По следам приговора миллиардеру Стэнфорду

Опубликовано: 1 июля 2012 г.
Рубрики:

Stanford Allen w.jpg

Аллен Стэнфорд перед началом судебного заседания.
Аллен Стэнфорд перед началом судебного заседания. Стэнфорд признан виновным в создании финансовой пирамиды, ущерб от которой оценивается в 7 миллиардов долларов. Приговорен к 110 годам тюрьмы. Photo Courtesy:  International Business Times TV
Аллен Стэнфорд перед началом судебного заседания. Стэнфорд признан виновным в создании финансовой пирамиды, ущерб от которой оценивается в 7 миллиардов долларов. Приговорен к 110 годам тюрьмы. Photo Courtesy: International Business Times TV
В Техасе был оглашён приговор американскому банкиру Аллену Стэнфорду, признанному виновным в создании финансовой пирамиды, ущерб от которой оценивается в 7 миллиардов долларов.

Федеральная прокуратура США требовала приговорить Стэнфорда к максимальному сроку заключения, который в совокупности мог составить 230 лет тюрьмы. Это было бы на 80 лет больше, чем получил Бернард Мэдофф в 2009 году. Однако суд приговорил Стэнфорда «всего» к 110 годам тюрьмы, что на 40 лет меньше, чем получил Мэдофф. Прокурор назвал Стэнфорда одним из самых жадных, эгоистичных и бессовестных преступников. Адвокаты финансиста просили суд ограничить наказание тюремным сроком от 31 до 44 месяцев, то есть тем 3-летним сроком, который Стэнфорд уже отбыл в предварительном заключении. На суде Стэнфорд не признал себя виновным и заявил, что никого не обманывал и никакой пирамиды не создавал. Хотя банковские счета Стэнфорда, разбросанные по всему миру, арестованы, пострадавшим вкладчикам, если и вернут какую-то часть денег, это будет не раньше, чем через несколько лет.

Как удалось Аллену Стэнфорду более двух десятков лет обманывать инвесторов и контролирующие организации, в частности Комиссию по ценным бумагам и биржам, создав свой «Стэнфорд Интернэйшнл Бэнк Лимитед», базировавшийся на острове Антигуа в Карибском море?

Вот что думает об этом директор исследовательских программ в институте Independence, в Голдене, штат Колорадо, Дэвид Копел:

— Я думаю, ответ в том, что финансовые операции Стэнфорд проводил через карибское островное государство Антигуа. Юридически власти этого государства должны были контролировать деятельность банка Стэнфорда. Как показало расследование, Стенфорд подкупал чиновников и политиков Антигуа, призванных регулировать финансовые операции на острове. По американскому закону о ценных бумагах, финансовая компания, проводящая свои операции на территории США и предлагающая услуги американским инвесторам, обязана отчитываться перед федеральной Комиссией США по ценным бумагам и биржам. Как признал один из сообщников Стэнфорда, Комиссию умышленно вводили в заблуждение, предоставляя ей фальшивые отчёты. Так что быстро разобраться во всём этом было не так просто. Одна из опасностей инвестирования в оффшорные инвестиционные фирмы как раз в том и заключается, что владельцам фирм и банков гораздо легче подкупать правительства и надзирающие институты в маленьких островных государствах.

— Можно ли как-то предотвратить или хотя бы ограничить возможности финансового мошенничества?

— Самый лучший способ ограничения — осторожность самих инвесторов, самих вкладчиков. Особенно, когда дела касается оффшора. Если вы передаёте свои деньги фирме, базирующейся на Антигуа, вы естественно рассчитываете на защиту правительства этой страны, а не защиту той страны, в которой вы живёте и из которой отправляете свои деньги. Открывая счёт за границей, в оффшорном раю, вы верите в способность правительства островного государства выполнять свои обязанности должным образом.

— Если вспомнить других крупных мошенников, например Бернарда Мэдоффа, можно ли сказать, что существует чисто американское финансовое мошенничество, которому нет аналогов в других странах?

— Я полагаю, мошенничество — универсальная проблема, связанная не столько с национальным характером или государственным устройством, сколько с человеческой психологией. Различия лишь в деталях национальной традиции и культуры. Воровство — проблема, существующая столько, сколько существует человечество.

— Это очевидно, однако суммы, украденные в Америке, не имеют аналогов: 50 миллиардов долларов, повисших на Мэдоффе, 7 миллиардов — на Стэнфорде!..

— Думаю, здесь две причины. Первая: в Америке просто больше денег, и поэтому больше может быть украдено. Вторая: наверное, можно сказать, что американцы более доверчивы, чем люди в других странах. Там чужак должен завоевать доверие. Американский подход иной: американцы сначала верят, а перестают верить только тогда, когда их уже обманули. Поэтому американцы легче становятся жертвами мошенников.

— А ведь ещё Рональд Рейган предупреждал американцев: «Доверяй, но проверяй...»

— Очень плохо, что жертвы Стэнфорда не следовали этому совету. Но если бы даже они захотели проверить, они бы получили копии тех самых фальшивых отчётов, которые Стэнфорд предоставлял Комиссии США по ценным бумагам и биржам и правительству Антигуа. Инвесторы не смогли бы выяснить, что правительственные чиновники Антигуа были подкуплены и что все отчёты фальшивые. Ещё одно отрицательное качество американцев, помимо излишней доверчивости, вера в то, что каждый человек может быстро разбогатеть. Доверчивость, даже наивность, в сочетании с мечтой о богатстве — та самая комбинация, благодаря которой такие хищники, как Стэнфорд, могут обкрадывать людей.

 

Поначалу, когда Стэнфорд обещал вкладчикам высокий процент на их долгосрочный вклад (CD — Certificate of Deposit), многие радовались. А вкладчики-евреи по еврейской традиции желали Стэнфорду: «До ста двадцати!» Их желание исполнилось: он получил сто десять!

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки