Валовой внутренний продукт России за десять лет вырос более чем в 6 раз, но никто почему-то не заметил выдающегося, фантастического, уникального достижения в мировой экономике. Никто не радуется. Наоборот, высокие государственные лица, причастные к сбывшимся великим прогнозам, стараются не вспоминать о них.
Также стараются не вспоминать некий документ власти от 2002 года, названный тогда "Манифестом":
— Мы утверждаем, что XXI век будет веком России. Мы стоим на пороге беспрецедентного роста национальной экономики, какого еще не знала мировая история...
В результате, уже:
— В 2004 году каждый житель России будет платить за тепло и электроэнергию в два раза меньше, чем сейчас. (По данным экономиста Оксаны Дмитриевой, члена комитета Госдумы по бюджету и налогам, с 2000-го по 2010 годы тарифы ЖКХ выросли в 15 раз. — С.Б.)
— В 2005 году каждый гражданин России будет получать свою долю от использования природных богатств России. (Идея природной ренты — прямое получение доли прибыли от продажи нефти, газа, золота, алмазов и пр. — была похоронена на корню, даже не дойдя до населения. — С.Б.)
— В 2006 году у каждого будет работа по профессии. (Без комментариев — С.Б.)
— К 2008 году каждая семья будет иметь собственное благоустроенное жилье, достойное третьего тысячелетия, вне зависимости от уровня сегодняшнего дохода. (Без комментариев — С.Б.)
— К 2017 году Россия будет лидером мировой политики и экономики.
Но если с "Манифестом партии "Единая Россия" все ясно (кроме последнего пункта — до 2017 года еще надо дожить), то молчание вокруг удвоения валового внутреннего продукта вызывает недоуменные вопросы.
Как мы помним, эту программу в 1999 году, после прихода к власти, выдвинул Владимир Путин. Правда, он зачем-то увязал ее с другой целью — догнать Португалию: "Вот расчеты экспертов. Для того чтобы достичь душевого производства ВВП на уровне современных Португалии и Испании — стран, не относящихся к лидерам мировой экономики — нам понадобится примерно 15 лет при темпах прироста ВВП не менее 8 процентов в год. Если сумеем в течение этих же 15 лет выдерживать темпы прироста ВВП на уровне 10 процентов в год, то достигнем нынешнего уровня душевого производства ВВП Великобритании или Франции".
С одной стороны, народ слегка озадачился и даже обиделся. Раньше ставилась цель — догнать и перегнать Америку. А теперь, извините, Португалию?! О которой массы почти не имели представления (кроме футбола), но заведомо считали недостойной соперничества с такой великой державой, как Россия. Хоть и обидно, но Португалию-то, думалось, догнать можно. С другой стороны, насчет Великобритании и Франции — вроде чересчур.
С третьей — никто нам не говорил, что на 2001 год ВВП Португалии на душу населения составлял 10 тысяч долларов, а наш — 2 тысячи. Чтобы сравняться, надо было увеличивать валовой внутренний продукт не вдвое, а в 5 раз.
Получилось нагромождение странностей, умолчаний, подтасовок и нереальностей.
Теперь к ним добавилось ушестерение ВВП и — молчание. Молчание власти. А критическая общественность критикует. "Уже давно стало ясно, что идея удвоения российского ВВП к 2010 году провалилась", — пишет солидная газета "Коммерсант". Мол, выполнили обещанное на 40-60 процентов. Известный экономист Михаил Делягин даже позволил себе сарказм: "Что касается конкретных обещаний — относительно удвоения ВВП — его выполнили! Их же теперь двое! Скажите спасибо, что было не учетверение ВВП".
Но если посмотреть на цифры, взятые из недр Российского статистического агентства (Росстат) и данные из высоких кабинетов правительства, то сарказм надо спрятать куда подальше.
В 2000 году валовой внутренний продукт РФ составлял 200-205 миллиардов долларов. "Стратегия развития России на 2000-2010 годы" предполагала, что ВВП должен вырасти с 205 миллиардов в 2000 году до 457 миллиардов долларов в 2010 году.
Данных за 2010 год еще нет. Но в кризисном (!) 2009 году ВВП России составил 1,3 триллиона долларов.
А в докризисном 2008-м — 1,389 триллиона долларов!
Значит, уже в 2008 году наш ВВП вырос в 6 раз!
Если не верите мне и Росстату, сошлюсь на министра финансов Алексея Кудрина. Он еще в конце 2007 года официально объявил — ВВП России по сравнению с 2000-м годом вырос более чем в шесть раз в долларовом эквиваленте.
Еще в 2007-м!
Почему же все молчат о великой победе? Где литавры и фанфары? Ведь увеличение ВВП более чем в 6 раз за десять лет означает, что ежегодно валовой продукт прирастал в год на 60 с лишним процентов! Такого, без сомнения, не было в индустриальной и постиндустриальной истории человечества. Еще раз процитирую статью Владимира Путина "Россия на рубеже тысячелетий" от декабря 1999 года: "Если сумеем в течение этих же 15 лет выдерживать темпы прироста ВВП на уровне 10 процентов в год, то достигнем нынешнего уровня душевого производства ВВП Великобритании или Франции".
Давно превзошли Великобританию и Францию. Не то что Португалию.
Почему же россияне единодушно считают, что программа удвоения валового внутреннего продукта провалилась? Или существуют какие-то неведомые и необнародованные разные системы подсчета этого самого ВВП?
По одной системе — как бы недовыполнили. По другой — как бы сильно перевыполнили. По деньгам (долларам) — превзошли. А по уровню жизни — нет?
Наверно, ключевое словосочетание здесь — "как бы". Кстати, оно вошло в обиход именно в минувшее десятилетие. В массах его употребляли без всякой иронии. И получалось — как бы демократия, как бы стабилизация, как бы вставание с колен и так далее. Заметим, мы вступили в некий новый этап — нулевые годы остались позади. И есть основания предполагать, что словосочетание-паразит "как бы" станет определяющим для прошедшего периода российской истории.
В наших обывательских умах и душах — невообразимая каша. Что и показывают социологические опросы по самым различным темам, проведенные в 2010 году.
Послушать людей на улицах, особенно в провинции, — все и всем недовольны и даже злы. Тем не менее, 50 процентов россиян полагает, что в целом страна движется в правильном направлении. В то же время 60 процентов считают, что Октябрьская революция открыла для России новую эру и дала толчок социальному и экономическому развитию.
57 процентов соотечественников уверены, что стране нужна демократия. При этом треть безразлична к предполагаемому установлению памятника Сталину. Большинство — молодежь до 25 лет. Та часть населения, которая выросла уже в несоветское время и вроде бы все знает о годах сталинизма.
Но это — мнения, сто голов — сто умов. А тут ведь — Росстат и сам Кудрин! Пусть Кудрин и Росстат успокоят, объяснят: мы еще "недо" или уже "пере"?
Еще одна тайна последних месяцев — арест Бориса Немцова, который породил волну слухов и домыслов — вплоть до подозрений в мелкой персональной мести.
По данным милиции и суда, лидеры так называемой демократической оппозиции имеют обыкновение громко и грязно материться в общественных местах. Стоит им появиться на публике — и хоть святых выноси. Эдуард Лимонов как вышел из подъезда на улицу — так сразу же стал нецензурно выражаться. Правда, никто его не слышал, кроме двух случайно проходящих мимо милиционеров. Они его, разумеется, задержали, дали показания в суде, на основании которых Лимонова и посадили на 15 суток.
Борис Немцов получил 15 суток административного ареста при других обстоятельствах. Он уходил с митинга на Триумфальной площади не один — с дочерью Жанной и ее подругой. Тем не менее, пресловутый демократ и к тому же отец, не стесняясь родного ребенка, якобы крыл всё вокруг отборным матом. Милиционеры Ухабов и Поляков написали в рапорте, что Немцов расталкивал сотрудников милиции, выкрикивал в их адрес оскорбительные выражения, пытаясь создать суматоху среди граждан, кричал "Долой правительство!", "Россия без Путина!", "Долой полицейское государство!", "Менты — беспредельщики!", и нецензурно выражался в адрес Дмитрия Анатольевича Медведева.
То же самое милиционеры Ухабов и Поляков повторили на суде.
Только там случилась закавыка. С Лимоновым-то прошло как по маслу. Два свидетеля-милиционера сбоку — и ваших нету, как говорили в стародавние времена персонажи из уголовного мира. А тут, в суде, оказались еще 13 совершенно посторонних граждан, нахально называющих себя свидетелями. Кто их пустил и допустил, кто недоглядел? С этим, наверно, будут разбираться, но сделанного не воротишь. Тринадцать так называемых свидетелей в один голос утверждали, что были в тот день 31 декабря на Триумфальной площади и видели, и слышали, как, уходя с митинга, Немцов никого не толкал и не кричал. Правда, входя в милицейский автобус, громко сказал: "С Новым годом, товарищи!" Обращаясь к тем, кого посадили туда раньше.
Адвокат Немцова, ссылаясь на тех же свидетелей, предложил судье Ольге Боровковой просмотреть видеозаписи. Уж что-что, а митинг снимался со всех сторон. В том числе должна быть и милицейская, оперативная съемка. Однако судья Ольга Боровкова отказалась от просмотра, показания свидетелей защиты отвергла — и приговорила Бориса Немцова к 15 суткам административного ареста.
Реакция на арест Немцова и других оппозиционеров — Эдуарда Лимонова, Константина Косякина, Кирилла Манулина, Ильи Яшина — была громкой, вплоть до заявления госдепартамента США. На что не преминула отреагировать Государственная дума и патриотическая пресса. В частности, автор статьи на одном из сайтов иронизировал: "Все алчущие общественно-мирового внимания теперь пребывают в растерянности, кому завидовать: тем, кто провел новогоднюю ночь в камере, или тем, кто этой участи избежал... На Триумфальной площади 31 декабря собрались около 500 человек, из них 200 журналистов... Много шума из никого".
Может быть и так, если подходить арифметически. Тем не менее, примем правила игры и попробуем порассуждать в рамках заданной логики. Стоило ли давать повод для большого шума из-за двухсот оппозиционеров? Ну, собрались на разрешенный митинг, высказались, разошлись. И все. Наверно, мало кто бы и заметил. Так нет, треть посадили в кутузку, крик подняли, потом сажали тех, кто устраивал пикеты протеста... Или власть так боится "никого", что потеряла способность к элементарной логике?
Наконец, стоило ли из-за "никого" окончательно втаптывать в грязь российское правосудие? Когда судья не принимает во внимание показания 13 свидетелей, отказывается от просмотра видеозаписей и выносит приговор по рапорту двух милиционеров — что могут думать в мире о "правовом государстве", провозглашенном президентом Медведевым?
И не только в мире. Даже до иронизирующих патриотов рано или поздно дойдет, что при таком судопроизводстве на месте Немцова могут оказаться они сами, их родные или близкие.
Непонятно. Хотя многие оппозиционеры считают: все ясно, это — акция устрашения. Мол, недовольство в народе растет — и власть решила задавить его на корню. И наплевать, кто и что скажет.
Пока мы рассматривали варианты, скажем так, масштабного, общественно-политического свойства. Однако, при всем уважении к серьезным темам, здесь же присутствует и малоизвестная деталь, малозаметный сюжетик в сложной цепи событий. Из него некоторые делают вывод, что аресты оппозиционеров — некая операция прикрытия. Дымовая завеса. Единственной же целью был Немцов. Месть Немцову.
Еще в сентябре на Бориса Немцова и Владимира Милова подал в суд знаменитый в некотором роде Геннадий Тимченко — гражданин Финляндии с 1999 года, знакомец Путина по ленинградскому дачному кооперативу "Озеро", один из трех совладельцев швейцарской компании Gunvor. (Второй совладелец — шведский бизнесмен Торбьорн Торнквист. Третий — не называется.) В 2007 году западноевропейские газеты опубликовали статью российского политолога Станислава Белковского, который утверждал, что Владимир Путин "контролирует не менее 75 процентов Gunvor". Компания продает на мировом рынке треть добываемой в России нефти. О ее прибылях и таинственном, не называемом третьем совладельце, ходят легенды.
Тимченко требует, чтобы суд признал не соответствующими действительности и исключил из интернет-версии доклада Милова и Немцова "Путин. Итоги. 10 лет" три абзаца, порочащие его честь и достоинство. Например: "Старые друзья Путина, которые до его прихода к власти были никем, — Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, братья Ротенберги,- превратились в долларовых миллиардеров". Слово "никем" Тимченко считает для себя оскорбительным, считает, что его назвали "никчемным человеком". Может, суд так и решит.
На судебном заседании Немцов сказал, что под словом "никем" подразумевал масштабы бизнеса: "По данным налоговой службы Финляндии, в 1999 году доход Тимченко составлял около 400 тысяч евро, а в 2008 году, по данным журнала "Форбс", его доход вырос уже до 2,5 миллиарда долларов".
За всем не доглядишь, даже за таким видным человеком, как Тимченко. Вообще, кой бес дернул его подать иск, который не вызовет ничего, кроме скандала, пересудов. К тому же иск, составленный анекдотически. Ведь он требует "признать не соответствующими действительности сведения о якобы дружеских отношениях истца с председателем правительства России В.В.Путиным".
Отказывается от дружбы?
Немцов на суде привел справку некоего заграничного агентства, официально приобщенную к материалам: "Британские детективы передали нам документальные факты того, что 19 мая 2008 года на самолете господина Тимченко Алина Кабаева, Владимир Кожин, Дмитрий Горелов, Николай Шамалов летали к Владимиру Путину в Сочи".
Кожин — глава управления делами президента, Тимченко, Горелов и Шамалов — бизнесмены. И в этой компании — многократная чемпионка мира по художественной гимнастике, депутат Госдумы и красавица Алина Кабаева.
Эта справка показывает, что у Тимченко не получилось опровергнуть дружбу с Путиным, — резюмировал публицист Андрей Пионтковский: "Задайте себе вопрос, пытливый читатель: мог бы господин Путин доверить совершенно неизвестному ему иностранному авантюристу самое дорогое?"
Следом Пионтковский уточнил, что он подразумевает под самым дорогим для Путина: "Я имею в виду, разумеется, господина Шамалова..."
А Немцов, официально обнародовавший отчет о полете, уже на свободе. Суд по иску Тимченко продолжается.
Добавить комментарий