Мечта Вагнера

Опубликовано: 1 сентября 2012 г.
Рубрики:

wagner w.jpg

Робер Лепаж придумал необычную декорацию
Робер Лепаж придумал необычную декорацию, состоящую из 24 гибко соединенных между собой огромных планок из алюминия и стекловолокна. В театре ее прозвали «Машиной». Это сооружение может волнообразно изгибаться, наклоняться в разных направлениях, изображать уходящую ввысь лестницу. «Машина» весила 45 тонн, и сцену «Метрополитен» пришлось укреплять бетоном, чтобы она выдержала эту тяжесть. На снимке: сцена из оперы «Золото Рейна». Photo: Ken Howard/Metropolitan Opera © 2010
Робер Лепаж придумал необычную декорацию, состоящую из 24 гибко соединенных между собой огромных планок из алюминия и стекловолокна. В театре ее прозвали «Машиной». Это сооружение может волнообразно изгибаться, наклоняться в разных направлениях, изображать уходящую ввысь лестницу. «Машина» весила 45 тонн, и сцену «Метрополитен» пришлось укреплять бетоном, чтобы она выдержала эту тяжесть. На снимке: сцена из оперы «Золото Рейна». Photo: Ken Howard/Metropolitan Opera © 2010
Мечта Вагнера

Wagner’s Dream

Режиссер Сьюзен Фремке

В 1876 году на сцене впервые был представлен 16-часовой цикл «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера — четыре оперы про создание и гибель мира, основанные на древнегерманской мифологии. Вагнера угнетало несовершенство театральной техники — ему нужно было, чтобы герои плавали под водой и летали по небу на крылатых лошадях, но театр того времени этого осуществить не мог.

Прославленный нью-йоркский театр «Метрополитен Опера» в последний раз ставил «Кольцо» 20 лет назад. Недавно он снова возвратился к этому циклу и пригласил для постановки знаменитого, увенчанного многими наградами канадского режиссера и драматурга Робера Лепажа. В 2008 году Лепаж уже ставил в «Метрополитен» «Проклятие Фауста» Берлиоза.

У Лепажа в Квебеке есть своя компания, которую он шутливо назвал Ex Machina. Это часть латинского выражения Deus ex Machina (Бог из машины), им в театре обозначают чудесное вмешательство сверхъестественных сил, разрешающее к финалу все драматические проблемы.

Лепаж побывал в Исландии. Ее своеобразные пейзажи, знакомство с рукописями Эдд, древних исландских саг, стали для него источником вдохновения при работе над Вагнером. Он придумал необычную декорацию, состоящую из 24 гибко соединенных между собой огромных планок из алюминия и стекловолокна. В театре ее прозвали «Машиной». Это сооружение может волнообразно изгибаться, наклоняться в разных направлениях, изображать уходящую ввысь лестницу. «Машина» весила 45 тонн, и сцену «Метрополитен» пришлось укреплять бетоном, чтобы она выдержала эту тяжесть.

Премьеры «Золота Рейна» и «Валькирий» состоялись в сезон 2010/2011 года, «Зигфрида» в 2011 и «Гибели богов» — в январе 2012 года.

Фильм Сьюзен Фремке, которая работала над ним пять лет, прослеживает напряженный, скрытый от глаз зрителя труд «Метрополитен» над вагнеровским циклом. В нем много интервью с создателями спектакля и со зрителями, раскрыта закулисная жизнь театра. В кинотеатре, где я смотрела фильм, его принимали очень хорошо. На сайте «Гнилые помидоры» 93 процента критиков и 80 процентов зрителей выразили ему свое одобрение. Мне фильм нравится, потому что я вообще люблю истории про то, «Как это делается» (так называются замечательные, смешные рассказы Карела Чапека про внутреннюю жизнь театра и кино).

****

 


***** — замечательный фильм

**** — хороший фильм

*** — так себе

** — плохой фильм

*— кошмарный