Как-то великий режиссёр Альфред Хичкок сказал: «Длительность фильма не должна превышать выносливость мочевого пузыря зрителя». Я не раз вспоминал эти мудрые слова, когда не мог дождаться окончания 3-х часового фильма «Оппенгеймер». А ведь пришёл на него с убеждением, что если продюсеры и режиссёр не могут уложиться в 1,5-2 часа экранного времени, значит, у них или дефицит таланта, либо некуда девать деньги. Когда есть талант, в это ограниченное время можно уложить самую что ни на есть сложную историю. Ну почти каждую («Войну и Мир» не получится). Знал, а всё равно пошёл, ибо некстати вспомнил блестящий фильм «Титаник» длительностью 3 часа 15 минут, где каждая минута держала зрителя в напряжении. Надеялся я, что нечто подобное будет и с этим фильмом — всё же это история «отца» американской атомной бомбы, рассказанная на фоне невероятно драматичных и удивительных событий 20-го века. Зря я надеялся, зря потратили мы с женой 32 доллара на билеты, да ещё потеряли 3 часа.
Прежде чем начну ругать этот фильм, скажу о нём несколько положительных слов. Прежде всего, это относится к актёрскому ансамблю, и в первую очередь к ирландскому актёру Cillian Murphy (Роберт Оппенгеймер), Robert Downey Jr. (Луис Страусс), английской актрисе Emily Blunt (Китти Оппенгеймер) и Matt Damon (генерал Гровс). Это действительно замечательные актёры и, если бы не они, то высидеть весь фильм было бы средневековой пыткой. Кроме того, в фильме талантливо проявили себя прекрасная художница по костюмам Ellen Mirojnick и художница по декорациям Ruth De Jong. Хотел было я похвалить монтажёра (editor) Jennifer Lame за невероятно сложный монтаж тысяч кусочков (некоторые длительностью менее секунды), но потом понял, что весь мелькающий монтаж, от которого через четверть часа у меня началась головная боль, есть в основном плод вычурных манипуляций английского режиссёра фильма Christopher Nolan.
Вот про режиссёра ничего хорошего я сказать не могу. Весь фильм смонтирован наподобие окрошки, где цветные кадры перемежаются с чёрно-белыми, где действие скачет по времени вперёд и назад на десятилетия, где мелькают с трудом узнаваемые лица, где произносятся обрывки фраз, о смысле которых надо догадываться, но времени на это нет — всё мелькает. За этой зрительной и словесной чехардой порой совершенно невозможно ни уследить, ни порой понять, что режиссёр хотел нам сообщить. Он явно теряет чувство меры и в монтаже, и в рваных диалогах, а потому весь фильм напоминает какую-то мешанину (чуть было не написал «сумбур вместо музыки»).
Основа любого фильма — сценарий. Если сценарий плох, то самый талантливый, даже гениальный режиссёр и лучшие актёры фильм не спасут. А в этом фильме сценарий весьма слабый и режиссёр, чувствуя это (он его и написал), пытался монтажными фокусами, дикими оглушительными акустическими эффектами и ни к селу ни к городу вспышками изображений далёких галактик как-то поправить дело. Но лишь испортил.
Я хорошо знаю историю создания американской атомной бомбы и тех учёных, которые над ней работали. Manhattan Project был во многом еврейским проектом (Leo Szilard, Hans
Bethe, Richard Feynman, Robert Oppenheimer, George Placzek, Joseph Rotblat, Charlotte Serber, John von Neumann, Niels Bohr и др.), и еврейская тема кое-где в фильме проскальзывает в диалогах с Луисом Страуссом, бывшим морским офицером и Председателем Комиссии по Атомной Энергии, но всё как-то смазано, главное, непонятно — зачем? Противостояние Оппенгеймера и Страусса было идеологическим, а не религиозным: физик был либералом в современном нам понимании этого слова, а Страусс был убеждённым консерватором.
Зная по книгам участников проекта, я мог бы (при хорошем гриме) узнать в фильме реальных лиц, но с этим было совсем не просто. Режиссёр не озаботился дать хотя бы субтитры с именами реальных исторических персонажей. Так, я с трудом догадался, что человек, наблюдавший за первым испытанием бомбы через ветровое стекло автомобиля, был Ричард Фейнман (эти и многие другие детали я знал по его книге “Surely you're joking, Mr. Feynman!”), грим Альберта Эйнштейна был настолько ужасен, что великий физик стал похож на свою карикатуру из геббельсовского журнала «Der Sturmer».
Создатели фильма уж никак не могли отойти от голливудских стереотипов и обойтись без «клубнички», поэтому они ввели в действо несколько откровенно сексуальных сцен с голыми Оппенгеймером и его любовницей. Причём эти сцены были совершенно не нужны ни для повествования, ни для раскрытия сюжета, но продюсеры, видимо, опасались, что народ без секса заскучает. Не помогло — заскучал всё равно. Ну и разумеется, среди сотрудников лаборатории в Лос-Аламосе изредка мелькают черные лица (как же в наше время без этого!).
Вообще этот фильм не о создании американской атомной бомбы, а вся история её разработки служит лишь фоном для жизненной истории и трагедии великого физика Роберта Оппенгеймера, который до конца своих дней мучился тем, что его творение убило так много людей в Хиросиме и Нагасаки. Он говорил: «Я стал Смертью, разрушителем Мира». На встрече с президентом Трумэном он сказал: «Мои руки замараны кровью», на что Трумэн распорядился, чтобы к нему больше никогда не допускали «этого слезливого младенца».
Несмотря на сумбурность повествования, авторы фильма всё же показали реальные исторические события, когда Оппенгеймера лишили допуска к секретам за его связи с коммунистами (родной брат и жена) и его оппозицию созданию водородной бомбы, работами над которой руководил его бывший сотрудник ярый антикоммунист Эдвард Теллер. На Оппенгеймера навалились, когда в США началась антикоммунистическая кампания сенатора Маккарти и были арестованы реальные шпионы, которые крали секреты в Лос-Аламосе (Фукс и Холл), но роль этих людей в судьбе Оппенгеймера была показана весьма схематично.
В заключение посоветую — если интересуетесь, как в США делали Бомбу и какова история жизни великого физика Роберта Оппенгеймера, не ходите на этот фильм, а поищите на YouTube — найдёт там много интересных видео на эти темы.
-----------
Рассказы и эссе Якова Фрейдина можно прочитать на его веб–сайте: www.fraden.com
Комментарии
Верим
Спасибо. Доверяем Вам, не пойдём.
и в ресторанах тоже
доверяю мнению Якова Моисеевича. Поэтому в кино не была уже много лет: по его словам, всё - дерьмосло.
Это вы про кого?
Снежана, а кто это Яков Моисеевич, кому вы доверяете?
Суди, дружок, не выше сапога
Не стану обсуждать всю статью. Остановлюсь на отдельных моментах. Автор пишет, что Голливуд отдал дань моде, показав две сексуальные сцены, никому не нужные. Автор статьи просто не понял, что они означали. Сцена первая - единение тел и душ, сцена вторая - пространство между обнаженными телами героев. Нет духовного единения, остался только секс - вполне достойное занятие. Но между ними пролегла духовная пропасть, и потому они в дальнейшем больше не встречаются. Кстати, она кончила жизнь самоубийством за год до испытаний. Второе - насчет черных в фильме - да, мелькают. Авторы подчинились решению гильдии о непременном наличии негров. И посмеялись над этим решением, ибо черные в фильме не произнесли, ни ОДНОЙ существенной реплики. То есть, четко было показано, что участие черных в проекте было нулевым. Третье: великий ученый Эдвард Теллер удостоился вполне просоветской реплики автора: "ярый антикоммунист". И это всё о нем. Большего этот гений не заслужил? А ведь он создал водородную бомбу и помимо этого вполне сознательно ненавидел "империю зла", которая ничего кроме страданий человечеству не принесла. Он, с его ненавистью, можно сказать, опередил время, ибо иллюзии по поводу Совка сохранялись долго еще после времени, показанного в фильме. Автору было скучно, подозреваю, что он больше думал о мочевом пузыре, нежели о фильме - а я оторваться не мог, как не оторвался от него полный зрительный зал - ни одного ушедшего в туалет, и впервые(!) на моей памяти наградивший фильм овацией на титрах. Люди аплодировали стоя! Кстати, я наконец-то увидел принцип действия бомбы, когда между двумя полушариями вставляется стержень, превращающий два заряда в смертоносную атомную бомбу. "Дикие акустические эффекты" на меня тоже произвели большое впечатление. Готов поспорить, что фильм, если не получит Оскара за фильм сам по себе, обретет награду за звуковые эффекты. Насчет грима Эйнштейна - автор рецензии видел его живым, что высокомерно заявляет, будто великий физик похож на карикатуру из нацистского журнала? Автор даже название журнала знает - какое это имеет отношение к фильму? Я, например, сразу узнал физика. Сходство персонажей с реальными прототипами меня вообще мало интересовало. Нильс Бор, мне кажется, вообще не имел отношения к созданию бомбы. Он был в Англии в это время, если не ошибаюсь. Автор рецензии посетовал, что еврейская тема почти не затронута в этом фильме. Но фильм не о еврейской теме ( кстати, было сказано, почему немцы потерпели неудачу в создании бомбы), а о том, как была создана бомба. В общем, я разделил мнение зала и тоже присоединился к овациям людей, пришедших посмотреть на историю создания бомбы, определившей нашу жизнь во второй половине ХХ столетия и спасшей нас от нескольких мировых войн.
Роман Солодов, член Союза кинематографистов, сценарист
Ну и контр-рецензия!
“Член Союза кинематографистов, сценарист” Солодов (прошу прощения, но что-то не припомню его сценарии) резво обругал рецензию, но не привёл ни одного контр-возражения, показывающего художественную и историческую ценность фильма. Чем же ему этот фильм понравился (кроме оглушительных звуковых эффектов) осталось неясным. Не знаю, в каком кинотеатре он его смотрел и что там была за публика с овациями, но в зале, где смотрел я, была от силы дюжина зрителей, из которых до конца фильма досидели человек шесть. У остальных что, тоже проблема была с мочевым пузырём, а не с качеством кино?
Добавить комментарий