Вернулся! Крум вернулся! Событие? Конечно. Ведь никто до него не эмигрировал отсюда, не возвращался. Известный израильский драматург Ханох Левин поместил своих героев в какую-то страну, в город или поселение. Дал им странные имена. Но постепенно мы начинаем узнавать Россию. И не просто Россию, а ещё до 90-х годов. До того, как пал железный занавес. А Крум уехал и вот вернулся. Вернулся, чтобы написать роман века, который, наверное, выстрадал, обдумал. Теперь только тишина и чистая бумага.
У Александра Худякова Крум неразговорчив, вроде загадочен. Во взгляде насмешка. Но друзья ждут. Шките (Геннадий Алимпиев) достаточно посидеть с другом молча, выпить пиво. Но Тугети (Виктор Гахов) ждёт от него ответа на постоянно волнующий его вопрос: когда делать зарядку – утром или вечером, и настаивает, чтобы Крум обдумал и только после этого сказал, тогда он поверит. Крум хорошо знает чудачества этого полного рыхловатого человека, знает, как он жалуется постоянно на свои болезни, и слегка помолчав, отвечает однозначно: «Утром». Тагети как бы принимает этот совет, вроде верит в участие друга. Но на экране, который дублирует всё происходящее на сцене, мы почему-то особенно ясно видим, что возвращение Крума не облегчит его жизнь, понимаем, что к словам Тагети о своей болезни напрасно его окружающие относятся невнимательно.
Девушки. В тесном, маленьком помещении в одинаковых трусиках и лифчиках (обычных, не соблазнительном – даже в нашей стране сейчас демонстрируемом нижнем белье) две подруги ведут разговор о мужчинах, о том, что ждёт каждую в будущем. Таруду (приманчивую Надежду Черных) зовёт замуж человек со странной фамилией Тахтих…Но вернулся Крум и там где-то, далеко от нас – то ли на улице, то ли в саду походя сказал ей незначительный комплимент… Дупа (Татьяна Ишматова) выходит на передний план и не подруге, а нам говорит о том, как страдает, чувствуя себя некрасивой - и уж не желанный, а кто-нибудь, хоть бы кто-нибудь, посватался.
От Крума все ждут чего-то. Мама ( Светлана Балыхина). Она всем рассказывает что вернулся сын и пишет роман века. Ставит перед ним еду, иногда заглядывает через плечо. А там чистый лист.
Крум, ловя иногда заинтересованные взгляды, говорит всем, что нужна ему только тишина. Но дома тихо. И чистая бумага. Что узнал он в своей поездке, с кем встретился, что произошло? Ни слова. Вернуться в прошлое, здесь найти сюжет, персонажей…
Они всё-таки встречаются – он и Теруда. Это страсть. И всё случается. И Крум даже говорит ей: «Выходи за меня замуж». Но назавтра он, очевидно, не повторит эти слова. И Таруда выйдет замуж за Тахтиха, и Тахтих будет катать коляску с ребёнком Крума, называя его своим сыном. И всё это так ожидаемо, так грустно.
И только случайно, проездом, в ярко - красном платье со своим любовником итальянцем Бартольдо (Максим Шишов) в это место залетает Цвици (Светлана Грунина). Она бывшая подруга Дупы, Дупа согласилась выйти замуж за Тугати, и она уже в стандартном свадебном платье и завтра их свадьба. Но Цвици не может задержаться – завтра ей надо быть на Кипре. Но сегодня они с Бартольдо черпают из белой миски мороженое и повторяют слово: «Счастье», и Цвици даже угощает «Счастьем» Крума…
А Тугати умирает. И Крум вместе со Шкитой - миской, из которой Цвици и Бертольдо черпали счастье, ловит для умирающего последние лучи солнца. И это, наверное, последний момент, когда этот писатель мог испытать живое чувство. Когда он мог бы найти слова.
Но на столе пустой лист. Голый. И мать, которая так верила в него, предлагает Круму найти себе какую-то работу. И – страшно – сын кидается на мать, толкает её на кровать, душит подушкой. А потом уходит из дома – бродяжничает, пьёт. И мимо него – пьяного - проезжает с коляской его сына Тахтих и сообщает, что два часа назад умерла его мать, а его не смогли найти…
Спектакль по пьесе израильского драматурга Ханоха Левина «Крум» идёт в театре имени Владимира Малыщицкого в Санкт-Петербурге на улице Восстания. Маленькое, неудобное здание. Душно. Полный зал. Билеты заказывают заранее.
Спектакль поставил Пётр Шерешевский.
Добавить комментарий