Но помимо горечи, журнал, рассказывая о великих людях, дарит во мраке действительности луч надежды. Спасибо!

Ваш В.М. Тихомиров

***

Семен Резник

писатель, историк, журналист

Дорогой Евгений!

Как постоянный читатель и довольно активный автор Вашего портала я от души поздравляю Вас, а также всех авторов и читателей, с замечательным юбилеем – выходом в свет сотого номера «Семи искусств». Маяковский когда-то гордился ста томами своих партийных книжек. 100 томов «Семи искусств» хороши, прежде всего, своей беспартийностью, или, если угодно, многопартийностью. В журнале представляются и широко обсуждаются любые точки зрения, высказываемые авторами. В журнале также нет тематических, жанровых, географических и иных ограничений. Вы публикуете все интересное, откуда бы оно ни приходило. Мечта Пушкина о том, чтобы «все флаги в гости были к нам», осуществлена в «Семи искусствах», их читают по всей земле, где есть люди, говорящие и читающие по-русски. Не могу также не отметить техническую доступность и простоту Вашего портала. На нем нет излишних изысков, зато любой материал любого автора находится одним кликом, вместе с отзывами на него. Думаю, это обстоятельство существенно увеличивает его популярность. Ваш портал привлекателен для сотен и тысяч авторов и читателей в России и во всем русскоязычном киберпространстве. Так держать!

Семен Резник
Вашингтон

***

Борис Кушнер

математик, поэт, эссеист, профессор Питтсбургского университета.

Дорогой Евгений, горячие поздравления Вам и Вашим сотрудникам. Сотый номер «Семи искусств»! А, кажется, ещё вчера обсуждалась сама идея журнала. Поразительно! Издание феноменально своими авторами и невероятным охватом. Здесь литературоведение и литература, история и мемуаристика, библеистика, филология, философия, публицистика – всего не перечислишь. Я не знаю другого подобного издания. Во всяком случае, любой из знаменитых российских толстых журналов не выдерживает никакого сравнения. Интернет – это публикации без границ и фиксированного тиража. Я, как автор Портала Берковича, получал отклики из самых неожиданных географических мест. К сказанному необходимо добавить, что «Семь искусств» только собственная часть Портала! А если учесть, что Редактор ещё и публикует книги, требующие огромной исследовательской работы, то возникает вопрос – сколько часов в сутках у Берковича? В одно слово: ЧУДО. Ещё раз сердечная благодарность и пожелания, нет не до 120 – до 200, З00 и т.д.

«Семь искусств», № 100

Юбилейный номер сотый –
Важность тем, отменный вкус. –
Стратосферные высоты,
Не семи, но всех искусств.

Либерал самодержавный,
Здесь царит Редактор главный,
Добрый маг, чудес творец
И писатель, наконец.

К чёрту рюмки, где же кружки?
Дружно выпьем, как из пушки,
Пусть хрустят закуски сушки,
И ещё, ещё! В полёт!

Моцарт пьёт и юный мельник –
Г-ди, какой бездельник! –

…………………………………….

Бездельник, кто с нами не пьёт.

20 июня 2018 г., Pittsburgh

***

Владимир Фромер

писатель, журналист, историк

От души поздравляю журнал «Семь искусств» и его главного редактора Евгения Берковича с юбилейным сотым номером. Кстати, в следующем году будет ещё один юбилей,- журнал отметит своё десятилетие. За это время журнал, являющий собой новый тип универсального периодического издания, занял достойное место в авангарде современной духовной жизни.

Хочу особо отметить, что «Семь искусств» — явление феноменальное — и по отражению всего многообразия мира искусств, если под этим термином понимать совокупность духовных и художественных ценностей современной цивилизации, и по качеству публикуемых в журнале произведений. Никаких критических замечаний у меня нет, а есть чувство глубокой благодарности замечательному журналу и его редактору.

***

Александр Ласкин

историк, прозаик, доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств

 

Поздравление – очень коварный жанр. Пусть даже юбиляр совсем юный – трудно избежать преувеличений и расшаркиваний. А что если имениннику — восемь! Это и в жизни человека немало, а для журнала – просто огромный срок.

Постараюсь все же не впадать в стилистику грузинского тоста. Ведь юбилей — это не только повод выразить восхищение, но и подвести итоги. Вроде как остановиться и оглядеться на пройденный путь.

Прежде всего, хочется опереться на двух наших замечательных стариков – Лидию Яковлевну Гинзбург и Ефима Григорьевича Эткинда. Мне кажется, их мысли подтверждают правоту того дела, которым уже много лет занимается Евгений Беркович.

Гинзбург не раз говорила, что помимо тех или иных пристрастий, у художника есть еще «интимная тема». То самое, ради чего все. Что соединяет казалось бы непохожие произведения и, в конце концов, определяет «линию жизни».

Кажется, и у Берковича есть такая «интимная тема». В разных жанрах — и в разных журналах (а у него их, как известно, четыре) – он демонстрирует, что такое «еврейское присутствие». Какова роль этого фермента в современной истории и культуре.

Если в «Заметках по еврейской истории» об этом говорят историки, то в «Семи искусствах» поэты и прозаики. Здесь не столько изучают и осознают культуру, сколько дают высказаться ей самой.

Вторая идея принадлежит Эткинду. В одной своей работе он сформулировал, что «Современник» есть еще одно произведение великого поэта. Ведь журнал – это во многом композиция, соотнесенность частей. Тут, говоря пушкинскими словами, очень важны «странные сближения» — когда далекие друг от друга тексты вдруг оказываются рядом, то они образуют рифму.

Можно вообразить историка будущего, который насквозь прочитывает все сто номеров журнала (так мы читаем «Аполлон» или «Мир искусства») и понимает: да, все не просто так. Вот эта тема возникла в первых выпусках, а затем опять напомнила о себе в последних… Так в хорошем романе (а журнал, как мы установили, это произведение) сюжет развивается не только на первом плане, но и вдалеке от него.

«Интимная тема» должна быть не только у редактора, но и у читателя. Начиная знакомиться с очередным номером, он сперва обращает внимание на тех авторов, которые ему особенно интересны.

Для меня, как для человека, живущего в Петербурге, очень важно то, что в последние годы в «Семи искусствах» все отчетливее звучит петербургская нота. Прежде всего, хочу отметить поэтов Татьяну Вольтскую, Михаила Яснова, Веронику Капустину, Валерия Черешню, Александра Танкова, Вячеслава Лейкина и уже покойную Галину Гампер. К их числу мне хотелось бы присоединить прозаика Михаила Гончарка, бывшего петербуржца, который живет в Иерусалиме.

Разумеется, думая об этих авторах, в последнюю очередь вспоминаешь о национальности. Если только не иметь в виду цветаевское: «В сем христианнейшем из миров поэты – жиды». Впрочем, с этой формулировки следовало бы начать эти заметки. Беркович старается печатать тех, кто чувствует острее и переживает больше. Так что этот его журнал – да и другие тоже — свидетельствуют не только о «еврейском присутствии», но о градусе неравнодушия в мире вокруг нас.

***

Александр Мелихов

писатель, зам. главного редактора журнала «Нева»

Прекрасный журнал! Демонстрирует редкую всемирную отзывчивость и оперативность. Так держать, как когда-то поздравил меня Союз писателей с пятидесятилетним юбилеем.

***

Владимир Янкелевич

журналист, военный обозреватель

Двести номеров вместе

Семь лет назад главный редактор интернет-портала «Полоса» с уважением сказал: «Поздравляю, тебя опубликовали у Берковича! Это дорогого стоит!» И я возгордился, что и продолжаю делать по сей день.

Журнал «7 искусств» на Портале стоит несколько особняком. Эпиграф его очень удачен: «Семь свободных искусств – основа воспитания, которое надлежит давать не для практической пользы, но потому, что оно достойно свободнорожденного человека и само по себе прекрасно».

Особость его в высокой планке, заданной самим названием. Чтобы послать свою работу в «7 искусств», необходимо для начала самому автору отнести ее к искусствам, а это совсем не просто.

В рыцарские времена с семью искусствами, которыми должен был овладеть каждый рыцарь, все было конкретнее. К искусствам относились фехтование, плавание, соколиная охота, сложение стихов в честь дамы сердца, владение копьем, верховая езда и игра в шахматы.

В журнал «7 искусств» может пройти из этого перечня разве что сложение стихов в честь дамы сердца. Но для следующего номера журнала, чтобы не наскучить читателю, придется подбирать следующую даму сердца, а с этим все сложнее и сложнее. Возраст видимо.

Японцы в кодексе Бусидо добавили к стихосложению постижение чайной церемонии. В этом есть резон и несомненная польза, чашечка хорошего чая помогает лучше воспринимать и с еще большим удовольствием читать очередной номер журнала.

Сегодняшняя концепция журнала ближе к взглядам Марциана Капеллы, латинского писателя первой половины V века. Это видимо потому, что он и сам был философ и писатель-энциклопедист. Правда, писал он стихи не в честь дамы сердца, а прославился стихотворной энциклопедией, посвящённой обзору семи свободных искусств. К ним относили грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию и гармонию (музыку).

Сравните с журналом «7 искусств», где представлены – наука и театр, поэзия и философия, география и музыка… Определенное сходство перечнем Капеллы сразу бросается в глаза.

Международный астрономический союз присвоил имя Марциана Капеллы кратеру на видимой стороне Луны. Журнал «7 искусств» достойно продолжает дело Капеллы и дает читателю все, «все, что интересно интеллигентному человеку».

Пора, наконец, добиться справедливости и выйти с ходатайством за многолетнюю успешную деятельность на ниве семи искусств и в связи с выходом сотого номера присвоить имя журнала кратеру, но, чтобы не путать астрономов, на невидимой стороне Луны.

Поздравляю весь коллектив Портала со знаменательным юбилеем, а нас читателей и авторов с тем, что и мы в этом многолетнем пути журнала принимали посильное участие.

***

Редакция журнала “Слово/Word”

Александр Пушкин
Лев Бердников

Александр Пушкин

Сегодня мы чествуем популярнейший интернет-журнал “7 искусств”, юбилейный, 100-й номер которого снова и снова радует глаз читателя. И хотя по литературным меркам издание это вызывающе молодо (с момента выхода в свет первого номера не прошло и девяти лет), авторитет его как настоящего явления в жизни русскоязычных читателей многих стран мира и прочен, и высок. Символично, что название журнала навеяно Аристотелевой идеей о “Семи свободных искусствах, достойных свободнорождённого человека”. Задуманный как журнал для интеллигенции, “образованной и разумной части общества” (В.И. Даль), он глубок и универсален по своей тематике. Можно говорить о подлинно энциклопедическом охвате материала, включающего в себя разные разделы и жанры: “История науки”, “Музыка”, “Культура”, “Литературная критика”, “Проза”, “Поэзия”, “Филология”, “Театр”, “Галерея” и др. Издание имеет надёжный справочный аппарат: авторский каталог, архивы всех номеров и статей, тематический указатель и т.д.

Лев Бердников

Лев Бердников

И необходимо воздать должное виновнику торжества, главному редактору журнала Евгению Берковичу, чья творческая энергия, организаторский талант и взыскательная требовательность к материалам собрали замечательный коллектив авторов-единомышленников. Перефразируя слова поэта уже XX века, работу журнального сообщества можно назвать – “свободный труд свободно собравшихся людей”. Провозгласив критерием отбора исключительно качество текста, журнал привлёк к сотрудничеству сотни начинающих авторов, которые вынуждены “вставать на цыпочки”, чтобы дотянуться до высоких стандартов “7 искусств”. Таким образом, журнал стал своего рода “коллективным организатором” литературных сил всего русскоязычного мира.

Горячо поздравляем юбиляра, желаем творческого долголетия и крепости духа, а любви и признательности читателей вам не занимать.

***

Михаил Юдсон

писатель, литературный критик

Стольный номер

Собирайте мед мудрости в соты, учили древние, возможно и евреи — так возникали свитки, по сути, первые журналы. Сотый номер «Семи искусств» соткался и выходит в свет – соответственно не грех принять конгруэнтные сто грамм, сделать лехаим!

«Семь искусств» в каком-то смысле семисвечник – менора современного еврейского русскоязычья. Светит и греет — журнал для души и извилин, вот его ниша. Под сенью «Семи искусств», в сем славном саду-оазисе собираются, сходятся скитатели по пустыням Паутины, хорошие и разные – авторы и читатели.

Мне кажется также, что не стоит затягивать и со следующим юбилеем, приятной и скорой сакральностью, в общем, недолго осталось, до 120!

***

Юлия Драбкина
поэт

В течение довольно долгого времени я старалась регулярно просматривать толстые литературные журналы из так называемого «журнального зала». Внимательнее всего — поэзию, чуть меньше прозу и немного публицистику. И со временем, признаюсь, пришла к выводу, что все большие журналы примерно одинаковы по уровню, качеству публикаций, по количеству талантливых авторов и интересных материалов на номер. С журналом «7 искусств» не так. «Средняя температура по больнице», то есть качество публикуемых материалов (особенно публицистических) тут, на мой взгляд, значительно выше, чем в других журналах. Так что у меня с журналом одна проблема: не успеваю всё прочесть.

***

Игорь Ефимов
писатель, философ, издатель

В ЖУРНАЛ «СЕМЬ ИСКУССТВ»

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся», — писал поэт. Но журнал «Семь искусств» опроверг это печальное пророчество. Его авторы могут получать отклики на свои произведения чуть ли не на следующий день после публикации. По сути журнал играет для нас роль литературного клуба, даёт возможность общаться с десятками людей самых разных вкусов и талантов, заводить знакомства, расширять свой кругозор в различных сферах культурной жизни.

Другая замечательная особенность: короткие преамбулы перед каждой публикацией, состоящие из нескольких строчек взятых из текста. Умение Евгения Берковича выбирать именно такой фрагмент, который даёт представление о теме произведения, тональности, эмоциональном настрое автора — редкий талант. Какое это трудное дело, я мог убедиться на собственном опыте после тридцати лет издательской работы, написав три сотни аннотаций на публикуемые книги.

Так что моё единственное пожелание журналу на следующие сто выпусков: «Так держать!».

Пенсильвания, июль 2018

***

Владимир Каганский

географ-теоретик, методолог, публицист и эссеист

ПРИВЕТСТВЕННОЕ ПОСЛАНИЕ ДОРОГОМУ ЖУРНАЛУ «7 ИСКУССТВ»

Естественная единица жизни человеческой – год. При нашей десятеричной системе счисления юбилей — число лет жизни, кратное 10. А полный юбилей — 10 в квадрате, 102. Единица жизни журнала — номер, выпуск.

Я пишу трудно, но люблю писать, и соответственно, публиковать свои тексты. Еще я немного люблю читать. Особенно журналы с неожиданным содержанием. Редко это совпадает — один и то же журнал и для чтения и для своих публикаций. Но как это хорошо…

За это и именно за это я и люблю 7 ИСКУССТВ. Интересный — серьезный — веселый — грустный. Очень живой. Рекомендую его своим читателям.

У журнала уже есть многое из того, что полагается настоящему живому существу литературы — история и время, широкий — но не хаотичный — смысловый горизонт, месте в культуре, дружелюбное оформление, обратная связь, отличная репутация, хорошие имена.

Мои поздравления к славному юбилею!

***

Ольга Балла-Гертман
литературный критик, эссеист

Поздравляю «Семь искусств» с первой сотней номеров и очень рада быть среди участников этого интеллектуального предприятия.

Мне нравятся свойственные «Семи искусствам» (которые я про себя называю «толстым электронным журналом») направления внимания и объёмность взгляда (многоохватность, никак не тождественная всеядности, но вполне строго избирательная, — это как раз то, что мне милее всего и что я называю внутри себя «избирательным энциклопедизмом»).

Вообще, мне видится конструктивной сама идея соединения научного и художественного, аналитичного и образного, создания общего диалогического пространства для наук – естественных и гуманитарных, искусств — которых тут точно больше классических семи — и практик (политика, например, которой посвящён раздел «Политика и общество» — несомненно, практика; отчасти такова и психология, впрочем, она также не только наука, но и искусство); для искусств словесных и несловесных; внутри словесных искусств – для строгих и нестрогих жанровых форм. Мне видится плодотворным внимание журнала к формам речи и мысли, синтезирующим рациональность и поэтичность.

Как читателю мне особенно интересны разделы «Гуманитарная география» (могу путать, но не единственный ли это русскоязычный журнал, в котором гуманитарной географии посвящена отдельная регулярная рубрика?), в частности, то, что делает и пишет ведущий автор этой рубрики Владимир Каганский, и «Психологические тетради», в частности, тексты Виктора Кагана, из которых я, раз прочитав, и сейчас помню, например, «Музыку детства», «Музыку старости» и «Страх и тревогу».

Если говорить о том, что, по моему чувству, стоило бы изменить/улучшить, то мне кажется, что есть смысл более чётко выделить раздел критики — посвящённый анализу литературной жизни. Сейчас рубрики «Культура» и «Читальный зал» тематически накладываются друг на друга, и в каждом размышления о текстах художественных и нехудожественных соседствуют с общекультурной рефлексией. Хорошо и важно, что всё это в журнале есть, но разведение рефлексии разных типов по разным рубрикам, мне кажется, способствовало бы ясности видения. Кроме того, я бы выделила — из «Читального зала» — особую рубрику для рецензий именно на новейшие книги. (То есть, разделила бы рефлексию «медленную» и «быструю»).

Что касается искусств словесных, то я бы отвела отдельную рубрику эссеистике, выделив её из рубрики общепрозаической, поскольку она кажется мне особым состоянием речи и мысли.

Мне вообще жаль, что не все номера журнала появились в бумажной версии, в которой материалы можно было бы читать с подчёркиваниями и пометками на полях — они к этому располагают, — и вообще воспринимать каждый номер в виде цельной книжки с её пространственной структурой. Я понимаю, что это утопия, но тем не менее.

***

Елена Кушнерова

музыкант

К 100 номеру журнала «Семь Искусств»

 

Число 100 – магическое! Применительно к человеческой жизни – это очень много, целый век! Журналу Семь ИСКУССТВ понадобилось 8 с половиной лет, чтобы достичь этой цифры. В сегодняшнем мире, когда не пишет только ленивый, существует огромное количество изданий на все вкусы – с научным уклоном, с политическим, с поэтическим, с философским. 

 

Журнал Семь ИСКУССТВ, напротив, объединил в себе не только различные искусства, но и науку, и политологию, и философию, и историю. Каждый пишет в той области, в которой считает себя сведущим, а читающая публика имеет возможность выбирать из всех искусств и наук то, что входит в сферу её персональных интересов. Этим разнообразием и разношёрстностью тематик журнал Семь ИСКУССТВ отличается от всех других периодических изданий. Удался ли этот смелый эксперимент? На мой взгляд, безусловно! А то, что споры о целесообразности такого решения не утихают, говорит о том, что журнал жив, что он динамичен и имеет потенциал развития. 

 

Кроме того, поддерживается журнал ещё и живыми (выражаясь деликатно) дискуссиями, а многие читатели и авторы просто живут в Гостевой: поздравляют друг друга с публикациями или же спорят с пеной у рта, виртуально сталкиваясь лбами, приобретают друзей, врагов – в общем, всё, как в нормальной, доинтернетной жизни. 

 

Мои чувства к журналу Семь ИСКУССТВ особо нежные. Ведь именно здесь я впервые опубликовала свой текст. Так что, дорогой Евгений Беркович, я Вам этого вовеки не забуду! Здесь я прошла свое боевое «крещение» (прошу меня извинить за это слово). Теперь меня уже не остановить! И не пытайтесь! Смею вас заверить в моём твёрдом намерении написать приветствие к выходу юбилейного, 200-го номера Семь ИСКУССТВ. 

Лехаим! 

 

***

Виктор Каган

поэт, доктор медицинских наук, психиатр и психотерапевт

7И-100

Бóльшая часть моей жизни пришлась на пору регулируемого государством духовного питания, когда стóящие журналы приходилось доставать или добывать ценой подписки на издания принудительные. Сегодня задача в том, чтобы в едва ли обозримом потоке заметить, найти, выбрать что-то для себя – часто это похоже на попытку ловить кем-то зажигаемые звёзды в весёлом хаосе вспыхивающих и гаснущих огней светлячков. Многие так и смотрели на первые выпуски «Семи искусств», однако сотый в самом строгом смысле слова юбилейный выпуск – от др.-евр. יובל (йове́ль) и поздне-латинского jubilaeus (празднование кратного 50-ти события или даты) – свидетельство, по крайней мере, того, что журнал не только успешно родился без малого десять лет назад, но и выстоял на ветрах далеко не безоблачного времени. С этим можно поздравить, но сказать только это, значит ничего не сказать о журнале.

Концептуальная новизна журнала чётко описана в аристотелевском эпиграфе к нему. Список свободных искусств/наук сегодня много больше, чем во времена Аристотеля, и есть множество специальных журналов по каждому из них. «Семь искусств» первый и единственный объединяющий их в культурном контексте журнал, задача которого быть интересным широкому интеллигентному читателю.

«Семь искусств» журнал свободный. Свободный в том смысле, что он не дотируется государствами, политическими партиями, общественными объединениями или кем-то желающим иметь своё «карманное» издание. И свободный в смысле неоспоримой внутренней свободы авторов и их права на собственные мнения и взгляды.

Для меня очень привлекательно оптимальное сочетание новизны и традиционности без самоцельной погони за новизной, так что идеи не теряются в фоновом шуме новомодных затей.

Не знаю никакого другого толстого журнала, который по объёму и дизайну мог бы сравниться с «Семью искусствами» и был настолько дружественным по отношению к читателю. Журнал выходит в электронном виде бесплатно, нажатием мышки легко получить pdf-копию интересующего материала; хорошо организованное пространство для отзывов и блоги при журнале обеспечивают широкие возможности обсуждения, транслируемого в гостевую книгу Портала; при желании можно купить бумажный выпуск журнала и издать печатавшиеся в журнале тексты книгой.

Самое трудное в любом журнале это формирование достойного редакционного портфеля. Об этом лучше меня скажет список авторов «Семи искусств», гибкий список разделов журнала и темы публикуемых материалов.

Всё это было бы невозможно без тщательно выверяемых логистики и менеджмента и самого журнала и его отношений с Порталом, частью которого он является, и усилий немногочисленной команды, делающей журнал, а также замечательного духа поиска, который невозможно не ощущать, идя от выпуска к выпуску журнала.

Мне остаётся лишь поздравить читателей и авторов с сотым выпуском замечательного, на мой взгляд, журнала, его команду, быть членом которой для меня радость и честь, и, конечно, Евгения Берковича – творца журнала и Портала, их душу и мозг. И лучшее, что могу пожелать всем нам, это продолжать «Семь искусств» так долго, как только можно, с теми же энергией, интересом, огоньком, которые определяют журнал в первое десятилетие его существования.