Разоблачение «неизвестного солдата»

Опубликовано: 16 сентября 2007 г.
Рубрики:
В Нью-Йорке, в кинотеатре Quad состоялась премьера полнометражного документального фильма «Неизвестный солдат» немецкого режиссёра, сценариста и актёра Михаэля Верховена.

Поводом для фильма послужила выставка, прошедшая в крупнейших городах Германии и разрушившая представление о добропорядочности простых немецких солдат. В Германии до сих пор бытовало мнение, что зверства — дело рук нацистов, эсэсовцев, а не солдат регулярной армии, вермахта. И вдруг массовый зритель увидел фото и кинодокументы преступлений, совершённых солдатами на Украине и в Белоруссии. Режиссёр проследил историю нескольких преступлений, взял интервью у некоторых ветеранов вермахта. Правда потрясла Германию — разрушила мифы, за которые держались дети и внуки солдат-насильников и убийц мирного населения. Им не хотелось верить, что их деды и отцы тоже были военными преступниками.

После премьеры режиссёр ответил на вопросы зрителей. Например: «Зачем бередить старые раны?», «Не пора ли Германии излечиться от комплекса вины?», «Не считаете ли вы, что и американцы должны повиниться в убийствах, пусть даже случайных, во Вьетнаме и в Ираке?» Режиссёр ответил, что его интересует только история Германии.

На наш вопрос, встречал ли он в процессе работы над фильмом хотя бы упоминания о тех, кто не выполнил приказ об убийстве мирных жителей, Верховен ответил, что слышал о таких, но среди ветеранов войны их не встречал. Один — лишь один — сказал, что ему стыдно за своё прошлое, за участие в убийствах евреев. Это есть на экране. Он рассказал, как был поражён, увидев совершенно бесчеловечное обращение немцев с советскими военнопленными.

Я спросил, возможен ли был бы Холокост — уничтожение 6 миллионов евреев — только силами нацистов, без участия солдат и офицеров армии? Михаэль Верховен ответил: «Нет. В этом участвовали очень многие простые солдаты и армейские офицеры. Одни сначала не хотели участвовать, но, так сказать, втянулись. Другие сразу бросились пытать, насиловать, убивать. Путь мог быть разный — результат один. Можно сказать, что в преступлениях участвовали не отдельные лица или отдельные части германской регулярной армии. А вся армия. Весь вермахт. И именно эта мысль вызвала в Германии протесты, обвинения в подделке документов, в антигерманской пропаганде.

Всё это показано в фильме. Протесты перемежаются кадрами хроники, фотодокументами, рассказами очевидцев, в том числе, жителей Украины и Белоруссии. Режиссёр показал Бабий Яр, людей, ещё не понимавших, что идут на смерть, включил кадры, в которых местное население радостно встречает немецких солдат, и поощряемое ими, так же радостно преследует, избивает и убивает евреев. Режиссёр поднимает вопрос об ответственности, вечный и болезненный для любого солдата, любого палача в любой стране: «Разве я виноват, если выполнял приказ?» Или: «Если не я, то другой бы сделал вместо меня, а меня бы расстреляли!» ... Нет, говорит Верховен, выполнение аморального приказа не может служить оправданием преступления. И были такие, которые отказывались выполнять приказ. И погибали за это. Их было не так уж много, но они были.