Фильм «Атака» и история лагеря беженцев Дженин

Опубликовано: 16 августа 2013 г.
Рубрики:

the atack w.jpg

Кадр из фильма «Атака»
Кадр из фильма «Атака». Photo © 2013 - Cohen Media Group
Кадр из фильма «Атака». Photo © 2013 - Cohen Media Group
Атака

The Attack

Режиссер и сценарист Зиад Дуэйри

Автор этого фильма — ливанец, который вырос в Бейруте и воспитывался в ненависти к Израилю. Потом он поехал в Америку и, по его словам, изменил свое отношение к евреям, посмотрев «Ночь и туман», документальный французский фильм Алена Ренэ про холокост. Затем он несколько лет проработал помощником оператора на телевидении, а также на трех фильмах Квентина Тарантино. В 1998 году он начал свою режиссерскую карьеру, поставив полу-автобиографический фильм «Западный Бейрут» о жизни подростков в Ливане в 1975 году во время гражданской войны. Фильм получил большое одобрение западной интеллигенции и премии в Каннах и Торонто.

В основу «Атаки» положен роман Ясмины Хадра. Это женское имя — псевдоним. Автор, алжирский военный, взял имя своей жены, чтобы избежать военной цензуры.

В фильме рассказана история Амина, арабского доктора, живущего в Израиле. Он такой замечательный врач, что ему присуждают высшую премию за достижения в медицине. Неизвестно почему, его любимая жена Сихам отказывается присутствовать на вручении премии, просто сказав — «Я не могу», и муж даже не просит объяснений, что показалось мне крайне неправдоподобным. Она действительно не могла, потому что в момент вручения, оказывается, надела на себя пояс шахидки и взорвала себя, погубив множество народа. Потрясенный и ничего не понимающий доктор начинает собственное расследование. Поехав в палестинский город Наблус на Западном Берегу к родственникам жены, он видит, что тут ее чтут как героиню, и весь базар увешан ее портретами. Постепенно доктору удается узнать, что Сахим вышла за него замуж, чтобы устроить из его квартиры явку для террористов. Наконец, один из ее подельников объясняет, что Сахим стала шахидкой, когда увидела последствия «Дженинской бойни». Что это была за бойня, нам не объясняют, но показывают груду бетонных обломков, на которых кто-то написал по-английски Ground Zero. То-есть, нам дают понять, что тут израильтяне сделали с арабами то же самое, что арабы сделали в Нью-Йорке 11 сентября. Чтобы мы прочнее это усвоили, режиссер демонстрирует эту надпись дважды. В конце доктор читает письмо жены, где она объясняет, почему отказывалась иметь детей: «дети должны иметь свою страну». В общем, погибшая Сахим изображена благородной и самоотверженной воительницей за правое дело.

Американская критика от фильма в восторге. На сайте «Гнилые помидоры» его хвалят 93 процента рецензентов (и 75 процентов зрителей). Мало кто озадачен. Правда, критик Майк Д’Анджело написал, что «фильм находится в опасной близости к оправданию терроризма» и даже называет его пропагандой, что по-американски означает ложь.

Меня очень заинтриговало, что это за дженинская бойня, которая подвигла героиню на самовзрывание.

Jenin-center-from-mosque w.jpg

Лагерь беженцев Дженин после операции израильских войск в апреле 2002 г.
Лагерь беженцев Дженин после операции израильских войск в апреле 2002 г.
Лагерь беженцев Дженин после операции израильских войск в апреле 2002 г.
И вот что выяснилось. Дженин — лагерь палестинских беженцев с населением 13 тысяч человек, возникший в 1953 году на Западном Берегу, на земле, которую ООН взяла в аренду у Иордании. Лагерь стал пусковой площадкой для террористических атак на Израиль. С 2000 по 2002 год оттуда было произведено больше всех нападений — 31, в которых погибло 124 израильтянина. У Израиля кончилось терпение, и 1 апреля 2002 года туда вошла его армия. Жителей лагеря израильтяне об этом предупредили, и 11 тысяч палестинцев его покинули, а 1200 осталось. Израильских солдат была тысяча. Перед ними шли бронированные бульдозеры. В лагере было обнаружено больше тысячи взрывных устройств-ловушек, размерами от бомб весом в центнер до бутылки. 50 домов были заминированы. Израильтяне нашли лаборатории, где делали взрывчатку, и цеха по сборке ракет «Кассам». Все они были уничтожены. Любопытная подробность — нашли также альбомы с фотографиями детей, которые были намечены к подготовке в шахиды. Палестинцы оказали сопротивление, что дало повод Ясиру Арафату сравнить их героизм со Сталинградом и назвать это событие Дженин-градом. Через две недели героизм иссяк, и 18 апреля Израиль отвел свои войска.

Палестинцы назвали это вторжение бойней и утверждали, что под обломками зданий лежат трупы тысяч дженинцев. Было учреждено пристальное расследование. Оно пришло к выводу, что погибло 52 палестинца (половина из которых террористы) и 23 израильских солдата. Слово «бойня», как бы ни настаивали на нем враги Израиля, было выведено из употребления.

Но ООН назначило комиссию, чтобы подготовить резолюцию, осуждающую Израиль за Дженин. Одним из ее членов был Корнелио Соммаруга, бывший президент международного Красного Креста. Википедия характеризует его как «выдающегося швейцарского гуманиста». Он известен своим ответом на вопрос американской представительницы Красного Креста, спросившей его в 1999 году: почему уже 50 лет как Израиль не принимают в эту организацию. Гуманист сказал: «Если мы примем Щит Давида, почему бы не принять и свастику?»

Комиссия с участием Саммаруги подготовила нужную резолюцию против Израиля. За нее проголосовали 74 члена ООН, против — 4, и 54 воздержались.

Конечно, в фильме Дуэйри ни единым звуком не отражена история с Дженином. Этот режиссер кажется мне сообразительным человеком, который кланяется в обе стороны. Западу он объясняет, какие весомые причины есть у террористов для убийств мирных израильских граждан. А в интервью телевидению Аль-Арабия он недавно сказал: «Изменить поведение израильского государства можно только изнутри. Надо работать с теми выдающимися людьми, у которых абсолютно правильное отношение к палестинцам. Мы должны им помогать, так как они пользуются влиянием в Израиле и могут изменить тамошние умонастроения». «Помогая» своим фильмом сторонникам палестинцев в Израиле, Дуэйри на сей раз слегка просчитался. Лига арабских стран запретила «Атаку» к показу в 22 мусульманских странах. Режиссер обиделся и объяснил, в чем тут дело. Он, мол, слишком положительно изобразил израильтян, недостаточно их «демонизировал». Это верно. Там ведь показано, что арабам в Израиле живется неплохо, и им даже могут присуждать высшие премии за медицину. Лига арабских стран такого безобразия на свои экраны допустить не может. Но я уверена, что режиссер найдет выход из положения и в своей следующей картине оправдается перед кем надо и как надо.

*

 


***** — замечательный фильм

**** — хороший фильм

*** — так себе

** — плохой фильм

 

*— кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки