В тяжелые времена хочется уйти от бедствий, посмеяться, развлечься. Когда отовсюду слышишь одно и то же слово: коронавирус, коронавирус, коронавирус... хочется заткнуть уши и «заварить пиры да балы» - прямо по слову Пушкина.
Передача, о которой пишу, создает великолепное настроение и заставляет забыть – хотя бы на время - про напавший на планету злобный вирус.
Вадим Эйленкриг – трубач. Трубач-мастер, трубач-виртуоз, трубач-импровизатор. Казалось бы, со словом труба связаны в нашем сознании не самые светлые ассоциации. Вот некоторые идиомы: дело - труба (плохо дело), трубный глас (звук трубы трех ангелов, возвещающих о конце времен), труба Иерихонская (невыносимо сильный звук, от которого могут рухнуть стены – даже древнего неприступного Иерихона). Но звуки трубы возвещают и о чем-то радостном.
С юности помню строчку перевода из Гейне «Трубы, флейты и литавры славят молодость мою». Сейчас вспомнила окуджавского музыканта, который «целуется с трубою». А еще трубачам дают слово перед всяким торжественным и важным событием.
Но Вадим Эйленкриг не принадлежит ни к - похоронной, ни к - праздничной группе. Он - трубач из бэнда, трубач – из джаза, трубач-солист.
А с 2018 года – ведущий передачи «Клуб «Шаболовка 37», идущей на канале КУЛЬТУРА.
Кроме потрясающей музыкальности, есть у него еще одно качество, позволившее ему стать превосходным ведущим музыкальной программы. Он чувствует людей, и он их притягивает. Магнит.
Вадим Симович (ему 48 лет, но выглядит он моложе, красивый, атлетического сложения, с татуировкой на левой руке, что читается как дань молодежной моде и богеме) зовет на свою программу друзей - знакомых певцов и знакомые коллективы.
Обычно они очень разные, каждый со своей стилистикой, манерой, звучанием. На нескольких передачах я открывала для себя певцов и музыкантов (Например, восхитительный хор из Грузии, возникший на базе музыкального училища в Цхалтубо), какие-то показались не столь удачными.
Но в любом случае, интересно наблюдать за ходом передачи и за негласным «соревнованием» гостей – а оно волей-неволей происходит, ибо публика, сидящая за столиками, реагирует на каждое выступление аплодисментами и криками, выражением лиц, включенностью в исполнение... Бывают необыкновенныке удачи. Как в этот раз.
В этот раз, 21 марта (программа идет в записи - по субботам), были приглашены совершенно непохожие музыканты. Это инcтрументальный квартет KLEZMERATA FIORENTINA из Италии и поэт-бард Олег Митяев с двумя своими помощниками, Родионом Марченко – бас-гитара, и клавишником Леонидом Марголиным.
Это нужно было видеть и слышать!
Итальянские музыканты – запись, конечно же, шла, когда напасть в виде коронавируса еще не обрушилась на прекрасную страну - участники большого флорентийского оркестра, управляемого прославленным Зубином Метой.
Необъяснима огромная приязнь этого дирижера–индийца к евреям (полвека возглавлял Израильский филармонический оркестр) и евреев к нему (провозглашен пожизненным дирижером этого оркестра!). Видно, любит Зубин Мета и еврейскую музыку.
Во всяком случае, по словам руководителя клецмерского квартета, он всячески поощряет их выступления и приглашает на фестивали. А руководит квартетом Игорь Полесицкий (*). Увы, нигде на интеренете не нашла имени этого прекрасного скрипача и альтиста (в оркестре он концертмейстер альтовой группы), потому не знаю, ни где он родился, ни как и когда попал в Италию.
С клецмер-музыкой(**), по его признанию, он познакомился, слушая песни бабушки в родительском доме. Где был этот дом – бог весть... Участники квартета – все, кроме руководителя, итальянцы. И нужно видеть, с каким упоением они играют народную еврейскую музыку!
Олег Митяев. Давно приглядываюсь к этому барду. Ироничный, независимый, похоже, очень ранимый - и создающий какую-то совершенно особую атмосферу.
- Я не знаю нот. Это его слова в начале передачи. С нотами и аранжировками ему помогает Леонид Марголин. Человек, превращающий безыскусные песни Митяева в интересные музыкальные композиции. Свое искусство продемонстрировал он и в союзе с «Клецмератой». Впрочем, и «клецмеры» прекрасно подыгрывали Олегу Митяеву.
«Из зала» был вызван легендарный контрабасист Григорий Ковалевский. Игорь Полесицкий вручил ему бубен, и тот с детской радостью стал в него бить. Осуществилась его давняя мечта – оказывается, старший брат музыканта был перкуссионистом.
Бардовская песня и клецмер-музыка – что в них общего? Но когда сходятся настоящие музыканты, встреча оборачивается истинным праздником для слуха. Необыкновенно удачны были все импровизации, по ходу которых один коллектив подхватывал мелодии другого - и присваивал, изменяя на свой лад. Здесь было не соревнование, а сотворчество. Свои способности импровизатора продемонстрировал и сам Вадим Эйленкриг, чья труба несколько раз вела виртуозное соло, и члены его команды - CREW, как он их называет.
Посмотрите эту передачу, друзья! Чудесное противоядие в схватке с коронавирусом.
---------
* Благодаря Владимиру Фрумкину, узнала настоящую фамилию музыканта - Полесицкий, на слух я восприняла ее немножко иначе - Палестинский. Потому и не нашла ничего в сети о замечательном квартете. Сейчас, по "наводке" все того же Владимира Фрумкина, прочитала очень интересное интервью с Игорем Полесицким в журнале ЛЕХАИМ, из которого узнала, что он родился в Киеве, учился в Кертисе (Филадельфия) и по окончании был приглашен во Флорентийский оперный оркестр самим маэстро Рикардо Мути...
** Клецмер-музыка - так говорят в Италии, в России же произносят "клезмер".