Панамская эпопея

Опубликовано: 1 декабря 2007 г.
Рубрики:

Наш постоянный автор Сай Фрумкин недавно побывал в круизе на Панамском канале и по возвращении написал о том, как это уникальное в мире сооружение было построено.

Французское фиаско

Я не думаю, что многие из нас слышали о Дарьенском перешейке - звучит, как экзотическое название из какого-то научно-фантастического сериала. Но это просто название гряды, которая соединяет Центральную Америку с Южноамериканским континентом. По одну сторону - Карибское море, по другую - Тихий океан, а через саму гряду проходит Панамский канал. История канала - изощренный триллер про дипломатические интриги, мошенничество, про несметные траты средств, про потери тысяч человеческих жизней... История эта тесно переплетается с биографиями двух выдающихся личностей: француза Фердинанда де Лессепса и 26-го президента США Теодора Рузвельта.

Сооружение канала через перешеек - проект грандиозный, но XIX столетие грандиозностью удивить было трудно: бурное развитие науки и техники сделало возможным строительство Суэцкого канала и трансконтинентальной железной дороги в Евразии. Американцы были весьма заинтересованы в этом проекте. Только за период правления президента Гранта на перешеек было послано 27 экспедиций. Большинство экспедиций пришли к заключению, что канал в Никарагуа - самый простой и самый дешевый. Канал в Панаме, которая в то время была провинцией Колумбии, тоже рассматривался, но был отклонен из-за плохого климата, не обжитых и даже не нанесенных на географические карты джунглей, из-за непредсказуемых наводнений и многочисленных неизлечимых инфекционных тропических болезней. Проектная длина Никарагуанского канала была номинально больше, но поскольку в Никарагуанский канал входили естественные резервуары - озеро Никарагуа, шириной 56 миль и река Сан-Хуан, длиной 70 миль, - в действительности, длины искусственных русел обоих проектов были приблизительно равными.

Французы также заинтересовались каналом. Фердинанд де Лессепс, архитектор Суэцкого канала, говорил о своем интересе к сооружению канала через Дарьенский перешеек еще в 1857 году, за 12 лет до того, как был закончен Суэцкий канал (1869 год), и до того, как он стал всемирно известным и удостоенным множеством почестей человеком. Лессепс был дипломатом, но он не был ни инженером, ни финансистом, ни администратором. Однако он обладал способностью убеждать и вдохновлять.

В 1876 году, семь лет спустя после торжественного открытия Суэцкого канала, Лессепс создал акционерный синдикат с целью исследовать перешеек и рассмотреть предложения о месте, стоимости и технико-экономической целесообразности сооружения канала в Панаме. Группа исследователей возвратилась из Панамы с предложением, которое Лессепсу не понравилось, поскольку оно предусматривало строительство шлюзов. Лессепс отклонил строительство шлюзов и предложил канал на уровне моря, подобно Суэцкому.

В мае 1879 года в Париже открылся Международный конгресс по этой теме. На конгрессе присутствовали делегации из 22 стран, самая большая делегация в количестве 136 человек была из США. Американцы ратовали за строительство канала в Никарагуа - это было бы проще и дешевле: всего 65 миллионов долларов, что в три раза меньше, чем смета первого французского проекта строительства канала в Панаме.

На Конгрессе против предложения Лессепса выступило большинство специалистов. За закрытыми дверьми шли оживленные дебаты. На заключительном голосовании технического комитета 20 из 42 членов ушли, не проголосовав. В конце концов голосовали Лессепс и 18 оставшихся членов, три из которых проголосовали против проекта Лессепса. Когда результат голосования комитета был представлен всем участникам конгресса, план Лессепса прошел "на ура": 74 - за, 8 - против (в их числе был инженер Густав Эйфель - создатель знаменитой Эйфелевой башни), 16 - воздержались, 38 отсутствовали. Конгресс одобрил план сооружения канала стоимостью 240 миллионов долларов в Панаме на уровне моря, с началом реализации через 12 лет.

Продажа акций Панамского канала явилась одним из самых удивительных событий в истории мирового бизнеса. Акции предлагались по цене 100 долларов каждая (тогда эта сумма равнялась почти годовой заработной плате для половины рабочего населения Франции), и в течение 3 дней было раскуплено акций более, чем на 1,2 млн. долларов!

В 1881 году работы начались. Число строителей за два года возросло от 200 до 19 тысяч человек. Но желтая лихорадка, малярия, оспа, землетрясения, наводнения препятствовали успешному продвижению проекта. По оценке руководителя проекта, из каждых 100 вновь прибывших, по крайней мере, 20 умирали, а из оставшихся в живых только 20 были в состоянии работать. Уровень смертности в больницах достигал 75 процентов.

Тем временем Лессепс, без согласования с кем бы-то ни было и без каких-либо объяснений, уменьшил смету проекта с первоначальных 240 миллионов до 131 миллиона долларов. Он продолжал давать оптимистические прогнозы, которые за большие взятки публиковались французскими газетами. Однако в 1885 году он вернул проектную стоимость сначала к первоначальным 240 миллионам долларов, а после того, как посланная из Франции контрольная комиссия возвратилась с отчетом, требовавшим решительных изменений в проекте, Лессепс согласился на канал со шлюзами, подняв при этом смету до 331 миллиона долларов.

К тому времени французский народ инвестировал в проект Лессепса уже 200 миллионов долларов и больше вкладывать деньги не захотел. 4 февраля 1889 года синдикат Лессинга признал свою несостоятельность, и строительство канала было прекращено. 25 тысяч человек погибли, сотни миллионов долларов были потрачены впустую, в панамских джунглях осталось ржаветь дорогостоящее оборудование.

Не обошлось без судебных разбирательств и обвинительных приговоров, самоубийств и побегов мошенников за границу. Сына Лессепса Чарльза посадили в тюрьму, но самому Лессепсу обвинение предъявлено не было, и он умер на свободе в возрасте восьмидесяти девяти лет 7 декабря 1894 года.

Теодор Рузвельт
и Филипп Буно-Варийа

По случайному совпадению, год спустя после того, как французский проект века потерпел фиаско, капитан американского морского флота Альфред Маган написал книгу, оказавшую влияние на американскую внешнюю политику последующих поколений. Книга под названием "Влияние мощи морского флота на государственную политику" прослеживала подъем и падение морских держав в прошлом и делала вывод, что национальное величие и экономическая мощь непосредственно связаны с превосходством на море. Одним из тех, кто искренне согласился с этими выводами и написал автору один из первых восторженных откликов, был Теодор Рузвельт, энергичный тридцатилетний очкарик, а в будущем: герой войны, ковбой, зоолог, известный охотник, шеф полицейского управления города Нью-Йорка, губернатор штата Нью-Йорка, вице-президент, а после убийства президента МакКинли в 1901 году, - президент США. Он видел судьбоносное значение трансконтинентального канала для Америки.

После провала французов США продолжали исследовать возможность реализации строительства канала, но беспрецедентный стимул проект получил только тогда, когда Тедди Рузвельт стал президентом. Главным нерешенным вопросом было место строительства: тогдашняя колумбийская провинция Панама или Никарагуа. К 1902 году американский Конгресс уже проголосовал за Никарагуа, но как раз в это время обанкротившаяся на строительстве Панамского канала французская компания предложила продать США все свое оставшееся имущество и право на строительство всего за 40 миллионов долларов. Рузвельт быстро переключился с Никарагуа на Панаму и сумел убедить лидеров конгресса изменить их решение. Была принята поправка Сената к законопроекту, одобренному Конгрессом, разрешавшая приобрести остатки французской компании и строить канал в Панаме с оговоркой: если удовлетворительное соглашение не будет достигнуто за "приемлемое время", канал будет строиться в Никарагуа.

Большую роль в изменении планов США сыграл Филипп Буно-Варийа, бывший генеральный директор французской компании, инженер и энергичный сторонник панамского варианта. Еще в 1894 году, когда стало очевидно, что у французской компании серьезные проблемы, он помчался в Россию, чтобы убедить царя Александра III инвестировать средства для окончания проекта. Он сумел убедить министра финансов царя Сергея Юльевича Витте, что строившаяся тогда транссибирская железная дорога в сочетании с сооружением Панамского канала будет прекрасным примером франко-русского сотрудничества. Витте проявил тогда заинтересованность, но убийство царя разрушило эти планы.

И вот накануне определяющего голосования американского Сената Филипп Буно-Варийа послал всем сенаторам никарагуанскую марку как доказательство опасности землетрясений в Никарагуа. На марке был изображен дымящийся вулкан, но вулкан этот был расположен за сотни миль от проектного русла канала и не был активным уже в течение нескольких столетий. Эта и ряд других уловок сработали. Панамский проект был принят большинством с перевесом всего в 4 голоса.

Имелось, однако, и другое препятствие. Колумбия настаивала, чтобы американские переговоры велись не с Францией, а с Колумбией, которая считала, что французы не имеют права передать колумбийскую территорию другой стране. Рузвельт был в ярости: "Эти презренные существа в Боготе должны знать, что они срывают проект века и подвергают опасности свое собственное будущее".

Филипп Буно-Варийа, поддерживавший контакт с некоторыми из лидеров в Панаме, придумал, как разыграть колумбийскую карту. Работая из номера вашингтонской гостиницы, без поддержки и разрешения от кого бы-то ни было в американской администрации, он объявил себя уполномоченным представителем Панамской Республики. Буно-Варийа спланировал революцию, которая создаст независимую Панаму, написал проект конституции, декларацию независимости и даже создал эскиз национального флага Панамы. Затем он представил свой план Тедди Рузвельту, который его одобрил.

После обмена кодированными сообщениями по телеграфу в Панаме произошло бескровное восстание. К берегам Панамы был послан американский военный корабль с приказом предотвратить любые гражданские беспорядки. Гарнизон в Панама-сити был подкуплен, 400 солдат, посланные Колумбией для наведения порядка также были подкуплены и возвратились в Боготу, и 6 ноября 1903 года республика Панамы была признана Соединенными Штатами. Одновременно США заключили с новоиспеченной Панамой арендный договор сроком на 100 лет с правом неограниченного возобновления, гарантирующий Америке пользование и контроль над зоной канала.

Новая страна Панама площадью в 30 тысяч кв. миль граничила с Коста-Рикой на западе, с Колумбией на востоке и не имела других доходов, кроме пошлин за пользование каналом и 10 миллионов долларов, полученных от США в 1904 году.

Соединенные Штаты заплатили 40 миллионов долларов Франции - самую большую сумму, выплаченную США другой стране после того, как они приобрели у России Аляску за 7,2 млн. долларов.

К строительству канала приступили безотлагательно: Рузвельт, как обычно, спешил. Это был один из самых крупных из завершенных проектов в истории человечества. К тому же это был правительственный проект, который обошелся на 15 процентов дешевле запланированной сметы и завершен почти на 2 года раньше запланированной даты.

Строительство

4 мая 1904 года в Панама-сити были подняты флаги только что образованной республики Панама. В своем репортаже с места событий нью-йоркский журналист экзальтированно писал: "Обустроив свой континент, достигнув индустриального превосходства, встав во главе мира, 80-миллионный американский народ одержал еще одну победу там, где Франция потерпела фиаско. Американцам не страшны никакие трудности, они инициативны и энергичны, обладают передовыми научно-техническими знаниями и легко справятся со сложной задачей сооружения Панамского канала".

Президент Теодор Рузвельт, хоть и был уверен в успехе, тем не менее, осознавал все предстоящие трудности. Во-первых, французы потерпели неудачу прежде всего из-за чрезвычайно высокой смертности среди наемных рабочих - более 25 тысяч погибло из-за желтой лихорадки и малярии, этих двух неизлечимых тогда болезней. Рузвельт участвовал в испано-американской войне на Кубе и знал о том, что от желтой лихорадки, малярии и тифа там умерло в тринадцать раз больше американцев, чем пало на полях сражений. Солдаты из его отряда были, по его собственным словам, "готовы в любую минуту расстаться с жизнью, подобно гнилым овцам".

Рузвельт обратился к председателю недавно созданной Комиссии по сооружению Панамского канала: "Насколько вам известно, я в первую очередь озабочен санитарно-гигиеническими проблемами на перешейке, поскольку они намного важнее всех остальных проблем, включая инженерно-технические".

К сожалению, вашингтонская бюрократия не разделяла опасения президента. К тому времени уже было установлено, что переносчиком малярии являются комары. За это открытие британскому врачу Рональду Россу была вручена Нобелевская премия 1902 года. Главным санитарным врачом на строительстве канала был назначен военный врач, полковник Уильям Горгас. К 1901 году Горгас покончил с малярией и желтой лихорадкой в Гаване, осушив окружающие ее болота, кишевшие комарами. И несмотря на это чиновники из Комиссии не захотели осушать болота, окружающие место строительства канала. Они опрометчиво заключили, что "тратить время и деньги в погонe за комарами - безответственно". А инициатору осушения болот Горгасу было указано "избавиться от мусора и мертвых кошек, покрасить здания, вымостить улицы и перестать увлекаться сумасбродными идеями". Тем временем, ситуация в Панаме подтвердила худшие из опасений Горгаса: среди вновь прибывшего персонала начались вспышки малярии...

Прогресс в строительстве стал заметен только в 1905 году, когда Рузвельт разогнал Комиссию и назначил Джона Стивенса, энергичного и способного инженера, новым администратором проекта. Когда Стивенс прибыл в Панаму, он пришел в ужас и приказал остановить все работы. Только после этого Уильяму Горгасу дали "зеленую улицу". Было запланировано создание целой инфраструктуры: строительство жилых домов, школ, церквей, резервуаров, прачечных, канализационной системы, складов, механических цехов и дамб. В городах Панама и Колон улицы должны были быть подвергнуты санитарной обработке и вымощены.

Генерал Уильям Горгас оказался во главе самой серьезной и дорогостоящей оздоровительной кампании, которую когда-либо проводили в мире. С помощью 4 тысяч человек, предоставленных в его единоличное распоряжение, он провел дезинфекцию всех домов в Панаме и Колоне, осушил и изолировал источники грязной воды и выгребные ямы. В результате, война против комаров и малярии шла к победному завершению. В Вашингтоне Рузвельт поддержал Горгаса несмотря на оппозицию Конгресса, и Горгас получил все полномочия, в которых он нуждался. Через полтора года желтой лихорадки и малярии в Панаме не стало.

К 1906 году на строительстве канала работало уже 24 тысяч человек, из них 12 тысяч занимались исключительно строительством зданий. Им платили по 10 центов в час при 10-часовом рабочем дне и 6-дневной рабочей неделе - неплохая зарплата по тем временам. При этом американцы составляли менее 10 процентов всей рабочей силы, основной же контингент состоял из жителей карибских островов и, значительно меньше, из представителей южно-европейских стран.

В январе 1906 года международная экспертная комиссия с перевесом при голосовании в три голоса (8:5) одобрила проект сооружения канала на уровне моря, т.е. без шлюзов, который должен был быть построен за 12-13 лет. Бюджет оценивался в 247 миллионов долларов. Это было на 100 миллионов больше и на 3-4 года дольше, чем проект строительства канала со шлюзами. Рузвельт, однако, не согласился с выводами комиссии, и 17 мая с перевесом всего в один голос комитет Сената одобрил проект строительства канала со шлюзами, а в июне этого же года уже весь Сенат одобрил решение комитета 36 голосами против 31.

Масштаб строительства был гигантским: 164 квадратных мили джунглей должны были исчезнуть под водой. Местные племена отказывались покидать родные места, пока строительство не подходило к их домам вплотную. Чтобы проиллюстрировать грандиозность проекта, газетчики подсчитали, что извлеченного в Панаме грунта хватило бы на сооружение Великой китайской стены от Нью-Йорка до Сан-Франциско или на создание колонны размером с городской квартал высотой девятнадцать миль!

В 1907 году на строительстве канала работало уже 32 тысячи человек, а в 1910 году - почти 45 тысяч. В пик строительства на канале трудилось около 50 тысяч человек, из которых белых американцев было 6 тысяч, включая 2,5 тысячи жён и детей. В 1910 и 1911 годах крупные оползни отсрочили завершение строительства на несколько месяцев, но, тем не менее, в 1914 году работа была победоносно завершена.

Общая стоимость канала (с учетом капиталовложений французов) составляла приблизительно 539 миллионов долларов. Начиная с 1904 года, когда Америка получила контроль над проектом, из-за болезней и несчастных случаев погибло 5609 человек (приблизительно 4500 из них были чернокожие служащие и 350 - белые американцы). Панамский канал обошелся Америке на 23 миллиона долларов меньше запланированного бюджета!

15 августа 1914 года Панамский канал был открыт. Открыт без пышной церемонии - ни одна знаменитость не присутствовала при том, как американский военно-морской корабль "Анкон" медленно прошел через доки канала. В то время уже две недели внимание всего мира было приковано к Европе, где началась Первая мировая война.

P.S. Сегодня Панамский канал из-за своих ограниченных размеров уже не способен пропустить до 30 процентов всего парка мировых судов, и требуется реконструкция существующего или строительство альтернативного канала в Никарагуа.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки