В одну трубу

Опубликовано: 16 декабря 2010 г.
Рубрики:

Суд над Андреем Силяковым привлек внимание и вызвал некоторый ажиотаж, несмотря на то, что процесс закрытый. Закрытый на том основании, что подсудимый — сотрудник военного ведомства и, как сказал государственный обвинитель: "В материалах дела содержатся сведения, составляющие государственную тайну". Махинации Силякова — из области феерических анекдотов и нового кино, где на военных кораблях гоняют за водкой, а на сверхзвуковых истребителях перевозят коров.

Впрочем, Силяков затмил всё и всех.

Три года назад он продал истребитель МиГ-31 (под видом монтажных узлов и деталей) за 153 рубля 40 копеек. То есть почти за 5 долларов. А поскольку он служил в Росрезерве и имел в своем распоряжении военную технику мобилизационного фонда, то списал и продал сразу 4 истребителя. По одной и той же цене — 153 рубля.

Итого — 612 рублей. Почти 20 долларов.

Покупатель — частная фирма, возглавляемая дружком вышеуказанного хранителя щита Родины. Дружок уже за большие деньги по цепочке фирм перепродал самолеты государству — оборонному предприятию, которое готовилось таким способом закрыть заказ ближневосточной страны, выполнить и перевыполнить производственные планы и пополнить валютой бюджет России.

Мобилизационный фонд существует на случай войны — то есть, организация очень серьезная, строго режимная. Принято считать, что в военном ведомстве учет и контроль несравнимо строже, чем на гражданке. Решения о списании имущества (тем более — боевой техники) проходят предварительную проверку и утверждаются специальной комиссией. Как же просмотрели 4 истребителя?

"Только в этом году выявлено около 30 тысяч нарушений закона, которые привели (или могли привести) к серьезным растратам денежных средств на государственный оборонный заказ, — сообщил главный военный прокурор Сергей Фридинский. — Возбуждено 745 уголовных дел, привлечено к дисциплинарной и административной ответственности более 4 тысяч должностных лиц".


При таких масштабах оборона страны не может не зиять брешами. "Денег мы получаем все больше, а нового оружия становится все меньше", — сокрушенно констатировал военный министр Анатолий Сердюков.

"Меньше" — еще мягко сказано. Счетная палата — главный контрольный орган РФ — выявила, что в прошлом году государственный оборонный заказ был выполнен на... 41,9 процента. Даже не наполовину. Каждый второй танк, самолет и корабль не дошел до армии. Притом, что деньги в военно-промышленный комплекс перечислили полностью.

Куда они делись? Почему план не выполнен? Вовсе не значит, что половину средств, отпущенных на оружие, разворовали. (Хотя и этому никто не удивился бы, окажись так.) Причин много, включая общую несогласованность, изношенность производственной базы и пр. И тут ничего нельзя списать на тлетворное влияние капитализма и олигархов, "высасывающих соки из советского наследства". Как правило, на армию работают государственные предприятия со стопроцентной долей госкапитала. Например, ОСК — Объединенная судостроительная корпорация. В ее состав входят 9 проектно-конструкторских бюро и 32 завода, среди которых — бывшие гиганты советской индустрии. Чем занимается корпорация? Во-первых, меняет руководителей. За 3 года двое уже подали в отставку. А тихий уход начальников такого ранга (практически министр судостроительной промышленности) автоматически означает "нецелевое расходование средств". На языке номенклатурной дипломатии.

Проверки Счетной палаты и Генпрокуратуры выявили, например, что государственные деньги ОСК держались на счетах коммерческих банков. То есть господа, близко причастные к бюджетным денежным потокам, "стригли процент" с миллиардных вкладов — и тем были премного довольны. Рантье! Красивая, богатая и спокойная жизнь. Тут не до того, чтобы ковать морской щит Родины. Перечень злоупотреблений удручает — от договоров "при наличии личной заинтересованности руководства", сделок с фирмой, во главе которой стоит мама нынешнего президента ОСК, до таких мелочей, как завышенные цены на поставку ноутбуков. "Всё в дом, всё в семью". Куда там корабельным крысам.

Коррупция, мошенничество, махинации — не одно из следствий общего развала военно-промышленного комплекса, российского машиностроения, а главная причина развала. Если капитаны, рулевые и штурманы большой индустрии озабочены "стрижкой процента" с бюджетных денег и другими формами улучшения личного благосостояния, то производство как таковое неизбежно оказывается в загоне. Научные институты, конструкторские бюро, гигантские заводы просто-напросто не справляются, не могут, не умеют. Не умеют уже тонкую броню варить. Неудивительно, что министр обороны Сердюков хочет заказывать бронемашины, боевые машины пехоты... зарубежной фирме, расположенной в стране, входящей в блок НАТО. Недавно закупили в Израиле 15 беспилотных летательных аппаратов. Потому что "принимать на вооружение наши БПЛА — преступление". Это сказал главком ВВС Александр Зелин. Идут переговоры о закупке четырех французских десантных кораблей-вертолетоносцев типа "Мистраль".

Одни негодовали, другие язвили: что же получается — берем на вооружение боевую технику "потенциального противника"? Теперь, после встречи Россия — НАТО в Лиссабоне, когда термин "потенциальный противник" официально исключен из внутригосударственных лексиконов, соглашения о поставках вооружений из Западной Европы или Америки уже не встретят препятствий. И дешевле, и лучше. Ведь непомерными (прямо скажем — наглыми) запросами российского военно-промышленного комплекса возмущаются даже самые терпеливые депутаты.

"Ценообразование на рынке российского ВПК непонятно, — говорит заместитель председателя комитета по обороне Госдумы Игорь Баринов. — Цены растут несоизмеримо с ростом инфляции и тарифов. Например, цена ракеты "Тополь-М" выросла за 3 года в 2,5 раза. Снайперская винтовка стоила в начале 2000-х годов меньше 30 тысяч рублей, а сейчас минобороны закупает ее по 400 тысяч".

За десять лет — на 900 процентов. При таком положении выгоднее покупать автоматы Калашникова китайского производства.

И ладно бы. Но каждый такой заказ — перекачка живых денег на иностранные заводы, создание новых рабочих мест в Италии, Франции, Израиле. И — автоматически — отток денег и уменьшение рабочих мест в России.

То есть коррупция в ВПК истребляет не только государственные средства, подрывает военную мощь, но и фактически истребляет российское производство.

В 2011 году страна потратит на оборону 1,9 триллиона рублей, на модернизацию — 1,8 триллиона. Предполагалось, что на полное перевооружение армии до 2020 года будет выделено 13 триллионов рублей. Сейчас же министерство обороны просит 36 триллионов — 1,2 триллиона долларов по нынешнему курсу.


Разумеется, не отстают от военных и штатские. Миноритарный акционер "Транснефти" Алексей Навальный опубликовал в Сети итоги своего расследования о расходовании бюджетных средств, выделенных компании "Транснефть" на строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Он утверждает, что магистраль протяженностью 4188 километров обошлась народу в 16 миллиардов долларов. Из них украли — 4 миллиарда долларов.

Алексей Навальный широко известен в узких кругах. Как официальное лицо — председатель Союза миноритарных акционеров — он заявил год назад: "Газпром" и "Транснефть", наверное, две самые коррумпированные компании в отрасли... Их возглавляют наглые, зарвавшиеся жулики, которые чувствуют себя хозяевами страны".

Но еще большую известность ему принесло требование открыть информацию о договорах российских нефтяных корпораций с зарегистрированной в Швейцарии посреднической фирмой "Ганвор". Ею руководит Геннадий Тимченко, друг Владимира Путина по службе в Ленинградской мэрии и по дачному кооперативу "Озеро". Тогда, почти 2 года назад, требование Навального совпало со статьями в германской Die Welt, американской Washington Post и английской Guardian, где говорилось о якобы 40-миллиардном личном состоянии Путина, о том, что он владеет 75 процентами акций этого самого "Ганвора".

Три суда рассматривали иск Навального по "Ганвору" — и отказали.

Ныне — новая акция неугомонного акционера.

Поскольку в своем расследовании о хищении 4 миллиардов долларов Навальный ссылается на материалы, "подготовленные ОАО "АК "Транснефть" по запросу Счетной Палаты № ЗИ-11-03-69/11-03", то мгновенно отреагировала Счетная Палата — главный контрольный орган. Заместитель председателя СП Валерий Горегляд сразу перешел в атаку: "Если речь идет о том, что нас обвиняют в том, что мы скрыли какие-либо данные, а Навальный их открыл, то, в общем, мы можем изучить вопрос о защите чести и достоинства нашей организации в суде".

Впрочем, Горегляд признаёт, что нарушения имели место. Небольшие — на 3,5 миллиарда рублей. И глава СП Сергей Степашин признаёт: "Проверка была два года назад. Материалы мы направили в МВД и Генпрокуратуру. Но нет там четырех миллиардов долларов хищений никаких".

Я понимаю, 3,5 миллиарда рублей — сущие мелочи, каких-то 115 миллионов долларов. Но поскольку "материалы направили в МВД и Генпрокуратуру", то резонно было ждать оргвыводов по отношению к президенту "Транснефти". Их и приняли: назначили Семена Вайнштока начальником главной, международного значения стройки — Олимпиады-2014. Как говорится, лицо страны.


Навального можно опровергнуть очень просто — обнародовать материалы проверки. Пусть покается, попросит прощения за свои поносные слова: простите, братцы, ничтожные 3,5 миллиарда рублей выдал за 4 миллиарда долларов, дабы насолить руководству. Но СП материалы не публикует, 2 года держит их под грифом "Для служебного пользования". Секрет.

Впрочем, не очень большой. Еще в 2008 году новый президент "Транснефти" Николай Токарев рассказывал о том, что там творилось при его предшественнике. Схема практически любой стройки проста и типична. Государство (в данном случае государственная компания "Транснефть") выбирает генерального подрядчика, перечисляет ему деньги, а генподрядчик и сам ведет работы, и нанимает субподрядчиков. Генподрядчиком гигантского трубопровода стала компания "Краснодарстройтрансгаз", существующая на бумаге. Никто никакую фирму близко не подпустит к нефтепроводу, если она не имеет сертификата. Он выдается соответствующим научно-исследовательским институтом. "Краснодарстройтрансгазу" удостоверение в его благонадежности выдал Всероссийский научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов (ВНИИСТ) — частная организация, принадлежащая, как выяснилось впоследствии, тем же частным лицам, что и "Краснодарстройтрансгаз". Очень удобно. Сами себе выдаем справки о профпригодности, получая за это деньги из бюджета. Как утверждает Токарев, ВНИИСТ на выдаче различных сертификаций подрядчикам заработал 400 миллионов долларов.

И еще 300 миллионов — на проекте трубопровода. Сам он ничего не "исследовал" и не "проектировал", возможно, из скромности. Он только получал деньги. И нанимал уже государственный институт — "Гипротрубопровод".

Иногда оказывалось, что трасса проходит как раз по бросовым землям, только что купленным лицом, близким к генподрядчикам. Естественно, эти земли перекупались государством уже за большие деньги.

Так делались миллиарды из воздуха. Ну и, разумеется, на раздутых сметах. По приблизительным подсчетам, 1 километр трубы на равнинах Сибири обошелся в 3-4 раза дороже, чем 1 километр магистрали Баку-Тбилиси-Джейхан в горах Азербайджана, Грузии и Турции.

Новый глава "Транснефти", обнародовав некоторые факты, тем самым стремился избавиться от недоброго наследства и недоброй славы предыдущего руководителя. После чего предыдущего руководителя, напомним, назначили главой "Олимпстроя".

Однако и новая метла, похоже, метет по-старому. То же самое творится и с подрядами на строительство второй очереди нефтепровода (ВСТО-2). Здесь одним из генподрядчиков выступает фирма, принадлежащая Геннадию Тимченко. Кстати, тотчас после опубликования материалов Навального вышло постановление правительства, подписанное Владимиром Путиным: "За большой вклад... объявить благодарность правительства РФ ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть".

Единодушно мнение экспертов, что феерическое хищение средств при исполнении проектов с участием государственных компаний неизбежно. "Транснефть" — на сто процентов государственная корпорация. Распоряжается несметными бюджетными средствами. А "пилить бюджет" — сладкое и привычное занятие для негласных сообществ, состоящих из чиновников и так называемых предпринимателей.


Сообщение о 4 миллиардах долларов, украденных при строительстве ВСТО, имело более или менее громкий резонанс. Хотя, если подсчитать и разделить на годы строительства, получится, что воровали по 1 миллиарду в год. А вот информация о том, что у нас ежегодно из казны утаскивают 34 миллиарда долларов, почему-то осталась почти незамеченной. Притом, что выводы Навального ставятся под сомнение той же Счетной Палатой, к примеру. А тут никто не посмеет усомниться — материал из администрации президента РФ Д.А.Медведева. На совещании с присутствием главы государства начальник контрольного управления доложил: "В данный момент на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд расходуется до 5 триллионов рублей бюджетных средств. Экономический эффект от очищения порочных закупок, по самым консервативным оценкам, может превысить 1 триллион рублей".

В переводе на русский — ежегодно из бюджета только при госзакупках крадут более 1 триллиона рублей. То есть 34 миллиарда долларов. Ужаснуться бы общественному мнению. Однако оно не ужаснулось, потому что не заметило. Наверно, секрет в том, что Навальный назвал конкретного расхитителя — "Транснефть". А при госзакупках по стране имя им — легион. Вроде как безымянные. Вроде они есть — и вроде их нет. Все ровно как украденные 34 миллиарда долларов — то ли были, то ли нет.

Недавно стало известно, что арестованы начальник одного из департаментов контрольного управления президентской администрации Андрей Воронин, бывший заместитель министра здравоохранения Алексей Вилькен и руководитель "Дирекции единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" Вадим Можаев. Как считает следствие, они возглавляли организованную преступную группу, вымогавшую деньги за исключение крупных компаний из мистических "черных списков" Росфинмониторинга и включение их в систему госзакупок.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки