Частный корабль в космосе. В понедельник 21 июня частный корабль с пилотом на борту впервые достиг границы космического пространства

Опубликовано: 2 июля 2004 г.
Рубрики:

Космический аппарат SpaceShipOne, поднявшийся на высоту 100 километров, построен калифорнийской компанией Scaled Composites, располагающейся в городке Мохав в 80 милях к северу от Лос-Анджелеса. Компания была основана в 1982 году энтузиастом авиакосмической техники Бартом Ратаном и занималась разработкой применяемых в этой области конструкций из композитных материалов.

Спонсором проекта постройки космического аппарата выступил партнер Билла Гейтса, один из создателей компании “Майкрософт” Пол Аллен. Он вложил в проект корабля 20 миллионов долларов. Аналогичную сумму заплатил космический турист Денис Тито за полет на Международной космической станции.

По мнению Ратана, в будущем частный космический корабль сможет доставлять туристов на низкую космическую орбиту в среднем за 30-50 тысяч долларов.

Работу над трехместным кораблем и его самолетом-носителем на фирме начали восемь лет назад. В прошлом году были проведены первые летные испытания самолета-носителя White Knight, работа же над всем космическим комплексом, который помимо летательных аппаратов, включает в себя и передвижной центр управления, должна быть завершена до конца текущего года.

Если Scaled Composites удастся выдержать эти сроки, компания вполне может рассчитывать на завоевание приза XPRIZE размером 10 миллионов долларов. Этот приз 18 мая 1996 года учредил Питер Даймендис с целью “стимулировать усилия по созданию новых, более доступных для широкой публики средств доставки пассажиров в космос”.

Время, отпущенное коммерческим структурам на участие в конкурсе, истекает 31 декабря, поэтому приходится торопиться. Награду получит компания, чей космический корабль будет создан без участия правительственных организаций, поднимется на высоту 100 километров и совершит, по крайней мере, два таких полета в течение двух недель. Первую часть требований компания Scaled Composites уже выполнила.

Соревнование между создателями частных космических кораблей вызвало интерес у руководства НАСА, которому президент Буш рекомендовал в будущем передать запуски на низкую орбиту частнoму сектору. Почти сразу после успешного полета корабля SpaceShipOne сотрудник управления НАСА по космическим исследованиям Майкл Лембек рассказал о планах агентства в этой области.

По словам Лембека, в агентстве собираются предложить премии в размере от 10 до 30 миллионов долларов за создание частных космических аппаратов. Конкретных предложений Лембек не назвал, но в качестве примеров возможных достижений, за которые будут полагаться премии, назвал мягкую посадку на Луну или доставку на Землю фрагмента астероида. Очевидно, что такие проекты частным компаниям пока не по карману.

Работу над комплексом White Knight—SpaceShipOne компания Scaled Composites долгое время вела в полном секрете. Теперь, после завершения важного этапа испытаний, стали известны некоторые детали этого проекта. Компания использовала достаточно давние разработки советских и американских космических специалистов. По принятой схеме полета, самолет-носитель поднимает прикрепленный к его фюзеляжу орбитальный аппарат на высоту около 15 километров, где комплекс разделяется: White Knight возвращается на землю, а SpaceShipOne, после того как его пилот включит ракетный двигатель корабля, со скоростью более двух с половиной тысяч миль в час взмывает на высоту 100 километров.

Аналогичную схему в свое время испытывали создатели российского корабля “Буран”; экспериментировали с ней и в НАСА, когда только начинали работу над шаттлами. Нечто подобное предполагает использовать в своей последней разработке и московское конструкторское бюро имени Мясищева. Оно создает космический челнок для туристов, который будет забрасываться в космос на “спине” высотного самолета М-55 — русского аналога американского самолета-разведчика U-2.

Некоторые детали полета. На суборбитальной высоте, где за стеклами иллюминаторов уже царствует космическая темнота, SpaceShipOne провел всего несколько минут. В это время пилот испытал кратковременную невесомость. После этого двигатель корабля был отключен, и корабль спланировал к земле. Возвращение на космодром заняло немногим более четверти часа, а скорость посадки была примерно такой же, как у небольших любительских самолетов. Максимальная перегрузка, которую испытал пилот, не превысила перегрузки на аттракционе “американские горки”. Поэтому будущим членам экипажа SpaceShipOne не нужно будет обладать отменным здоровьем; не придется им проходить и многомесячную подготовку.

Однако первый полет прошел далеко не так гладко, как хотелось бы. Как признали пилот Майк Мелвилл и конструктор Барт Ратан, они встретились с серьезными неполадками, которые при менее благоприятном стечении обстоятельств, могли бы повлечь за собой катастрофу. Через 70 секунд после включения ракетного двигателя при достижении аппаратом нижней границы космоса произошла полная потеря управляемсти. Спасти корабль и пилота удалось с помощью резервной управляющей системы.

Еще один сбой произошел вскоре после включения ракетного двигателя. Пилот и зрители на земле услышали громкий хлопок. В послеполетном интервью Мелвилл сообщил, что никаких повреждений конструкции двигателя “хлопок” не нанес. Скорее всего, его причиной стал выброс твердого топлива из сопла с последующим его сгоранием или какая-то второстепенная деталь двигателя, отвалившаяся в полете.

Наконец, еще одна неполадка случилась еще до включения ракетного двигателя. Непосредственно перед тем, как пилот собирался включить двигатель, аппарат свалился на 90 градусов вправо. То же самое повторилось и после попытки выровнять SpaceShipOne. Со второй попытки Мелвилл все же выровнял космический корабль и включил двигатель.

Наличие серьезных неполадок в первом полете заставило компанию Scaled Composites отложить на неопределенный срок начало полетов с туристами на борту. Компания стала первой негосударственной организацией, получившей 1 апреля от Федерального управления гражданской авиации (FAA) лицензию на полет. Кроме Scaled Composites, в борьбе за XPRIZE участвуют еще 25 команд из семи стран. В том числе и единственная русская частная компания Suborbital Corporation, которая собирается запустить свой суб-орбитальный корабль из космопорта в Австралии.

Комментарий специалиста

Наш корреспондент Александр Сиротин взял интервью у старшего редактора кэмбриджского журнала “Небо и телескоп” (Sky & Telescope Magazine) Келли Битти. Вот, что он рассказал:

— В Америке монополист исследования космического пространства НАСА не хочет заниматься космическим туризмом и продавать места в шаттлах. Первые двое туристов, посетивших космическую станцию — Деннис Тито и Марк Шаделворт, — преодолели колоссальное сопротивление со стороны администрации НАСА. Федеральное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства хочет заниматься наукой и серьёзными делами. Поэтому если частные предприниматели сумеют создать целую индустрию космического туризма, НАСА будет только приветствовать это.

— Но не составит ли в будущем частное предпринимательство конкуренцию НАСА и в научных исследованиях?

— Думаю, нет. Тот частный космический корабль, что мы видели недавно, совсем иной и мало приспособленный к орбитальному полёту. Но только с орбитального полёта начинаются научные исследования. На заре космоплавания учёные использовали космические ракеты с одним астронавтом, который взлетев за пределы земной атмосферы в течение всего нескольких минут мог наблюдать за какими-нибудь объектами. Но в наше время исследования в околоземном пространстве проводят спутники, которые намного экономнее, чем любая частная ракета. Поэтому частное космическое ракетостроение никак не составит конкуренцию НАСА. Да и российскому коммерческому космическому туризму тоже. Продемонстрированный нам недавно космический корабль в состоянии совершить очень кратковременный полёт с кратковременным пребыванием в невесомости. Он не может обогнуть земной шар и пассажир не увидит очертания стран и континентов на нашей планете. Поэтому российский космический корабль, который может доставить пассажиров на Международную космическую станцию, останется привлекательным для богатых любителей приключений. Это, конечно, очень дорогое удовольствие, но гораздо большее, чем полёт вверх-вниз...

— Ну, хорошо, в ближайшее время вы не ожидаете от частного ракетно-космического предпринимательства больших успехов. А в более далёком будущем? Лет через 10-15?

— Я не могу себе представить, чтобы любой частный предприниматель смог создать ракету, способную доставлять людей на околоземную орбиту. Это слишком сложно. Те, кто готов удовлетвориться кратковременным путешествием, так сказать, по прямой, чтобы увидеть из космоса, как выглядит планета Земля и как выглядит космическое пространство, получат такую возможность благодаря развитию частного космического ракетостроения. Кто-то, возможно, сумеет построить свою личную космическую ракету за меньшие деньги, чем взимают сейчас российские агентства за одно пассажирское место на Международной космической станции. Но, повторяю, несравнимое впечатление получат те, кто выйдет на орбиту, окажется на Космической станции, проведёт там относительно долгое время — часы, дни, недели... Но это ещё долго будет возможно только в сотрудничестве с правительствами.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки