Война глазами противника

Опубликовано: 1 ноября 2013 г.
Рубрики:

Bundesarchiv_Bild_101I-139-1112-17,_Heinz_Guderian July 1941.jpg

Гейнц Гудериан на восточном фронте. Июль, 1941 г.
Гейнц Гудериан на восточном фронте. Июль, 1941 г.
Гейнц Гудериан на восточном фронте. Июль, 1941 г.
Гейнц Гудериан на восточном фронте. Июль, 1941 г.
Речь в данной статье пойдет о крупном военачальнике Второй мировой войны, военном теоретике, родоначальнике танкостроения в Германии, которого там звали Schneller Heinz — «быстроходный Гейнц» или Heinz Brausewind «Гейнц-ураган». Его не раз упоминал в своих «Воспоминаниях» другой крупный военачальник Второй мировой — маршал Георгий Жуков. 

Потомок прусского дворянского рода, Гейнц Гудериан примкнул к гитлеровскому движению еще в 1934 году и долгое время считал Гитлера, главу государства, немцем достойным. Подтверждалось это многими победами Германии в Европе. Однако, против «операции Барбаросса» (нападение на СССР) Гудериан возражал: из истории он помнил поражения в России шведского короля Карла XII и французов в 1812 году, к тому же он считал, что Германия не может одновременно сражаться на двух фронтах, ведь на западе уже шла война с Англией! Но поддерживаемый генералитетом Гитлер в победе был уверен — и, надеясь на «молниеносную войну» (Blitzkrieg), в июне 1941 года Германия выступила.

 

Несогласный танкист

hitler-w.jpg

Гитлеровский генералитет
Гитлеровский генералитет (слева-направо): Алфред Йодль (начальник оперативного отдела Верховного главнокомандования, один из главных военных преступников Вермахта — по решению Нюрнбергского трибунала казнён через повешение 16 октября 1946 года), Гейнц Гудериан,  Вильгельм Кейтель (Начальник штаба Верховного главнокомандования вооружёнными силами, один из главных военных преступников — казнён через повешение 16 октября 1946 года), Адольф Гитлер и Карл-Отто Заур (министр военной промышленности).   Рюгенвальде  (Польша), 18-19 марта 1943 г.
Гитлеровский генералитет (слева-направо): Алфред Йодль (начальник оперативного отдела Верховного главнокомандования, один из главных военных преступников Вермахта — по решению Нюрнбергского трибунала казнён через повешение 16 октября 1946 года), Гейнц Гудериан, Вильгельм Кейтель (Начальник штаба Верховного главнокомандования вооружёнными силами, один из главных военных преступников — казнён через повешение 16 октября 1946 года), Адольф Гитлер и Карл-Отто Заур (министр военной промышленности). Рюгенвальде (Польша), 18-19 марта 1943 г.
Гитлеровский генералитет (слева-направо): Алфред Йодль (начальник оперативного отдела Верховного главнокомандования, один из главных военных преступников Вермахта — по решению Нюрнбергского трибунала казнён через повешение 16 октября 1946 года), Гейнц Гудериан, Вильгельм Кейтель (Начальник штаба Верховного главнокомандования вооружёнными силами, один из главных военных преступников — казнён через повешение 16 октября 1946 года), Адольф Гитлер и Карл-Отто Заур (министр военной промышленности). Рюгенвальде (Польша), 18-19 марта 1943 г.
Танковая армия Гудериана поначалу успешно продвигалась: в конце июня немцы взяли Минск, в сентябре — Киев, в октябре — Орел, Гудериану на фронт был доставлен новый орден («Дубовые листья» к Рыцарскому кресту), его танки неодолимо шли вперед. Правда, ноябрь принес неожиданность: свежие сибирские части врага — и раннюю зиму. Гудериан записывал в дневнике: «Леденящий холод, согреться негде, мало теплой одежды, и вообще со снабжением плохо. Как мы в таких условиях доберемся до весны?» Но передовые немецкие части находились уже в 30 км от Москвы, и Гудериан рассчитывал, что все силы будут направлены на захват столицы — идейного центра противника. Однако Гитлер, полагая, что с Москвой и так решено, ориентировался теперь на богатую Украину и кавказскую нефть — и перебросил основные войска на юг. Несогласный с таким поворотом, Гудериан был отправлен фюрером «в резерв»... Что ж, пожелав своим солдатам удачи, он лег в госпиталь (долечивать раненую ногу), а затем поселился в далеком от войны Баденвейлере.

Когда в 1943 году на восточном фронте создалось серьезное положение, Гитлер все же о Гудериане вспомнил — и назначил хоть несговорчивого, но опытного генерала «главным инспектором вооруженных сил». Ознакомившись с моральным и техническим состоянием армии, побывав на разных участках фронта, Гудериан взялся за работу. Он содействовал скорейшему выпуску новых танков «Пантера» и «Тигр» — пусть поборются они с советским Т-34! Он участвовал в подготовке военных операций, предложив, среди прочего, сконцентрировать танковые соединения и произвести удар в районе Киева. Но не все его предложения Гитлер принимал: например, когда Гудериан требовал усиления восточного фронта, Гитлера больше заботил предполагаемый десант союзников на западе. К тому же, после разгрома под Сталинградом фюрер менялся на глазах: повысились подозрительность и недовольство, он взялся часто понижать-перемещать командные кадры, восклицая при этом: «сражаться до полной победы!». У Гудериана уже мелькнула мысль о сепаратном «замирении» с Англией и США...

 

Начальник Генштаба

Летом 1944 года Гитлер назначил Гудериана начальником Генерального штаба. А положение на фронтах продолжало ухудшаться, и — в добавление ко всему — произошло хоть и неудачное, но покушение на Гитлера, организованное графом Штауфенбергом. Затем вспыхнуло восстание в Варшаве, и немцы подавили его с большой жестокостью (Гудериан, рыцарь по духу, эту жестокость осуждал, как осуждал концлагеря и безжалостные расправы с евреями).

А советские войска тем временем подошли к восточной границе Германии... Не видя выхода, покончил с собой начальник Гудериана, фельдмаршал фон Клюге, а Гитлер, в последней попытке, призвал к созданию «народных отрядов» из ветеранов-стариков и мальчиков-юнгштурмовцев...

Как спасти Германию, как выйти из этой войны — может, удастся договориться на западе? Гудериан обратился к Гиммлеру, но тот сказал: «думать о замирении рано» (и это в феврале 1945 года!). Гудериан встретился с Риббентропом, но тот был уверен, что «Гитлер, как всегда, найдет выход», — позже, правда, Риббентроп отправил своего человека в Стокгольм — договориться с англичанами, но не удалось. Тем временем Гитлер подготовил распоряжение: на оставляемой территории уничтожать электростанции, железнодорожные пути, систему водоснабжения, все — «чтобы не попало в руки врага!». Благоразумный Шпеер смог «разрушение всего» остановить.

 

Март 1945-го — в отставку

В марте американцы перешли Рейн, а советские взяли Бреслау (будущий Вроцлав) и атаковали Кюстрин. На очередном военном совете Гитлер, не желавший слушать возражений Гудериана, заявил, что «генерал-полковнику здоровье не позволяет исполнять военные обязанности», и отправил его лечиться, что, на практике, означало — в отставку. Передав генералу Кребсу дела, Гудериан, уже человек гражданский, добрался до Тироля и стал ждать. Там его и взяли американцы. Был суд, затем тюрьма, и он взялся писать — и так возникла книга «Танковый лидер», которую Гудериан заканчивал уже на свободе, в 1951 году.

 

Книга «Танковый лидер»

Уместилось в книге многое: и разбор военных операций, в которых он участвовал, и рассказ о Гитлере (с анализом, как и чем он увлек народ) и его соправителях (из них самым блестящим и преданным он считал Геббельса), и о последнем, обвальном для немцев годе войны. Кроме того, в его книге приводился подписанный Гитлером секретный приказ, датированный декабрем 1940 года (не знаю, приводился ли его текст в доступных нам послевоенных публикациях). В приказе указывались задачи, методы и сроки исполнения «операции Барбаросса» (захвата СССР, если кто это название не помнит), а также ее конкретные исполнители. А наш СССР еще полгода четко слал в Германию поезда с продовольствием и заказанными «редкими металлами»...

Книгу Гудериан заканчивал так: «15 лет я с гордостью носил военную форму Генерального штаба. Среди моих учителей и моих начальников было немало сильных характеров, к которым я питал уважение и чувствовал благодарность. Рассказ о причинах нашего поражения и о том, что я при этом испытывал, оказался очень трудным».

 

Несомненно, читателю — а особенно прошлому советскому гражданину — будет интересно прочесть об Отечественной войне «увиденной глазами противника», к тому же неординарного человека и талантливого военачальника.                       

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки