Президент Обама: во внешнем мире и внутри США

Опубликовано: 1 августа 2009 г.
Рубрики:

Образ Америки в мире улучшился с тех пор, как президентом был избран Барак Обама. Об этом говорят результаты опроса, проведённого сотрудниками центра "Пью" в 24-х государствах.

Сам президент США, как выяснилось, больше популярен за границей, чем у себя в стране. Если в Америке Обама как международный лидер пользуется доверием 74 процентов опрошенных (что, кстати, в два раза больше, чем Буш в последние месяцы правления), то, например, в Кении — 94 процента населения считают Обаму мировым лидером. Высокую оценку президенту США дают также жители Германии — 93 процента, Франции — 91 процент, Канады и Нигерии — по 88 процентов, Англии — 86. Даже в мусульманских странах отношение к Америке улучшилось. Например, в Индонезии 73 процента опрошенных заявили, что избрание Обамы на пост президента намного повысило их мнение об Америке.

Анализирует результаты опроса научный сотрудник исследовательского центра "Пью" Ричард Уайк:

— Мы действительно видим большие изменения в разных странах по отношению к США за последние месяцы. Люди за рубежом с надеждой стали смотреть на Америку с появлением Обамы в Белом Доме. Они верят, что нынешний американский президент будет проводить более сбалансированную внешнюю политику, будет избегать конфронтаций. Этим объясняется то, почему большинство из опрошенных чувствуют себя более комфортно с президентом Обамой, чем с президентом Бушем. Именно в сравнении с Бушем Обама сильно выигрывает в глазах большинства иностранцев. С Обамой опрошенные связывают надежды на решение таких вопросов как борьба с потеплением климата, как уважение к мнению других стран, как вывод американских войск из Ирака к концу 2011 года, закрытие тюрьмы в Гуантанамо... Единственное, что пока воспринимают в других странах отрицательно, это решение Обамы направить дополнительные войска в Афганистан.

— Изменилось ли отношение россиян к Америке?

— Мы провели опрос в России и увидели, что там не произошло больших перемен в отношении к Америке. Год назад, при Буше, благоприятно воспринимали Америку 46 процентов россиян. При Обаме цифра чуть ниже — 44 процентa. Статистически 2 процента не являются показателем изменений. В то же время отношение россиян лично к президенту Обаме лучше, чем к президенту Бушу: 36 процентов положительно воспринимают Барака Обаму, Буша в прошлом году воспринимали положительно только 22 процентa россиян.

Опрос был проведён среди 26 тысяч человек в разных странах. Израиль — единственная страна, где Бушу давали чуть более высокую оценку, чем дают сейчас Обаме. Антиамериканские настроения ныне сильны только в Палестинской автономии, в Пакистане и Турции. Самый высокий рейтинг Америки у жителей Западной Европы.

Если рейтинг Обамы за рубежом остается высоким, то внутри США он продолжает снижаться.

Как говорят данные опроса, проведенного социологами из института Гэллапа, за первые 6 месяцев правления популярность Барака Обамы снизилась до 55 процентов. Но это вовсе не означает, что снижаются его шансы на избрание на второй срок. Рейтинги Джимми Картера и Джорджа Буша-старшего после первых шести месяцев были довольно высокими, выше 60 процентов, однако на второй срок оба не были переизбраны. А рейтинги Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего после первых 180 дней правления были намного ниже, чем у Обамы (у Клинтона — 41 процент), тем не менее, оба были переизбраны на второй срок. По мнению экспертов, опасность для президента в том, что снижение рейтинга ослабляет его позиции в собственной партии, и ему всё труднее будет находить поддержку в Конгрессе для проведения своих реформ, прежде всего для реформы здравоохранения.

Вот как комментирует это американский историк Ли Эдвардс, научный сотрудник Фонда "Наследие":

— Я полагаю, перед нами кажущееся противоречие между, в общем, достаточно высоким уровнем популярности президента — 55 процентов это не так уж мало — и снижением народной поддержки некоторых его программ. В таком расхождении нет ничего необычного. Сейчас президент должен принять решение: использовать ли остающуюся довольно высокой личную популярность для ускоренного проведения не слишком популярных реформ, таких как новый пакет стимулирования экономики и реформа здравоохранения, рискуя при этом потерпеть поражение, либо отступить на время, набрать больше очков в осуществлении менее опасных реформ, а потом вернуться к прежним планам. Настаивая на своём, он может вызвать либо уважение за настойчивость и последовательность, либо сопротивление, которое может обнаружить его слабость как лидера. Первые 6 месяцев — это, в общем, медовый месяц его президентства. Мы скоро увидим, закончился ли он.

— Снижение рейтинга президента — это результат критики в его адрес со стороны республиканцев?

— Не только. Даже среди законодателей-демократов, представляющих консервативные избирательные округа, царит беспокойство. Их избиратели встревожены ростом государственных расходов, ростом безработицы, отсутствием признаков улучшения экономики. У нас чрезвычайно энергичный президент, который пытается сделать очень много за короткий период времени. А американцы пытаются его сейчас сдержать.

За первые 6 месяцев рейтинг президента Обамы снизился на 9 процентов. А количество американцев, которые отрицательно оценивают его работу, достигло 41 процента, то есть на 16 процентов больше, чем сразу после инаугурации. Если большинство американцев одобряет политику президента в отношении Ирака, Афганистана и вообще внешней политики, то в области экономики, налоговой политики, здравоохранения и бюджетного дефицита оптимизма всё меньше. Количество тех, кто доволен политикой президента в области экономики, упало на 12 процентов по сравнению с февралём. А количество недовольных возросло на 19 процентов, причём, в основном, за счёт однопартийцев президента, самих демократов. Президент теряет сторонников среди консервативных и умеренных демократов, а также среди низкооплачиваемых членов Демократической партии, зарабатывающих от 20 до 50 тысяч в год. Это беспокоит законодателей-демократов: ведь в будущем году промежуточные выборы. Поэтому всё больше сенаторов-демократов выступают за сокращение государственных расходов, связанных с планируемой реформой здравоохранения. Законодатели стараются дистанцироваться от президента, вызывающего всё больше сомнений у избирателей.

Если первые 6 месяцев правления Обамы закончились рейтингом в 55 процентов, то, для сравнения, у президента Гарри Трумэна рейтинг был 82 процента (тогда как раз окончилась Вторая мировая война). За Трумэном по уровню популярности через первые 180 дней следуют президенты Линдон Джонсон, Джон Кеннеди и Дуайт Эйзенхауэр. Только у Джеральда Форда (простившего Ричарда Никсона), и у Билла Клинтона рейтинг был ниже, чем у Обамы.

По мере снижения рейтинга, президент Обама всё чаще стал сетовать на средства массовой информации. Хотя за первые 6 месяцев правления он дал в 3 раза больше интервью, чем за тот же срок Джордж Буш, и созывал в 4 раза больше пресс-конференций, чем Билл Клинтон. Это свидетельствует об избранной Белым Домом стратегии прямого и постоянного общения президента с народом ради скорейшего осуществления намеченных президентом социальных реформ. Но, видимо, публику перенасытили таким общением.

Июльскую пресс-конференцию президента, посвящённую реформе здравоохранения, смотрели на 4 миллиона меньше зрителей, чем пресс-конференцию в апреле, и на 25 миллионов зрителей меньше, чем первую пресс-конференцию президента Обамы в феврале. Хотя тема июльской пресс-конференции — реформа системы здравоохранения — волнует всю Америку. По мнению некоторых политических обозревателей, тактика прямого общения начала давать сбои. Если раньше Обаму называли, как когда-то Рейгана, "великим коммуникатором", то сейчас критики начали называть его "популистом".

Впрочем, у Чарли Джероу, главы исследовательской организации Quantum Communications, иное мнение:

— Он и "коммуникатор", и "популист". Он очень хочет быть популярным и любимым у наибольшего числа американцев. Он верит в свой ораторский талант. И действительно, он умеет говорить с людьми, умеет расположить к себе. Но, на мой взгляд, его проблема в том, что он верит, будто его личное обаяние и ораторский дар помогут ему выйти из любого кризиса, решить любую проблему. Однако практика показывает, что это не всегда так. И ещё: когда он читает речь, он гораздо убедительнее, чем когда импровизирует, когда отвечает на неожиданные для него вопросы. Здесь он, порой, не может найти верные слова, "растекается по древу". Но, думаю, он и впредь будет часто прибегать к прямому общению с американским народом, поскольку это ему нравится, и он думает, что этот метод работает.

Карлин Бауман из института "Америкен Энтерпрайз" так объясняет причину некоторого охлаждения отношений президента Обамы и населения Америки:

— Американцы очень хотели, чтобы Обама добился успехов на посту президента. Поэтому его и выбрали. Однако теперь появились сомнения в том, что ему удастся задуманное. Предложенные им реформы оказались непомерно дорогостоящими. Среди американцев растёт разочарование и популярность президента падает. Раньше его стратегия прямого обращения к народу была весьма эффективной. Он разъезжал по разным городам, устраивал встречи с людьми, отвечал на их вопросы. И этим, казалось, он добивался всё более широкой народной поддержки своей реформы здравоохранения. Но чем чаще люди узнавали о стоимости реформы, тем ниже становилась популярность президента.

— Почему Обаму сравнивают с Рейганом?

— Думаю, взят на вооружение урок Рейгана, очень популярного президента, который предпочитал выходить на прямой контакт с народом через голову прессы. Однако, проблема в том, что при таком общении люди должны верить оратору, верить в его компетентность. Но в последнее время мы видим, что доверие снижается.

Политологи считают, что в Америке происходит естественный процесс отрезвления. Эйфория, связанная с избранием первого в истории афро-американского президента, молодого демократа, уступила место будням. Ощущение новизны прошло. По мнению политолога Джо Триппи, появилась опасность девальвации образа президента из-за слишком частого появления на телеэкране. До Обамы президенты более осторожно и более скупо давали эксклюзивные интервью, а пресс-конференции созывали в исключительно важных случаях. Тогда это производило более сильное впечатление. За первые 6 месяцев правления Билл Клинтон дал 11 интервью, Буш 18, а Обама — 43.

Но пресс-секретарь Белого Дома Роберт Гиббс говорит, что это продиктовано необходимостью. Если президент хочет донести свои идеи до сознания американцев, если хочет заручиться их поддержкой, он должен использовать средства массовой информации как можно шире. Если президенты — предшественники Обамы — предпочитали коротко ответить на два-три вопроса журналистов, пока фотокорреспонденты делают снимки, то Барак Обама любит отвечать обстоятельно, подробно. На это указывает статистика: за время первых шести месяцев в Белом Доме президент Клинтон ответил на 158 вопросов, а президент Обама — на 30.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки