Любимая валюта мира. Бюджет, госдолг и доллар

Опубликовано: 1 сентября 2011 г.
Рубрики:

us-treasury-bills.jpg

Бланк чека министерства финансов США
Платежеспособность США — это гарантия того, что вы получите причитающуюся вам сумму, выписанную вот на таком бланке вовремя
Платежеспособность США — это гарантия того, что вы получите причитающуюся вам сумму, выписанную вот на таком бланке вовремя
 

Рейтинговые агентства

 Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P)впервые в истории (с 1917 года) понизило долгосрочный кредитный рейтинг США с максимального уровня «ААА» до уровня «АА+» на фоне опасений, связанных с ростом дефицита бюджета страны. «Политические распри последних месяцев подчеркивают, что управление страной и процесс принятия государственных решений стали менее стабильными, менее эффективными и менее предсказуемыми по сравнению с нашими прежними представлениями», — говорится в докладе агентства. Эта потеря доверия означает 100 млрд. долларов в год дополнительных расходов на обслуживание долга.

Министерство финансов США считает, что агентство S&P ошиблось в расчетах на 2 трлн. долларов. То есть преувеличило долг и преуменьшило валовой продукт. Столь грубая ошибка ставит вопрос о компетентности специалистов этого рейтингового агентства, полагают демократы. Республиканцы же полагают, что это вовсе не ошибка, а трезвое предупреждение правительству США о том, что нужно экономить. Спикер палаты представителей Конгресса США Джон Бейнер даже заявил, что решение S&P — закономерный итог бесконтрольного роста расходов американского бюджета.

Кроме агентства Standard & Poor’s в мире есть еще два уважаемых рейтинговых агентства — Moody’s и Fitch. И вот эти два не изменили рейтинга США — он как был, так и остался высшим, обозначаемым как ААА. Такой же рейтинг имеют также страны Европы — Австрия, Англия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Голландия, Швейцария, Швеция, а также Австралия, Канада, Гонконг, Сингапур (всего 16 стран). И не просто ААА, а с тенденцией «стабильно».

У Америки очень маленькая ступенька вниз. Немного хуже то, что тенденцию агентство Standard & Poor’s сейчас определило как негативную. Это значит, что ее аналитики не очень верят в то, что Обама сумеет снизить государственные расходы.

 

Государственный долг

 Давайте поговорим про государственный долг. Сначала о самом понятии. Он состоит из двух частей — внешний долг и внутренний.

Внешний долг США — это резервная валюта других стран и ценные бумаги — гос. облигации, акции и другие активы компаний. Из общего долга — немногим более 14 трлн. долларов — внешний «весит» 4 трлн. И распределен среди десятков стран, которые очень хотели быть кредиторами.

То есть, называется-то долг, но означает валютные запасы других стан и облигации, которые дают им надежный доход как проценты по вкладу или дивиденды. Так как «иностранцы» покупают американские доллары и ценные бумаги, то они являются кредиторами США, а США — должником. Америка обладает эксклюзивным правом на эмиссию долларов и всегда может формально рассчитаться с кредиторами по любому долгу, номинированному в собственной валюте.

Внутренние долги США это то же самое, что накопления населения США и тоже есть производное от желания иметь много долларов и жить хорошо.

 

Доллар и свободно конвертируемая валюта

И дело не в том, что доллар — конвертируемая валюта. Все конвертируемые валюты примерно равны по надежности, это и есть их признак.

Конвертируемая валюта от неконвертируемой отличается не так уж сильно. Любую национальную валюту можно поменять на любую другую, включая доллар. Наверняка вы слышали, что за рубли в обменниках Москвы можно получить доллары. Даже зимбабвийские доллары, пока они существовали, можно было обменять на евро. Если очень быстро бежать и менять на вес.

Разница между этими двумя типами валют только в одном: в легкости и минимуме промежуточных шагов, которые нужно совершить для обмена. Конвертируемая меняется сразу, за один шаг и в любом аэропорту. А вот неконвертируемая — через много шагов и не в аэропорту. А, например, только в банке. И чем валюта хуже, тем сложнее ее поменять. Скажем, белорусские рубли сейчас нельзя поменять даже в минских обменниках. Можно только в центробанке с визой директора. И с предварительным визированием-согласованием начальниками отделов.

Уникальность доллара вовсе не в его конвертируемости. А именно в том, что это первичный масштаб курсов валют.

Ну вот, а теперь — главное. Исторически вышло так, что с 1944 года доллар стал равен золоту (паритет) — это так называемая Бреттон-Вудская система. Она возникла как результат доминирующего положения экономики США в конце вой­ны и согласия Европы на то, что Америка помогла ей в послевоенном восстановлении, для чего США предложили свой доллар в качестве мировой валюты.  С тех пор государственный долг Америки только рос (пару раз не рос), потолок долга все время увеличивали, и случалось это 77 раз. Если говорить грубо, в мире росла долларовая масса. И мир этого очень хотел. Интересно было бы взглянуть на того, кто отказался бы от долларов.

С 1971 года доллар стал единственной валютой, а золото превратилось в обычный товар. Это привело к тому, что доллар стал масштабом соотношения разных валют между собой. Своего рода ценовым метром, эталоном. Помимо доллара (и привязанного к нему евро) нет иного масштаба соотношения цен и стоимостей.

Перейти сейчас на национальные «валюты» — это все равно, что от метрической системы перейти к «национальным единицам» длины. Измерять в локтях, аршинах, косых саженях, футах, пальцах, шагах, ногтях и пр. Перевести одну единицу в другую не получится, потому что этих вершков и футов было много, в зависимости от селения. К тому же перевод не удавался бы в целых числах, получались бы дробные и вообще иррациональные цифры.

Вы обратили внимание, что все основные поставки сырья оцениваются в долларах? Нефть. Газ. Металл. Да и само золото. Почему? Все потому же — доллар первичный масштаб. А через него, конечно, любое сырье, как и любую валюту, можно пересчитать и выразить.

 

Увеличение потолка госдолга

Итак, могу высказать мысль, что возможность эмиссии доллара или принятие решения в Конгрессе об увеличении потолка госдолга есть не более чем форма существования доллара в виде единого мирового масштаба цен. Валютные запасы двух сотен стран — это часть внешнего долга США, который уже превысил годовой ВВП Америки и будет теперь равен 16,5 триллионов долларов. Ну, это так же, как способом существования звезды является ее излучение, за счет которого она все время теряет массу. Скажем, Солнце каждую секунду худеет на 4 млн. тонн. А долг США все время растет.

Да, возможность роста внешнего долга США пока связана с желанием и возможностью других стран покупать американские облигации, акции и держать свои валютные резервы в долларах.

Покупка американских ценных бумаг выгодна другим странам — они дают гарантированный доход, ибо степень надежности экономики и доллара США оценивается по высшей категории.

По своим государственным долговым обязательствам или векселям США исправно платят проценты в счет их обслуживания — например, 414 млрд. долларов в 2010 году.

Спрашивается, почему другим странам выгодно покупать американские ценные бумаги и иметь доллары?

 

Кредиторы США:Россия, Китай, Япония

 Возьмем Россию. Ее главные валютные поступления идут от нефти и газа. Что делать с поступающими миллиардами долларов? Предположим, за счет этих поступлений повысят зарплату и пенсии всему населению. Завтра же подскочившая инфляция съест эту прибавку и вся выручка улетучится. Допустим, эти доллары направят на модернизацию. Практика показала, что 20 процентов всех бюджетных расходов раскрадывается. Это уже давно норма — говорят, что это отступные, которые власть платит чиновникам за их лояльность. Если же сумма «на модернизацию» резко подскочит, то это будет знаком: хватай, сколько можешь унести. Строительство заводов дело долгое, а унос — быстрое. Что же остается? Хранить доллары? Да. Но ведь инфляция их постепенно уменьшает? Значит — покупать ценные бумаги, американские облигации, акции, доходность которых выше инфляции. Именно это и делают.

Нечто сходное происходит и с Китаем. У него главные валютные поступления идут за счет экспорта ширпотреба. Повышать заработок китайцев нет резона из-за инфляции. Модернизация хорошо идет и без дополнительных вливаний, а если их увеличить, то это в свою очередь укрепит юань (сделает юань более дорогим), то есть сделает китайские товары менее конкурентоспособными, что приведет к уменьшению объемов экспорта, сокращению производства и увеличению безработицы, что чревато социальными беспорядками. Посему китайское руководство нейтрализует избыточную валютную выручку, покупая американские облигации, т.е. продолжая давать американскому правительству в долг.

Если бы страны, в том числе главные кредиторы США — Китай (держит 8 процентов долга США) и Япония (6.4 процента) отказались от доллара, то это привело бы к невиданному финансовому хаосу и кризису, которого еще не было. Так что мир предпочитает платить своего рода долларовую ренту, чем погрузиться во мрак валютной неразберихи. Миру платить за кредитование Америки выйдет гораздо дешевле, чем отказаться от этого стандарта и мерила.

Однако, это не значит, что так будет продолжаться вечно.

Конечно, «долг» есть величина условная и эфемерная. Не случайно же все страны имеют внешние (и внутренние) долги. Между прочим, Япония, третья экономика мира и вторая по валютным долларовым запасам (то есть, она вторая страна кредитор после Китая) имеет государственный долг, более чем в два раза превышающий ее ВВП. Да и Китай имеет.

При этом страны должны друг другу. Именно потому, что долг есть некая цифра, написанная на бумаге или в двоичном коде в компьютере, ее легко стереть ластиком или командой delete. Бывают списания долгов. Бывают взаимозачеты долгов. Одно движение — и нет никакого долга.

 

Есть ли предел роста госдолга США?

И все же рост долга США не бесконечен. Как бы это пояснить? Ну, в мире должен быть интерес к приобретению долларов и разных ценных американских бумаг. Если этот интерес иссякнет, то долг США как бы не сможет расти. Скажем, у африканских племен пигмеев интереса к доллару нет, потому что они питаются упавшими на них бананами и не нуждаются в валюте. Посему пигмеи не могут быть кредиторами Америки. Выходит, долг Америки, который обеспечивает ей высокий уровень потребления, требует и от других стран тоже высокого уровня жизни. Мы же видим, что и европейские страны начинают сдавать. Греция, Португалия, Испания, теперь еще и Италия. Если они по своей бедности не могут пополнять свои валютные запасы и авуары, то выпадают из обоймы поддерживающих благополучие американских обывателей.

Между прочим, Греция имеет самый низкий среди всех стран рейтинг CC Negative. И даже ССС Negative.  И эту оценку дают все три агентства. И ничего — член Евросоюза и еврозоны. Хуже не бывает. Точнее, бывает, но эти страны вообще вне рейтинга — такие, как Северная Корея, Зимбабве, Гаити или Науру, получившая за признание Южной Осетии приличную мзду, но недостаточную для самого малого рейтинга.

На днях Путин сказал, что особое положение с долларами обеспечивает «паразитизм» Америки, как ее веселую жизнь за счет «третьих стран». И в очередной раз предложил рубль как замену доллару в качестве мировой валюты. На что спокойный и уравновешенный Константин Ремчуков (редактор и владелец «Независимой газеты») в программе радио «Эхо Москвы» сказал: «Мели, Емеля, твоя неделя». Ведущая Марина Королева только хрюкнула от удовольствия. И далее Ремчуков продолжал: «Не нравится доллар, делай рубль. У тебя же есть нефть, продай за рубль. Чего-то я года 4 слышал про то, что биржу откроют. На которой газ и нефть будут продавать на рубли. Даже какое-то название креативно-инновационное придумали. Но чего-то никто не покупает. Граждане не могут наслаждаться рублем как долгосрочным средством сбережения. То есть, если посмотреть за последние 20 лет, то те, кто вкладывался в рубль, ни разу не сохранили свои сбережения. Наоборот эти риски только увеличивались. И поскольку ... одна из функций денег это средство накопления, сбережения, а не только средство платежа, сделайте так, чтобы в рубль вкладывались и знали, что мои все сбережения в рубле, и я донесу их до пенсии».

На самом деле речь не идет о России или о странах третьего мира, а как раз о странах с мощной экономикой. Всем известно, что главными потребителями долларов являются как раз вторая и третья экономики мира — Китай и Япония.

 

Снизить запросы

 И вот мы приходим как бы к парадоксу: для того, чтобы Америка жила беззаботно, весь прочий мир должен соответствовать ее запросам. То есть, жить широко и привольно. А он — не соответствует. Живет бедно и убого. Даже «мощный» Китай в своей огромной массе сяо-мяо. Но если мир не может быть на уровне Америки, то тогда что? Тогда Америка должна приблизиться к уровню остального мира. Ну, это как сообщающиеся сосуды. Значит вывод: Америка должна снизить запросы, жизненные стандарты и жить хуже. Стать ближе к «остальному народу».

Это называется «сократить расходы», в первую очередь, на социальные нужды. А также на индустрию утех и развлечений для богатеньких буратин.

За период экономического подъема 1990-х годов услуги, прежде всего элитные рестораны, отели, фитнесс-центры, спортивные клубы и т.п., подорожали особенно существенно.

Вот эти расходы и нужно будет понижать. Обходиться без телесных услад массажей, джакузи и фитнесс-центров, без неженья на своих океанских яхтах, выпиваний бутылок за 10 тысяч и без элитных девичьих эскортов.

Сейчас спрос на ценные бумаги США несколько упал. Но и это можно оценивать двояко: либо как потерю доверия к доллару, либо как понижение способности остального мира к дальнейшему обогащению за счет Америки. Сами посудите, о каких покупках облигаций могла бы говорить Греция? Многими странами интегрально овладела цыганская психология как бы чего украсть под лопотание-гадание про большие хлопоты в казенном доме.

 

Что будем сокращать

 Как известно, Обама заявил о своей поддержке компромиссного плана, по которому бюджетные расходы уменьшатся на 3,75 триллиона долларов за следующие 10 лет, а доходы увеличатся на 1 триллион за счет налогов.

Итак, за 10 лет нужно сократить бюджетные расходы на 3,75 триллиона долларов. Это волне возможно. Особенно за счет выведения войск из Афганистана и Ирака. Там огромные расходы, по 100 миллионов в день. Да, придется жить по средствам. Будут урезаны излишние расходы и на «социальные нужды».

Ну и расходы в армии. Тут целая поэма. Рядовой (не новобранец) с первого дня службы в этом звании получает 1568 долларов в месяц.

Но тот же рядовой или рядовой первого класса, отслужив солдатский контракт и сдав экзамен на офицерское звание, уже в первый год получит 62029 долларов вторым лейтенантом, или 81687 — капитаном!

Если военному (офицеру или солдату) нравится питаться в семье, то он получает продовольственную надбавку к месячному окладу. В ней учитывается текущий уровень цен. Офицеры получают 223 доллара, солдаты — 324 в месяц.

Американские военные имеют право на бесплатное служебное жилье (на базе) или же на дом (квартиру) вне ее, которые освобождаются от налогообложения. Если оно не принадлежит военному, то он получает компенсацию за расходы по его найму — в среднем 800 долларов в месяц, с иждивенцами — более 1000.

Для рядового — капрала, компенсация равна средней стоимости аренды однокомнатной квартиры (для холостяков), а для семейных — двухкомнатной квартиры или дома с двумя спальнями. Уорент-офицеру первого класса — квартира с тремя спальнями плюс 1 процент от разницы между городской квартирой и домом с тремя спальнями. А вот для уорент-офицера 5-го класса — уже дом с тремя спальнями плюс 48 процентов от разницы аренды такого дома и дома аж с четырьмя спальнями. Подполковнику и выше компенсируют аренду 4-комнатного дома.

Имеется множество компенсаций по разным поводам. Они включают, например, выплаты за участие в боевых действиях. Это 225 долларов в месяц за пребывание в зоне боевых действий, плюс 100 за «передний край», плюс 250 за разлуку с семьей, плюс 4 доллара в день за то, что солдат вынужден нести дополнительные расходы на свое содержание и терпеть «тяготы и лишения». Поскольку на войне некогда и негде тратить деньги, их перечисляют на особый счет. За время боевых действий на эти деньги (до 10 тыс. долл.) начисляются 10 процентов (в среднем — в пять раз выше, чем на обычном сберегательном вкладе в американском банке). Кроме того, солдаты и сержанты полностью освобождаются от выплаты всех налогов с сумм, полученных во время участия в боевых действиях.

Соцпакет Пентагона состоит из 140 наименований льгот, привилегий и бонусов, поэтому все их перечислять слишком долго. Поэтому — не сократить ли?

Так что не будет большой проблемой сократить бюджетные расходы на 4 триллиона долларов за 10 лет. 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки