В завершившейся войне в Персидском заливе в центре внимания находились две фигуры: президент США Джордж Буш и бывший президент Ирака Саддам Хусейн. После окончания войны интерес к обеим фигурам еще больше возрос.
Лори Милрой — автор недавней книги «Война против Америки» c подзаголовком «Саддам Хусейн и Всемирный Торговый Центр: исследование реванша», в прошлом была в числе советников президента по ближневосточным проблемам. Среди её книг есть и бестселлер «Саддам Хусейн и кризис в Персидском заливе» с предисловием бывшего директора ЦРУ Джеймса Вулси и положительным отзывом Пола Волфовица, ныне заместителя министра обороны США.
Сразу после начала новой войны в Персидском заливе наш корреспондент попросил Лори Милрой ответить на наши вопросы о Саддаме Хусейне.
— Как обстоятельства детства, отношения в семье повлияли на характер Саддама Хусейна?
— Сейчас детали детства Саддама Хусейна хорошо известны. Можно сказать, над ним в детстве просто издевались. Он рос без отца. Кто его отец — не известно. Отчим избивал его, и уже в раннем возрасте у Саддама развились патологии. Он, например, получал удовольствие от истязания животных, а позднее — от пыток людей. Единственный человек, к которому он испытывал уважение, был его дядя, арабский националист. Саддаму нельзя отказать в определённом уме и хитрости, иначе как объяснить, что он удерживает власть в Ираке так долго.
— Есть ли у него ещё какие-нибудь психические особенности? Например, мания преследования наряду с манией величия?
— У него невероятная мания величия. То он представляет себя правителем Вавилона — царём Навуходоносором, разрушившим Иерусалимский храм, то исламским пророком, посланником Всевышнего, то арабским героем Саладином, изгнавшим крестоносцев из Иерусалима в 1187 году. Вместе с манией величия у него явная мания преследования: подаваемую ему еду пробуют сначала другие люди, восемь двойников заменяют его на общественных мероприятиях и на встречах с представителями других стран, он постоянно меняет места своего ночлега. Он — нарцисс: обожает себя, чернит седые волосы. Его представление о собственной роли в истории и в мире настолько преувеличено, что жизнь любого человека ничего не стоит по сравнению с ним и его славой.
— Кто его герой, пример для подражания?
— Саддам Хусейн уже много лет подражает Сталину. И то, как он пришёл к власти через кровавые убийства своих соперников, и то, как расправлялся с противниками внутри режима, и то, как управлял почти 25 лет Ираком, и то, как был одержим идеей глобального доминирования с помощью атомного, химического и бактериологического оружия (ещё в 1975 году он договорился с Шираком, тогда премьером Франции, о продаже Ираку ядерного реактора), и стремление расширить страну за счёт соседних государств, и репрессии против этнических и религиозных меньшинств в своей стране, и установление собственного культа, превращение своего дня рождения в общенациональный праздник, и расистская идеология своего превосходства, и нежелание выезжать из страны, и уверенность, что всех перехитрит — всё это действительно очень напоминает Сталина.
— Есть ли у него любимые книги, кинофильмы?..
— Кино — это «Крёстный отец». Он любит драмы с интригами и убийствами. Заказывает гигантские мозаики, гигантские дворцы и гигантские скульптуры самого себя. Из книг предпочитает истории о Сталине, и того же «Крёстного отца», который был экранизирован.
— Какова его мотивация в принятии решений?
— Он жаждет славы. Готов удерживать власть любой ценой. И затем передать власть наследникам. Он видит себя не только иракским, но всеарабским, всемусульманским и даже общемировым лидером. Эта цель мешает ему видеть реальность и трезво оценивать ситуацию. Чем большему давлению он подвергается, тем больше его паранойя, тем решительнее он готов сопротивляться и контратаковать любыми средствами. Он думает, что сможет восстановить величие Ирака до уровня Вавилона после тысячелетнего упадка.
* * *
Лос-Анжелесский психоналитик, доктор психологии Роберт Баттерворт — частый гость на всех крупнейших американских телестанциях от ABC и CBS до CNN.
— Какой отпечаток на характер Джорджа Буша наложила его семья?
— Мы знаем, что любая индивидуальность развивается под влиянием комбинации врождённых качеств и приобретённых, когда особую роль играет окружение, семья. На нынешнего президента США наибольшее влияние оказала мать — Барбара Буш, преданная семье, открытая, прямая, не любящая компромиссов. Джордж Буш-старший, отец нынешнего президента, гораздо легче идёт на компромиссы, в политике умел быть гибким. Буш-младший унаследовал характер матери. Если он принял решение, он следует плану по кратчайшей прямой — от пункта А к пункту Б.
— Находите ли вы как психоаналитик в Джордже Буше присущую довольно многим лидерам одержимость идеей, манию величия или преследования, мстительность?..
— Я ничего такого не вижу в нём. Люди с параноидальной подозрительностью и мстительностью, как правило, либо наследуют эти качества и рождаются с психическими отклонениями, либо приобретают в результате трудного детства, издевательств, психологической травмы, лишений. В семье президента Буша ничего подобного не было. В отличие от Саддама Хусейна, в детстве которого было мало хорошего. Так что мы говорим от двух лидерах, которые находятся на двух противоположных концах спектра.
— Кто, по-вашему, является примером для президента Буша: историческая личность, герой книги или кинофильма?
— Знаете, президент Буш не слишком знаком с современной культурой. В молодости он, пожалуй, не имел ясной цели в жизни. Был период, когда он пил, когда не был слишком верен своим привязанностям. Но потом произошло какое-то перерождение. Не скажу, что он стал новообращённым христианином, но он изменился. Этот процесс, с одной стороны, позволяет ему понимать других людей, испытывающих боль, пытающихся решить свои проблемы, но, с другой, он верит в то, что человек может сам справится с бедой.
— Властолюбив ли он?
— Я бы не сказал, что он властолюбив, но у него есть свои представления о том, каким должен быть мир, и он хочет, чтобы мир соответствовал его представлениям. У него нет середины в понимании того, что правильно, а что неправильно, справедливо и не справедливо.
— Какова его мотивация в принятии решений?
— Удивлено, многие думали раньше, что он, не являясь интеллектуалом в европейском понимании, — не в состоянии глубоко анализировать проблему, и потому будет рубить с плеча, как техасский ковбой. Но оказалось, что Буш достаточно умён, чтобы подобрать сильную команду, опытную и во внутренних, и в международных делах. Среди них есть и интеллектуалы из среды университетских профессоров с глубокой теоретической подготовкой. Да, возможно, Джордж Буш не столь разносторонне образован, как некоторые другие президенты, но он достаточно умён, чтобы окружить себя людьми, более знающими, чем он сам.
— Некоторые биографы пишут, что у Саддама Хусейна «деревенская» ментальность, а у Джорджа Буша — ментальность техасского ковбоя. Что это значит?
— Надо понимать, что ментальность человека связана с окружающей его общественной средой, с людьми рядом. Президент Буш, как любой человек, не изолирован от общества, в котором одни относятся к нему положительно, другие отрицательно. Те, кто недоволен Бушем, могут говорить об этом в американских газетах, могут устраивать демонстрации на улицах американских городов. Если Саддам Хусейн узнаёт, что кто-то высказывает недовольство, этот человек исчезает. И видели ли вы на улицах Багдада демонстрацию против политики Саддама Хусейна? Так что ковбоем можно назвать не Буша, а Саддама Хусейна, который убивает людей, которые с ним не согласны.
— Как президент Буш реагирует на нелояльность, на предательство? Прощает или нет? Наказывает ли?
— Как мы видим, в его окружении верность вознаграждается. Взгляните, как много из тех, кто служил верой и правдой его отцу — президенту Бушу-старшему — служат теперь в администрации Буша-младшего. Верность — это высший критерий для нынешнего президента США. Его окружают сегодня те, кто с ним много лет, и кто был ещё с его отцом.
— Пытается ли Буш понять своего противника?
— Нет. Думаю, он даже не пытается понять противника. Он считает Саддама Хусейна исчадием зла, которое надо искоренить. Он делит мир на чёрное и белое, без особых полутонов. От поставленной цели не отходит и нужно только время достижения этой цели.
— Как он ведёт себя в экстремальной ситуации?
— Этого мы не видим. Реакция президента США спрятана за спинами его советников, членов его администрации. Мы не являемся свидетелями его первой реакции, которая просеивается через проверки и становится сбалансированной. И если нам кажется, что президент слишком эмоционален, это уже результат того, что было обсуждено с советниками, продумано. И это хорошо в нашей системе. Это означает, что у нас никто не может управлять страной авторитарно, руководствуясь собственными инстинктами и первой реакцией.
* * *
А вот как оxарактеризовал Джорджа Буша вашингтонский эксперт, сотрудник исследовательского Фонда Херитедж Нил Гардинер.
— Он, с одной стороны, по следам отца поступил в Йельский университет. Но, с другой, он вряд ли с юных лет стремился достигнуть государственных высот. У него не было политических амбиций очень долго. Только лет в 35 или даже позднее он пришёл к мысли о собственном предназначении, о службе стране на выборной должности, что было в традиции нескольких поколений его предков. Он понял, что должен продолжить эту традицию. Я считаю, что Буш продемонстрировал великолепные лидерские качества после 11 сентября. И последние события, связанные с войной в Ираке доказали, что Джордж Буш — нужный руководитель в нужное время.
— Искушён ли он в политических интригах?
— Нет, он не профессиональный политик. Он пришёл в политику из мира бизнеса. После Йельского университета он окончил высшую школу бизнеса в Гарварде. Он вырос и сформировался не на Капитолийском Холме, и не очень знаком с тонкостями хитросплетений в Конгрессе. Основной политический опыт он приобрёл на посту губернатора Техаса. Он далёк от макиавеллизма. Это тип политика, контрастирующего, я бы сказал, с Биллом Клинтоном и его женой Хиллари Клинтон.
— Ценит ли он лояльность?
— Да, абсолютно. Буш ценит преданность, верность слову не только внутри своего кабинета министров, но и в отношениях с лидерами других государств. Буш придаёт огромное значение особым американо-английским отношениям. Важность этого понимает и Тони Блейр. Думаю, США и Великобритания останутся верными союзниками до конца нового века.
— А как Буш реагирует на нарушение данного слова?
— Возьмём, к примеру, Францию. Думаю, Франция будет полностью отстранена от участия в строительстве нового послевоенного Ирака. Американо-французские отношения будут и далее ухудшаться. Нечто подобное ожидает и Германию. У России есть шансы исправить положение, но для этого российскому правительству придётся много потрудиться. Франко-американским и германо-американским отношениям нанесён очень серьёзный ущерб. Нынешняя администрация США способна вести долгие переговоры, идти на какие-то уступки, но какие-то вещи не прощает. Особенно предательство, которое совершила Франция по отношению к США в Совете Безопасности ООН.
— Кто является примером для президента Буша?
— В первую очередь Рональд Рейган. Отец Буша Джордж Буш-старший, конечно, тоже служит в чём-то образцом для сына. Но Президент-сын в ряде областей превзошёл президента-отца. К тому же сын в своей политической жизни держится от отца в отдалении, не желая сравнений и параллелей. Для Буша-младшего высоким авторитетом является также Маргарет Тэтчер. Но Рейган остаётся для него наиболее влиятельной исторической личностью.
— Какова мотивация в действиях Буша?
— Джордж Буш руководствуется глубокой любовью к своей стране, преданностью концепции свободы. Он верит, что США играют чрезвычайно важную роль в истории, делая мир более безопасным и более свободным. Думаю, он будет ещё больше укреплять мощь своей страны после победы над Ираком и будет продолжать преследовать те режимы, которые поддерживают терроризм и производят оружие массового уничтожения. Он ясно дал понять в одном из недавних обращений к американскому народу. Он сказал, что эра мирного сосуществования с диктаторами окончена. ХХI век станет веком, когда свободный мир во главе с ведущими демократическими странами, включая США и Великобританию примут суровые и действенные меры против тех правительств, которые подвергают жесточайшим репрессиям собственное население.
— Саддам Хуссейн видит себя в истории мира и своей страны в качестве победителя США. Каким хотел бы войти в историю президент Буш?
— Важно понимать отличие президента Буша от президента Хусейна. Саддам Хусейн живёт в созданном его собственным воображением мире. Там он видит себя мировым лидером. В реальности — дни Саддама сочтены. Президент Буш — реально самый могущественный лидер в мире. Но сам он вряд ли будет думать о себе, как о великом покорителе Ирака, когда война будет окончена. Другое дело, что победа в этой войне укрепит политические позиции Буша. В истории, думаю, он видит себя в качестве освободителя народов от жестоких диктаторов.
— Есть ли основания у тех, кто видит у Буша ментальность техасского ковбоя?
— Это явное упрощение. Например, президент Буш вместе с премьер-министром Великобритании Блейром долго работал над тем, чтобы создать антииракскую коалицию. Он много времени и сил потратил на то, чтобы убедить Совет Безопасности в необходимости как можно быстрее разоружить Ирак. Думаю, если бы не Франция, Буш одержал бы победу и в Совете Безопасности. Факт, что сейчас более 50 государств поддерживают позицию США в отношении Ирака и необходимости смены там режима. США действуют не в одиночку. А Франция и Германия представляют теперь меньшинство в Европе. Большинство европейских стран приняли сторону США и Великобритании. Так что, я бы сказал, Жак Ширак больше действует ковбойскими методами, чем Джордж Буш.
— Каким вам видится Буш в экстремальной ситуации?
— Он мне кажется очень спокойным лидером, который тщательно обдумывает любое важное решение. Он осторожно взвешивал, какие ответные действия принять против террористической организации Аль-Каида. И только после этого направил войска в Афганистан. Он долго и тщательно оценивал, как вести себя в отношении Ирака. Думаю, он очень осторожен и в подходе к решению проблемы Северной Кореи и других опасных режимов. Он принимает решения не под влиянием импульсов. Да и сама наша система контроля над президентом не позволяет этого. Буш тщательно взвешивает все за и против, прежде чем приступить к действиям.
Добавить комментарий