Перу и Боливия: древняя цивилизация задолго до инков

Опубликовано: 16 января 2010 г.
Рубрики:
Пуно — город на юго-востоке Перу, расположенный на берегу озера Титикака. Титикака — высочайшее в мире судоходное озеро, которое находится на высоте 3.860 метров над уровнем моря.

Есть на Земле место, неизменно притягивающее воображение своей невероятностью и неразгаданностью. Это — соленое озеро на западном побережье Южной Америки на плато Альтиплано между Перу и Боливией со смешным названием Титикака, что переводится с индейского как "Каменная Пума". Вознесенное в самое небо на четыре тысячи метров озеро является самым высокогорным из судоходных водоемов мира. Загадка же его заключается в том, что оно ну никак не могло оказаться на вершине Анд.

Спустимся на минутку с заоблачных высей Альтиплано в горячие недра Земли и вспомним, что весь западный край обоих континентов Америки — суперактивная граница между подстилающими земную кору тектоническими плитами — океаническими и континентальными. Если Тихоокеанская плита скользит вдоль края Североамериканской плиты (в противоположных с ней направлениях), то та же гигантская плита подталкивает промежуточную океанскую плиту Наска под западные края Южноамериканской плиты. В результате чего края плиты Наска опускаются в магму и плавятся, а края Южноамериканской плиты вздыбливаются. И процесс этот не всегда протекает равномерно и плавно. Случаются и катаклизмы, в одночасье меняющие ландшафты, оказавшиеся в эпицентре глобальных событий.

Когда-то, очень-очень давно здесь случился подобный катаклизм. Нырнув под континентальную плиту, плита Наска вытолкнула в поднебесье ее западный край вместе с захваченной океанской водой. А это значит, что озеро Титикака, находящееся в сотнях километров от Тихого океана, не что иное, как оторванный от него его родной кусок.

Всего лишь версия, нарисованная богатым воображением? Возможно. Да только есть тому подтверждения. Вместе с океанской водой на вершину Анд было поднято огромное количество самых разнообразных обитателей моря, которые сохранились в озере по сей день — от различных ракообразных до рыб, включая даже акул. Иными словами, в холодном, высокогорном озере преобладает морская ихтиофауна. А вокруг него визитные карточки истории — миллионы окаменелых морских раковин.

Но и после того, как этот участок океана был поднят на сумасшедшую высоту и отодвинут вглубь материка, подземный "террор" не прекратился, на что красноречиво указывают колебания размеров озера и его береговой линии. На севере она на 90 м выше, а на юге на 80 м ниже нынешнего уровня воды, причем, неравномерный подъем всей окружающей местности продолжается и в наши дни. Об активности подземной жизни свидетельствуют грязевые вулканы и гейзеры, выбрасывающие в небо фонтаны горячей воды.

История происхождения озера — это, так сказать, загадка геологическая. Но его окрестности хранят и другую тайну — археологическую. Собственно, на территории Перу, куда ни поставь ногу — сплошные загадки и чудеса. Достаточно вспомнить гигантские рисунки Наска, которые, кстати сказать, просуществовали Бог знает сколько веков или тысячелетий на сухом, безводном плато, а за последние десятилетия, из-за деятельности шибко цивилизованного человека, начали ускоренными темпами разрушаться. Но не будем далеко отходить от нашего миниокеана в небесах.

В древние времена вокруг Титикаки имелось множество подземных ходов, пещер, галерей, хранилищ. Сегодня они в основном разрушены или замурованы и забыты.

Соседние горы изобилуют пещерными храмами древних цивилизаций. Каких? Вопрос повисает в воздухе. Существуют легенды, что Анды испещрены огромной сетью тоннелей, причем не только природного происхождения. Например, что подземный ход, длиной 420 км, был проложен древней расой белых людей в северо-западном направлении от Куско к Лиме. Затем тоннель сворачивает на юг, в сторону Боливии, и тянется под землей 1600 км, заканчиваясь в соляной пустыне Атакама. Согласно тем же легендам, в недрах Перу существует километровой длины тоннель, в котором инки спрятали от колонистов золото и другие сокровища, а вход в него завалили скальными породами. Несмотря на многочисленные попытки на уровне не только частных кладоискателей, но и правительств государств, ни сам тоннель, ни сокровища до сих пор не найдены.

 

Тиуанако

Неподалеку от озера уже на территории Боливии лежат руины древнего города Тиуанако. Овеянный сотнями легенд самый высокогорный город Нового Света — одна из неразгаданных тайн человечества. Название города Тиуанако (Тиауанако, Тиуанаку, Тиванако) произошло от Tiwanaku на языке народа аймара1, живущего в Андах. Означает оно "Мёртвый город". Но в древности он назывался иначе — "Вечный город" (Виньямайрка). Для инков времён испанского завоевания эти руины были не менее древними и загадочными, чем для нас. Еще в XVI веке на вопросы, кем и когда был создан этот город, индейцы аймара отвечали: "Все было построено задолго до правления инков... Как говорят наши предки, он появился внезапно, за одну ночь".

Это был портовый город у самой кромки воды, с длинными причалами. Сегодня между озером и руинами пролегло 20 км суши. К тому же причалы оказались метров на 30 выше береговой линии, что может означать только одно: после того, как город уже был построен, произошел мощный катаклизм, изменивший в очередной раз рельеф местности и отбросивший город от озера. Кстати, таковой действительно имел здесь место — в XI тысячелетии до н. э. В последовавшие затем тысячелетия на Южноамериканском континенте не было каких-либо значительных культурных очагов — вплоть до появления перуанских индейцев.

По условно принятой версии археологов, которые так и не пришли к единому мнению, время возникновения Тиуанако датировано V в до н. э. Но есть и другое, альтернативное мнение, предложенное профессором Артуром Познански, боливийским археологом немецкого происхождения из университета в Ла-Пасе, и поддержанное Рольфом Мюллером, профессором астрономии из Потсдамского университета — учеными, целиком посвятившими себя изучению перуанских древностей. С помощью астрологических расчетов Познански пришёл к заключению, что Тиуанако был возведен примерно за 15 тысяч лет до н. э. Официальное признание его выводов перевернуло бы с ног на голову всю нашу предысторию, которую пришлось бы заново переписывать.

Из того немногого, что осталось от города, широко известны "Ворота Солнца" — тщательно обработанный монолит, весом более 10 тонн, в котором прорублен прямоугольный проем. Верхнюю часть Ворот в виде рельефного фриза украшают изображения человеко-кондоров и бога Солнца посредине. По мнению ряда ученых, этот памятник не просто культовое сооружение, а еще и хранилище знаний, древний календарь. Причем календарь, рассчитанный на 21 тысячу лет! "Ворота Солнца" возвышаются на каменной площадке в 1300 кв. м. и окружены огромными, реалистически выполненными каменными статуями, высотой до 7,5 м.

Почти все древние города в Перу были возведены исключительно из камня. Крепостные стены, храмовые сооружения и площадки, на которых они возвышались, были сложены из идеально обработанных громадных каменных блоков, достигавших в длину 8-11 метров. Каким образом они вырубались в скалах и доставлялись к месту строительства, чем обрабатывались? При этом не использовался скрепляющий раствор, а стены покоились на эластичном фундаменте, вероятно, выполнявшем роль амортизатора при землетрясениях.

В числе культовых сооружений древнего города — многоступенчатая пирамида Акапана ("Место, где гибнут люди"), с длиной основания около 230 м. Когда-то её грани были облицованы большими плитами андезита, а на вершине был бассейн крестообразной формы, причём, каждая из его сторон имела вид небольшой трёхступенчатой пирамиды. Внутри Акапаны была проложена хитроумная сеть зигзагообразных, тщательно выровненных по углу и состыкованных с точностью до полумиллиметра каменных каналов, по которым стекала вода из бассейна.

Современных специалистов поражают технологии обработки каменных блоков и качество их кладки. Они настолько плотно прилегают друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже лист бумаги!

Тиуанако, согласно преданиям местных индейцев, был построен еще до того, "как в небе появились звезды". В комментариях испанского биолога Бертрама Гарсии есть такая запись, сделанная в XVI веке: "В надписях, вырезанных на камнях Тиуанако, утверждается, что совершенно иного облика человеческие существа, имевшие перепонки и отличную от нашей кровь, прибывая с иной планеты, обнаружили самое высокогорное озеро на Земле и решили устроить там свой дом".

Английский ученый Джеймс Черчворд по всему миру искал следы мифической протоцивилизации My, якобы погибшей, как и Атлантида, в результате природного катаклизма. Изучив чудом уцелевшие свитки и рукописи инков и расшифровав знаки на памятниках древнего зодчества, Черчворд написал в своей книге "Древний континент My" следующее: "В то время, когда был построен этот храм, украшенный величественными резными камнями, горы Анды еще не существовали; они еще не поднялись над равнинами западной части Южной Америки. Эта страна, большая часть ее населения и сам храм были уничтожены именно поднявшимися горами".

Подобное утверждение — заявка уже не на 17 тысяч лет назад, а несоизмеримо дальше. Ведь если Тиуанако был поднят в небеса с берега океана, значит этот город ровесник озера Титикака, возраст которого определяют чуть ли не в 100 миллионов лет2. Зато данная версия хорошо согласуется с легендами инков о том, что город появился внезапно, за одну ночь. Не люди и не боги, только мощный катаклизм способен на такой "подвиг".

 

Мачу-Пикчу

На сверхвозможности таинственных строителей указывает и еще одна находка — изысканная небольшая крепость, которую называют иногда восьмым чудом света — Мачу-Пикчу, что означает "потерянный город инков". Вряд ли он имел отношение к инкам, но действительно был потерянным и вплоть до самого начала XX века о нем ходили только легенды. Крепость Мачу-Пикчу находится в настолько неприступной местности, что после того как ее обнаружили, понадобилось еще 30 лет, чтобы найти способ туда добираться. В конце концов воспользовались древней Дорогой инков.

При раскопках были найдены предметы, не только не имевшие к инкам никакого отношения, но и которых, по логике вещей, здесь быть ну никак не должно — такие, как каменные топоры, железные ножи или кости бизона... Но что в Мачу-Пикчу вызывает еще больший интерес — это циклопические кладки его стен.

Этот заповедный город лежит на высоте 2700 м над уровнем моря, занимая всю вершину горы. С одной стороны он защищен еще более высокой отвесной скалой, а с трех других — крутыми обрывами и глубокими пропастями. Поскольку на первозданной вершине явно не было даже клочка ровного места, гора обработана уступами, террасами и ступенями, создающими прямо-таки музыкальную гармонию. Только вот ступени эти выкладывались явно не для обыкновенных людей, настолько они высоки и круты.

Можно много говорить о планировке сохранившихся построек и о назначении этого уединенного города, о совершенстве его системы водоснабжения. Но поражает и озадачивает в первую очередь другое: каким образом доставлялись на крутую вершину горы по чуть ли не вертикальным утесам колоссальные каменные блоки, иные из которых весят до 150 тонн? Достаточно взглянуть только на кладку крепостной стены, составленной как детские пазл из идеально подогнанных друг к другу многоугольных колоссальных глыб гранита.

Город Мачу-Пикчу стал основной достопримечательностью Перу и по итогам всемирного голосования, в котором приняло участие почти сто миллионов жителей Земли, вошел в новый список "Семи чудес света", оглашенный в Португалии 07.07.2007.

 

Пума Пунку

Судя по раскопкам и расшифрованным текстам, цивилизация, некогда здесь обитавшая, обладала высоким уровнем культуры и глубокими познаниями в области медицины, техники, геологии, астрономии и математики, имела развитую письменность и точный календарь. Города были пронизаны совершенной сетью акведуков, а поля — оросительными каналами. Древние обитатели цивилизации приручали животных, выращивали культурные злаки и овощи, строили зернохранилища, имели развитые ремесла и всевозможные виды искусства. И нечто большее, чего нам не дано понять. Но об этом нужно рассказать особо и не в двух словах.

Если читатель заметил, я намеренно не касаюсь культурного наследия собственно инков, достаточно хорошо изученного и осмысленного, а пытаюсь заглянуть — с помощью того, что сохранила для нас история — за их спины: что было до инков, кто был до инков, а главное — когда. Одна из самых больших загадок для современных ученых, поражающая воображение не меньше, чем гигантские рисунки на плато Наска — это Пума Пунку ("Ворота Пумы") — тысячи тонн каменных развалин на высокогорном боливийском плато, в километре от Тиуанако (что, скорее всего, составляло когда-то c древним городом единое целое).

Здесь, на пыльной безжизненной земле были столетиями разбросаны (сейчас они более или менее систематизированы) гигантские каменные блоки — то, что осталось за истекшие тысячелетия от Пума Пунку — лишь самые большие, неподъемные монолиты, весом от 22 до 1000 тонн, из красного гранита, андезита и серого диорита — пород, невероятно твёрдых и прочных, с трудом поддающихся обработке. И блоки эти обработаны, да еще с какой скрупулезностью, точностью и мастерством, с каким высочайшим профессионализмом! И снова первое, что озадачивает при взгляде на эти гигантские тяжеленные монолиты, каким образом их сюда на четырехкилометровую высоту приволокли. Было установлено, что часть блоков для Пума Пунку добывалась в гранитном карьере, находившемся далеко внизу, в 60 км от строительной площадки.

В XVI веке один испанский колонист, Гарсиласо Де Ла Вега, пораженный увиденным, записал в "Комментариях о царстве инков": "Это невозможно представить. А когда увидишь своими глазами, начинает казаться, что тут не обошлось без колдовства и что это дело рук демонов, а не людей. Он построен из таких огромных камней и в таком множестве, что сразу возникают вопросы, как индейцы добывали эти камни и как доставляли их сюда, как обрабатывали их и ставили друг на друга с такой точностью? Ведь они не пользовались ни железом, ни сталью для того, чтобы проникать в скалу, обтесывать и полировать камень. У них не было ни волов, ни телег для перевозки, хотя во всем мире не найдется таких телег и волов, чтобы справиться с этой задачей — столь огромны эти глыбы и столь трудны горные тропы, которыми их доставляли".

Там же Гарсиласо приводит пример, как правитель инков приказал перенести лишь один громадный блок, чтобы добавить его к уже существующему сооружению. Более 2000 индейцев волокли этот камень, но в конце концов он свалился с обрыва, задавив попутно 300 человек.

Особенно озадачивают блоки размерами поменьше. Правильные формы с идеальными ребрами и гранями, отполированными в отдельных случаях до блеска (чем!?). Изготовленные будто по единому шаблону, иные имеют несколько ступенчатых плоскостей внутри монолита сложной геометрической формы, выемки, пазы, перехваты, карнизы, лунки, замки. И это не архитектурные детали, не части каменных фризов.

Не вызывает сомнений, что все они каким-то хитроумным способом соединялись друг с другом. Одни из них зеркально повторяют друг друга. Есть пары, в которых уступы на одном блоке с абсолютной точностью, с аналогичным обратным повтором, соответствуют впадинам на другом, сопряженном с ним блоке, что позволяет намертво состыковывать их. На иных парных блоках имеются фигурные углубления, в которые явно вставлялись какие-то соединительные элементы, типа скоб или петель.

Собрать их воедино не представляется возможным, во-первых, потому, что большая часть малых блоков растащена местными жителями в разные исторические времена, но главное — еще и потому, что никто не знает, что, как и для чего собирать. Эти развалины явно не принадлежали ни храму, ни пирамиде, ни жилому дому. То есть, возможно, они вообще не имели отношения к архитектуре... У некоторых ученых возникла совсем уж фантастическая мысль: а не являются ли все эти фигурные плиты деталями каменной "машины времени"?

Обширная каменная площадка посредине похожа на остатки фундамента из мощных тёсаных блоков красного гранита. В центре этого фундамента зияет брешь с разрушившимся и ушедшим в землю блоком. Ученые считают, что разрушить такую мощную конструкцию именно с такими последствиями мог только взрыв. Предания инков донесли до нас следующее: "Пума Пунку был построен за одну ночь богами, которые умели летать. Эти же боги и разрушили своё сооружение, подняв его в воздух, перевернув и бросив на землю".

Когда фотоснимки блоков из Пума Пунку показали одному из лучших мастеров по надгробьям, тот с полной уверенностью заявил, что со всеми своими алмазными циркулярными пилами, свёрлами, фрезами и шлифовальными станками он не в состоянии изготовить такой сложный по форме предмет из каменного монолита таких размеров.

Точность обработки камня настолько высока, что допуски составляют доли миллиметра. На полированной поверхности некоторых блоков, к примеру, прорезаны как по линейке прямые, параллельные линии-бороздки длиной до 5 метров. В одной такой канавке, шириной 3 мм и глубиной 2,2 мм, через каждые 4 см просверлены (!) отверстия диаметром 1,5 мм.

Группа исследователей Эриха фон Деникена ввела в компьютер точные данные всех сохранившихся компонентов и выяснила, что все борозды и планки идеально сопрягаются друг с другом, в результате чего образуется стена из готовых элементов, невероятной прочности и сейсмоустойчивости.

Для скрепления блоков неведомые строители использовали металлические штыри, отливавшиеся на месте: расплавленный металл заливали непосредственно в заранее выбитые каменные ложбинки обоих блоков, что свидетельствует о наличии у древних мастеров переносных печей, позволявших поддерживать постоянную температуру литья. Анализ остатков сплава показал присутствие в нём железа, меди и никеля.

 

Как разрушали памятники древней цивилизации

Ну, вот пока и все, что об этом феномене известно. И поскольку понять его назначение нам не дано, остается лишь изумляться и разводить руками. Упоминания о древних цивилизациях Перу и Боливии в научной литературе встречаются крайне редко, и то лишь в связи с наследием инков, которым приписываются все археологические находки и архитектурные памятники на территории обеих стран, хотя имеются более чем веские доказательства, что индейские племена появились здесь, как минимум, 7 тысяч лет спустя после того, как таинственная цивилизация, которую инки называли "звездными людьми" и великанами, исчезла.

На протяжении четырех веков Тиуанако и Пума Пунку служили каменоломней Боливии. Прекрасно обработанные камни растаскивали все кому ни лень. А то, что увезти было не под силу, включая огромные каменные статуи, разбивали на месте кирками, позднее — взрывали динамитом. Больше всего Тиуанако и Пума Пунку пострадали во время прокладки "железной дороги Прогресса", когда строители, нуждаясь в камне — с разрешения властей (!) — взрывали их стены и статуи.

Лишь много позже боливийские и перуанские власти спохватились, чему скорее всего способствовал бурно развивавшийся по всему миру туризм. В 1957 году был основан боливийский государственный "Центр археологического изучения Тиуанако". Да только для изучения там уже мало, что осталось.


1 Язык аймара, наряду с испанским, является официальным языком Боливии. На нём также говорят в Перу и Чили. В древности аймара был, по-видимому, языком империи Вари, территорию которой позднее захватили инки. .

2 В книге Алисы Бейли "Трактат о Белой магии", надиктованной ей тибетским учителем Джуал Кхулом, говорится, что первым аванпостом Братства Шамбалы был так называемый "первоначальный Храм Ибеца", расположенный в центре Южной Америки. Указывается и дата его основания — семнадцать миллионов лет назад. Можно предпoложить, что древнейшая цивилизация в центре Южной Америки, о которой идет речь в данной статье, образовалась именно 17 млн. лет назад. — Прим. ред.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки