Визит Трампа на Ближний Восток на фоне его громких и не выполненных обещаний рассматривался как возможность представить американской общественности заметные успехи в сфере экономики и политики.
Как отмечалось, его обещания закончить войну между Россией и Украиной, прекратить войну в Газе, предотвратить создание Ираном ядерного оружия, снизить уровень напряженности с Китаем, оказать влияние на кризис в отношениях между Канадой и Гренландией - оказались невыполненными.
Все это привело к падению в США рейтинга Трампа и Республиканской партии.
Дипломатическое турне по странам Персидского залива могло бы сыграть важную роль в укреплении авторитета Трампа, как лидера, добившегося многомиллиардных соглашений и укрепления стратегических связей.
Как видятся в Израиле результаты этого поистине выдающегося турне.
Израильтяне предполагали, что экономические соглашения между странами ближневосточного региона и США будут впечатляющими, но то, что стало реалией - экономические сделки на сотни миллиардов долларов, триллионные инвестиции и укрепление стратегических связей с Саудовской Аравией, Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами, поражают воображение.
В опубликованном в Израиле заявлении Белого дома говорится, что, между США и Саудовской Аравией подписано «крупнейшее соглашение о продаже оборонной продукции в истории», стоимость которого составляет 142 млрд. долларов и включает в себя поставку десятками оборонных компаний США в Саудовскую Аравию «современного боевого оборудования и услуг для развития ВВС и космических исследований, модернизации информационно-коммуникационных систем, воздушной и противоракетной обороны, морской и прибрежной безопасности и др.
Соглашение также включает «масштабную подготовку и поддержку для наращивания потенциала вооруженных сил Саудовской Аравии, включая укрепление саудовских военных академий и военно-медицинских служб».
Израильские СМИ сообщали, что Соединенные Штаты Америки и Объединенные Арабские Эмираты подписали ряд соглашений на более чем 200 млрд долларов, кроме того Абу-Даби подтвердил намерения инвестировать в Соединенные Штаты 1,4 трлн долларов в течение десяти лет. Речь идет в том числе об обязательстве национальной авиакомпании Объединенных Арабских Эмиратов инвестировать 14,5 млрд долларов в 28 самолетов Boeing. Но особое внимание стороны уделили углублению сотрудничества в сфере искусственного интеллекта. Вашингтон и Абу-Даби договорились о партнерстве по ускоренному развитию искусственного интеллекта.
“Две страны договорились о том, что Объединенные Арабские Эмираты смогут закупать у американских компаний самые передовые полупроводники для искусственного интеллекта — это очень крупный контракт. Это принесет миллиарды в бизнес и ускорит планы Объединенных Арабских Эмиратов стать действительно крупным игроком в области искусственного интеллекта”, — заявил Дональд Трамп.
Известно также, что президент Трамп подписал с Катаром экономические соглашения, включающее серию сделок на общую сумму не менее 1,2 триллиона долларов, в том числе прямые контракты с американскими компаниями на сумму 243,5 млрд долларов. Серия сделок охватывает сферы авиации, энергетики, инженерии, технологий и безопасности, и ожидается, что она позволит создать и сохранить десятки тысяч рабочих мест в США и укрепит промышленные и международные позиции страны.
И, если в сфере экономики Трампу есть что предъявить своим избирателям, то попытки продвинуть Аврамические соглашения не удалось. Наследный принц Мухаммад бин Сальман недвусмысленно заявил, что Эр-Рияд не нормализует отношения с Израилем до тех пор, пока не будет четкой перспективы создания палестинского государства и окончательного прекращения войны в Газе. Трамп, в свою очередь на инвестиционном форуме выразил осторожный оптимизм: «Это будет особенный день на Ближнем Востоке, когда весь мир будет смотреть, как Саудовская Аравия присоединяется к нам. но вы сделаете это в свое время». Из кругов, близких к наследному принцу, в интервью 12 израильскому каналу было заявлено, что в Эр-Рияде не надеются на прогресс в нормализации отношений с Израилем при правительстве Нетаньяху — но «считают этот шаг возможным в будущем».
К сожалению, Трампу не удалось выполнить и свое обещание освободить всех заложников. Говоря об этом, он заявил: «Народ Газы заслуживает гораздо лучшего будущего, но это не может случиться и не произойдет, пока их лидеры продолжают похищать, пытать и целенаправленно убивать невинных мужчин, женщин и детей ради политических целей». Правда ХАМАС в надежде на то, что Трамп поможет обуздать Израиль, освободил без каких-либо требований американского заложника Идана Александра. И это все!
Приходится констатировать и то, что, несмотря на начало переговоров с Ираном, какого-либо прогресса в переговорах по ядерной сделке не было достигнуто. Трамп ограничился еще одной угрозой: «Если руководство Ирана отвергнет протянутую им оливковую ветвь, у нас не останется иного выбора, кроме как применить максимальное давление. У Ирана никогда не будет ядерного оружия. Время пришло — у нас нет много времени на ожидание. Они должны принять решение сейчас».
Несмотря на оказываемое Трампом давление на Путина и Зеленского и готовность Трампа лично присоединиться к намечавшейся встрече лидеров этих стран, войну между Россией и Украиной также не удалось остановить. Начавшиеся в Стамбуле прямые переговоры о прекращении военных действий делегаций России и Украины не принесли результатов, на которые надеялся Трамп. Более того, руководитель российской делегации Мединский, намекая, вероятно, на уверенность Трампа в успехах переговоров, развеял его оптимизм, заявив, что с предложением начать переговоры после прекращения огня могут выступать только люди, которые не знают историю. Единственно, о чем удалось договориться на переговорах это обмен телами погибших военнослужащих. Россия передала Украине 909 тел, Украина — 34.
Президент США Дональд Трамп 14 мая, на следующий день после того, как он анонсировал полное снятие американских санкций с Сирии, встречался с лидером Сирии Ахмедом аш-Шараа и призывал его покончить с террористическими организациями, действующими на территории Сирии и присоединиться к Аврамическим соглашениям. Решение Трампа отменить санкции отражает понимание того, что Сирия, чья экономика разрушена многолетней гражданской войной, находится на переходном этапе и может играть заметную роль на Ближнем Востоке. Оно отражает понимание и того, что Саудовская Аравия и Катар очень заинтересованы в стабилизации положения в Сирии. Кстати, обе страны просили Трампа отменить эти санкции.
Разумеется, все, что делает Трамп на Ближнем Востоке, имеет огромное значение для Израиля и его безопасности, хотя и отодвигает Израиль на второй план, отдавая предпочтение странам персидского Залива. Посол США в Израиле Майк Хакаби недавно утверждал, что американо-израильские отношения остаются крепкими, однако не включение в ближневосточное турне посещение Трампом Израиля, исключение Израиля из процесса урегулирования отношений с Ираном, Сирией, Катаром и Саудовской Аравией, отказ от отмены введенных ранее пошлин на израильские товары свидетельствуют о явном пренебрежении своим стратегическим партнером. И тому, как утверждает британская газета Financial Times, есть свои причины. Трамп недоволен действиям Нетаньяху в Газе – продолжением бесперспективных, по его мнению, военных действий, коллективным наказанием населения сектора лишением его гуманитарной помощи, бесконечными переселениями больших групп населения внутри сектора и т.д. Трамп, позиционирующий себя миротворцем, очень хотел бы скорейшего окончания военных действий в Газе, не может предложить что-то конкретное для этого.
Нетаньяху, мягко говоря, удивлен и расстроен прошедшими переговорами о прекращении огня с хуситами в Йемене без учета интересов Израиля и без Израиля, началом прямых переговоров с Ираном по его ядерной программе, переговорами без участия Израиля по подключению Саудовской Аравии и Катара к Аврамическим соглашением и др. Вместе с тем, Дональд Трамп в по завершению ближневосточного турне заявил, что его поездка в страны Персидского залива не означала, что Израиль оказался на обочине. По его словам, хорошие отношения США с этими государствами идут на пользу и Израилю.
«Это хорошо для Израиля», — сказал Трамп журналистам на борту президентского самолета. — Отношения, которые у меня сложились с этими странами… Я считаю, что это очень хорошо для Израиля», пишет израильская газета «ХаАрец», с ссылкой на «Reuters».
««Послушайте, он бы сейчас не был с нами», — сказал он о недавно освобожденном заложнике Идане Александре. — Если бы не мы — его, скорее всего, не было в живых. Наверное, в живых не остался бы никто из заложников».
Закулисная сделка по американскому заложнику – это, как пишет израильская журналистка Ира Коган в MIGNEWS.com, не сигнал и не намек. Трамп действует без предупреждений. Он просто гнет свою линию: если партнеры сопротивляются его предложениям и планам, он добивается своих целей через их головы и не считаясь с их интересами.
Мики Бергман, автор недавно вышедшей в США книги «В тени», говоря о возникшей напряженности в отношениях между администрацией Трампа и Нетаньяху, процитировал высказывание не названного американского дипломата:
«Это совершенно безумный мир, если администрации приходится воевать с попытками Нетаньяху, Дермера и всей этой шайки помешать этому, в это трудно поверить, но мы хотим, пытаемся и делаем для освобождения похищенных больше, чем правительство Нетаньяху, а они нам не только не помогают, но и используют все возможные приемы дезинформации в СМИ – здесь, в США, и там, в Израиле».
Нетаньяху тоже гнет свою линию, несмотря на сообщение о том, что Трамп теряет терпение а Франция, Канада и Великобритания грозят введением санкций против Израиля. Он не оспаривает решения Трампа и делает то же самое: преследует свои цели. Ира Коган пишет: «С большой вероятностью расширенная операция в Газе будет проведена, удары по хуситам продолжатся и атака против Ирана вполне реальна. У Нетаньяху нет другого выхода: ультраправые партнеры по коалиции не позволят ему отступить, а сохранение коалиции – сверхзадача, которой посвящена вся деятельность нынешней власти. Параллельно Биби будет убеждать Трампа, что все происходящее – результат их совместных планов и решений и что действия Израиля не мешают и не противоречат американской политике в регионе. При его дипломатических талантах и умении говорить на языке Вашингтона, это вполне посильная задача. Да, израильскому кабинету придется столкнуться с общественными протестами, критикой со стороны оппозиции, растущей международной изоляцией, но для Биби это приемлемые жертвы. Главное – чтобы Трамп как можно дольше доверял ему и не вмешивался».
Скорее всего, по мнению автора этой статьи, дело до реализации достигнутых Трампом в Саудовской Аравии и Катаре дипломатических договоренностей по Газе не дойдет, пока будет жить Абу Мазен, палестинская администрация продолжит сопротивляться, как это ни покажется странным, созданию палестинского государства (ему в его нынешнем статусе выгоднее сегодня получать помощь от арабских спонсоров и Европы и военную помощь Израиля по борьбе с ХАМАСом и другими террористическими группами в ПА), Израиль продолжит военные действия в Газе в надежде вынудить ХАМАС сложить оружие и вернуть заложников. Возможно, несговорчивость Ирана и провал ведущихся представителями США и Ирана переговоров по ядерной сделке вынудит Израиль нанести удар по ядерным объектам Ирана, Израиль продолжит оказывать помощь сирийским друзам. И все это будет представлено как согласованная со США позиция.
Резюмируя все сказанное в этой статье, смею утверждать, что единственным результатом ближневосточного турне Трампа, с которым он вернулся домой, стали беспрецедентные торговые сделки со странами персидского залива. Большая же часть громких обещаний Трампа по Газе, Ирану и Украине по-прежнему остались обещаниями. Как это скажется на имидже Трампа и Республиканской партии в США, покажет будущее.
Добавить комментарий