Загадка Патриса Лумумбы

Опубликовано: 16 октября 2001 г.
Рубрики:
Кадр из фильма Lumumba

Нынешним летом, раскрыв "Лос Анджелес таймс", я увидела рецензию на новый фильм "Лумумба".

Знакомое имя из далекого прошлого! Какой "бывший советский" не помнит университета Патриса Лумумбы на юго-западе Москвы, где обучалась молодежь из стран третьего мира? Именно благодаря "Лумумбе" многие москвичи впервые в жизни увидели чернокожего человека.

И вдруг я со смущением поняла, что, вообще-то, не знаю про этого Лумумбу ровно ничего. Да, африканский борец за национальное освобождение. Но из какой страны? Не помню. Да, был убит... или казнен? Но кем и почему? Этого в подробностях не рассказывали. Спросила нескольких "наших", все знают то же самое. Университет. Борец. Убили.

Но ведь вот выходит фильм. Наконец-то я все узнаю!

Рецензия Кеннета Терана, ведущего кинокритика газеты, очень хвалила и самого Лумумбу ("неотразимый оратор, исключительно мощная личность"), и картину про него ("сложное, глубоко драматичное описание политической трагедии"), и актера Эрика Эбуани, играющего главную роль.

К моему облегчению, из статьи стало ясно, кто же такой Лумумба. Он из бельгийского Конго. Когда в июне 1960 страна получила независимость, стал ее первым премьер-министром. Дальше, однако, в рецензии пошла какая-то торопливая невнятица. У Конго, пишет Теран, "сразу возникли проблемы из-за того, что бельгийские колонизаторы не готовили конголезцев на руководящие посты." (Но какие проблемы, не пишет.) Армия, "недовольная белыми офицерами, стала бунтовать". (Против кого, непонятно - вроде бы белых офицеров уже выгнали?) Провинция Катанга отделилась. (С какой стати?). Бельгия стала пытаться ввести свои войска и снова подчинить себе Конго. (Зачем? Она же только что оттуда ушла.) "Этого Лумумба вынести не мог, а его смелость и железные убеждения способствовали его свержению". Два месяца спустя он уже не был у власти, а еще через полгода был мертв. Виноваты, по словам Терана, "происки врагов Лумумбы и прискорбные махинации США, порожденные психологией холодной войны", а также "ужасающее наследство колониализма". И вот теперь перед нами фильм, который, наконец, восстановил историческую правду.

Никакой исторической правды я из этого не усвоила, потому что не поняла ровным счетом ничего. И, сильно заинтригованная, поехала в центральную библиотеку.

Сперва я заглянула в Большую Советскую энциклопедию 1974 года.

Кто помнит гипсовую фигуру "Юноша с теннисной ракеткой"? Был такой партнер у знаменитой "Девушки с веслом". Как я и ожидала, из статьи в БСЭ "Лумумба Патрис, 1925-1961" на меня глянул точь-в-точь этот зализанный истукан с неживыми глазами. Одни общие слова. Родился в крестьянской семье. Окончил миссионерскую школу. Работал почтовым чиновником. Основал партию Национальное движение Конго. Июнь 1960 - избран премьер-министром. Выступал против сепаратизма (какого? Ах, да, там ведь отделилась какая-то Катанга!) и вооруженной агрессии бельгийских колонизаторов (вот как, значит дело дошло до войны?) Сентябрь - отстранен от власти (кем, с какой стати?!), арестован, почему-то перевезен в Катангу и злодейски убит (кем?).

В 1966 официально провозглашен национальным героем. В 1961 (за 5 лет до этого!) имя Лумумбы присвоено Университету дружбы народов в Москве. В Конго, выходит, еще целых пять лет не знали, что он герой. А в Москве уже знали...

Неподалеку на полке стояла "Encyclopedia Americana" 1991 года. Образ Лумумбы там просматривался конкретнее. Был он, оказывается, радикалом, и умеренное крыло его собственной партии пыталось его исключить. Из-за этого партия раскололась. В 1959 году Лумумба повел своих на какую-то битву с бельгийцами, и за подстрекательство к вооруженным беспорядкам попал в тюрьму. Через год, будучи премьер-министром уже независимого Конго, объявил чрезвычайное положение в стране (в связи с мятежами в армии и отделением Катанги), и просил помощи у ООН. Остался недоволен ООН, и обратился за помощью к СССР. Тут произошло что-то такое, о чем энциклопедия умалчивает. Но за это Касавубу, законный президент Конго, с помощью полковника Мобуту отстранил Лумумбу от власти и даже посадил под арест. А потом правительство объявило, что бывший премьер убит при попытке к бегству.

Тоже не очень понятно, но все-таки уже лучше. Меня крайне изумило, что в рецензии Терана на фильм "Лумумба" про СССР нет ни слова. Очевидно, в картине этот важный момент не отражен.

На другой день та же "Лос Анджелес таймс" доказала, что считает "Лумумбу" значительным событием, посвятив большую статью режиссеру этой картины Раулю Пеку. Вот тут, подумала я, многое прояснится.

Пек рассказал, что родился на Гаити, жил в Конго. Его семья, "образованная и буржуазная", была, как несколько загадочно сказано в статье, "на переднем крае борьбы за политическую определенность и независимость обеих стран". Рауль окончил Академию кино в Берлине. В 1992 году сделал документальную ленту "Лумумба - смерть пророка". У левой интеллигенции такой фильм был обречен на успех, последовали премии в Париже и Монреале. В 1995 году Аристид, "политический кумир" Пека, левый правитель Гаити, пригласил его министром культуры в свое правительство. Через два года случился правительственный кризис, Пек понял, что Аристид - деспот и коррупционер, и вернулся в кино.

Нашел 4 миллиона долларов, с помощью известного французского сценариста Паскаля Бонитцера написал сценарий "Лумумбы", снимал в Мозамбике и Бельгии. Тщательно восстановил период 60-х годов, вплоть до включения в фильм популярной тогда песни "Независимость ча-ча-ча". Cейчас, кстати, в Бельгии вышла документальная книга социолога Де Витте "Убийство Лумумбы". Из-за нее в парламенте создана комиссия, где расследуется, виновато ли правительство Бельгии в убийстве. Для Пека Лумумба - герой и мученик, он сравнивает его с Христом и президентом Кеннеди.

О советских связях героя в интервью нет ни звука.

Что за притча, почему люди, преклоняющиеся перед Лумумбой, так стыдливо замалчивают явно ключевые события его биографии?

Книгу Де Витте, наделавшую столько шума, я искать не стала, зато прочла - в той же газете - длинную рецензию на нее. Рецензенту книга очень нравится. В ней ярко показано коварство бельгийских колонизаторов и страдания их обагренной кровью колонии. Убили Лумумбу бельгийцы, причем "с жутким наслаждением", так как он, радикальный политик, разгадал их низкие замыслы. После его смерти Конго - увы - снова попало в подчинение к "интересам богатых и белых".

Лумумба, надо понимать, был противником богатых и белых (по советской терминологии - акул капитализма и колонизаторов). В таком случае, было бы странно, если бы советская агентура не стала искать к нему подходов. Но объемистая рецензия на книгу, где изложены запутанные события в Конго того времени, тоже застенчиво уклоняется от этой темы. Там лишь вскользь упомянуто, что Лумумба "принял несколько грузовиков, доставленных из Советского Союза". За это был обвинен послом США в том, что либо он сам "комми", либо подыгрывает коммунистам. ЦРУ решило избавиться от Лумумбы, и участь его была решена.

Из-за нескольких советских грузовиков?!

Пора было обращаться к самой уважаемой мною энциклопедии - "Британнике".

Она, как всегда, представила ясный и - я уверена - правдивый рассказ.

Лумумба был уроженцем маленького и слабого племени батетела. Его политические соперники - президент Касавубу и Моис Чомбе, тоже возглавившие собственные партии, принадлежали к сильным племенам и происходили из зажиточных семей, а Чомбе к тому же из знатного рода. Лумумбу же некому было поддерживать, поэтому он призывал к "единому Конго", упирал на "общеконголезские" принципы.

Миссионеры выучили Лумумбу грамоте и французскому языку. Образованных людей в Конго было очень мало, и бельгийцы их поощряли. Лумумба принадлежал к клубу так называемых "evolues", культурных конголезцев, писал стихи и очерки. Ему дали бельгийское гражданство и работу на почте. В 1955 году он стал президентом небольшого, чисто конголезского профсоюза государственных служащих. В 1956 бельгийское министерство по делам колоний пригласило его, в числе других избранных, на специальную экскурсию по Бельгии. Уже в это время Бельгия начала готовить программу передачи власти "национальным кадрам". Министр Бисере собирался предложить Лумумбе - первому конголезцу - работу у себя в министерстве.

Но тут случился конфуз. Вернувшись из поездки, Лумумба был арестован, судим и получил два года тюрьмы. Не за политику. Он воровал деньги на почте.

Из бельгийской "национальной номенклатуры" он, естественно, выпал.

Надо думать, именно тут он сильно рассердился на колонизаторов с их несправедливыми законами, которые из-за какой-то ерунды разрушили его так удачно складывающуюся карьеру.

Выйдя из тюрьмы (где отсидел всего полгода), разгневанный Лумумба стал строить свое будущее уже на основе борьбы с бельгийцами. Основал собственную партию. В 1958 году съездил на африканскую конференцию в Аккру, где правитель Ганы - марксистский тиран Кваме Нкрума - собрал воинствующих черных националистов. Лумумба стал среди них своим.

В 1959 году правительство Бельгии обнародовало программу постепенного - в течение 5 лет - перехода Конго к независимости. Начали с проведения демократических местных выборов.

Надо ли говорить, что националисты во главе с Лумумбой закричали, будто цель выборов - навязать народу марионеток колониализма, и стали эти выборы срывать, причем силой. Бельгийские власти тоже ответили силой, произошли столкновения, были убитые. Лумумба попал в тюрьму уже как политический.

Вышел он оттуда народным героем. Теперь его партия сообразила, что на выборы имеет смысл идти, и оказалась права: у себя в Стэнливилле одержала блестящую победу, получив 90% голосов. Бельгия к этому времени поняла, что ее постепенный план будет сорван, и независимость придется давать прямо сейчас. Было сформировано правительство из конголезцев. Президентом стал умеренный Касавубу. Премьером неистовый Лумумба. В июне 1960 года король Бодуэн приехал в Конго на торжества в честь освобождения.

Добравшись до этого места, я поняла, что сюжет крепчает, и пора переходить от статей и энциклопедий к имеющимся книгам. Выбрала две книги мемуаров.

Одна (1994 год) написана другом Лумумбы, министром иностранных дел в его правительстве Томасом Канза. Вторая (2001 год) - кадровым офицером ЦРУ Дэвидом Дойлом, служившим в то время в Конго. Еще я проглядела книгу Вашингтона Окуму "Конго при Лумумбе: корни конфликта", изданную в 1963 году в Нью-Йорке, в издательстве "Иван Оболенский, Инк". Это было увлекательное и отчасти шизофреническое чтение. Но именно из разноголосицы авторов стала вырисовываться более понятная картина.

Канза не притворяется, будто Лумумбу и СССР связывало всего лишь "несколько советских грузовиков". Он прямо рассказывает, что накануне провозглашения независимости Конго соцстраны активно искали там политических деятелей, настроенных против Запада и Америки. (Только денег давали мало и неохотно). Связным у них была компартия Бельгии.

Из книги Окуму можно понять, что Лумумбу они нашли, одобрили как проводника своего влияния и даже раскошелились. Один из его политических противников демонстрировал фотокопию чека на 10 миллионов франков, посланного Лумумбе бельгийскими коммунистами. На эти деньги Лумумба якобы хотел купить 24 чешских машины "шкода" для своей партии, но потом побоялся обналичить чек. Разоблачителя он обвинил в клевете. Позже, став премьер-министром, он, как мы увидим, получил кое-что посолиднее, а с разоблачителем расправился.

Канза, убежденный сторонник Лумумбы, не сравнивает его с Христом и Кеннеди. Он перечисляет настоящих вдохновителей чернокожего лидера. Это Ленин, Мао, Гамаль Абдель Насер, Кваме Нкрума и Фидель Кастро. Именно с этими "отцами революции и символами свободы" он честно ставит его в один ряд. Не менее честно он упоминает и эпизод с воровством денег на почте (скрыть дело было немыслимо). Но, конечно, называет этот прискорбный случай результатом вражеских интриг с целью дискредитировать Лумумбу.

В глазах ЦРУ, по словам агента Дойла, Лумумба являлся бывшим почтовым клерком, довольно неуравновешенным по характеру, но с большой политической харизмой. Его тяготение к коммунистическому блоку ни для кого не было секретом.

Но, прежде всего, он был африканским националистом, использовавшим соперничество Запада и "соцлагеря" в своих интересах.

Уже в день провозглашения независимости 30 июня 1960 года можно было предугадать, что свобода не принесет Конго счастья и мира.

Леопольдвиль, переименованный в Киншасу, бурлил. Конголезские министры мчались на церемонию наперегонки, каждого больше всего заботило, чья машина окажется впереди. Какой-то африканец подскочил к кортежу короля Бодуэна, выхватил у него саблю из ножен и радостно убежал со своим трофеем. Бодуэн сохранил невозмутимость.

После краткой речи короля, где он заверил Конго, что Бельгия всегда будет готова придти ему на помощь, выступил Касавубу. Президент расценил решение Бельгии уйти из Конго как проявление мудрости, и просил у Бога благословения для новой страны. Теперь, сказал он, надо работать, следуя за естественным ритмом жизни. Использовать на благо Конго все хорошее, что принесли 80 лет "контакта с Западом" - западную культуру, законодательство и язык. Он выразил уверенность, что контакты с христианской цивилизацией "обновят древнюю кровь" 14-миллионного конголезского народа. Призвал этот разноплеменный народ к единству, проводником которого должна стать культура.

После этой спокойной и мирной речи на трибуне возник пылающий гневом Лумумба. Несмотря на то, сказал он, что независимость объявлена "по соглашению с Бельгией - дружественной страной, с которой мы стоим на абсолютно равной ноге", не будем забывать, что 80 лет колониального режима нанесли нам незаживающие раны. Нас ввергли в рабство, эксплуатировали, били, презирали и оскорбляли. Независимость добыта в борьбе. Слова "борьба", "кровь", "огонь", "слезы" и "муки" повторялись почти в каждой фразе. Контакты с западной цивилизацией Лумумба предложил в своем варианте. Иностранцы должны "хорошо себя вести", иначе их изгонят из Конго "по закону".

Речь дышала такой ненавистью, что поморщились даже некоторые единомышленники Лумумбы. Бельгийцы были в ужасе и изумлении, что в премьеры выбрали такого человека. Умеренных конголезских политиков тоже стала пугать одержимость Лумумбы "антиимпериалистической борьбой" в ее самом примитивном варианте: полное неприятие Запада, назначение на ключевые посты, особенно в армии и полиции, невежественных "негритянских братьев", стремление к неограниченной власти.

Подстрекательская демагогия премьера тут же принесла горькие плоды. Чернокожая солдатня, почувствовав "волюшку", отменила всякую дисциплину. Бельгийцы, к сожалению, действительно допустили ошибку, не подготовив кадры конголезских офицеров. Белых же офицеров солдаты Лумумбы уже не хотели слушаться.

4 июля бельгийский генерал Янсенс за какой-то проступок лично разжаловал чернокожего сержанта. Когда послышался ропот, Янсенс взял мел и написал на доске "До независимости = После независимости". Он хотел сказать, что дисциплина остается дисциплиной при любом режиме. Но "революционные" солдаты пожелали истолковать это по-своему: бельгийцы не признают независимости! Вспыхнул жестокий бунт. Над офицерами издевались. Вскоре стали нападать вообще на всех белых.

Генерал подал Лумумбе рапорт: "Имею честь почтительно привлечь Ваше внимание к вопросу о настроениях в армии. Официально заявляю, что если и впредь будут применяться неразумные методы, не совместимые с военной дисциплиной, мы навлечем на себя несчастье." Честный служака не побоялся написать, что заявление премьер-министра в день независимости "ошеломило" армию, а последовавшее за этим обращение Ниембо, близкого Лумумбе министра безопасности, "подрывает все устои порядка".

За это Янсенс был отстранен от командования и выслан. Мятеж полыхал вовсю. 10 июля солдат убил шестерых белых, ехавших в машине. Белых женщин насиловали, иногда на глазах у их детей. Ходили слухи о людоедстве. Во всяком случае, Дойл (из ЦРУ) остерегся привезти свою семью в Конго. Бельгийцев охватила паника. 20 тысяч человек бежало в Родезию.

Руководитель партии "Конакат" Моис Чомбе попробовал образумить Лумумбу. Тот его даже не принял. Терпение Чомбе лопнуло. Сказав: "Пожалеет", Чомбе уехал в провинцию Катанга и 11 июля объявил, что она отделяется от Конго с его разнузданной "революционностью".

Этот шаг привел в ужас буквально всех. Богатейшая Катанга хранила в своих недрах 80% природных ресурсов Конго, и ее ежегодный экспорт приносил стране 3 миллиарда долларов. Без Катанги Конго было обречено на нищету и могло выжить только за счет помощи Запада. Разделение страны сулило также полную анархию и гражданскую войну. А тут еще Чомбе разрешил Бельгии ввести в мятежную провинцию свои войска, чтобы защитить бельгийцев от насилия. В Катанге установились относительные законность и порядок.

Советы кричали, что на Конго опять напали бельгийские колонизаторы. Запад утверждал, что пожар в стране разжег Лумумба. Киншаса обратилась в ООН с жалобой на Чомбе. Она также тайно телеграфировала в СССР с просьбой о помощи. Вслед за Катангой отделилась и провинция Касаи. Ее лидер Балонджи (тот самый, что уличал Лумумбу в получении денег от русских) объявил себя просто императором.

14 июля Совет безопасности ООН выслушал бельгийского представителя Виньи, рассказавшего об издевательствах над его соотечественниками, и принял резолюцию: бельгийские войска из Катанги все-таки вывести, а войска ООН ввести.

Лумумбе этого было мало. Он разорвал дипломатические отношения с Бельгией и рвался не к миру, а к тому, чтобы уничтожить ненавистного Чомбе.

Бельгия послушалась и вывела войска. Америка отказалась посылать в Конго своих солдат. Президент Эйзенхауэр сказал, что великим державам следует воздержаться от военного участия в запутанном конфликте, и свое слово сдержал. Войска ООН, посланные в Конго, были составлены из солдат Индии, Пакистана, Ирландии, Швеции, Канады и 9 африканских стран.

Правда, агент ЦРУ Дойл пишет, что у него создалось впечатление: президент США не был бы огорчен, если бы с Лумумбой случилось бы что-нибудь непоправимое. В Конго было трое сотрудников ЦРУ. Дойл и его коллега Майкл дали понять своему начальнику Девлину, что на них можно рассчитывать. Но Девлин, ревностный католик, заявил и им, и своему начальству, что его религиозные взгляды не позволяют совершать убийство. И с ним посчитались наверху (а не отправили под немедленный расстрел). Описывая это, Дойл замечает, что вряд ли читатели ему поверят. Лично я - после десяти лет жизни в Америке - верю.

СССР же громко кричал на всех углах о том, что Конго терзают колонизаторы. Даже либеральная французская газета "Ле Монд" писала: "Фактически, Россия проводит сейчас огромную политическую операцию. Представляя трагедию Конго как часть общего заговора американского империализма (хотя США отказались вступать в Конго даже в составе войск ООН), Россия, в чисто пропагандистских целях, занимается нагромождением постыдных небылиц".

Под прикрытием этих небылиц Советский Союз, мечтавший приобщиться к богатствам Катанги, начал втихую помогать Лумумбе. В августе ему прислали 100 военных грузовиков и 16 "Илов" с двойными советскими экипажами. Один самолет был личным подарком Хрущева революционному премьер-министру. Председатель ООН Хаммаршельд узнал об этом и потребовал объяснений. Припертый в угол СССР не смутился и возразил, что посылка самолетов не противоречит резолюции Совета безопасности. На этих самолетах Лумумба перебросил свою армию в Касаи и учинил там жесточайшую резню, отомстив "императору" Балонджи. Командовали операцией офицеры из Чехословакии.

Лумумба упивался властью. В газетах печатали (видимо, по советскому образцу) коммюнике о том, какую провинцию посетил вождь, кто встречал и провожал его на аэродроме, как он беседовал с войсками и как его приветствия поднимали их дух. С Касавубу он уже вообще не считался. ООН обвинял в невнимании. Проклинал Бельгию. Ненавидел Чомбе. Томас Канза пишет, что Лумумба был главным препятствием к замирению с Катангой. Не будь его в центральном правительстве, Чомбе, скорее всего, вернулся бы в состав Конго. Но Лумумба явно готовился к переброске своих солдат в Катангу на советских самолетах, присутствие которых Запад справедливо считал угрозой миру в Конго.

Европа вздохнула с облегчением, когда Касавубу 5 сентября объявил по радио об изгнании Лумумбы и близких к нему шести министров из своего правительства. Он сказал, что Лумумбу нельзя больше считать патриотом, и предрек, что он навлечет на себя гибель. Однако, Лумумба не собирался уходить. В кабинете и парламенте из-за этого наступил раскол. Лумумба произносил речи, защищая Советский Союз и заявляя, что он вообще-то не коммунист, а совершенно нейтрален. В Конго царило двоевластие и полный "беспредел". Президент Эйзенхауэр заявил: "США со всей серьезностью и прискорбием относятся к одностороннему вмешательству России, ухудшающему и без того тревожную обстановку, когда африканцы убивают друг друга. Политическое устройство республики Конго - это вопрос, который должны решить сами конголезцы мирным путем. Этому угрожают действия СССР, которые явно мотивированы лишь его собственными политическими планами в отношении Африки".

В октябре Касавубу приказал полковнику Мобуту (ставленнику Лумумбы) арестовать Лумумбу и посадить его под домашний арест. Русских и чехов выслали, наступление на Катангу остановили. Чомбе перестали считать изменником. В конце ноября ООН признала законной делегацию Конго под руководством Касавубу. Хрущев обозвал за это Хаммаршельда лакеем Вашингтона.

Если бы Лумумба сидел дома и дождался посланцев ООН для переговоров, все, наверно, обошлось бы для него благополучно. Но 28 ноября, на свою беду, он сбежал из-под ареста и направился в родной Стэнливиль. Причем ехал с кортежем, с женой и сыном, в нескольких машинах, и по пути останавливался для бесед с населением. Немудрено, что его без труда поймали. Касавубу еще пытался вести переговоры, предлагал ему пост заместителя премьера, но получил гордый отказ.

Потом дела пошли хуже. 2 декабря Лумумбу, сильно избитого, доставили в столицу. Индийский генерал из войск ООН не стал вмешиваться - ведь Лумумба сам бежал из-под его охраны. А 17 января 1961 года Лумумбу, на его несчастье, выдали Катанге. Трудно было ожидать, что в руках своего худшего врага он останется в живых. Кто именно и как его убил, неизвестно. Сообщили, что "при попытке к бегству". Но Чомбе в глазах всего мира превратился в злодея, а Лумумба в мученика.

Дойл утверждает, что ЦРУ не только не причастно к убийству, но сперва и не знало о доставке Лумумбы в Катангу.

Несчастное Конго остается нищей и отсталой страной. Дойл вообще считает, что, может быть, надо было отдать "красным" Конго, да и Руанду с Бурунди впридачу. По его мнению, эти страны так далеки от капитализма и западной цивилизации, что даже коммунисты обломали бы об них зубы.

Ну, хорошо, а что же с фильмом "Лумумба"? Да ничего, посмотрела я это произведение. Эрик Эбуани - хороший актер, передает нервность, импульсивность, а временами и грубость Лумумбы. Сама картина - примитивный набор иллюстраций к политическим событиям. Если ничего предварительно не читать, то понять их суть трудно. Ясно только, что Лумумба хороший и страдалец, а его враги (они же враги народа) - плохие. Даже намека, даже тени советских самолетов, конечно, нет. Очень скучно. Фильм с грохотом провалился в прокате.

Кому понадобилось предлагать американскому зрителю эту "независимость ча-ча-ча" - не талантливый гимн африканскому национализму - можно только догадываться.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки