20 лет на зоне за свободную Сибирь

Опубликовано: 1 декабря 2013 г.
Рубрики:

muzej tyvaa w.jpg

Национальный музей имени Алдан-Маадыр республики Тыва в г. Кызыле
Национальный музей имени Алдан-Маадыр республики Тыва в г. Кызыле
Национальный музей имени Алдан-Маадыр республики Тыва в г. Кызыле
Вполне возможно (глупость, конечно, но у нас все возможно), пишу на эту тему в последний раз. Депутаты Антон Романов, Евгений Федоров («Единая Россия») и Михаил Емельянов («Справедливая Россия») внесли в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за пропаганду сепаратизма и подрыв территориальной целостности России. За публичное выражение симпатий к сепаратистским движениям — 3 года на зоне, за пропаганду сепаратистских идей — от 3 до 6 лет, за изготовление и хранение с целью распространения сепаратистских материалов — 5-7 лет, за выражение идей в прессе с использованием служебного положения — до 20 лет. Я в штате «Чайки» не состою, «служебного положения» нет, так что мне могут скостить срок. Впрочем, закон ведь еще не принят, так что нечего бояться, а вырвавшаяся фраза — пережиток русской парадигмы: от сумы и от тюрьмы не зарекайся.

А если без иронии и сарказма? И предложение депутатов, и проблемы сепаратизма серьезны.

Законопроект требует серьезного отношения потому, что...

«В итоге это рискует перерасти в борьбу с национальными активистами, учеными, журналистами... Депутаты предлагают наказывать за иное мнение, а это прямое посягательство на свободу слова», — считает аналитик межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Рамиль Ахметгалиев.

«Мы строим большую тюрьму, — предостерегает известный адвокат Игорь Трунов. — В свободной стране можно говорить на любую тему, не опасаясь при этом получить длительный срок».

А сепаратизм сам по себе требует обсуждения, потому что это — болезнь человечества. Или — естественное стремление к самостоятельности. Ведь мир несправедлив: тридцатитысячный народ Сан-Марино представлен в ООН, а тридцатимиллионные курды не имеют государственности. Так исторически сложилось. Поэтому некоторые народы пытаются исправлять историю по своему пониманию справедливости. Североирландцы, шотландцы, французы в канадском Квебеке, баски и каталонцы в Испании, фламандцы в Голландии, население Корсики, Эльзаса и Лотарингии во Франции, сардинцы в Италии, курды в Ираке, Иране и Турции, монголы и тибетцы в Китае, пенджабцы в Индии, тамилы в Шри-Ланке, папуасы (автономная провинция Папуа) в Индонезии, трансильванцы в Румынии...

 

Еще двадцать лет назад ученые прогнозировали усиление сепаратизма, пророчили неизбежное отделение Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса от Великобритании, Каталонии и Страны басков — от Испании... В общем, распад Европы. Тогда еще слово «глобализация» не стало повсеместным. Но она стремительно развивалась, охватывала свет. И вроде бы показала, что в новом мире транснациональной экономики уже дела нет до старых обид или претензий, что новая жизнь стирает границы. Тем не менее... Нынче в Каталонии пришли к власти активные сторонники отделения от Испании, Англия и Шотландия заключили соглашение о шотландском референдуме в 2014 году. При этом каталонцам и шотландцам намекнули об отлучении от Евросоюза. Но Каталония сама по себе богата, а шотландцы, как известно, исторически «бедные, но гордые».

Есть ли повод для тревог в России? Безусловно, историческое наследие нелегкое. Советская власть границы нарезала условно, родственные народы разделялись, а разные по языку — объединялись в одну республику. Например, кабардинцы и балкарцы (Кабардино-Балкария), карачаевцы и черкесы (Карачаево-Черкесия). Почему не объединяли родственные по языку этносы, и не создали, к примеру, Карачаево-Балкарию и Кабардино-Черкесию. Раздел осетин на две автономии, российскую и грузинскую, уже привел к тому, к чему привел, а земельный конфликт осетин и ингушей, ингушей и чеченцев так и тлеет...

Есть у нас и свой исторический феномен — Республика Тыва, бывшая Тува (входит в состав Сибирского федерального округа, — ред.). Уникальное государство. В 20-х годах ХХ века, после победы революции, Тува стала самостоятельной республикой. Не признанной в мире никем, кроме СССР и Монголии. Ее вождь, Генеральный секретарь Тувинской народно-революционной партии товарищ Салчак Тока ставился советской пропагандой в один ряд с Пальмиро Тольятти и Морисом Торезом как деятель международного коммунистического движения. 25 июня 1941 года Тувинская Народная республика объявила войну гитлеровской Германии. Тувинцы сражались в рядах Красной Армии.

В 1944 году Тува вошла в состав СССР и стала автономной республикой России. Менялись генеральные секретари ЦК КПСС — Сталин, Хрущев, Брежнев. Часто менялись первые секретари республиканских ЦК, крайкомов и обкомов. И только товарищ Салчак Тока неизменно оставался на посту. С 1932 по 1973 год, до самой смерти, правил он Тувой. 41 год! Рекорд в новой и новейшей истории.

Сейчас Тыва — беднейшая из автономных республик России. Она далеко от Москвы, о ней почти ничего не слышно. А там между тем уже звучат голоса националистов. Тыва обладает запасами угля, медью, никелем, кобальтом, ураном, золотом. Могучие концерны и компании уже нацелены на освоение ее богатств. Возможно, экономическое процветание, если оно настанет, положит конец сепаратистским настроениям. Однако вероятно и их усиление под протестными лозунгами: «Московские олигархи нас грабят!»

Мы привыкли под распадом подразумевать национально-территориальное разделение. К счастью, в абсолютном большинстве представители народов, населяющих автономные республики и округа, не мыслят своего существования вне России. Но некое беспокойство витает.

Неявственная угроза сепаратизма из национальной плоскости перемещается в сферу экономическую. В русских регионах сейчас едва ли не больше сепаратистов, чем в республиках. Или, скажем так, они громче, их слышнее.

Идеи сепаратизма активизируются и становятся реальностью в политически или экономически смутные времена. Четкие границы, разломы наметились еще в годы Гражданской войны. Тогда были у нас Кубанская народная республика, Дальневосточная республика, Каракорум-Алтайская республика, Уральская республика, Уфимская директория, Диктатура Центрокаспия, Забайкальская казачья республика, Сибирская республика... Причем сибирский сепаратизм как идейное течение начинался еще в царской России позапрошлого века. А в начале прошлого века 18-летний омский поэт-футурист, впоследствии лауреат Государственной премии СССР Леонид Николаевич Мартынов писал: «Не осуждай сибиряка, что он угрюм и носит нож. Ведь он на русского похож, как барс похож на барсука!»

Сейчас в Сибири открыто говорят, что 20 процентов сибиряков выступают за отделение от России и создание Сибирского Союза. В Калининградской области ходит по рукам некий тайный соцопрос, по результатам которого 25 процентов населения поддерживает провозглашение своей, Балтийской Республики. За переименование Калининграда в Кенигсберг в 2007 году высказывалось 14 процентов, а в 2012-м — уже 22 процента опрошенных.

Первопричина — возмущение федеральным центром. Калининград и Владивосток не простили и не простят запредельное повышение пошлин на ввоз автомобилей из Европы и Японии. (Так спасали Волжский автозавод в Тольятти.) В результате только в Приморье сто тысяч человек осталось без работы. А теперь еще дальневосточникам запретили пересечение китайской границы на личных автомобилях. Удар по тысячам и тысячам «челноков» и по сопутствующей инфраструктуре торговли. Идея Дальневосточной Федерации на устах у многих.

Сибирь и Урал давно говорят: «Нас грабят!» К примеру, челябинские крупные заводы почему-то зарегистрированы в Москве. (Здесь надо отметить, что в регионах понятия «федеральное правительство» и «Москва» — тождественны, там говорят: «Москва нас грабит!») Вполне официальные лица в регионах поднимают на щит лозунг: «Где работаешь — там и платишь налоги». Не все налоги, но хотя бы часть. Так ведь выгребают подчистую даже то, что положено отдать по закону. Полтора года назад Астрахань бурно обсуждала пост блогера Александра Алымова: «Нас хотят кинуть на 5 миллиардов рублей!» О том, что «Газпром» путем сложных комбинаций забирает то, что обязан оставить в области. В интернете не стеснялись в выражениях, там не накинешь платок на роток. Но ведь к блогеру присоединился и председатель правительства Астраханской области Константин Маркелов: «Ожидаемые налоги от Газпрома не получат Астраханская, Ростовская, Нижегородская, Волгоградская области... Вот такие у нас «братские» отношения с федеральным центром!»

 

Добавим: сейчас российская экономика — лишь выкачивание всего, что можно, из недр и производственных мощностей бывшего СССР. Устарелых уже 40 лет назад. Мы застряли в так называемом Четвертом технологическом укладе — на основе углеводородов, газа, нефти и нефтепродуктов (но при этом одной ногой стоим еще в Третьем, индустриальном.). Плодами Пятого уклада (микроэлектроника, информатика, биотехнологии, генная инженерия) опосредованно пользуемся, но прямого отношения к ним не имеем.

«По расчетам ученых, уже в 2014-2018 годах в развитых странах наступит Шестой технологический уклад, — говорит математик, координатор проекта «Системный анализ и математическое моделирование мировой динамики» Георгий Малинецкий. — Это мир биотехники, нанотехнологии, роботехники... Это возможность открыть двери в сказку... Одна японская корпорация «Панасоник» регистрирует патентов на различные изобретения и новые технологии в 4 раза больше, чем вся Россия... В нашем институте был сделан геополитический прогноз на 2030 год. Если дела будут идти так, как идут, то вполне вероятен распад страны на зоны влияния».

А еще он говорил об уровне управления. Сегодняшнего.

«Однажды я поинтересовался у своего американского коллеги, что его больше всего удивляет в России. Он ответил: «Если бы такое управление было в любой другой стране мира, ее бы уже не существовало. А вы-то еще есть. И это самое удивительное».

Еще раньше, независимо от ученых, примерно к тем же выводам пришел и премьер-министр Дмитрий Медведев. Пять лет назад, побывав на Камчатке, он не сдержал чувств: «Ситуация на Дальнем Востоке тяжелейшая... С одной стороны, красота, с другой стороны — убожество... Даже незыблемые с точки зрения обычного человека вещи иногда заканчиваются крайне драматичным образом. Я сейчас ни на что не намекаю, хотя развал СССР — наиболее показательный пример... Если мы не активизируем здесь работу, то в конечном счете просто можем все потерять!»

А Камчатка — богатейший край... Доведенный до разора.

Но все же угроза распада России сильно преувеличена. Есть в российском народе черта, имеющая глубокие исторические корни — называется патернализм. Упование на отца-начальника, на власть. В данном случае она спасительна. Как показывает действительность, мы не столько рвемся к демократии и самостоятельности, сколько хотим умного, честного и справедливого руководства. Самое же главное — в менталитете. Ощущение российской общности в нас очень сильно, независимо от места проживания. И любые разговоры о разделе страны у абсолютного большинства вызывают протест. Только нельзя бесконечно испытывать эти чувства. В конце концов, это действительно может стать опасным.

А если законопроект примут, то сколько же людей придется посадить за колючую проволоку? Мест ведь не хватит, штатов надзирателей и охраны... Впрочем, с этим у нас проблем никогда не было, справимся общими усилиями... То есть опять мы переходим от серьезного информационно-аналитического разговора к сарказму, насмешкам над идиотизмом, к фарсу. Разумеется, к зловещему фарсу. Как повелось в России испокон веков. И к чему нас успешно пытаются вернуть.

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки