Перейти к основному содержанию
 logo
  • Вход
  • Регистрация

Форма поиска

6 ноября 2025 г.

Основные ссылки

  • Главная
  • Рубрики
  • Альманахи
  • Видео
  • О нас
  • Блоги
  • Авторы
  • Клуб Друзей ЧАЙКИ
  • Книжная лавка
  • Подписка
  • Юлия

Вы здесь

Главная » Блоги » Блог Ирина Чайковская

Я вспоминаю...

Читать блог пользователя
Ирина Чайковская
Опубликовано: 12/07/2017 - 21:41

Всем родившимся в декабре

Ya_vspominayu_illyustraciya.jpg

Плачу, плачу - громко, горько, отчаянно. Реву. Слезы – потоком. Неужели никто – ни мама, ни папа - не подойдет? Неужели они не видят, какая несправедливость случилась? Какая неправда? Разве можно с этим мириться? Лучше умереть. Я, наверное, умру от этого плача. Если никто не подойдет, точно умру. Разорвется сердце. Неужели? Никто? Дядечка подходит неслышно, берет за плечи. – Ты о чем плачешь? - Они... они... они сказали. Слова не выговариваются, да и смысл плача сформулировать трудно. Накатило. Мама что-то сказала, потом папа, потом оба... показалось, что все неправильно, все не так. И вот дядечка. Пришел на кухню, успокаивает. Как я люблю дядечку, он лучше всех!

Дядя Леня! Сколько часов мы с сестрой простояли возле кухонного окна, выходящего на говорливое Рязанское шосссе. Высматривали машину с зелененьким огоньком – тогдашнее такси, ведь дядечка должен приехать, обещал. Сколько раз он не приезжал, и какое это было разочарование – не приехал! А когда приезжал – какая это была радость: дядечка приехал. Привозил подарки. Но радость была не из-за подарков, дядечка был красивый, добрый, веселый. Самый лучший!

Как-то случилась авария с такси, в котором он ехал. Дядечка отделался травмой носа. Какие были у нас переживания! Дядечка такой красивый, каким он выйдет после больницы?! Нос получился с зазубринкой, даже не очень заметной. Вполне можно было не заметить. Только иногда казалось: хорошо бы без зазубринки, чтобы дядечка был совсем как раньше.

Однажды на его дне рождения я увидела очень красивую женщину, с зелеными глазами, светлым, словно сливочным лицом, платком на покатых плечах. Я глядела на нее неотрывно: какая красавица. А она смотрела - и тоже неотрывно - в другую сторону. Я проследила направление ее взгляда. Она смотрела на дядечку. 

Наверное, у него было много романов. Мы знали нескольких молодых женщин, которые страдали, плакали из-за него. Почему дядечка не хотел жениться? Женщины были такие милые, такие красивые, так его любили, так плакали от его невнимания – даже мы это видели. 

Дядечка женился почти в сорок, это был мезальянс, жена была простая, без образования, зато появилась дочка. Но дядечка оставался веселым и беззаботным человеком, художником. Дома появлялся поздно. С дочкой гулял наш папа. 

Одна наша знакомая называла его дядя Леня из Рио-де-Жанейро. Вот-вот. Наверное, в Рио-де-Жанейро все такие. Красивые и беззаботные. Умеющие утешать детей. Только не своих, со своим ребенком у них получается хуже. Совсем не получается. Что поделаешь - нет в мире совершенства.

***

А в день рожденья приезжали гости. Взрослые. Это были наши общие гости, но немного мамины.

Мама кончала с этими веселыми людьми аспирантуру. Они называли ее Саркой и Чаечкой. Они привозили нам - не помню что. Главное, они привозили нам беспрерывное веселье с момента приезда до момента отъезда. Разве можно забыть такой день рожденья, когда ты без остановки смеешься, радуешься, рот до ушей? Они вспоминали всякие случаи. Упоминали незнакомые фамилии: - А помнишь, Ермольева? - А однажды Зильбер... Молодая была компания, ученые-микробиологи, вступающие в жизнь. С каждым годом они прибавляли солидности, росли в должностях. Но наш день рожденья оставался все таким же долгожданным и веселым.

Самое большое веселье приносила с собой одна пара. Мирра Александровна и Илья Николаевич. Она черная, остроглазая, в очках, стремительная, с насмешливым взглядом. И он – очень высокий и худой, блондин, степенный и спокойный, с добрыми глазами – полная ей противоположность. Как же они пикировались! Как же она изводила его своими колкостями. И как он умел ей достойно, не обидно ответить. И как бы они ни пикировались, было видно, что любят, жить друг без друга не могут...

А когда нам было девять лет, точно по Данте, они привезли с собой своего сына, Сашу.

И подарили нам дружбу на много–много лет, дружбу, которая прервалась, но не кончилась... она будет еще долго продолжаться, до самого конца и дальше, когда Там все встретятся и будут беспрерывно смеяться, словно две маленькие девчонки-близняшки на своем когдатошнем дне рожденья. 

***

 

Ya_vspominayu_illyustraciya_2.jpg

Мы звали ее Машинчик, она была тетя Маша, няня. Убежала из своей мордовской Зубовой Поляны, где голодала и бедовала. В Москве нашла приют у мамы с папой, к тому времени заимевших двойню.

 Плохо говорила по-русски, мы, маленькие, не понимали, откуда такие слова: метермондрик, субцы. Могу их расшифровать, но зачем? Мама уходила на работу и оставляла нас с Машинчиком. И давала ей рубль. На рубль в день мы все жили, ели жареную картошку на постном масле, мы с сестрой любили жаренки. Из девятиметровки в старом доме перебрались в новостройку, одна комната с соседями. Машинчик спала в коридоре под вешалкой. Соседи не возражали. И мы не возражали, когда пьющий Мишка падал в коридоре и лежал в луже.

Мне было до слез жаль Машинчика, что она одна, что спит в коридоре и на нее, бывает, сваливаются пальто и шапки. Когда мы подросли, а тетя Маша, благодаря папе, получила свое отдельное жилье, нам очень хотелось ее повеселить, чем-то порадовать. Она ведь прожила такую тяжелую, непосильную жизнь. Водили ее в кафе-мороженое, в кафе в парке Горького. Не помню, нравилось ли ей ходить в кафе. У нее была церковь, она ездила туда по воскресеньям. Куда-то на Рогожскую. А на наши дни рожденья не оставалась. И так много людей, а площадь маленькая. Уходила и приходила только поздно вечером. Рассматривала подарки. Однажды - было это в раннем детстве – я с бидоном отправилась за водой во двор. Но ручка колонки не поддавалась, вода не шла. Тогда я вспомнила, что говорила Машинчик: «Нужно сказать, Господи, помоги». И сказала. Вода пошла.

Нет давно нашей тети Маши, но, когда что-то не получается, я всегда говорю: «Господи, помоги!» Помогает не всегда. Но всегда при этом вспоминаю тетю Машу, нашего Машинчика. И сжимается сердце, закипают слезы, возникает ощущение ужасной вины... Да простят нас все, кто жил рядом с нами на этой земле! 

***

Еще мы пели хором. Сидели за столом – и пели. Уже гости попробовали все нехитрые припасы – картошку, селедку, рижские шпроты, оливье, бывало, что и рыбку, и грибочки, и моченые яблочки. Уже спели свое соло и тетя Тамара – «Вай, Хайне», и дядя Исаак – «Дывлюсь я на нэбо». Уже дядечка, под аккомпанемент пальцев по скатерти, исполнил «Шаланды полные кефали» и «Рио-де-Жанейро – чего же там только нет». И тут наступала очередь хора. Пели упоенно. Репертуар был разнообразный. «Каким ты был, таким ты и остался», «Старый клен», «На тот большак, на перекресток». Все песни были о любви, пелись с душой. Когда компания была чисто еврейской, пели величальную «Ломералом нейнэм». Каждого сидящего за столом «аида» называли по имени и славили. И сердце переполнялось гордостью, что мы – евреи и поем на непонятном, но своем языке.

Но самой любимой песней, песней венчающей вечер, обычно была «Индонезия». Не знаю, откуда она взялась и кто сочинил такие чудесные слова и такую звучную мелодию. Пели на голоса.

Ты красот полна, в сердце ты одна,/Индонезия, страна моя! 

Рвалась песня из груди, летела на простор, растворяясь в нагретом воздухе застолья. Перед глазами возникал мираж - «страна родная Индонезия» с яркими цветами, под жарким солнцем. 

Никогда-никогда не думалось, что придется когда-нибудь там побывать. Страна мечты.

 Мама с папой, дядечка, тетя Тамара и прочие гости, они так и не побывали в Индонезии. А где они вообще-то побывали? Где они побывали, наши замечательные мама с папой? 

 Страна родная Индонезия – поет наш домашний хор, сестра ведет втору. Все еще впереди...

 

  • 5529 просмотров
  • Добавить комментарий

Комментарии

Аватар пользователя Николай Боков

Bravo!

Оставлен Николай Боков вт, 12/12/2017 - 17:55

Очень мягко, лирично...

Спасибо!

  • ответить
Аватар пользователя Игорь Волошин

Я вспоминаю...

Оставлен Игорь Волошин сб, 12/16/2017 - 10:53

Какие теплые и знакомые детские воспоминания. Нечто подобное было и в мое детстве. Чудесно. Спасибо.

  • ответить

Добавить комментарий

Справка

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки

Неделя культуры с Ириной Чайковской

Борис Рыжий. Если в прошлое, лучше трамваем...

Наши старинные бостонские друзья Боря Фурман и Вика Коваленко под руководством Сергея Линкова и при активном участии музыканта А. Зильберберга поставили поэтический спектакль и прислали его видеоверсию.  В центре спектакля - драматическая судьба русского поэта Бориса Рыжего, добровольно ушедшего из жизни в 26 лет.

09/27/2025 - 13:10
Я не убивал! Мысли по поводу фильма «Переходный возраст»

Сорокапятилетний англо-американский режиссер Фил Барантини снял фильм о подростках, в центре которого расследование убийства тринадцатилетним Джеми одноклассницы Кэти. Убил ножом, нанеся множество ран и оставив жертву на месте преступления. Мне захотелось принять участие в обсуждении фильма не потому, что он возбудил не шуточный интерес в разных кругах многонационального мира, просто картина меня захватила, к тому же в ней затрагивались всегда волновавшие меня темы - детской души, воздействия на нее школы и родителей...

05/02/2025 - 21:19
Остановись, мгновенье. О фильме Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана»
Какие фильмы можно делать в России в 2022 году? Ну, не о войне же! Якутский режиссер Любовь Борисова сделала фильм о КРАСОТЕ.Оглянулась вокруг – ой, сколько всего чудесного, красивого, достойного удивления в том, казалось бы, убогом месте, где почва – вечная мерзлота, а лето такое короткое, что и не заметишь.. Просто нужно Любить и Видеть – и тогда перед тобой откроются удивительной красоты пейзажи, необычной выделки домашняя утварь, небывалой красоты и силы народное пение, а уж люди какие! Стойкие, сильные, способные многое выдержать, и при этом добрые и даже нежные душой...
08/15/2024 - 03:06

Все материалы

Аудиокнига Ирины Чайковской "Вольный ветер". Читает Марк Чульский

Аудиокнига состоит из трех рассказов и повести: 1. "Ворожея", 2. "Симонетта Веспуччи", 3. "Возвратная горячка" и "Повесть о Висяше Белинском в четырех сновидениях": 1. Никанор, 2. Мари, 3. Сашенька, 4. Свобода. В центре рассказа "Ворожея" судьба писательницы, классика украинской литературы Марии Маркович (Марко Вовчок). В рассказе "Симонетта Веспуччи" говорится о трагической судьбе Вареньки Богданович, воспитанницы Варвары Тургеневой. "Возвратная горячка" погружает нас в атмосферу второй половины 19 века, в центре  - фигура Павла Анненкова.

(В России для прослушивания используйте VPN).

Русский язык от Марины Королевой

О трудностях русского языка - легко, увлекательно, коротко. Марина Королёва, филолог, радио- и телеведущая, писательница, драматург, филолог

В блогах

Граница родины с границею творенья: День памяти Константина Случевского (1837 - 1904)
Михаил Синельников
"Случевский далеко не бездарен" - так написано в одном письме Фета Толстому. Я бы нынче истолковал это замечание, как авторитетнейшую рекомендацию в Союз писателей... На самом деле в цеховом кругу поэтов всегда существовало спорное, на протяжении столетия устойчивое мнение, что Случевский был великим поэтом.
10/08/2025 - 13:29
Башенная ночь: День рождения Константина Вагинова (1899 - 1932)
Михаил Синельников
Жизнь недолгая, а смерть по обстоятельствам эпохи своевременная. Любимый мой поэт в юности, я "Опыты соединения слов посредством ритма", прежде чем добыл книгу, переписал от руки целиком и выучил наизусть. Но знал о Вагинове и по семейному преданию: он, возвращаясь с моим отцом от общих друзей, всю дорогу читал ему свои удивительные стихи. И понятно, что я был разъярен, прочитав в недавнем собрании стихотворений Вагинова заключительные слова составительницы (!) Что, мол, все эти стихи мало чего стоят, а главное - проза.
10/04/2025 - 13:22
В театре Господа-Бога (Газели Алишера Навои)
Михаил Синельников
Алишер Навои - создатель поэм, замечательных глубиной психологической разработки, которая сочеталась с преображением традиционных сюжетов. Я думаю, у нас в России многие прочли эти повествованья ещё в отрочестве. Но грандиозная и по качеству, и по количеству лирика этого великого поэта переводилась в малой мере. Препятствием определенно были сложность мистической символики и то обстоятельство, что воспеваемая любовь обращена к Творцу...
10/02/2025 - 13:14
Завершение Хиджры
Михаил Синельников
Многочисленных друзей сердечно поздравляю с праздником - Днем завершения хиджры, переселения Мохаммеда из Мекки в Медину 1403 года назад. Каковы бы ни бывали в последовавшие столетия отношения между авраамическими религиями (по существу вариантами одной религии) не подлежит забвению обращение Пророка к мединским иудеям с предложением союза и братства. А также замечательный эпизод с прибытием посольства из византийской тогда Сирии. Пророк сказал христианам:" Вы можете помолиться в мечети!"
09/24/2025 - 13:08

Все блоги

Страничка юмора

2 ноября 2025 г.
Проза
Юмор
Ваагн Карапетян
Ограбление века
... Cтояла теплая, безветреная погода. Свободные от дежурства солдаты собрались в спортгородке. Кто спину грел, раздевшись до пояса, кто подтягивался на снарядах. Вот там-то и подловил меня дежурный по части лейтенант Иваничев и сходу выпалил: – Карапетян, телефонограмму получили. Тебя вызывает к себе начальник политотдела, генерал-майор Радулин...
 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей журнала ЧАЙКА и получать избранные статьи, опубликованные за неделю.

Основные ссылки

  • Главная
  • Рубрики
  • Альманахи
  • Видео
  • О нас
  • Блоги
  • Авторы
  • Клуб Друзей ЧАЙКИ
  • Книжная лавка
  • Подписка
  • Юлия
Товары для школы купить
Copyright © 2001-2014 by the Seagull Publications Corporation. All rights reserved.