Всякая всячина

Опубликовано: 9 марта 2022 г.
Рубрики:

Приезжает Леонид Утёсов после концертной поездки домой в Москву, а квартира опечатана: две печати с гербами на пластилине и две ниточки между ними. В советское время войти в опечатанную квартиру могли только сотрудники «оттуда». Звонит Леонид Утёсов своему другу Никите Богословскому и печаль свою излагает. – Приезжай ко мне,- говорит Никита, - поживи пока у меня, пока тебя не вызовут «туда». Живёт Утёсов, ждёт приглашения и в уме прикидывает, за какие прегрешения на этот раз следует искать оправдания. Через неделю говорит Никита Богословский Леониду Утёсову: «Надоел ты мне в моей квартире. Поезжай в свою – это я её опечатал пятаком». 

Приглашают оркестр Леонида Утёсова в Кремль. Приглашение особенное – от него нельзя отказаться. После концерта министр культуры спрашивает Утёсова: как прошёл концерт и что исполняли? «Играли мелодии из кинофильмов «Волга – Волга» и «Весёлых ребята». А в конце исполнили «С Одесского кичмана бежали два уркана». – «Вы что, обалдели? Кто вам позволил играть такое?» – «Но нас попросили, - отвечает Утёсов. – Какой дурак мог вас попросить исполнить такое?» – «Нас попросил сыграть товарищ Сталин.

После концерта в Одессе садится Леонид Осипович в машину, вдруг бежит женщина тащит за руку маленького ребёнка: - Стойте, стойте!» Подбегает к машине: - Вот смотри, Боря, – это Утёсов. Он скоро умрёт и ты его никогда не увидишь.

После этого случая Утёсов в Одессу не приезжал.

 

Фёдор Иванович Шаляпин приходил в театр задолго до начала спектакля – распевался, накладывал грим, понемногу входил в роль.

После октябрьского переворота приходит Фёдор Иванович в театр по-обыкновению пораньше и начинает подготовку к спектаклю. Входит плотник: - Фёдор Иванович, ты чего расселся? Сейчас все равны. Иди ставить декорации. 

А для Шаляпина любая работа знакома: от бурлачества до кузнечного дела. Стучит молотком Фёдор Иванович и в полголоса напевает что-то. Поставили декорации, а за пять минут до начала спектакля надевает Фёдор Иванович шубу. «Ты куда, через пять минут спектакль?» – «А царя Фёдора сегодня пусть поёт плотник Степан – сейчас все равны». И ушёл.

 

Юный Моцарт после очередного успешного концерта спросил отца: - А теперь можно я пойду поиграю с кошкой?

 

Пианиста Святослава Рихтера спросили: «Это правда, что за неделю до концерта вы проводите за роялем по 12 часов в день?» - «Ну, что вы! Нет, конечно. По 10 часов, не больше».

К Фёдору Ивановичу Шаляпину за границей пришёл советский эмиссар с просьбой помочь молодой советской республике. «Много ли надо», - спросил певец. – «Тысяч бы десять». Фёдор Иванович пошёл в кабинет и вынес чек на сто тысяч. Эмиссар пришёл в восторг: «Большое спасибо от имени советской республики! А где получить?» – «В Москве и получите. Там у меня больше осталось».

Шаляпин посетил своего друга Максима Горького на Капри. Максим Алексеевич ( Алексей Максимович) уговаривал Шаляпина вернуться в советскую Россию. – Милый Алёшенька, – ответил Фёдор Иванович, - я был в Европе, Америке, даже в Японии. Не был только в Сибири. И не хочу.

В тяжёлые для Михаила Булгакова времена, когда его не печатали, он рассказывал друзьям устные повествования. «Раздаётся в моей квартире телефонный звонок:

 - Это Сталин говорит. Как живёшь, писатель? 

– Плохо, Иосиф Виссарионович. Книг не печатают, пьесы в театрах не ставят. 

– Барышня, дайте Большой театр. Пригласите директора. Директор? Это Сталин говорит. Ты почему пьесы Булгакова не ставишь? Почему молчишь? 

Голос барышни: - Товарищ Сталин, директор умер. 

- Какой нервный народ пошёл.

 

Было известно в своё время соперничество двух великих русских теноров: Ивана Козловского и Сергея Лемешева.

В служебный вход в театр входит Козловский. Швейцар требует предъявить пропуск.

- Я – Козловский.

- Да будь ты хоть самим Лемешевым, но пропуск предъявлять обязан.

 

Во Флоренции один сановник из знатного рода Медичи заказал Рафаэлю портрет. Художник исполнил заказ и потребовал плату в сто дукатов. Сановник посчитал плату чрезмерной. Зная о соперничестве художника с Леонардо да Винчи, сановник пригласил Леонардо оценить картину Рафаэля. – Она не стоит ста дукатов, - сказал Винчи, - она стоит дороже.

 

Петрарка писал сонеты Лауре, матери одиннадцати детей. Интересно, писал бы он Лауре сонеты, будь он её мужем?

 

Шостакович в своей Седьмой симфонии сказал всё, что хотел, и ему за это ничего не было.

Исполнялась в Ленинграде 05 марта 1942. Тишину обеспечивала авиация. Зал филармонии был заполнен полностью. Зрители аплодировали стоя и плакали. В Ленинграде за время войны симфония исполнялась шесть раз. Исполнялась она и в Англии. В Америке – шестьдесят раз.

 

Приезжает на своём автомобиле из Ленинграда в Тбилиси член нашего экипажа ледокола «Арктика» Михаил Гурьян. Его останавливает инспектор ГАИ: 

- Знак ограничения скорости видел?

- Видел. 50 километров.

- Если ты торопишься – поезжай 60. Если ты гость нашего города – поезжай 70. Если ты джигит – поезжай 80. Почему едешь 90?

 

Из воспоминаний Андрея Петровича Капицы, члена-корреспондента АН СССР, внука по материнской лини академика Крылова Алексея Николаевича. Дочь Крылова, Анна Алексеевна, – жена Петра Леонидовича Капицы. 

 

551 страница воспоминаний были написаны Алексеем Николаевичем за 27 дней – с 20 августа по 15 сентября 1941 г. в Казани. Причём все цифры, даты, фамилии дед, которому было тогда 78 лет, записал по памяти – дневников он не вёл. Кто же в советское время вёл дневники? Дневник нужно было вести в двух экземплярах: один для «товарищей» из КГБ, а второй для себя. И прятать его не как Лев Николаевич от Софьи Андреевны, разрезав толстую тетрадь поперёк, в халяве сапога, а придумать что-нибудь позамысловатее.

 

Было шесть изданий «Моих воспоминаний» А. Н. Крылова. И во всех последующих изданиях, после первого, были сделаны советские правки текста.

 

Записи воспоминаний были сделаны почти каллиграфическим почерком и при имевшихся тогда трудностях с перепечатыванием на машинке, в типографии наборщики, ознакомившись с рукописью, согласились набирать текст непосредственно с тетрадей А. Н. Крылова.

 

Внук Андрей часто обращался к деду за плмлщью в приготовлении школьных заданий. Дед с удовольствием доказывал теоремы своим оригинальным способом и очень доходчиво объяснял. К сожалению, учителя не ценили оригинальность решения, и внук часто радостно извещал: «Дед, мы с тобой опять получили двойку.» Дед очень сердился и обещал пойти в школу и там разобраться. Советская школьная система не позволяла никаких отклонений в стандартном обучении. Всё должно было идти по указанной в программе колее. В дальнейшем это вылилось в чёткие критерии: шаг влево, шаг вправо - расстрел, прыжок на месте – попытка к бегству.

 

Внучек, поняв сущность советской власти в раннем детстве, как-то спросил дедушку: « А почему тебя как генерала в революцию не расстреляли?» 

 

В книге «Мои воспоминания» Алексей Николаевич рассказывает о случае в морском училище. Перед экзаменами курсантам не сообщали содержание экзаменационных билетов. Один из курсантов проник в типографию училища. Там находился готовый к печати типографский набор экзаменационных билетов. Курсант сел голым задом на набор, а потом сделал отпечаток на листах бумаги.

 

Работал Крылов во французско-русской компании. Была запущена новая турбина, которая не выдавала расчётной мощности. Не могли выяснить причину. Крылов поставил рядом с турбиной раскладушку и слушал её работу. Потом взял кувалду и ударил в какую-то часть агрегата и турбина стала функционировать на полную мощность. Крылов потребовал от компании заплатить ему 5000 рублей. Компания согласилась с условием, что сам Крылов составит смету на такую значительную сумму. Алексей Николаевичнаписал: «Удар кувалдой – 5 рублей, за то, что знал, куда ударить, – 4995 рублей».

 

В своей квартире Алексей Николаевич часто отдыхал на диване, над которым висела картина в тяжёлой багетной раме. Со временем картина покосилась и повисла на одном гвозде. Домашние предупреждали Алексея Михайловича о «нависшей угрозе». Алексей Николаевич рассчитал траекторию полёта картины и продолжал отдыхать на диване. Картина сорвалась и пролетела над диваном, не задев его.

 

Из личных воспоминаний. В раннем детстве, 77 лет назад, я прочёл и запомнил стихотворение Льва Толстого «Как восьмого сентября». В разные годы я встречал разные варианты этого стихотворения. Открыл его сейчас, в 2020 году, и нашёл отличие «моего» стихотворения из детства от сегодняшнего в месте «Князь Ляксандра, адмирал,/Царю прямо отписал / Батющка, наш царь, / Ерофеич твой не крепок/ От твоих же малолеток/ Проку ни х…»

 

Название книги Митчелла Вильсона «Live with lightning» («Живи с молнией») в советском переводе «Жизнь во мгле» (1959).

 

 (рассказ машиниста) В 1966 году работал я кочегаром на буксире «Пионер» в Ленинградском порту. Часто беседовал с машинистом Робертом Гришанцевым – мы жили в одной каюте. Разговор часто шёл о том: когда, на каком судне и кем кто работал?

В свой первый рейс Роберт пошёл в 1943 году в Америку. У него не было фото на паспорт моряка. Он вырезал свою «личность» из общей фотографии школьного класса, и это фото наклеили в паспорт моряка.

Рассказывал Роберт о случае, когда они вышли из американского порта в Атлантику вместе с другим нашим торговым судном. Шли на небольшом расстоянии друг от друга. Вдруг всплывает немецкая подводная лодка и выпускает торпеду по соседнему судну. Судно переламывается и идёт ко дну. «Наш капитан начал выполнять противолодочный манёвр, – рассказывал Роберт, – но что толку при такой малой скорости в сравнении с подлодкой. Вероятно, у подлодки кончились торпеды и она погрузилась в воду, и мы успешно дошли до нашего порта.

 

При погрузочных работах в американском порту сорвался груз и с переломанной ключицей Роберта отвезли в госпиталь, который оказался военно-морским госпиталем. Навещавшие других моряков американцы не забывали и о русском моряке. Начал Роберт понемногу выздоравливать. Вдруг приходит какой-то человек и начинает снимать с Роберта мерки. – Ну, думаю, - рассказывал Роберт, - видимо, дела мои плохи, а самочувствие хорошее.» Вскоре всё выяснилось. Роберта в госпиталь привезли в робе, и никакой другой одежды у него не было. Перед выпиской ему вручили чемодан, в котором было два костюма, шесть сорочек и две пары обуви. Была в чемодане и морская роба, цвета морской волны, которая, не тускнела и после стирки. Советский представитель в порту навестил Роберта и выдал ему пару долларов. Роберт ожидал прихода в порт советского судна и знакомился с городом. Как и положено советскому моряку, он совершенно не знал английского языка, но выучил несколько фраз. Говорил, что с него отказывались брать деньги даже за пиво, когда узнавали, что он «союзник».

 

Был Роберт в американском порту и в День окончания войны. Говорил, что русских моряков носили по городу на руках и не знали, чем бы ещё угостить и что бы ещё подарить.

***

Первая американская женщина-астронавт, вышедшая в открытый космос, совершила погружение на дно Бездны Челленджера – самую глубокую точку Мирового океана. Кроме 68-летней Кэтрин Салливан, в погружении участвовал 57-летний бизнесмен и путешественник Виктор Весково, пилотировавший подводную лодку и финансировавший научную миссию. Для него это было третьим погружением. На глубине 10 915 метров лодка пробыла около полутора часов. Сразу после подъема исследователи связались с Международной космической станцией, чтобы поделиться впечатлениями.

Перед погружением Кэтрин Салливан прошла курсы подводной робототехники, чтобы помогать Виктору Восково в сборе образцов и исследовании морского дна.

Кэтрин Салливан участвовала в трёх космических полётах, а в 1984 году стала первой женщиной, вышедший в открытый космос.

До сих пор в Бездну Челленджера опускались только восемь человек. Одним из них был режиссёр Джеймс Кэмерон, который в 2012 году в одиночку погрузился на глубину 10 898 метров и провел там около трех часов. За это время он успел собрать образцы пород и живых организмов, а также организовал киносъемку с помощью 3-D камеры.

 

В Питере, на Московском проспекте у Техноложки в музыкальном магазине покупаю комплект струн для гитаоы. Продавец, молодой парень порекомендовал мне акклод (комплект) не известной мне фирмы. Я продавцу: «Сейчас приду домой, поставлю новые струны и заору песни во всю глотку». – «Но для этого надо принять вовнутрь», - говорит продавец. И продолжает. - Есть такой анекдот. Собрались звери на застолье с условием, что каждый пьёт то, что принесёт. Медведь принёс три литра, волк – литр, лисица притащила пол-литровку и заяц - чекушку. Приходит осёл и выставляет на стол «мерзавчик» (125 мл). «Мы договорились, что каждый пьёт только то, что принесёт». - говорят ему. – «А мне только для запаха, а дури у меня и своей хватит».

Продавец улыбался и помахал мне на прощание.

 

Тёплый летний дождь. Захожу в магазин, достаю из нагрудного кармана 500 рублей и подаю кассиру. –Вы что, её стирали? – Нет. Я над ней плакал – она последняя.

 

Еду в электричке. Транспортная торговля. Предлагаются носки из хлопка и бамбука. «Дайте мне две пары». – «Вам что ближе: хлопок или бамбук?» – «Мне, вообще-то, ближе дуб».

Иду с пятилетним внуком по берегу реки. Лето, тепло и тихо. На лужайке трое знакомых парней рсположились «отдохнуть». На траве бутылки с закуской. – Привет! Выпей с нами. – Спасибо, ребята, не хочу. Поговорили о погоде, «о ценах на зерно, о росте цен на валюту». – Давай, выпей с нами. – Не хочу я. 

Внук, добрая душа, в поддержку деда: – И я не пью, когда не хочу.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки