Герой и Палач - по обе стороны колючей проволоки Собибора

Опубликовано: 12 января 2015 г.
Рубрики:

 «Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя»
Юрий Левитанский

«Войны, такие, какими их сделал XX век, должны
быть начисто исключены из нашей земной жизни,
какими бы справедливыми они ни были. Иначе нам
всем — конец!»
Академик Михаил Пиотровский,
Директор Государственного Эрмитажа

 

Война не только убила миллионы, она ещё прошлась по душам выживших, разделив их на героев, жертв и палачей. Мой рассказ о разделенных войной двух судьбах - Героя и Палача, о предательстве и стойкости, о памяти и беспамятстве, о демократии и тоталитаризме, о правосудии и возмездии.

Палач. 17 марта 2012 г. на 92-м году жизни скончался нацистский преступник - бывший охранник нацистских лагерей смерти Майданек, Собибор и Флоссенбюрг Иван Демьянюк. Убийца только в Собиборе по меньшей мере 29000 евреев получил по приговору Мюнхенского суда всего 5 лет (по полтора часа за каждую невинно убиенную душу). Палач был освобождён прямо в зале суда по состоянию здоровья и скончался не за решеткой, а в курортном баварском местечке Бад - Файленбах, в комфортабельном доме для престарелых — с бассейном, лечебными процедурами и диетическим питанием. Cмерть на баварском курорте избавила Демьянюка от ещё одного судебного иска Испании по соучастии в убийстве 155 испанцев в концлагере Флоссенбюрг, где Палач совершенствовал свои, полученные в учебном лагере СС «Травники» и отработанные в Майданеке и Собиборе навыки в умерщвлении заключённых.

Герой. Лейтенант Красной армии Александр Печерский – руководитель беспримерного по смелости восстания заключённых в концлагере Собибор прожил на 11 лет меньше Палача. Герой, храбро защищавший свою землю и не предавший её даже в самые страшные моменты своей жизни, пережил клеймо изменника Родины, штурмбат (разновидность штрафбата), арест, увольнения, запреты. Он умер в 1990 г. в Ростове- на- Дону, всеми забытый, не получив за свой подвиг от Родины, которую он защищал и за которую отдал здоровье, НИ ОДНОЙ награды, и похоронен на городском кладбище вдалеке от Аллеи героев. Ухаживать за могилой человека, спасшего когда-то многие жизни, сейчас некому. В это трудно поверить и ещё труднее это пережить.

Судьба советских военнопленных. Эти люди были дважды преданы государством, которое они защищали. Первый раз, когда Советское правительство не подписало Женевскую конвенцию 1929 г., определявшую правовой статус военнопленных, оставив тем самым советских пленных без всякой защиты и контроля со стороны Международного Красного Креста и других организаций, помогавших пленным западных стран, и развязав нацистам руки для истязаний своих беззащитных жертв. А второй — когда устами Верховного Главнокомандующего И. Сталина заявило: «У нас нет военнопленных. У нас есть предатели». Приказом № 270 от 16 августа 1941 г., подписанным И. Сталиным, В. Молотовым, С. Буденным, К. Ворошиловым, С. Тимошенко и Г. Жуковым, все советские военнопленные объявлялись дезертирами, предателями и изменниками. Большая часть военнопленных, освобожденных в 1945 г. из немецких лагерей, была позднее направлена на «исправление» в лагеря советские, где условия содержания были не лучше. По тому же приказу семьи оказавшихся в плену офицеров подлежали аресту, «как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров». Семьи солдат лишались льгот, предоставляемых семьям участников войны, лагерное «пятно» сопровождало их всю оставшуюся жизнь.

Г. Жуков был также автором шифрограммы Nr. 4976 от 28 сентября 1941 года: «Разъяснить всему личному составу, что все семьи(!!!) сдавшихся врагу будут расстреляны и по возвращении из плена они также будут все расстреляны».

Западные же военнопленные после возвращения на родину признавались ветеранами войны, награждались специальной «Медалью военнопленного», пользовались почетом и уважением. Более того, в США бывшие военнопленные получили денежную компенсацию за недостаточное питание, бесчеловечное обращение и использование неоплачиваемого физического труда в немецком плену.

Вот в такой обстановке каждый советский военнопленный, находясь в немецком концлагере, должен был сделать нелёгкий выбор: стать предателем и выжить, либо остаться героем и быть уничтоженным, если не нацистами, то нквдешниками.

Добровольные помощники нацистов. Охранников для Собибора, Флоссенбюрга и других лагерей смерти немцы готовили в специальном учебном лагере СС (Uebungslager SS Travniki), расположенном в польском местечке Травники из числа советских военнопленных, добровольно присягнувших на верность Адольфу Гитлеру. Учебный процесс в Травниках был организован на основе программы подготовки, принятой в частях СС «Мертвая голова». Военнопленные проходили собеседование, в ходе которого выяснялось их отношение к коммунистам и евреям. Все они подписывали свидетельство о том, что не имеют еврейских предков и не состоят в коммунистической партии, и следующее заявление: «Мы, военные заключенные, вступаем в германские отряды СС для защиты интересов Великой Германии». Немцы называли их Scherge, что переводится и как полицейский, и как палач. «Травники» выполняли обе функции.

Лагерь смерти Собибор. Концлагерь СС Собибор (ныне Люблинское воеводство, Польша) был создан в 1942 г. по приказу Гиммлера специально для массового уничтожения евреев. 30 эсэсовцев и около сотни вооружённых охранников – «травников» уничтожили всего за полтора года 250 тысяч евреев со всей Европы. Такая «высокая производительность» была достигнута, благодаря чёткой организации конвейера смерти: эшелон – «касса» (помещение, где обреченные на смерть люди сдавали ценности) - «сауна», в которую доставляли прямо из «кассы» раздетых догола евреев и в которую подавался угарный газ от танковых моторов, - утилизация одежды и человеческого «сырья» – отправка «сырья» (драгоценности, золотые зубы, волосы) назад в Германию тем же эшелоном. Никаких простоев!

Больных и истощенных людей, коорые не могли передвигаться, расстреливали в специальном «лазарете» - яме, огороженной колючей проволокой.

Биография Палача до восстания. «Социально близкий» (по терминологии большевиков) Иван Николаевич Демьянюк родился 3 апреля 1920 года в селе Дубовые Махаринцы (ныне Казатинский район Винницкой области, Украина) в бедной крестьянской семье. Украинец. После окончания четырёх классов сельской школы работал трактористом в колхозе. В 1940 году был призван в Красную Армию. В мае 1942 года красноармеец Демьянюк попал в Крыму в немецкий плен.

В лагере для военнопленных в Хелме стал «хиви» (аббревиатура немецкого слова Hilfswilliger - доброльный помошник). Прошёл курс обучения в концлагере Травники и принёс присягу СС. Первым заданием Демьянюка была охрана еврейских узников на принудительных работах в сельском хозяйстве. Непродолжительное время он служил в концентрационном лагере Майданек.

С марта по сентябрь 1943 года был охранником в концлагере Собибор. В это время ему выпала «честь» выполнять поручение самого Гиммлера. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер в сопровождении Адольфа Эйхмана посетил лагерь в апреле 1943 года. Так как в это время не было «обычных» транспортов, в лагерь специально доставили триста узниц, молодых и красивых, которых «травники» загнали в газовые камеры «в честь» Гиммлера, дабы он смог лично наблюдать «окончательное решение еврейского вопроса». Гиммлер остался доволен увиденным, но приказал сжигать тела убитых, чтобы уничтожить все следы.

О том, чем ещё занимался там Демьянюк, рассказали также на допросах его «коллеги по работе»: «Вахманы несли охрану территории самого лагеря и объектов, которые были на ней, а также по приказанию немцев-эсэсовцев и под их непосредственным руководством принимали прямое участие в уничтожении евреев, доставлявшихся в этот лагерь. ... ни один вахман не мог уклониться от участия в уничтожении там людей».

Биография Героя до восстания. «Социально чуждый» (по терминологии большевиков) Александр Ааронович Печерский родился 22 февраля 1909 года в Кременчуге (сегодня Украина). Сын адвоката, еврей. В Ростове-на-Дону работал электриком паровозоремонтного завода, руководил художественной самодеятельностью. 22 июня 1941 г. ушёл на фронт. В октябре 1941 года лейтенант Печерский попал в окружение под Вязьмой, был ранен и пленён немцами. Прошёл лагеря военнопленных в Борисове и Минске. В сентябре 43-го эсэсовцы отделили военнопленных роковой национальности от остальных и отправили их в Собибор.

Герой и Палач встретились в Собиборе на короткое время. Судьба была милостива к Палачу - его перевели на повышение в концлагерь Флоссенбюрг в сентябре, и он избежал участи своих коллег по конвейеру смерти, убитых узниками Собибора во время октябрьского восстания.

Восстание в Собиборе. В августе 1943 года в лагере была организована подпольная группа из голландских, польских, чешских, французских и советских евреев под предводительством сына польского раввина Леона Фельдхендлера.. План этой группы состоял в организации восстания и массового побега из Собибора. Александр Печерский возглавил штаб восстания, а Леон Фельдхендлер стал его заместителем.

14 октября 1943 года узники лагеря смерти под руководством Печерского и Фельдхендлера подняли восстание. По плану Печерского заключённые должны были тайно, поодиночке, ликвидировать эсэсовский персонал лагеря, а затем, завладев оружием, находившимся на складе лагеря, перебить охрану. План удался лишь частично... Восставшие смогли убить 11 эсэсовцев и пару десятков охранников - «травников», но завладеть оружейным складом не удалось. «Травники» открыли огонь по заключённым, и они вынуждены были прорываться с криком «Ура!» из лагеря через минные поля. Вот печальная статистика этого беспримерного по мужеству восстания отчаяния: из 550 узников приняло участие в восстании 420, 130 остались в надежде, что их не тронут (все они были расстреляны на следующий день), 80 погибли вл время побега, 170 были обнаружены немцами в ходе поисков и расстреляны, 90 выданы местным населением и тоже расстреляны, до дня Победы дожили 53 участника восстания.

Александр Печерский, Семен Розенфельд, Алексей Вайцен, Аркадий Вайспапир, Наум Плотницкий, Борис Таборинский.продолжили войну в партизанском отряде и в регулярной армии. А Семен Розенфельд даже расписался на стене Рейхстага: «Барановичи - Собибор - Берлин».

Лагерь Собибор после восстания был по приказу Гиммлера стёрт с лица земли. На его месте немцы вспахали землю и передали её под ферму одному из бывших «травников», который развел на месте бывших массовых захоронений и бараков огород. Сегодня там мемориал и памятник героям Собибора.

Судьба Палача после Собибора. Повысив свою квалификацию на евреях, он пошёл на повышение и стал охранником в штрафном концлагере СС Флоссенбюрг.

В мае 1945 года Демьянюк сдался американцам как «жертва фашистского режима». В 1952 году вместе с женой и дочкой эмигрировал в США. Свое имя Демьянюк поменял на «Джон» и начал работать автомехаником. В 1958 году получил американское гражданство.

В период «холодной войны» его никто не трогал, но в 1980-х годах центру Симона Визенталя удалось выявить некоторых «травников». Советский Союз также передал США список имен 70 военных преступников, живущих на территории Соединенных Штатов. Среди них было и имя Ивана Демьянюка.

В начале 1987 года его лишили американского гражданства и экстрадировали в Израиль. На процессе, который обошелся израильской казне в один миллион долларов, Демьянюку было предъявлено обвинительное заключение, начинавшееся словами: «Обвиняемый проявлял особо чудовищную жестокость по отношению к евреям, убивая их собственными руками, забивал насмерть обрезком металлической трубы или засовывал головы своих жертв между рядами колючей проволоки…».

Главным доказательством на том процессе стало удостоверение учебного лагеря Травники № 1393 на имя Ивана Демьянюка.

25 апреля 1988 года окружной суд Иерусалима признал Ивана Демьянюка виновным в совершении преступлений в концлагере Треблинка и приговорил к смертной казни через повешение. Демьянюк обжаловал смертный приговор в Верховном суде Израиля, и в августе 1993 года пять членов Верховного суда единогласно приняли решение оправдать обвиняемого, истолковав в его пользу все сомнения, имевшиеся в деле.

Демьянюк вернулся в США, где ему было возвращено американское гражданство.

Однако юстиция США и Германии не оставляла Палача в покое. В конце концов, его опять лишили американского гражданства и экстрадировали в Германию, где прокуратура Мюнхена предъявила ему новое обвинение в соучастии в убийстве 29 тысяч евреев уже в концлагере Собибор.

Главными доказательствами послужили выданное на его имя удостоверение СС № 1393 и документ, в котором подтверждается, что в 1943 году Демьянюк был переведен в Собибор. Участник восстания в Собиборе — пенсионер из Рязани Алексей Вайцен узнал в мюнхенском подсудимом жестокого охранника концлагеря. Результат суда описан выше.

Судьба Героя после Собибора. До 44-го Александр воевал в партизанском отряде. После соединения отряда с частями Красной армии, начались допросы и проверки. Особисты в побег из концлагеря не верили, о существовании Собибора и восстании не слыхали и отправили Героя в штурмовой стрелковый батальон, смывать кровью «измену Родине». «Штрафников» на фронте называли смертниками, но ему снова повезло — «отделался» тяжёлым ранением и получил на руки справку № 245: «Дана тех. инт. 2 р. Печерскому А. А. в том, что он находился в 15 отдельном штурмовом стрелковом батальоне на основании директивы Генерального штаба КА от 14.06.44 г. за № 12/ 309593. Свою вину перед Родиной искупил кровью. Командир 15 ОШСБ гв. майор Андреев Нач. штаба гв. к-н Щепкин 20 августа 1944 г.».

Вот такая была страна, где Герой должен искупать свой подвиг кровью!

Из госпиталя Александр вернулся в Ростов-на-Дону, стал работать администратором в театре музыкальной комедии. Послевоенная судьба Печерского – ещё одно свидетельство поразительного бездушия и цинизма советской системы. В 1948-м началась оголтелая антисемитская кампания - борьба с космополитизмом, и Печерский потерял работу, поскольку не имел права человек с пятой графой и прошлым военнопленного занимать высокую должность театрального администратора. А потом его и вовсе арестовали, а заодно и его брата.

Но к этому времени о восстании в Собиборе уже было хорошо известно за границей. Мир славил имя Героя, спасшего жизни узников Собибора. Там вышло несколько книг о Собиборе, а в Голливуде был снят художественный фильм «Побег из Собибора», в котором роль Печерского сыграл известный актер Pyтrep Хауэр. В Израиле одна из улиц города Цфата получила имя Александра Печерского, а в городе Бостоне (США) была установлена стеклянная стела с именем Печёрского. И Печерского пришлось выпустить. Брат не дожил до освобождения: он умер в тюрьме от диабета.

Бывший фронтовик, партизан и штрафник, прошедший через плен и лагерь смерти, Александр Печерский освоил самую мирную специальность – научился вышивать. Его изделия раскупались на рынке нарасхват. Только в 1953 году, после смерти «великого вождя», Александру Ароновичу удалось поступить простым рабочим на машиностроительный завод.

Но «благодарная Родина» не простила Герою его подвиг. Написанный по воспоминаниям Печерского очерк Павла Антокольского и Вениамина Каверина «Восстание в Собиборе» вошел в «Чёрную книгу» Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана о преступлениях нацистов. В СССР «Черная книга» была запрещена, готовый набор и рукопись уничтожили. «Чёрная книга» опубликована только за рубежом и до сих пор в России не издана.

Печерского не выпустили ни на Нюрнбергский процесс, в котором он должен был принимать участие в качестве свидетеля, ни в Польшу на открытие памятника на месте лагеря Собибор, ни в Америку (уже в время Перестройки) на премьеру фильма «Побег из Собибора», несмотря на приглашение голландцаТомаса Блатта, вместе с которым он бежал из Собибора. Томас Блатт, ставший историком, приезжал к нему и задал Саше вопрос: «Ты возглавлял самое успешное восстание нацистских узников во время Второй мировой войны. Тебе обязаны жизнью многие. Получил ли твой подвиг признание?»

Герой только пожал плечами.

После Перестройки отношение к пленным изменилось. Вот и боевой лётчик Александр Руцкой, прошедший плен в Афганистане, получил звание Героя Советского Союза и стал даже вице-президентом России. Но Печерский и после перестройки не «тянул» для властей не только на звание Героя, но даже на орденоносца, потому как а) сын царского адвоката, б) еврей и с) был в плену и выжил. Актёр Хауэр за роль солдата Сашко в фильме «Побег из Собибора» получил «Золотой глобус». Сам Сашко и в современной России так и остался без почестей, без славы, без внимания. Лишь в 2010 году в Ростове-на-Дону, на доме, где жил Печёрский, появилась мемориальная доска в память о нём (ул. Социалистическая, д. 121)

Страна манкуртов. В маленьком немецком городке Ельтвилль на Рейне есть школа, в которой ведётся список учителей с 16 века. И сегодняшние дети этот список учат. Так в их жизнь входит прошлое. Замечательный писатель Чингиз Айтматов в своём романе «И дольше века длится день» дал определение манкурта – человека, у которого власть удалила из его генетической памяти прошлое: «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом».

Начиная с 1917 г., советская власть пыталась отобрать у нас прошлое путём духовного зомбирования. Старшее поколение помнит эти анкеты с угрожающим вопросами: «Есть ли у вас родственники за границей?» и «Чем занимались Вы и ваши родственники до революции?» История для большевиков начиналась с 1917 г. Всё, что было ранее, нужно было забыть под страхом репрессий. И большевики добились своего. Выросли поколения манкуртов, не помнящих своих корней. Сегодня мы пожинаем эти горькие плоды.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки