Назад в Россию?

Опубликовано: 1 декабря 2009 г.
Рубрики:
Российская делегация во время пресс-конференции в Нью-Йорке, посвященной программе переселения соотечественников из Америки в Россию. Крайний слева: Михаил Тюркин, первый заместитель директора Федеральной миграционной службы России. Photo by Edward Amchislavsky

Органы русскоязычных средств информации Нью-Йорка получили приглашение на пресс-конференцию, созванную приехавшей в Америку делегацией российских федеральных ведомств, которые занимаются вопросами миграции и связи с соотечественниками за рубежом. Пресс-конференция была посвящена Программе добровольного переселения соотечественников из Америки в Россию. Местом проведения пресс-конференции был выбран русский ресторан "Татьяна" в бруклинском районе Брайтон-Бич.

Гости из России сразу дали понять, что в рамках специальной, финансируемой правительством страны программы приглашают вернуться не всех, а особо ценных специалистов, учёных, людей редких специальностей, нужных российским предприятиям.

Судя по первым же вопросам, русскоязычных американцев насторожило подчёркивание слова "добровольное" переселение. А что, может быть и не добровольное, какое уже не раз бывало в истории СССР?

Первый заместитель директора Федеральной миграционной службы России Михаил Тюркин ответил:

— В моём понимании слово "добровольное" означает, что и для всех других: "добровольное". То есть основное, это то, что мы даём возможность помочь тем лицам, которые изъявили желание приехать на территорию России. Это компенсация за переезд, отправление багажа, это выплаты, если человек не устроился сразу на работу, выплата не только ему, но и членам семьи. Вот что такое добровольное переселение. Кто не обустроился, кто не смог, или кто хочет вернуться, пожалуйста, приезжайте, мы вам ещё поможем.

Тюркин рассказал, что делегация сначала побывала в Вашингтоне, где встречалась с представителями Госдепартамента, Министерства внутренней безопасности, Службы иммиграции и натурализации, а также с бывшими россиянами, живущими в Вашингтоне. Другими словами, работа сотрудников различных российских ведомств с бывшими соотечественниками, живущими в Америке, ведётся с ведома и согласия американских властей.

Обращаясь к собравшимся на пресс-конференции русскоязычным американцам Тюркин призвал к диалогу:

— Надо в жизни стараться из врагов делать друзей, чем из друзей делать врагов.

Несколько странная на взгляд русских американцев инициатива России вызвала ряд естественных житейских вопросов. Например, стоит ли человеку уезжать из сравнительно безопасной страны с более или менее обеспеченным будущим, если надо при этом отказаться от американского гражданства? Стоит ли везти из Америки в Россию сына-студента, которого могут призвать в армию, или везти престарелых родителей, если там нет, как в Соединённых Штатах, вэлфера, бесплатной медицины для пожилых и бесплатного питания для них? Стоит ли переезжать из Нью-Йорка в Москву, где квартиры стоят дороже, чем в Нью-Йорке?

На вопрос, как можно звать в Россию, если даже в Москве людей убивают и где опасно ходить по улицам, Михаил Тюркин ответил:

— Я в Москве не могу назвать района, в который не стоит выходить, допустим, вечером. Я просто не смогу назвать такие районы, их нет... Россия сегодня другая страна. Возможностей сегодня в России гораздо больше, чем в Америке. Если ты неудачник, несчастный, нет денег — то везде плохо. И в Нью-Йорке, и в Москве, и в Саратове, да и в Женеве тоже плохо. Сегодня в России можно очень хорошо заработать. У меня много друзей, или товарищей, скорее, которые покидали страну с хорошим образованием — академики, доктора наук, которые сегодня возвращаются из разных стран: Америки, Израиля, Европы...

...Но когда попросили назвать цифры, выяснилось, что из общего числа 16 тысяч переселенцев более 90 процентов переехали из стран СНГ. А из Нью-Йорка, где более миллиона русскоязычных жителей, переехало... 5 человек. Почему? На этот вопрос ответили сами русскоязычные ньюйоркцы:

— Желания вернуться в Россию у меня не возникло. И у меня всё ещё есть недоверие, так как доводы, которые приводились на встрече, не совсем убедительны. И мне кажется, что эта программа не совсем соответствует реальности, не имеет смысла, в принципе, потому что она не может изменить жизнь людей, которые здесь уже обосновались, к лучшему в России. Пусть сперва обеспечат работой специалистов, живущих в России, пусть сделают так, чтобы самим россиянам не хотелось бежать из своей страны, а уж потом приглашают эмигрантов вернуться.

— Я был в России полтора года назад. После 15-летней разлуки, так сказать. И когда я туда ехал, то думал, будет какая-то ностальгия: Москва, родные улицы... Но никакой ностальгии не испытал. Москва внешне очень понравилась, но жутко не понравились милиционеры. Жутко не понравились. Когда ты с ними встречаешься, они на тебя смотрят — ты им враг. И когда я вернулся в Нью-Йорк, я абсолютно чётко вернулся домой.

— Обнять нью-йоркских полицейских не захотелось?

— Не захотелось, но нью-йоркские полицейские абсолютно свои. Они дружелюбны, они нормальные люди.

За этими словами не только эмоции. По признанию самой Федеральной миграционной службы России, "около 50 тысяч соотечественников, заявивших о желании участвовать в программе, изучив условия переселения, отказались от него". Или вот ещё цитата: "Из 137 переселенцев, прибывших в 2009 году в Калининград, был трудоустроен лишь один".

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки