Сирано де Бержерак: ученик Демония Сократа?

Опубликовано: 1 февраля 2014 г.
Рубрики:

Cyrano_de_Bergerac w.jpg

Сирано де Бержерак. Гравюра XVII века
Сирано де Бержерак. Гравюра XVII века
Сирано де Бержерак. Гравюра XVII века
Есть много интересных, до конца неразгаданных личностей, оставивших неизгладимый след на страницах Истории и в умах людей. Вне сомнения одна из них — Сирано де Бержерак, французский драматург, философ, поэт и писатель, вольнодумец и безудержный дуэлянт, современник Жана де Лафонтена, Корнеля и Мольера.

Говорят, внешность для мужчины не главное. Но Сирано — другой случай. Господь наградил его огромным носом, «самым большим в мире носом», посмотреть на который съезжались любопытные со всей округи. Ему приходилось оттачивать не только язык, но и шпагу, дабы упреждать издевки над его уродством. Ну и, конечно же, природный дефект породил в нем комплексы, связанные с противоположным полом — пришлось смириться с мыслью, что взаимность ему не светит. Правда, художники, его изображавшие, видно щадили беднягу, запечатлевая нос умеренно большим, а может просто боялись его задиристого нрава.

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (1619-1655), погостивший на этом свете всего 36 лет, — потомок старинного французского рода. Виртуозно владея шпагой и собственным телом, он снискал себе славу непобедимого и опасного дуэлянта. Сам лез на рожон острым и едким словом и, вызвав негодование, не раздумывая соглашался на дуэль, зная, что тут ему нет равных. Его бесчисленные поединки как минимум в дюжине случаев закончились смертью противника. Во избежание неприятностей с властями за разгульно-воинственный образ жизни, друзья настоятельно рекомендовали ему записаться в королевскую гвардию, что он и сделал в 19 лет, приняв участие в нескольких сражениях и получив два тяжелых ранения. И хотя вроде бы излечился, 15 лет спустя умер, как принято считать, от последствий второй раны.

Из-за проблем со здоровьем Сирано оставил военную службу и вернулся в Париж, снова пустившись во все тяжкие. А потом вдруг резко и необъяснимо затормозил, полностью поменяв свой образ жизни и целиком отдавшись любимому делу — сочинительству. Год спустя состоялась театральная премьера его комедийной пьесы в прозе «Проученный педант» (Le Pеdant jouе), откуда Мольер, на правах друга, свободно заимствовал его идеи (в «Проделках Скапена»). Творения де Бержерака расходились в рукописях еще до их публикаций.

 

Сирано де Бержерак в театре, кино, опере

Гуляка, дуэлянт, долгоносик-острослов, рифмоплет, автор остроумных, зачастую оскорбительных памфлетов. Все это может и любопытно было для его современников-сограждан, но вряд ли могло бы послужить поводом для того, чтобы его запомнили на века. Тем не менее метаморфоза произошла. И что интересно, бессмертие ему подарил человек, появившийся на свет двумя столетиями позже — французский поэт и драматург-неоромантик Эдмон Ростан (1868-1918).

Ростан написал и поставил героическую комедию в стихах, которую так и назвал — «Сирано де Бержерак». Сюжет пьесы сконцентрирован на его внешнем уродстве и на любви к собственной кузине Роксане, расположение которой он пообещал добиться для своего друга Кристиана. В комедии красивая, но пустая внутри оболочка Кристиана противопоставлена блестящему уму, благородному сердцу, но заключенному в смешное обличье Сирано.

С тех самых пор, как пьеса была впервые поставлена в Париже (1897 г.), Сирано стал всеобщим любимцем. Литературно-театральный образ полностью подменил личность реальную. Сыграть его мечтает каждый настоящий актер. Особенно мил он нашим соотечественникам — впервые появившись на российской сцене в конце XIX века, за сто с лишним лет пьеса превратилась в драматургическую классику. А в постсоветском периоде интерес к ней переживает новый всплеск.

Ее ставит Петербург и Москва: Театр Чехова и «Сатирикон» (совместно) с Константином Райкиным в роли Сирано; Театр им. Моссовета — с Александром Домогаровым; театр Вахтангова — с Максимом Сухановым. С 2008-го Сирано играет Сергей Безруков — сначала в «Арт-Питере», а затем — у себя, в Театре Сергея Безрукова. Годом позже петербургский театр «Приют комедианта» выпустил свою версию героической комедии. В конце 2012-го ее поставил Малый театр с молодым актером Алексеем Коноваловым. «Сирано де Бержерак» украшает сцены Норильска, Омска, Ярославля, Сургута, Нижневартовска, Барнаула и т.д.

По пьесе Ростана американский музыкальный критик и публицист Уильям Джеймс Хендерсон написал либретто, и в 1913 году появился на свет ее оперный вариант. В 1936-м итальянский композитор Франко Альфано дал миру свою оперу. Великий тенор наших дней Пласидо Доминго поет в ней партию Сирано. В 1974-м появилась третья опера, эстонского композитора Эйно Тамберга. Четвертая опера «Сирано» американского композитора Дэвида Дикайере (DiChiera) поставлена в Мичиганском оперном театре, а затем, в 2007-м — оперной труппой Филадельфии.

Пьесу адаптировали для кино, сняв по ней несколько фильмов — три во Франции, два в США и два в СССР. В одной из французских версий Сирано сыграл Жерар Депардье. Самая известная киноверсия на английском была снята в 1950 году. За лучшую мужскую роль Хосе Феррер получил Оскара. На роль советского Сирано у Эльдара Рязанова пробовались Владимир Высоцкий, Олег Ефремов, Сергей Юрский, Евгений Евтушенко.

Французская писательница Джеральдин Маккорин (McCaughrean) превратила пьесу Ростана в роман («Сирано»). Роман был выдвинут на премию Карнеги в 2007 году. Дэвид Бентли (Bentley), директор Бирмингемского королевского балета, в том же году создал балетную версию пьесы...

Не удивительно, что имя Сирано де Бержерака стало нарицательным — как «долгоносика», с одной стороны, и «истинного гасконца», с другой. Все актеры, его играющие, стремятся приделать себе носы подлиннее. После первого шока, вызванного уродством, как правило, хорошо знакомого и любимого актера, зритель постепенно начинает очаровываться нравом и умом Сирано. Он смел и отчаян на поле сражения, бескорыстен, благороден и... несчастен. Его слог и манеры изящны. Он покоряет преданностью другу, от имени которого пишет письма Роксане, и глубиной чувств, которые испытывает к ней, не веря, что с его внешностью можно рассчитывать на взаимность...

Вот только романтизированный Ростаном сценический герой далек от его прообраза, хотя бы уже потому, что настоящий Сирано, увы, был иной, модной ныне ориентации. И никогда не писал любовные письма от чужого имени. Не был он и гасконцем. Сирано родился и жил в Париже, а гасконское «де Бержерак» (по названию родового имения) к 20 годам сам добавил к своей фамилии. Но главное его отличие в том, что он был значительно глубже и многограннее, чем созданный Ростаном образ. И загадочнее. Именно это, последнее обстоятельство и вызвало у меня желание поближе познакомить с ним читателя.

 

Философ, мистик, провидец

Загадки Сирано де Бержерака начинаются с его неожиданного отказа от светской жизни и погружения вглубь себя, в литературу и философию. Этот новый Сирано штудирует труды Демокрита, Пирона, Кампанеллы, Кардано. Изменился и круг его общения. Теперь это ученые, писатели, передовые философы-современники, розенкрейцеры, адепты, овладевшие тайными знаниями Древней Индии. По одной из версий, поводом для столь крутого жизненного разворота послужил явившийся ему дух Пифагора, неодобрительно отнесшийся к его разгульной жизни и предложивший свою помощь в духовном очищении и продвижении.

Так или иначе, а только произведения де Бержерака начали вдруг насыщаться информацией и «техницизмами», которым еще не было и не могло быть места в XVII веке — эпохе, так хорошо знакомой нам хотя бы по «Трем мушкетерам» Дюма. Всем на удивление, он описывал, например, приборы, принимающие и воспроизводящие звук, радиоприемники, телевидение, электрические лампы, мимоходом рассказывал о клеточном строении организма, красных кровяных тельцах, даже о микробах и антителах, открытых лишь через 200 лет после него.

Sirono illustration.jpg

Иллюстрация к дилогии Сирано де Бержерака под общим названием «Иной свет»
Иллюстрация к дилогии Сирано де Бержерака под общим названием «Иной свет» («Государства и империи Луны» и «Государства и империи Солнца»)
Иллюстрация к дилогии Сирано де Бержерака под общим названием «Иной свет» («Государства и империи Луны» и «Государства и империи Солнца»)
Перечисляя все это, я пользуюсь терминологией, привычной для нас сегодня. Но в его времена о таких вещах никто даже слыхом не слыхивал, и Сирано давал информацию в образах и словах, доступных ему самому и его современникам. Скажем, не мини-блок памяти, подчиняющийся биотокам мозга, а «говорящие сережки, начинавшие нашептывать на ухо нужную главу по мысленному приказу».

Радиоприемник по Сирано выглядел так: «Открыв футляр, я нашел нечто металлическое, напоминающее наши стенные часы, наполненные мелкими пружинками и крошечными механизмами. Эта чудесная книга не имеет страниц и букв. Наконец, это книга, где можно учиться, не используя зрение — нужно только слушать. Если кто-либо захочет прочесть ее, то машина напрягается всеми своими крошечными нервами, затем читатель поворачивает стрелку на ту главу, которую он хочет услышать, и в этот момент машина начинает говорить как бы человеческим ртом или как музыкальный инструмент, издавая самые разнообразные звуки». А телевизор так: «книга, переплет которой выточен из целого алмаза, только более блестящего, показывающая на своих страницах удивительные картины».

Что же касается космоса и космических полетов, то тут он опередил свое время на добрых 350 лет. В самом известном его сочинении — дилогии под общим названием «Иной свет» («Государства и империи Луны» и «Государства и империи Солнца»), де Бержерак описывает свое воображаемое путешествие на Луну и Солнце и встречи с человекоподобными существами, их населяющими.

Дилогию объявили пионером жанра научной фантастики. Обе части были опубликованы в разные годы, уже после смерти их автора, и подверглись бесцеремонному редактированию, существенно их обед­нившему. (Лишь в ХХ веке дилогия была восстановлена в ее первозданном виде благодаря случайно обнаруженной рукописи.) Слияние науки и романтики в этом труде стало моделью для многих последующих писателей. Под влиянием «гасконца» Джонатан Свифт создал «Путешествия Гулливера», а Вольтер — «Микромегас». Не отставал от них и Эдгар По.

Исследователи творчества Сирано де Бержерака считают, что он литературным языком своего времени сформулировал основные принципы термодинамики и теорию распространения звука, дал множество чисто технических описаний, уделив особое внимание способам перемещения в космическом пространстве. Один из них росяной; другой основан на неком источнике энергии; третий — на движении с помощью механизма, преобразующего энергию взрыва в поступательное движение; четвертый — на расширении и воспламенении неизвестного вещества внутри замкнутого объема, при использовании специального устройства «икосаэдра» с оптической системой линз. Еще несколько вариантов основаны на «гравитационном взаимодействии тел».

Стиль дилогии не серьезен и не юмористичен. Местами автор «несет откровенную ахинею», будто выдумывает на ходу, как выдумывает мать, рассказывая ребенку на ночь очередную полусказку-полубыль. Вот, например, как он описывает «росяной метод» в своей первой попытке улететь на Луну: «Я привязал вокруг себя множество склянок, наполненных росой; солнечные лучи падали на них с такой силой, что тепло, притягивая их, подняло меня на воздух и унесло...» Но интерпретаторы его творчества воскликнули: Эврика! Поступательное движение за счет испарения жидкости от разогрева.

За кажущейся «ахинеей» и за флером сарказма прячутся глубокие эзотерические знания и аналитический ум, позволивший ему непостижимым образом заглянуть в будущее. «Иной свет» де Бержерака однозначно считается произведением философским, раскрывающим авторскую концепцию понимания окружающего мира и человека в нем. А его многочисленные придумки — провидческими. Чего стоит одно только описание многоступенчатой ракеты:

«... Ракеты были расположены в 6 рядов по 6 ракет в каждом, и укреплены крюками, сдерживающими каждую полдюжину. И пламя, поглотив один ряд ракет, перебрасывалось на следующий, затем на следующий, так что воспламеняющаяся селитра удаляла опасность в то самое время, как усиливала огонь.»

При этом он описывает сопутствующие эффекты (невесомость, перегрузки при ускорении и торможении) так, будто действительно побывал в ракете. Остается абсолютной загадкой, как человек, живший в эпоху, когда единственной тягловой силой были лошади, а способом передвижения — экипажи, мог вообразить все это, если только... если только он и впрямь каким-то чудесным образом не перенёсся в будущее или существа неземного происхождения не «прокатили его по Космосу». Сирано рассуждает о разумных обитателях иных миров, о бесконечности Вселенной и бесконечности атома...

А еще он описывает огромные светящиеся города, перемещающиеся по поверхности Луны на большие расстояния со скоростью около 30 км в час. Выдумка фантаста? Абсурд? По логике — да. Но! В 1964 году американские астронавты Харрис и Кросс, находясь на лунной орбите, сообщали о белом светящемся пятне, скользившем по ее поверхности со скоростью 32 км в час. Затем поступили сообщения еще об одном пятне, двигавшемся с еще большей скоростью на протяжении двух часов.

В библиотеке Королевского Астрономического общества в Лондоне собрано большое количество свидетельств (с начала XVIII в.) наблюдателей о странных световых явлениях на Луне и их переменчивости: вспышки, мерцания, сверкания, пульсации, звездоподобные точки, световые пятна, полосы, лучи, целые скопления движущихся и ныряющих в кратеры пятен света и многое другое.

В США сводка таких наблюдений была опубликована в «Хронологическом каталоге сообщений о лунных событиях», в России — в «Астрономическом вестнике». В 1972 году НАСА запустила специальную программу по изучению лунных феноменов. Странные явления на Луне продолжаются и сегодня, свидетельствуя о том, что наш единственный спутник кем-то занят. Но это уже отдельная тема.

 

Контакты с иными мирами

В пользу реальности контакта Сирано де Бержерака с представителями иных миров говорит следующий отрывок из его книги: «Они тоже тела, но не такие, как мы; и вообще не такие, каких мы можем себе представить, ибо в просторечии мы называем телом лишь то, до чего можем дотронуться. Впрочем, в природе нет ничего, что не было бы материальным, и хотя они сами материальны, все же, когда они хотят стать для нас видимыми, им приходится принимать такие формы и размеры, которые доступны нашим органам чувств... Тела эти не что иное, как тем или иным образом сгущенный воздух, поэтому свет, несущий с собой тепло, разрушает их, подобно тому, как он рассеивает туман...»

В поддержку Сирано приводят обычно слова Циолковского: «Были прошедшие времена, когда материя была в дециллионы раз легче, чем теперь самая легкая... И все эти миры породили существ разумных, но почти невещественных — по их малой плотности».

По свидетельствам современников, Сирано периодически необъяснимым образом исчезал. Такое случалось с ним, как минимум, трижды. Никто так никогда и не узнал, где он в те периоды находился и что делал. Даже смерть этого странного человека для всех осталась загадкой. Иные склонны приписывать преждевременный уход Сирано из жизни вмешательству потусторонних сил или инопланетян, забравших к себе человека, слишком много узнавшего и увидевшего из того, что остальным землянам было знать еще неположено.

Сирано неоднократно упоминал в своих произведениях о пришельцах, посещающих Землю с незапамятных времен и принимающих человеческий облик. Одним из них был и его личный наставник, тайный собеседник и консультант. Назвав себя Тристан Лоремитт, он рассказал Сирано, каким образом ему удается переходить из одного тела в другое: «... Ловко, так чтобы этого не заметили, я вошел в него через дыхание. Мое старое тело тотчас же упало навзничь, я в этом молодом теле встал, как если бы встал этот молодой человек».

Сообщил Лоремитт и о том, что прежде — почти 2,5 тысячи лет назад — он был духовным наставником и «ясновидящим оком» самого Сократа, правда не в земном теле, а в тонком, невидимом. Сократ считал его своим «вторым я», оракулом, и называл Демонием. Он писал: «Я никогда не выскажу ни одной мысли, не посоветовавшись с ним». Известно, что Сократ стал первым философом в истории, обратившим внимание человека вглубь себя самого. Более того, всю историю античной философии делят на до- и после-сократовскую.

Можно ли верить Сирано, что выбор такого «именитого» наставника не плод его воображения и не литературный прием? Я верю — заявил всем нам хорошо известный советский писатель-фантаст Александр Казанцев и в подтверждение своих слов написал роман-гипотезу о том, как — в его представлении — все могло происходить. Роман, вошедший в трилогию «Клокочущая пустота», называется «Иножитель». В нем Казанцев рассказывает об удивительном перевоплощении задиры-дуэлянта Сирано де Бержерака в мыслителя, ставшего обладателем загадочных знаний, и о его встрече с Демонием Сократа.

Лоремитт, по Казанцеву, явился к нему, представившись чудаком-писателем, скрывающим лицо за черной полумаской, а когда снял ее, Сирано увидел свое собственное лицо, только в 70-летнем возрасте, тот же уродливый нос, начинавшийся со лба. Гость поведал ему об их «внеземном родстве» «по общей прародине и прапредкам, посетившим когда-то Землю с Миссией Ума и Сердца от другой звезды». «Испытания ты уже прошел. Я должен направить тебя на твой путь, как сделал это в отношении Сократа в свое время».

Ну что ж, нам остается либо посмеяться над всем вышеизложенным, либо, примкнув к Казанцеву, сказать про себя: Я верю!