Что идет в кино

Опубликовано: 1 мая 2008 г.
Рубрики:

ХОЗЯЕВА УЛИЦЫ
Street Kings

Идет везде
Режиссер Дэвид Эйер

Этот фильм принадлежит к жанру ненаучной фантастики. Он старается убедить нас в том, что американская полиция насквозь прогнила и сверху донизу заражена преступностью. Полицию не обязательно любить. Но все, кто живет в Америке и способен судить непредвзято, знают, что это вранье.

Однако, среди полицейских, конечно, попадаются аморальные личности. И конфликт добра и зла в среде защитников закона может послужить основой для интересного кино. Что, на мой взгляд, и произошло в этом случае. Мне картина очень понравилась.

Любопытно, что почти все критики пишут про нее одно и то же. Ругают за неправдоподобие, за предсказуемость сюжета, за финал, который не лезет ни в какие ворота. И в то же время отмечают, что сюжетные повороты хорошо придуманы, что диалог замечательный, что фильм держит зрителя в напряжении. В общем, парадоксальным образом ругают картину, которую считают хорошей.

Мне кажется, тут дело в том, что в основе сюжета лежит ситуация вполне жизненная. Она не жизненна для американской полиции. Но в какой-нибудь другой стране — и я даже знаю, в какой — она вполне могла бы разыграться. Среди американских копов не идет такая бешеная и страшная борьба за власть, как показано в фильме. Но если бы шла, то развивалась бы очень похожим образом.

Сюжет построен сложно, нам все время задают загадки, нас обманывают. Поэтому смотреть очень интересно.

Главного героя, полицейского Тома Ладлоу, играет Кеану Ривз, знакомый всем по "Матрице". Том вдовец, его жену убили. Он глушит горе алкоголем и не щадит себя в борьбе с преступниками. В первом же эпизоде Том врывается в притон корейских гангстеров, похитивших двух девушек, и расстреливает четверых бандитов, которые не успевают даже дотянуться до оружия. Это вызывает изумление, потому что, если бы американский коп так себя повел, у него были бы огромные неприятности. Однако, оказывается, Тома прикрывает его начальник и друг — капитан Уондер, которого играет прекрасный и знаменитый чернокожий актер Форест Уитекер. Расстрел корейцев не только сходит Тому с рук — его объявляют героем, потому что капитан поддержал его вранье, что бандиты оказали сопротивление.

Но все-таки в больницу к раненому герою является другой капитан — зловещий Биггз из отдела внутренних расследований. Он явно подозревает Тома во лжи.

Капитан Уондер по-дружески сообщает Тому, в чем причина: на него стучит его бывший партнер Вашингтон.

И тут, очень кстати, Вашингтона убивают двое замаскированных бандитов. Он оказался в магазине, куда они пришли пограбить. И там же оказался Том, который ехал за Вашингтоном, чтобы выяснить с ним отношения. В магазине они даже схватили друг друга за грудки, но тут появились убийцы. Мы знаем, что Том не убивал Вашингтона. Но на видеозаписи (в магазине была камера) видно, что они дерутся. И снова друг-начальник выручает Тома. Он просто вынимает запись из камеры и отдает ее Тому. Как будто камеру забыли зарядить. Капитан Биггз снова остается ни с чем.

Но у Тома на душе почему-то неспокойно. Он находит молодого сыщика, расследующего гибель Вашингтона. И начинает ему помогать.

Сюжет словно насыщен электричеством. Он искрит, делает неожиданные прыжки. Конечно, он полон преувеличений. Но психологически он, как мне кажется, верно передает жуткую картину схватки в верхах, где обе стороны тайно пытаются сделать Тома своим орудием.

Прекрасно снят тот Лос-Анджелес, где работают герои — бедный, неухоженный, с его многонациональным населением. Очень хорошо играют актеры.

Один из сценаристов — известный писатель, автор подобных триллеров Джеймс Эллрой. Биография 60-летнего Эллроя сама похожа на триллер. Здесь и таинственное убийство его матери, когда мальчику было десять лет. И его беспорядочная жизнь в молодости — алкоголизм, наркотики, воровство, распутство, тюрьма. Затем он опомнился и стал работать — таскал клюшки за игроками в гольф. Начал писать. После пятой изданной книги пришла известность. Эллрой знает ту среду, о которой пишет — и полицию (которую вообще-то очень уважает), и тех, за кем она охотится.

Так что эта свирепая фантазия не просто порождена богатым воображением автора. В ее хитросплетениях увлекательно разбираться. Она правдиво показывает некоторые стороны человеческой натуры и даже заставляет думать.

****

21

Идет везде
Режиссер Роберт Люкетич

Это экранизация книги Бена Мезрича, вышедшей в 2003 году. Она называется "Разорить банкомета" (Bringing Down the House) и основана якобы на действительном случае: шестеро студентов Массачусетского технологического института объединили свои математические дарования, поехали в Лас-Вегас и сорвали там гигантский куш (потом, правда, все опять проиграли).

Этот фильм один критик остроумно назвал сделанным из синтетических материалов. Действительно, все в нем какое-то искусственное.

Добродетельный юноша Бен учится в Технологическом, зарабатывает на жизнь в магазине и мечтает поступить на медицинский в Гарвард. Однако, обучение там стоит 300 тысяч, которых у Бена и его самоотверженной мамы нет. Бен идет к начальству просить стипендию. Начальник отвечает, что претендентов очень много, и для получения гранта недостаточно быть отличником вроде Бена. Надо чем-то сверкнуть и всех удивить.

Тут на пути бедного Бена появляется Мефистофель в лице профессора математики Мики Роза. Этот циник и хитрец тайно собрал команду из способных студентов. Они тренируются, считая карты при игре в блэк-джек, то есть, в двадцать одно. Как уж именно они их считают, нам не совсем понятно, но это неважно. А важно то, что подсчет карт может привести к выигрышу.

Это подтверждается тем, что нас переносят в Лас-Вегас и показывают, как здоровенный чернокожий охранник лупит до полусмерти какого-то игрока за то, что он считал карты. Но это до поры до времени знаем лишь мы, зрители. А профессор врет своей команде, что в подсчете нет ничего противозаконного, и это совершенно безопасно.

В общем, Роза учит студентов быть шулерами.

Профессор долго уговаривает юношу, и, в конце концов, Бен сдается. На уикенды команда начинает ездить в Лас-Вегас, где живет по поддельным документам и играет в разных казино. Они притворяются, что незнакомы друг с другом, но обман невозможен без сообщника. Поэтому они разрабатывают систему тайных знаков (скрещивают руки за спиной, почесывают нос и тому подобное).

Кстати, молодой английский актер Джим Стерджесс, играющий Бена, пытался добиться в Лас-Вегасе во время съемок, чтобы его арестовали. Он хотел узнать, как это бывает и что он будет при этом чувствовать. Для этого он садился за столы блэк-джека и начинал изо всех сил притворяться, что подает кому-то знаки — трогал себя за все черты лица. Однако, никто не обратил на его усилия никакого внимания. Стерджесс решил — это потому, что он играл по маленькой, с пятидолларовыми ставками.

Бен оказывается наредкость талантливым шулером, выигрывает массу денег, но потом, как и положено при продаже души дьяволу, Сатана показывает свое истинное лицо и все кончается крахом. Раскаявшийся Бен возвращается к честной жизни и прежним друзьям, Мефистофель наказан. Больше того — теперь Бену есть чем удивить распорядителя грантов. Может быть, рассказав комиссии свою историю, он будет вознагражден учебой в Гарварде.

В этом безжизненном и предсказуемом фильме меня удивило одно: почему роль профессора согласился играть Кевин Спейси?

49-летний Спейси начинал в театре 27 лет назад. До этого родители отдали его в военное училище, чтобы Кевина там слегка укротили, но оттуда его выгнали за драку. Актерская карьера, однако, оказалась для него правильным выбором. В 1995 году Спейси произвел фурор, сыграв роль злодея в детективе "The Usual Suspects", и получил "Оскара" за роль второго плана. Четыре года спустя к нему прибавился "Оскар" за главную роль в фильме "American Beauty". Слава актера росла как на дрожжах, и пять лет назад его пригласили в Лондон. Там он стал художественным руководителем знаменитого театра "Олд Вик", обретшего при новом руководстве вторую жизнь. Теперь этот американец входит в элиту английской культуры. Зачем ему понадобилось сыграть еще одного штампованного злодея в посредственном фильме — непонятно. Приступ ностальгии по Голливуду?

***

НЕТ ЦЕНЫ
Priceless; Hors de Prix

Art houses
Режиссер Пьер Сальвадори

Пустая и не смешная французская комедия. Суперзвезда французского кино, 32-летняя Одри Тоту играет Ирен, женщину из тех, кого американцы называют золотоискательницами, а русские — более коротким словом.

Ирен специализируется на богатых стариках. Однако, увидев ночью в гостиничном баре элегантного молодого человека в смокинге, тут же переключается на него. Ирен не знает, что у пленительного юноши по имени Жан ни гроша за душой, и вообще он местный бармен.

Дальше следует цепь мало интересных недоразумений. При этом мы должны поверить, что Жан и Ирен горячо полюбили друг друга. Долго и скучно герои выпутываются из препятствий, которые ставят перед ними бедность, социальная несправедливость и отвращение к работе. Несчастный Жан вынужден скрепя сердце пойти на содержание к пожилой даме, а Ирен все пытается поймать на крючок очередного богатого старика.

Из этого можно было бы, наверно, сделать забавный фарс. Но под руководством режиссера Сальвадори этого не происходит. Большой изъян фильма — то, что между Ирен и Жаном не возникает никакой, как говорят американцы, химической реакции.

Жана играет на редкость унылый актер по имени Гад Эльмалех (он родом из Марокко, отсюда и экзотичность имени). Во Франции он считается комиком, но на экране никак не может этого доказать. В Америке уже шла комедия The Valet с его участием, где он играл служителя автопарковки. Там нехороший богач, чтобы отвести подозрения жены от своей любовницы, заставлял бедного парковщика притворяться бойфрендом этой любовницы. Роль практически та же самая, что и здесь, но нынешний фильм пониже качеством.

Создается впечатление, что режиссер рассчитывал на зрителей и зрительниц, которым будет достаточно любоваться глубокими декольте Одри Тоту, и бесконечным рядом ее элегантных туалетов.

**

МОЙ БРАТ — ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН
My Brother is an Only Child / Mio Fratello e Figlio Unico

Art houses
Режиссер Даниэле Лукетти

Это довольно любопытный итальянский фильм. Он притворяется семейной хроникой, но на самом деле это рассказ о том, как менялась политическая картина Италии в 60-е и 70-е годы прошлого века. Роман, который лег в основу фильма, называется "Фашисто-коммунист".

Рабочая семья Бенасси живет в поселке Латина недалеко от Рима, построенном еще при Муссолини. Действие начинается в 1962 году, когда их жилье совсем обветшало. В семье трое детей — два сына и дочь. У мамы Бенасси взрывной характер, и оба мальчика пошли в нее.

Младшего, Антонио отправляют учиться в духовную семинарию. Но подросток не может справиться со своей чувственностью, а его наставники относятся к этому равнодушно и не помогают ему обуздать жизненные инстинкты. Видимо, знают, что все равно ничего не получится. В результате Антонио возвращается домой. Там непрестанно идут ссоры и скандалы. Семейство ведет себя согласно нашим представлениям о темпераментных итальянцах — мама вопит, дети дерутся. Старший сын, Манрико — убежденный коммунист, и колотит брата за то, что тот не идет по его стопам.

Неудавшегося семинариста берет под крыло торговец Марио. Он человек солидный, спокойный и относится к Антонио как к сыну. Марио — фашист, и под его влиянием Антонио вступает в неофашистскую партию.

Тем временем Манрико поступает работать на завод и становится партийным активистом. Пока Антонио со своими друзьями забрасывает тухлыми яйцами левых интеллигентов, Манрико в пламенных речах громит капиталистических эксплуататоров.

Все это показано с легким налетом иронии. Она переходит в сатиру в эпизоде концерта классической музыки, который дают прогрессивные студенты, захватившие консерваторию. Исполняют "Оду к вольности" Бетховена. Обновленный текст состоит из имен: "Мао, Ленин, Троцкий" и так далее. В зал врываются дружки Антонио и устраивают погром. Но тут Антонио идет против своих. Во-первых, его сестра играет на виолончели в концерте. Во-вторых, он влюбился в девушку своего брата-коммуниста, которая сидит тут же в зале. Антонио кричит своим бывшим друзьям: "С каких это пор вы узнали, кто такой Бетховен?" Он дерется с фашистами и выбрасывает свой партийный билет.

Дальше идут семейные и любовные перипетии. Затем Манрико, который ушел на самый крайний левый фланг компартии, берет в руки револьвер и стреляет в крупного капиталиста. А сам погибает в схватке с полицией.

По замыслу авторов, Антонио воплощает здравый смысл рабочего класса, который в конце концов избегает католицизма, фашизма и коммунизма. В финале он ведет своих соседей, живущих в таких же развалюхах, как семья Бенасси, на мирный захват нового жилого дома. Это, видимо, политика социал-демократов: защищать бедных от произвола бюрократии, но без революционных битв. Фильм кончается кадром, где улыбающийся Антонио стоит на балконе своей новой квартиры рядом с племянником — сыном погибшего Манрико.

Мне было интересно узнать о том, что происходило в Италии 60-х и 70-х годов — ведь из советской прессы ничего понять было нельзя. Этот хорошо сделанный фильм дает об этом представление — с социал-демократических позиций.

****

ДА ГДЕ ЖЕ ОСАМА БИН ЛАДЕН?
Where in the World is Osama Bin Laden?

Art houses
Режиссер Морган Сперлок

Несколько лет назад этот режиссер провел странный эксперимент на самом себе. Целый месяц он питался только в "Мак-Дональдсе", чем сильно подорвал свое здоровье. Зато сделал про это документальную картину Supersize Me и имел довольно большой успех.

Теперь он совершил не менее странный поступок. Поскольку они с женой радостно узнали, что ожидают младенца, Сперлок решил выяснить, в каком же мире предстоит жить его сыну. И отправился в путешествие по Ближнему Востоку, где стал задавать всем встречным вопрос: "Где находится Осама бин Ладен?" То ли он искренне надеялся это узнать, то ли — скорее всего — просто хотел познакомиться с чужими и иногда опасными странами.

Получилось описание странствий по Египту, Иордании, Марокко, Израилю, Саудовской Аравии и Афганистану. В промежутках нам показывают, как проходит беременность у миссис Сперлок, мы видим ее у врача, на занятиях йогой, слушаем разговоры любящих супругов по телефону, созерцаем роды. На мой взгляд, без всего этого легко можно было бы обойтись, но Сперлок жаждет навязать нам свой отцовский восторг.

Из путешествий трудно вынести что-либо особенно интересное. В Египте американцу сообщают, что США хочет оккупировать Египет. В других странах он тоже получает порцию антиамериканизма, хотя некоторые говорят, что американский народ хороший, только правительство плохое. Почти везде Сперлока приглашают в семейные дома и кормят ближневосточной едой. Он в восторге. Все улыбаются. Сперлок умиляется детям. В Афганистане жители жалуются на свою нищету, на то, что правительство им не помогает. Наши военные везут Сперлока в зону, которая простреливается талибами, но при первых признаках опасности оттуда увозят.

Самый интересный материал снят в Саудовской Аравии. Чувствуется, что этот оплот ваххабизма — кошмарное место. Женщины, закутанные в черное, скользят по улицам беззвучно как привидения. Сперлоку удается получить разрешение на беседу с саудовской молодежью. Она выглядит так. Два специально отобранных подростка посажены за стол, напротив американца. Их кольцом обступили учителя и прочие надсмотрщики, сверлящие их взглядом. У подростков бегают глаза, они все время косятся на старших. На вопросы отвечают, в основном: "Не знаю". Когда Сперлок задает третий или четвертый вопрос — что они думают про Израиль и Палестину — надсмотрщик объявляет, что интервью окончено, и, не давая ученикам ответить, приказывает выключить камеру. В этой сцене, как в капле воды, отражена суть саудовского режима.

Меня огорчил вывод, который жизнерадостный Сперлок сделал из своих странствий. Он бодро сообщает нам, что увидел — все люди одинаковы, и надо жить в мире. Эта теория одинаковости, распространенная в Америке, удивляет своей наивностью и неверностью. Пора кому-нибудь внушить тем, кто ее исповедует: мы совсем не одинаковы, и чтобы жить в мире, надо изучать наши различия, понимать, чем именно мы отличаемся друг от друга. Колониалист Киплинг со своим "Запад есть Запад, а Восток есть Восток" был не так уж прост. В Советском Союзе все знали, что " Восток — дело тонкое!" Но Морган Сперлок не осознал этого, даже поездив по Востоку.

***


    ***** - замечательный фильм
    **** - хороший фильм
    *** - так себе
    ** - плохой фильм
    * - кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки