Судьба северокорейского маэстро

Опубликовано: 3 января 2024 г.
Рубрики:

Долгие годы, более полувека, я пытался узнать, как сложилась его судьба после возвращения на родину. В его консерваторские годы в Ленинграде мы были соседями по комнате в консерваторском общежитие. Хо Дя Бок был замечательным парнем и удивительно одаренным, многообещающим дирижером. По дошедшим до меня слухам, мой друг стал чем-то вроде «генералмузикдиректора» Северной Кореи. И только сейчас мне удалось узнать то, что произошло с ним на самом деле.

Рассказал мне об этом знаток Северной Кореи Андрей Ланьков, которого я увидел в Ютубе в качестве собеседника Юрия Дудя. Он немедленно ответил на мое электронное письмо, в котором я задал мучавший меня вопрос.

Вот его ответ:

У меня для Вас есть новости, и их много. Сразу скажу, что мне, как говорят в России, “медведь на ухо наступил” (и это был большой, жирный медведь), так что к музыке я равнодушен. Поэтому из музыкального мира Северной Кореи я знаю лишь несколько имён - в основном, тех музыкантов, которые так или иначе были связаны с миром политики.

Однако Вам повезло в том смысле, что транскрипция, которую Вы указали, позволяет с большой точностью восстановить оригинальное корейское имя Вашего знакомого. Возможны всего лишь четыре варианта, что со старыми советскими транскрипциями 1950 годов бывает ОЧЕНЬ редко. Поэтому я (признаться, без особого энтузиазма и не ожидая результатов) пробил его по большой базе данных северокорейских публикаций и публикаций по Северной Корее.

К своему удивлению, я обнаружил несколько упоминаний музыканта по имени Хо Чжэ-бок (100% он - имя и фамилия редкие). Оказалось, что он является действительно большой фигурой в мире северокорейского искусства. Он упоминается среди тех музыкантов, которые вернулись в КНДР после обучения в Советском Союзе и сыграли решающую роль в развёртывании музыкального образования в КНДР после Корейской войны.  하승희. 북한의 음악수재 인식변화와 활용 양상 한국예술연구 2019 제25호,стр.213 DOI 10.20976/kjas.2019..25.010

В диссертации по истории северокорейской музыки Хо Чжэ-бокупоминается среди наиболее известных музыкантов, получивших звание “народного артиста КНДР” (причём упоминается он со ссылкой на исследовательское интервью с известным северокорейским музыковедом, с которым диссертантка лично общалась в Пхеньяне в 2017 году - то есть имя Хо Чжэ-бока очень на слуху и сейчас) 이선애. 북한 음악수재 교육 연구.仁濟大學校 大學院 2020 стр.161

Впрочем, не всё там было просто. Учитывая характер подобных режимов, я даже несколько удивился, когда начинал поиск, что Ваш сокурсник, как мне показалось поначалу, “прошёл между струй” во время гонений на интеллигенцию вообще и на интеллигенцию с советскими связями – в особенности. Нет, не прошёл! Об этом печальном и предсказуемом, но закончившимся в целом благополучно повороте его биографии я узнал прямо из сочинений любимого руководителя - см. ПСС Ким Чен Ира, том 15, стр. 167-168 (издание 2016 года, сама речь произнесена в 1971 году).

Там Ким Чен Ир упоминает Хо Чжэ-бока как человека, который был по решению Великого Вождя Ким Ир Сена отправлен на тяжёлые работы в ссылку (учитывая прецеденты, полагаю, что кайлом уголь в шахте рубал или навоз лопатой на поля грузил). Однако вёл он там себя правильно, в итоге был приглашён самим Ким Ир Сеном на личную беседу, после которой был прощён и по личному указанию Солнца Нации вернулся к творческой работе. Разумеется, Ким Чен Ир приводит эту историю как пример того, что даже оступившийся и уклонившийся от правильного идейного пути интеллигент может исправиться.

Есть и грустная новость: Хо Чжэ-бока давно нет в живых. Возможно, поездка на шахты свою рол сыграла. Он скончался в довольно раннем возрасте, 5 августа 1977 года (родился 24 декабря 1931 года). Он похоронен на Кладбище Патриотов (애국열사릉) на горе Тэсонсан - нечто вроде северокорейского аналога Новодевичьего кладбища. Место захоронения само по себе показывает, что к концу жизни он был более чем успешен в КНДР.

Но есть и хорошие новости. Хо Чжэ-бок был женат на Хо Сок-ук (許善旭), первой корейской арфистке. У них есть дочь, которую зовут Хо Мун-ён (허문영), которая тоже является дирижёром (дирижёркой?) и, кажется, довольно известной - не стал уж пробивать дальше, хотя там, кажется, более чем интересная сеть родственных связей сформировалась.

Данные о семье Вашего сокурсника, в частности, содержатся в следующей диссертации: 홍현지. 북한정권 수립과정에서의 허헌의 역할. 동국대학교 대학원 2021 стр.8

Такие вот результаты примерно часовой работы с материалами. Современные технологии позволяют делать чудеса - и это я ещё в общедоступный интернет не полез, дабы не увязнуть там на пару-другую часов, чего себе позволить не могу.

С уважением,

Андрей Ланьков

 

Вот такая получилась судьба. Причудливая, трагическая.

Намного ли лучше сложилась бы его жизнь, если бы Ким Ир Сен не отправил бы его в концлагерь? Вряд ли.

Но если бы Маэстро удалось пройти «между струй» и избежать каторжных работ, он, быть может, прожил бы дольше выпавших на его долю 46-ти лет…

 

Комментарии

Истории, рассказываемые Владимиром Ароновичем Фрумкиным, не только всегда интересны сюжетами, но примечательны тем, что в них отразился тот или иной период чудовищного времени советской власти, распространявшейся достаточно далеко и от нашей необъятной родины. И вот сейчас в повествовании о розыске музыканта- сокурсника из Кореи появляется тема знакомая по культурной революции в Китае, тема издевательств власти под знаком идеологии над человеком.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки