БОДРОЕ УТРО
Morning Glory
Во многих кинотеатрах
Режиссер Роджер Мичелл
Многие зрители, я в том числе, любят смотреть фильмы про закулисные дела шоу-бизнеса. В этой комедии речь идет о телевидении.
Такие сюжеты в советском кино назывались производственными. На отстающее предприятие приходит новый начальник. Сплачивает вокруг себя коллектив, заражает его энтузиазмом, вводит новые методы работы и перевоспитывает старого зазнавшегося специалиста.
Все это здесь есть. Заведовать прозябающей программой новостей назначают молодую энергичную девушку Бекки (Рэйчел Макадамс). Она проявляет фантастические способности — может ответить одновременно на сорок вопросов сотрудников и сразу решает все текущие проблемы. Самой трудной проблемой оказывается знаменитый пожилой комментатор Помрой, уволенный с прежней работы и попавший в команду Бекки. Он телевизионная легенда и много о себе понимает ("Я вытаскивал Колина Пауэлла из горящего джипа, я клал мокрое полотенце на лоб матери Терезы во время холерной эпидемии"). Играет его звезда Гаррисон Форд. Помрой желает комментировать только очень серьезные темы. Но Бекки, при всем уважении к ветерану, поворачивает программу по-своему. Ближе к народу! Проще! Развлекательнее! Иначе не выживешь.
"Напарница" Помроя, комментаторша Коллин, вынуждена подчиниться новым популистским веяниям. Этой язвительной даме в годах (ее играет Дайан Китон, былая звезда фильмов Вуди Аллена) приходится теперь на экране бороться с японскими чемпионами сумо, целовать лягушек и прочее. Предсказателя погоды сбрасывают на парашюте с самолета. Словом, жить на программе становится веселее. Рейтинг, конечно, растет.
Сварливый Помрой упирается и лягушек не целует. Но однажды ему выпадает счастливый шанс — он узнает, что крупного политика собираются арестовать за жульничество, вовремя оказывается на месте и снимает момент ареста. После этого сенсационного успеха он перековывается, забывает про серьезное, надевает передник и выступает с показом своих кулинарных способностей. Оживают в нем и другие способности. В последнем кадре демократизированный Помрой удаляется в свою гримерную с напарницей Коллин, игриво ухватив ее за заднюю часть.
Как написал Дэвид Денби в "Нью-Йоркере", мы думали, что этот фильм — сатира на глупость телевидения. А оказалось, что он эту глупость прославляет.
Прибегнув к длинным словам, можно сказать, что "Бодрое утро" — это восхваление антиинтеллектуализма.
У американцев есть выражение "жевать декорации" (chew the sets). Это значит — безбожно переигрывать. В "Бодром утре" все декорации изжеваны так, что живого места нет. Режиссер явно стоял над актерами с хлыстом и заставлял их играть в истерическом темпе (особенно это относится к бедной Мак-Адамс) и с тяжеловесным нажимом (Гаррисон Форд местами просто ужасен).
Но смотреть, конечно, можно. Там есть и кое-что смешное. И, например, Джефф Голдблюм в маленькой роли главного начальника телесети ухитряется быть забавным.
На "Гнилых помидорах" 54 процента положительных рецензий, но зрители более великодушны — 63 процента.
***
ПО ТУ СТОРОНУ
Hereafter
Во многих кинотеатрах
Режиссер Клинт Иствуд
Фильм снят по сценарию англичанина Питера Моргана ("Последний король Шотландии", "Королева", "Фрост/ Никсон"). Я его горячая поклонница и стараюсь не пропускать ни одной его работы. На картину Иствуда пошла с удивлением. Морган до сих пор всегда писал "докудрамы" про реальных людей и события, в мистике замечен не был. И вдруг я читаю в рекламе, что новый фильм — про контакты с загробным миром.
Его появление объясняют тем, что у Моргана при несчастном случае погиб близкий друг. Морган был так потрясен, что написал сценарий о надежде. Что не могут так безвозвратно уходить люди. Должны оставаться какие-то связи, какие-то способы общения.
Столы в фильме не вертятся. Но изредка встречаются люди, которые, просто взяв ваши руки в свои, могут увидеть ваших близких на том свете, услышать, что они говорят. Таким даром наделен рабочий Джордж из Сан-Франциско (Мэтт Деймон), и он им очень тяготится. Иствуд использовал симпатичную простонародную внешность Деймона. Странно и приятно было увидеть, как этот суперзвездный актер не летит, отстреливаясь, с десятого этажа, а играет простую и тихую человеческую роль. Причем очень хорошо.
Способность слышать мертвых появляется у тех, кто пережил клиническую смерть. У Джорджа это случилось после болезни. У другой героини, французской тележурналистки Мари, после того, как она попала в цунами.
С эпизода цунами начинается фильм, и режиссер поставил его блистательно. Ради него одного стоит смотреть картину. Просто дух захватывает. Это настоящее кино. Потом в сюжет вплетаются истории еще нескольких людей. Главная из них — про мальчика, у которого погиб любимый брат-близнец. С этим мальчиком в фильме есть еще одна, короткая, но удивительно поставленная сцена — когда он теряет шапку в метро.
Это не лучший сценарий Моргана, но, как всегда у него, интеллигентный, искренний, и смотреть все это интересно. А режиссура Иствуда превосходна.
Однако, я нахожусь в почти привычном меньшинстве. Рецензенты "Гнилых помидоров" дали фильму всего 48 процентов положительных отзывов, а зрители и того меньше — 47. Не стреляющий Мэтт Деймон никому не нужен.
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий